* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;}

Технологическая карта познавательно-исследовательской деятельности по экологическому образованию в подготовительной группе.

Цель: закрепить знания детей о свойствах воды

Задачи:

Образовательные:

Учить детей анализировать, делать выводы, формулировать и высказывать свою точку зрения;

Закрепить знания детей о круговороте воды

Закрепить знания о плотности соленой и пресной воды

Закрепить знания о том, что вода может бежать вверх

Развивающие:

Развивать логическое мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи;

Развивать умение работать с жидкостью

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к воде.

Воспитывать навыки совместной работы

Планируемый результат:

Знания

Умения

Отношение

Знают о плотности соленой и пресной воды, знают что вода может бежать вверх, знают круговорот воды в природе

Умеют формулировать и высказывать свою точку зрения, умеют устанавливать причинно-следственные связи

Воспитывают бережное отношение к воде и навыки совместной работы

Оборудование:два яйца, стаканы, салфетки, банка, крышка, клеенки, краски.

Этап

Цель этапа

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Методы, приемы

Результат

1 этап

Организация детей, выявление их опыта, постановка цели экспериментирования, создание эмоционального настроя, создание проблемной ситуации.

Здравствуйте, ребята, скоро многие из вас поедут в отпуск.

И решила у вас узнать, а были ли вы на море? Как вы думаете где легче научиться плавать? Я смотрю у нас возникли споры

Дети подходят к воспитателю помогают собрать фотографии. Садятся в круг. Внимательно слушают воспитателя, рассматривают фотографии, отвечают на вопросы и высказывают предположения.

Сюрпризный момент

Вопросы

Беседа

Психологическая готовность к предстоящей познавательно-исследовательской деятельности, привлечение произвольного внимания.

2 этап

Актуализация проблемы. Формирование интереса к содержанию ПИД. Раскрытие образовательной, развивающей, воспитательной задач.

Выдвижения гипотез

Значит, многие думают, что на море легче плавать. То есть легче плавать в соленой воде.

Я тогда предлагаю отправиться в центр исследований и проверить правы мы с вами или нет.

-Ребята, сегодня мы с вами настоящие ученые. Но в каждой лаборатории свои правила безопасности давайте не будем забывать, что их надо соблюдать.

Первый опыт

У каждого из вас на столе две стакана, соль, ложка и два яйца.

Объясняет правила:

Ребята мы не пьем воду, ничего не берем в рот

Не сжимайте яйцо в руке

Сначала вы смотрите за мной, а потом повторяете сами

Ребята не торопитесь и слушайте меня внимательно. В один из стаканов добавляем три ложки соли. Сначала опускаем яйцо в пресную воду. Вы заметили, что яйцо утонуло, а сейчас опускаем яйцо в соленую воду. Яйцо не тонет, а давайте попробуем добавить еще соли. Смотрите, яйцо поднялось выше, потому что плотность воды в соленой воде выше, то есть маленькие песчинки соли поднимают наше яйцо вверх.

-Ребята мы с вами доказали, что в соленой воде плотность выше, чем в пресной.

Второй опыт «Растворение веществ»

Материал: сахар, соль, мука, растительное масло.

В стаканах смешиваем воду с сахаром, солью, мукой и маслом. Делаем вывод: вода растворяет сахар и соль, с мукой смешивается, а масло не растворяется в воде и не смешивается с водой.

Физминутка

Море очень широко. Море очень глубоко. Рыбкт там живут, друзья . А вот воду пить нельзя, ведь соленая она!

Третий опыт

«ПИЗАНСКАЯ БАШНЯ»

Нам понадобится: глубокая тарелка, пять кубиков сахара, пищевой краситель, стакан питьевой воды.

Постройте на тарелке башню из кубиков сахара, поставив, их друг на друга. В стакане с водой разведите немного пищевого красителя, чтобы вода поменяла цвет. Теперь аккуратно вылейте немного жидкости в тарелку (не на башню!). Понаблюдайте, что происходит. Сначала окраситься основание башни, затем вода будет подниматься вверх, и окрашивать следующий кубик. Когда сахар пропитается водой – башня рухнет.

Вывод: вода является хорошим растворителем. Молекулы воды проникают в сахар и распространяются среди его молекул, смешиваясь с ними (это хорошо видно по тому, как меняется цвет сахара). К тому же молекулы воды очень сильно притягиваются друг к другу, что помогает им подниматься вверх по башне.

Выдвигают гипотезу, что в соленой воде легче научиться плавать чем в пресной.

Отправляются в центр исследований. Принимают на себя роль ученых.

Внимательно слушают воспитателя.

Слушают правила

Добавляют три ложки соли. Сначала опускают яйца в пресную воду, затем в соленую.

Прослеживают, что получилось в результате опыта. Добавляют еще соли. Делают вывод вместе с воспитателем, что яйцо поднялось потому что в соленой воде больше плотность, маленькие песчинки соли вытолкнули яйцо на поверхность.

Соглашаются провести еще несколько опытов. Внимательно слушают воспитателя. Высказывают свое мнение

В стаканах смешивают воду с сахаром, солью, мукой и маслом.Слушают пояснения воспитателя. Приходят к выводу, что опыт похож на то, что вода растворяет сахар и соль, с мукой смешивается, а масло не растворяется в воде и не смешивается водой.

Выполняют движения в соответствии с текстом

Дети строют в тарелке башни из кубиков сахара, поставив их друг на друга.

Добавляют в воду пищевой краситель и окрашенную жидкость добавляют в тарелку.

Наблюдают, что происходит, задают вопросы, делают выводы.

Выдвижение гипотез

Повторение правил

Наблюдение

Анализ полученных результатов

Практические действия

Показ

Пояснения

Умение видеть проблему;

Умение формулировать и задавать вопросы;

Умение выдвигать гипотезы; Умение делать выводы и умозаключения;

Умение доказывать и защищать свои идеи;

Умение самостоятельно действовать на этапах исследования;

3 этап

Углубление, систематизация и обобщение знаний, на упрочнение и дальнейшее развитие познавательных интересов (любознательности)

Время у нас на исходе, пора возвращаться в нашу группу.

Понравилось вам в лаборатории?

Ребята, какой опыт вам понравился больше всего?

Кто расскажет какие вещества растворяются в воде, а какое вещество смешивается с водой?

Все ли гипотезы, оказались верными?

Возвращаются в группу

Отвечают на вопросы, делятся впечатлениями

Вопросы