Программа по адаптивной физической культуре для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС.
целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
Адаптивная физическая культура - это социальный феномен, целью которого является социализация людей с ограниченными возможностями посредством физических упражнений и физических процедур. Содержание такой физкультуры направлено на активизацию, поддержку и восстановление жизненных сил, повышение жизненных сил через удовольствие и психологический комфорт. Это обеспечивается полной свободой выбора форм, методов и средств занятий.
Физические нагрузки, оказывая особое стимулирующее воздействие на организм, могут обеспечить его полноценную деятельность. Во время выполнения физических упражнений значительно повышается уровень возбуждения двигательных зон центральной нервной системы. Возникающие в них очаги возбуждения способствует угасанию тех механизмов, которые являются причиной патологического процесса. Иначе говоря, болезненный очаг как бы блокируется, и нарушенные функции в результате постепенно нормализуются.
Работа мышц способствует улучшению обменных процессов, деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышению защитных реакций.
Регулярные занятия физическими упражнениями в комплексе помогут нормализации патологических процессов.
Данную адаптированную программу можно использовать для составления индивидуальной образовательной программы для ребёнка-инвалида.
Адаптированная программа в области физического развития предусматривает постепенное развитие двигательных навыков с учётом состояния здоровья и возрастных периодов развития детей.
При составлении адаптированной программы в области физическое развитие учитываются рекомендации специалистов.
Адаптированная образовательная программа рассчитана на детей дошкольного возраста (3-7 лет).
Занятия проводятся три раза в неделю. В спортивном зале МАДОУ детского сада комбинированного вида № 31 “Золотой ключик” - два занятия в неделю и одно занятие на улице.
Нормативные документы, регламентирующие деятельность программы.
«Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПиН 2.4.1.3049-13 (Постановление от 15 мая 2013 г.№ 26 об утверждении
СанПин
2.4.1.3049
13)
- Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. N 1155 «Об утверждении ФГОС дошкольного образования»
Приказ
Минобрнауки
России от 30.08.2013г. от №1014
-ФЗ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»,
-ФЗ от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О Социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
-Статья 2. Законодательство Российской Федерации о социальной защите инвалидов.
-ФЗ от 23.10.2003 г. № 132-ФЗ. «Реабилитация инвалидов».
-ФЗ от 08.08.2001г. № 123-ФЗ. «Обеспечение жизнедеятельности инвалидов»
-Федеральный закон от 03.05.2012 №46- ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов».
-Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы».
-Постановление Правительства РФ от 07.02.2011 № 61 «О федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы».
«Закон № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
.
Приказа
Минздравсоцразвития
РФ от 04.08.2008 № 379н «Об утверждении форм индивидуальной программы реабилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, порядка их разработки и реализации».
Письмо МО РФ
N
АФ-150/06 от 18 апреля 2008 г. «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными
возможностями здоровья и детьми-инвалидами»
Цели и задачи Программы
Цель: получение ребёнком с ОВЗ (по основному заболеванию) комплексной помощи специалиста по физической культуре в ДОУ, направленной на индивидуальное развитие и успешной адаптации, реабилитации ребёнка в обществе.
Задачи.
Создание комфортной среды на занятиях по физической культуре для развития детей и компенсация имеющихся недостатков.
Формирования у детей двигательных навыков, улучшение координации движений, увеличение силы и выносливости мышц.
Развитие и совершенствование коммуникативных функций, эмоционально
-в
олевой регуляции и поведения.
Оказание консультативной и методической помощи родителям.
Планируемые результаты освоения Программы
у
детей развито правильное отношение к здоровому образу жизни;
сформированы нравственные ценности: доброты, милосердия, отзывчивости, дружбы;
сформированы у детей навыки самостоятельной деятельности.
обеспечен оптимальный двигательный режим и созданы условия для физического развития ребенка-инвалида.
обогащена предметно-развивающая среда ДОУ и укреплена материально-техническая база.
Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по программе.
Определение освоения основных видов движения для оценки развития ребёнка с ОВЗ (по основному заболеванию) и его функциональных возможностей. В результате изучения возможностей детского организма разработаны критерии по освоению ребёнком основных видов движений.
