* {font-family: Calibri; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-top: 0; margin-bottom: 0;} .Strong {font-weight: bold;} .Заголовок {font-family: 'Liberation Sans'; font-size: 14pt;} .Body Text {margin-top: 0pt; margin-bottom: 7pt;} .List {font-family: 'Arial';} .Caption {font-family: 'Arial'; font-size: 12pt; font-style: italic;} .Указатель {font-family: 'Arial';} .List Paragraph {margin-top: 0pt; margin-bottom: 8pt;}

Актуальность формирование читательской грамотности на логопедических занятиях.

В современном мире, где господствует телевидение, смартфоны, компьютеры, дети часто теряют интерес к чтению. Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению, а главное любви к книге – одна из главных задач начального обучения. Таким образом, формирование читательской грамотности обучающихся – это одна из актуальных проблем  современного образования.

Читательская грамотность это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять над содержанием, оценивать прочитанное и заниматься чтением для того, чтобы расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Формированию грамотной устной и письменной речи у школьников с ограниченными возможностями здоровья препятствуют нарушения звукопроизношения, слабость памяти и внимания, недостаточность темпа и подвижности психических процессов, повышенная истощаемость, несформированность произвольной регуляции деятельности, эмоциональная неустойчивость. Страдает не только техника чтения, но и нарушено смысловое понимание прочитанного. Большинство учеников преимущественно пользуются механическим заучиванием.

Выше перечисленные  нарушения ведут к недостаточной сформированности основных психологических предпосылок к развитию полноценных навыков чтения и письма. Следовательно, дети не понимают смысла прочитанного из-за ошибок при чтении. Нет понимания смысла текста, а значит, ребенок не может найти нужную информацию в тексте. Затруднения выливаются даже в кратком пересказе самого текста, не говоря уже о низкой скорости чтения.

Целью логопедической работы по формированию читательской грамотности является развитие у ребенка способности понимать, использовать и анализировать прочитанное. Другими словами выработка правильных речевых навыков и выработка способности применять эти навыки в самостоятельной речи и коммуникативной деятельности.

В рамках логопедической работы по формированию читательской грамотности реализуются следующие задачи:

Коррекция нарушений звукопроизношения;

развитие фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов речи;

развитие слогового и морфемного анализа и синтеза;

развитие связной устной и письменной речи;

развитие внимания и способности к переключению;

развитие слуховой и зрительной памяти;

развитие словесно-логического мышления;

развитие коммуникативных универсальных учебных действий;

совершенствование владения монологической и диалогической формами речи.

Основные направления работы по формированию читательской грамотности:

Формирование навыка чтения

умение правильно прочитывать слова;

понимать смысл текста;

выразительно читать.

Овладение техникой чтения.

Формирование читательских интересов.

Несомненно, что использование разных видов специальных заданий и упражнений на логопедических занятиях помогают ученикам улучшить навык чтения, что в свою очередь способствует формированию читательской грамотности.