* {font-family: Arial; font-size: 11pt;}
a.NoteRef {text-decoration: none;}
hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;}
table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;}
td {border: 1px solid black;}
.Normal {margin-bottom: 10pt;}
Этап
Цель этапа
Деятельность педагога
Деятельность воспитанников
Методы, приемы
Результат
1 этап
Организация детей, выявление их опыта, постановка цели экспериментирования, создание эмоционального настроя, создание проблемной ситуации.
Здравствуйте, ребята, скоро многие из вас поедут в отпуск.
И решила у вас узнать, а были ли вы на море? Как вы думаете где легче научиться плавать? Я смотрю у нас возникли споры
Дети подходят к воспитателю помогают собрать фотографии. Садятся в круг. Внимательно слушают воспитателя, рассматривают фотографии, отвечают на вопросы и высказывают предположения.
Сюрпризный момент
Вопросы
Беседа
Психологическая готовность к предстоящей познавательно-исследовательской деятельности, привлечение произвольного внимания.
2 этап
Актуализация проблемы. Формирование интереса к содержанию ПИД. Раскрытие образовательной, развивающей, воспитательной задач.
Выдвижения гипотез
Значит, многие думают, что на море легче плавать. То есть легче плавать в соленой воде.
Я тогда предлагаю отправиться в центр исследований и проверить правы мы с вами или нет.
-Ребята, сегодня мы с вами настоящие ученые. Но в каждой лаборатории свои правила безопасности давайте не будем забывать, что их надо соблюдать.
Первый опыт
У каждого из вас на столе две стакана, соль, ложка и два яйца.
Объясняет правила:
Ребята мы не пьем воду, ничего не берем в рот
Не сжимайте яйцо в руке
Сначала вы смотрите за мной, а потом повторяете сами
Ребята не торопитесь и слушайте меня внимательно. В один из стаканов добавляем три ложки соли. Сначала опускаем яйцо в пресную воду. Вы заметили, что яйцо утонуло, а сейчас опускаем яйцо в соленую воду. Яйцо не тонет, а давайте попробуем добавить еще соли. Смотрите, яйцо поднялось выше, потому что плотность воды в соленой воде выше, то есть маленькие песчинки соли поднимают наше яйцо вверх.
-Ребята мы с вами доказали, что в соленой воде плотность выше, чем в пресной.
Второй опыт «Растворение веществ»
Материал: сахар, соль, мука, растительное масло.
В стаканах смешиваем воду с сахаром, солью, мукой и маслом. Делаем вывод: вода растворяет сахар и соль, с мукой смешивается, а масло не растворяется в воде и не смешивается с водой.
Физминутка
Море очень широко. Море очень глубоко. Рыбкт там живут, друзья . А вот воду пить нельзя, ведь соленая она!
Третий опыт
«ПИЗАНСКАЯ БАШНЯ»
Нам понадобится: глубокая тарелка, пять кубиков сахара, пищевой краситель, стакан питьевой воды.
Постройте на тарелке башню из кубиков сахара, поставив, их друг на друга. В стакане с водой разведите немного пищевого красителя, чтобы вода поменяла цвет. Теперь аккуратно вылейте немного жидкости в тарелку (не на башню!). Понаблюдайте, что происходит. Сначала окраситься основание башни, затем вода будет подниматься вверх, и окрашивать следующий кубик. Когда сахар пропитается водой – башня рухнет.
Вывод: вода является хорошим растворителем. Молекулы воды проникают в сахар и распространяются среди его молекул, смешиваясь с ними (это хорошо видно по тому, как меняется цвет сахара). К тому же молекулы воды очень сильно притягиваются друг к другу, что помогает им подниматься вверх по башне.
Выдвигают гипотезу, что в соленой воде легче научиться плавать чем в пресной.
Отправляются в центр исследований. Принимают на себя роль ученых.
Внимательно слушают воспитателя.
Слушают правила
Добавляют три ложки соли. Сначала опускают яйца в пресную воду, затем в соленую.
Прослеживают, что получилось в результате опыта. Добавляют еще соли. Делают вывод вместе с воспитателем, что яйцо поднялось потому что в соленой воде больше плотность, маленькие песчинки соли вытолкнули яйцо на поверхность.
Соглашаются провести еще несколько опытов. Внимательно слушают воспитателя. Высказывают свое мнение
В стаканах смешивают воду с сахаром, солью, мукой и маслом.Слушают пояснения воспитателя. Приходят к выводу, что опыт похож на то, что вода растворяет сахар и соль, с мукой смешивается, а масло не растворяется в воде и не смешивается водой.
Выполняют движения в соответствии с текстом
Дети строют в тарелке башни из кубиков сахара, поставив их друг на друга.
Добавляют в воду пищевой краситель и окрашенную жидкость добавляют в тарелку.
Наблюдают, что происходит, задают вопросы, делают выводы.
Выдвижение гипотез
Повторение правил
Наблюдение
Анализ полученных результатов
Практические действия
Показ
Пояснения
Умение видеть проблему;
Умение формулировать и задавать вопросы;
Умение выдвигать гипотезы; Умение делать выводы и умозаключения;
Умение доказывать и защищать свои идеи;
Умение самостоятельно действовать на этапах исследования;
3 этап
Углубление, систематизация и обобщение знаний, на упрочнение и дальнейшее развитие познавательных интересов (любознательности)
Время у нас на исходе, пора возвращаться в нашу группу.
Понравилось вам в лаборатории?
Ребята, какой опыт вам понравился больше всего?
Кто расскажет какие вещества растворяются в воде, а какое вещество смешивается с водой?
Все ли гипотезы, оказались верными?
Возвращаются в группу
Отвечают на вопросы, делятся впечатлениями
Вопросы