Вторая младшая группа (3-4 года).
умеет
ходить
сохраняя заданное направление;
умеет бегать, сохраняя равновесие, изменяя направление, в соответствии с указаниями инструктора по ФК;
сохраняет равновесие при ходьбе по ограниченной плоскости, при перешагивании через предметы;
может ползать на четвереньках;
может катать мяч в заданном направлении, бросать мяч двумя руками от груди, из-за головы; метать предметы правой, левой рукой;
Средняя группа (4-5 лет).
может метать предметы разными способами правой и левой рукой;
отбивает мяч об пол;
может ловить мяч;
ориентируется в пространстве, находит правую и левую сторону;
Старшая группа (5-6 лет).
выполняет ходьбу и
бег
сохраняя правильную осанку, направление и темп;
умеет лазить по гимнастической стенке;
может прыгать на мягкое покрытие, прыгать в обозначенное место;
умеет метать предметы правой и левой рукой в вертикальную и горизонтальную цель;
Подготовительная группа (6-7 лет).
старается выполнять правильно все виды основных движений (ходьба, бег, прыжки, метание, лазанье);
бросать предметы в цель из разных исходных положений, попадать в вертикальную и горизонтальную цель;
Выполнение упражнений детьми оценивалось по трехбалльной шкале.
балл - ребенку требуется постоянная помощь инструктора. Движения не точные, не координированные. Тяжело переключается с одного движения на другое. Активность ребенка
низкая.
балла - ребенку требуется помощь инструктора в исключительных случаях. Движения
более точные, более координированы. Движения ребенка активнее. Активность ребёнка
средняя.
балла - ребенку не требуется помощь инструктора. Движения точные, координированы. Переключаемость движений
высокая.
Ребенок активен.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Содержание образовательной деятельности.
Программа предполагает комплексный подход на уровне индивидуального сопровождения детей с ОВЗ (по основному заболеванию) с учётом показаний к проведению реабилитационных мероприятий по работе с детьми.
Основой профилактики и коррекции соматических заболеваний является общая тренировка ослабленного организма. Она проходит на фоне организованного оздоровительного двигательного режима. Этому способствует отработанный комплекс оздоровительных мероприятий в режиме дня, который предусматривает разнообразные виды общеукрепляющих и специальных мероприятий: витаминотерапия, фитотерапия, различные гимнастики, самомассаж, релаксация и др.
Дети, имеющие 2,3 и 4 группу здоровья, относятся к ослабленной группе.
В рамках всех разделов физического воспитания в детском саду, дети с ОВЗ (по основному заболеванию) получают более низкую физическую нагрузку. Для этого педагоги при проведении физкультурных занятий, утренней гимнастики, подвижных игр, спортивных упражнений уменьшают число повторений каждого упражнения.
Формы и методы взаимодействия взрослых с детьми.
Методы организации занятий: индивидуальный, индивидуальный подход в групповом режиме.
Формы организации занятий: является система определённых физических упражнений. Это лечебная гимнастика, самостоятельные занятия по рекомендации врача и специалистов по физической культуре, дозированная ходьба.
Каждое занятие строится по определённому плану и состоит из трёх частей: подготовительной, основной, заключительной.
Особенности организации образовательного процесса.
Продолжительность занятий:
не более 15
минут-для
детей второй младшей группы (3 -4 года),
не более 20
минут-для
детей средней группы (4-5 лет),
не более 25-30
минут-для
детей старшей и подготовительной групп (5-7 лет).
Структура проведения занятий в спортивном зале.
Подготовительная часть предусматривает подготовку к выполнению основных видов движения и специальных упражнений, постепенно включает в нагрузку. Длительность части 10-20% времени занятия.
В основной части занятия применяются специальные упражнения в чередовании с общеукрепляющими. Длительность основной части 60-80% от всего времени занятия.
В заключительной части нагрузку постепенно снижают. Физическую нагрузку контролируют и регулируют, наблюдая за ответными реакциями организма.
2.3. Взаимодействие ДОУ с семьями детей.