Актуальность формирование читательской грамотности на логопедических занятиях.
В современном мире, где господствует телевидение, смартфоны, компьютеры, дети часто теряют интерес к чтению. Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению, а главное любви к книге – одна из главных задач начального обучения. Таким образом, формирование читательской грамотности обучающихся – это одна из актуальных проблем современного образования.
Читательская грамотность ― это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять над содержанием, оценивать прочитанное и заниматься чтением для того, чтобы расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Формированию грамотной устной и письменной речи у школьников с ограниченными возможностями здоровья препятствуют нарушения звукопроизношения, слабость памяти и внимания, недостаточность темпа и подвижности психических процессов, повышенная истощаемость, несформированность произвольной регуляции деятельности, эмоциональная неустойчивость. Страдает не только техника чтения, но и нарушено смысловое понимание прочитанного. Большинство учеников преимущественно пользуются механическим заучиванием.
Выше перечисленные нарушения ведут к недостаточной сформированности основных психологических предпосылок к развитию полноценных навыков чтения и письма. Следовательно, дети не понимают смысла прочитанного из-за ошибок при чтении. Нет понимания смысла текста, а значит, ребенок не может найти нужную информацию в тексте. Затруднения выливаются даже в кратком пересказе самого текста, не говоря уже о низкой скорости чтения.
Целью логопедической работы по формированию читательской грамотности является развитие у ребенка способности понимать, использовать и анализировать прочитанное. Другими словами выработка правильных речевых навыков и выработка способности применять эти навыки в самостоятельной речи и коммуникативной деятельности.
В рамках логопедической работы по формированию читательской грамотности реализуются следующие задачи:
Коррекция нарушений звукопроизношения;
развитие фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов речи;
развитие слогового и морфемного анализа и синтеза;
развитие связной устной и письменной речи;
развитие внимания и способности к переключению;
развитие слуховой и зрительной памяти;
развитие словесно-логического мышления;
развитие коммуникативных универсальных учебных действий;
совершенствование владения монологической и диалогической формами речи.
Основные направления работы по формированию читательской грамотности:
Формирование навыка чтения
умение правильно прочитывать слова;
понимать смысл текста;
выразительно читать.
Овладение техникой чтения.
Формирование читательских интересов.
Несомненно, что использование разных видов специальных заданий и упражнений на логопедических занятиях помогают ученикам улучшить навык чтения, что в свою очередь способствует формированию читательской грамотности.