Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования городского округа Королёв Московской области «Детская музыкальная школа микрорайона Юбилейный»
Методическая работа
на тему: «Активизация дыхательного и артикуляционного аппаратов учащихся музыкальной школы на занятиях младшего хора»
в рамках темы года «Системно-деятельностный подход к обучению учащихся в условиях реализации ФГОС»
преподаватель младшего хора и музыкально-теоретических дисциплин ДМШ мкр. Юбилейный
Деревягина Е.А.
Вступление.
Изучение музыкального произведения – сложный многоступенчатый процесс, требующий применения различных методов и приёмов работы. Конечно же, большинство детей, впервые посетившие занятие младшего хора, не имеют представления о работе, которая должна вестись на занятии, не могут верно пользоваться дыхательным и артикуляционным аппаратами, слабо держат интонацию и т.д. А ведь каждое занятие направлено на отработку конкретных приёмов, звуковедения, чистоты интонации, художественного видения произведения.
Как известно, перед сольфеджированием и вокализацией необходимо распеть учащихся на разные гласные, согласные звуки, слоги, скороговорки и т.п. Но также учащиеся должны понимать, как формируется звук, каким образом следует брать дыхание, какой должна быть верная посадка на занятии и ещё многие аспекты, которые влияют на звукоизвлечение.
Каждый урок хора (тем более, младшего, т.к. именно на данном этапе становления личности лучшим образом формируются и развиваются все необходимые качества и возможности исполнителя, вокалиста) должен содержать в себе следующие виды деятельности:
Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой.
Дыхательные упражнения, направленные на активизацию работы диафрагмы.
Артикуляционная гимнастика.
Произношение скороговорок.
Распевки
.
Работа над музыкальным произведением.
Основная часть работы будет посвящена рассмотрению дыхательных и артикуляционных упражнений, выполнение которых необходимо осуществить до начала вокализации.
Целью данной работы является ознакомление учащихся с данном видом практической работы перед началом вокализации с дальнейшим успешным применением полученной информации и опыта на практике.
Для успешного достижения цели самым важным фактором становится практическая подача материала и показ хормейстером верного выполнения упражнений, так как дети хорошо осознают и запоминают правильность выполнения упражнений посредством неоднократного повторения их за педагогом.
Основная часть
Главная информация об основателе дыхательной гимнастики, выяснение положительных аспектов выполнения данной гимнастики.
Александра Николаевна Стрельникова – педагог-фониатр, создатель системы дыхательных упражнений, изначально предназначенных для улучшения вокальных данных (дыхания и голоса). Александра Николаевна, вместе со своей мамой, Александрой Северовной, начали разрабатывать эту гимнастику, когда у А. Н. пропал голос.
Однажды ночью, спустя несколько лет, Александра Николаевна проснулась от того, что не может дышать. В этот момент она вспомнила дыхательные упражнения, разработанные совместно с Александрой Северовной.
Позднее выяснилось, что выполнение данных упражнений крайне полезно для здоровья, так как происходят:
тренировка длинного выдоха;
массажное воздействие звука на грудную клетку;
укрепление мышц грудной полости, диафрагмы, носоглотки;
снятие спазма мышц, мешающих удержанию темпа речи и
т.д.
2. Базовые упражнения дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой.
Основной принцип дыхательной гимнастики – быстрый шумный вдох носом, губы при этом должны быть сомкнуты. Выдох осуществляется уже пассивно, через рот (не выталкиваем воздух, а спокойно выдыхаем). Также важно, чтобы плечи оставались в покое, не поднимались.
Рассмотрим несколько упражнений из дыхательной гимнастики.
“Ладошки”.
Исходное положение: руки согнуты в локтях, ладони будто бы обращены к зрителю.
С
жимаем ладони
–
делаем шумный быстрый вдох носом, разжимаем
–
спокойный выдох ртом (24 повтора по 4 раза, перерыв
–
3-5 секунд).
“Погончики”.
Исходное положение: руки согнуты в локтях, ладони перед собой сжаты в кулак на уровне пояса.
Нужно опустить ладони вниз и раскрыть их, сделав вдох, а затем вернуть в исходное положение, спокойно выдыхая (8 вдохов-движений, повторяющихся 12 раз, с перерывом 3-5 секунд).
“Обними плечи”.
Исходное положение:
руки перед собой согнуты в локтях и подняты на уровне плеч. Бросаем руки навстречу друг друга, как бы обнимая себя (сжимаем грудную клетки) делаем вдох, затем возвращаем руки в исходное положение и выдыхаем (
8 вдохов-движений, повторяющихся 12 раз, с перерывом 3-5 секунд
).
Выполнение данной гимнастики позволяет подготовить дыхательный аппарат учащихся и резонаторы к активной работе на уроке.
3. Дыхательные упражнения для улучшения работы диафрагмы.
