Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Города Новосибирска

«Детский сад № 176 «Улыбка»

Конспект мастер-класса для родителей

«Активное слушание музыки»

Выполнила: Музыкальный руководитель высшей квалификационной

категории Крохта Ирина Анатольевна

Новосибирск 2024

Слушание музыки – это один из ярких путей обогащения чувств ребёнка и расширение его кругозора. Слушание музыки способствует развитию многих сторон личности ребёнка, формированию его морального облика, будит в нём мысли, воображение, развивает память, внимание, музыкальный вкус.

Регулярное прослушивание классических мелодий детьми:

- Положительно влияет на развитие мозговой деятельности;

- Улучшает восприятие нового материала;

- Стимулирует память;

- Нормализует эмоциональное состояние – снимает тревожность, успокаивает, уменьшает неуверенность в себе;

- Развивает творческое и логическое мышление;

- Формирует коммуникативные навыки;

- Воспитывает силу воли, целеустремлённость, терпеливость, усидчивость;

- Помогает побороть психические, двигательные и речевые расстройства.

Техника активного (эмпатийного) слушания – это техника, позволяющая точнее понимать состояния, чувства, мысли собеседника с помощью особых приёмов участия в беседе, подразумевающих активное выражение собственных переживаний и соображений.

Активное слушание музыки – это активное проживание музыки через действие. Танцуя под музыку, двигаясь под музыку, играя с игрушками под музыку мы создаём дополнительные связи слуховыми областями мозга и отделами двигательной коры, зрительными анализаторами, префронтальной корой (зоной эмоционального восприятия, когнитивной деятельности, социального поведения).

Актуальность темы.

Наблюдения за детьми показали, что многие из них невнимательно слушают музыку, быстро теряют интерес к происходящему. Как же сделать процесс слушания музыки интересным для дошкольников? И тут на помощь приходит такая форма работы, как активное слушание. Активное восприятие музыки – это ряд методов и приёмов, активизирующих процесс слушания музыки, делающих этот процесс более интересным, разнообразным, познавательным, игровым и творческим.

Для активного способа восприятия музыки недостаточно включить музыку фоном. Главный критерий – вы не только слушаете, но и слышите музыку в состоянии «здесь и сейчас». И ваш мозг, и внутренний слух расшифровывает закодированную в звуках информацию. Можно сказать, что активное слушание музыкальных произведений – это состояние осознанности и даже своеобразной медитации. Но важно научить ребёнка слушать музыку.

10 способов активного слушания музыки:

Способ № 1: Отгадываем Перед тем, как слушать классическую музыку с ребёнком, задаётся вопрос, ответ на который можно услышать, внимательно прослушивая произведение. Вопросы могут быть самые разные: «продвинутые» вопросы о средствах музыкальной выразительности, особенностях мелодии, ритма или музыкальной формы. А могут быть и очень простые – сколько раз прозвучали тарелки, когда музыка носила весёлый или грустный характер. Конечно, вопросы определяются уровнем музыкальной подготовки взрослого или ребёнка, но принцип одинаковый: интересный вопрос и ответ, который можно найти при внимательном прослушивании музыкального отрывка.

Способ № 2: Сравниваем

Поём или играем на инструменте знакомую детям мелодию и в какой-то момент её чуть-чуть меняем. Задача ребёнка – услышать это изменение. Можно сравнивать самые разные характеристики: громкость, высоту звука, исполнение разными инструментами и так далее.

Способ № 3: Сюжеты и образы

Основа этого способа в том, что музыкальное произведение – это не просто красивое сочетание звуков. Каждый композитор, когда пишет, закладывает в своё творение какую-то историю, эмоции, образы. Иногда они явные, композитор чётко прописывает свои идеи, а иногда мы можем только догадываться, какое послание через века направил нам великий творец.

С малышами лучше брать контрастные образы и придумывать интересный сюжет в соответствии с возрастом ребёнка, а для взрослых образы могут лишь немного отличаться оттенками.

Способ № 4: Фантазируем

Этот способ, с одной стороны, сложнее первых вариантов, потому что в нём нет готовых образов, но, с другой стороны, он очень интересный и активно развивает воображение, фантазию и правое полушарие мозга.

Для него нужна тишина и несколько минут времени, когда вас никто не отвлекает. Закройте глаза и попробуйте представить себе картинку, которую навевает музыка. Это не так просто сделать, как кажется. Нужно отпустить блоки, дать волю фантазии и воображению, но это навык, который можно постепенно нарабатывать. А вот малыши как раз очень легко включаются в такую игру.

Способ № 5: Визуальная картинка

Один из самых активных каналов восприятия информации у многих людей – это зрение. Поэтому использование визуальной картинки – ещё один способ слушать музыку, чтобы было интересно и ребёнку, и взрослому. В этой роли могут выступать и фильмы, и спектакли, и музыкальные истории, а также мультфильмы. Здесь мы уже не фантазируем, а просто наблюдаем за происходящим.

Способ № 6: Нарисуем музыку

Этот способ также будет связан с фантазией и визуальной картинкой, но в нём мы выступаем не просто наблюдателями, а творцами. Включаем музыку – и рисуем!

Способ № 7: Увлекательная история

Можно рассказать не только о музыкальном произведении, но и о том, что происходило в жизни композитора в то время, когда он писал своё творение.

Это могут быть какие-то интересные малоизвестные факты, которые помогают посмотреть на произведение под другим, непривычным углом зрения и достичь нужного результата - концентрации внимания.

Способ № 8: Эмоции и музыка

Как научиться слушать музыку, пропуская её через сердце? Когда мы осознанно слушаем какую-то мелодию, подключаются наши эмоции, мы сопереживаем тому, что зашифровал композитор в нотах и как это воплотил в жизнь исполнитель произведения. Возьмите лист бумаги, включите какую-нибудь музыку и запишите эмоции, которые у вас возникают: восторг, напряжение, порыв, смятение. А может быть, тревога или сарказм? Понаблюдайте за своими чувствами как бы со стороны и зафиксируйте их в словах.

Способ № 9: Движемся и чувствуем музыку

Это один из самых лучших способов активного слушания с малышами – движение! Мы подключаем наше тело, танец и через него соединяемся с музыкой. Совместные танцевальные импровизации облегчают восприятие музыки с детьми. Такие упражнения для развития музыкального слуха у детей можно использовать снова и снова, подбирая разные мелодии на вкус вашего ребёнка.

Способ № 10: Исполнение

Слушать музыку для детей и взрослых – это замечательное занятие. Но ещё лучше – попробовать её исполнить! Это самый эффективный из методов активного слушания. Если вы когда-либо пели какую-то песню или играли на музыкальном инструменте, учили наизусть, разбирали каждую фразу, то вы были не просто слушателем, а исполнителем. После того, как вы решите перейти снова от роли исполнителя к слушателю, степень погружения в музыку будет максимальной. Вы словно придёте в гости к близкому другу.

Слушайте музыку со своими детьми вместе! Это сблизит вас и разовьёт ваши чувства и эмоции.