Помимо выполнения дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой, следует использовать упражнения, направленные на улучшение певческого дыхания учащихся, а именно – на активизацию работы диафрагмы.
Приступим к разбору следующих упражнений:
“Шарик”:
вдох животом - пауза - равномерный и продолжительный выдох на звук “с” (можно произносить “ш”). Звук должен быть ровным, не прерываться и не ослабевать. Желательно выдыхать звук от 15 секунд и дольше. Данное упражнение направлено на грудное резонирование на согласных звуках и на тренировку равномерного выдоха.
“Насос”:
вдох животом - пауза - прерывистые активные выдохи звука “с” (также “ч”, “ш”, “щ”, “ц”, “тс”). На выдохе живот должен сдуваться, как бы выталкивать звук. Упражнение направлено на освоение естественного вдоха и упругого выдоха.
Выполнение данных упражнений помогает активизировать верную работу диафрагмы. Если выполнять эти упражнения постоянно, то с каждым разом дети начнут делать вдох именно животом, задействуя диафрагму, что скажется на правильном и красивом звукоизвлечении.
4. Артикуляционные упражнения для улучшения дикции.
При исполнении музыкального произведения следует стремиться не только передать художественный смысл, чисто интонируя, но и чётко произносить текст, пропевать согласные, окончания, дабы слушатель мог понять каждое слово.
Чтобы дикция была более чёткой, можно работать над скороговорками и выполнять простые артикуляционные упражнения:
“Улыбка-трубочка (хоботок)”.
Чередование положений губ:
сомкнутыми губами следует растянуть губы в улыбке, затем вытянуть губы вперёд длинной трубочкой (выполнять 5-10 раз).
“Футбол (укольчики языком)”.
Исходное положение: губы сомкнуты, челюсть опущена. Нужно толкать попеременно кончиком языка левую и правую щёки (выполнять 5-10 раз).
“Вальс (чистка зубов)”:
перемещать языком по часовой стрелке и против часовой стрелки, между губами и зубами, при сомкнутых губах (по 5-10 раз в каждую сторону).
“Качели”:
Исходное положение: рот открыт, челюсть опущена. Касаемся кончиком языка верхнего ряда зубов, затем
–
нижнего. Язык должен касаться внутренней стороны зубов, как бы прячась за ними (выполнять 5-10 раз).
“Пятачок”:
вытягиваем губы трубочкой и перемещаем их влево-вправо, вниз-вверх, вращаем по кругу сначала по часовой стрелке, затем
– против
(повторить 5 раз и более).
С помощью осуществления данных упражнений каждый учащийся сможет научиться лучше управлять не только своим артикуляционным аппаратом, но и мимикой, которая содействует осветлению гласных, более объёмному звучанию и т.п.
Заключение. Данная методическая работа охватывает лишь малую часть упражнений, направленных на активизацию дыхательного и артикуляционного аппаратов учащихся перед вокализацией на уроке хора.
В силах каждого педагога обогатить знания и опыт учащихся, а также сберечь и совершенствовать прекрасные голоса детей, выполняя необходимую подготовительную работу дыхательного и артикуляционного аппаратов.
Хормейстер способен извлечь максимальную пользу из данного вида разминки, тем самым подготовив детей к певческой работе на занятии и развив их потенциал для дальнейшего предпрофессионального и профессионального обучения музыке.
Эта методическая работа является результатом анализа занятий с младшим хором и направлена на выявление наилучших способов, методов и упражнений, содействующих активизации и развитию дыхательного и артикуляционного аппаратов.
Список литературы:
Щетинин Михаил Николаевич. Дыхательная гимнастика Стрельниковой/ М. Н. Щетинин.
–
2-е изд., перераб. И доп.
–
М.: Издательство АСТ, 2021.
–
256 с.: ил.
–
(Честно о здоровье).
Чесноков Павел Григорьевич. Хор и управление им. Пособие для хоровых дирижёров/ П. Г. Чесноков.
–
3-е изд.
– М.: Государственное музыкальное издательство,
1961 г.
– 240 с.
Соколов Владислав Геннадиевич. Работа с хором/ В. Г. Соколов.
–
3-е изд.
– М.: Издательство “Музыка”,
1967 г.
– 227 с.
Стулова Галина Павловна. Хоровой класс. Теория и практика вокальной работы в детском хоре
: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2119 “Музыка”
/ Г. П. Стулова.
–
М.: Просвещение,
1988 г.
– 126 с.
Осеннева Марина Степановна, Самарин Владимир Аркадьевич. Хоровой класс и практическая работа с хором
: Учеб. пособие для студ. муз. фак. высш. пед. учеб. заведений
/ М. С. Осеннева, В. А. Самарин.
–
3-е изд.
– М.: Издательский центр “Академия”, 2003
г.
– 192 с.
Приложение 1