Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 19 комбинированного вида»
Конспект
занятия по изобразительной деятельности
с использованием техники декупаж с детьми 7-го года жизни
на тему: «Жостовские подносы».
Воспитатель: Мальцева Алёна Леонидовна
ГО Краснотурьинск, 2024
Программное содержание:
Цель: совершенствование работы по ознакомлению дошкольников с народным творчеством на примере мастеров Жостова.
Задачи:
Обучающие.
Продолжать развивать у детей интерес к искусству.
Формировать у детей духовно-нравственные качества и чувства сопричастности к культурному наследию, традициям своего народа в процессе ознакомления с жостовской росписью.
Развивающие.
Развивать художественный вкус, творческое воображение, наблюдательность и любознательность.
Способствовать развитию мелкой моторики в декоративном творчестве в технике декупаж.
Использовать здоровьесберегающие технологии (гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика
Воспитывать самостоятельность; активно и творчески применять ранее усвоенный способ изображения – декупаж.
Использовать деффернцированный подход – девочки выполняют работу с цветами, мальчики-с ягодами.
Индивидуальная работа – с Катей К. и Машей Ш.-предложить заранее вырезанные детали декора.
Воспитательные.
Воспитывать уважительное отношение и чувство гордости за свою страну, в процессе ознакомления с жостовской росписью.
Воспитывать гармонически развитую личность.
Предварительная работа.
Беседы о творчестве жостовских мастеров, рассматривание экспонатов с жостовской росписью. Знакомство с отдельными элементами на занятиях по рисованию. Рассматривание иллюстраций с жостовской росписью. Выполнение работ в технике декупаж. Разгадывание загадок о цветах и ягодах.
Материалы и оборудование.
Экран и проектор для презентации к занятию, аудиозапись русских народных медодий, экспонаты для мини-музея.
Столы и стульчики для самостоятельной деятельности, картонные одноразовые тарелочки, ножницы, кисточки, салфетки для декупажа, клей ПВА, салфетки для рук на каждого ребёнка.
Ход занятия.
1 слайд.
Вводная часть.
Организация в кругу.
Дети приветствуют гостей словами:
- «Здравствуйте гости дорогие, будьте как дома. У нас для каждого найдётся доброе словечко и тёплое местечко!»
Воспитатель: -Как у нас на Руси уж давно повелось, чтоб всем весело и счастливо жилось, чтоб не плакал никто и не скучал, сам народ для себя искусство слагал. Песни пели, плясали, красотой свой дом украшали. Наши бабушки и дедушки сами создавали для украшения своего жилища красивые предметы старины, которые мы сейчас называем русским народным творчеством. В разных городах и деревнях нашей огромной страны жили народные умельцы, которые придумали разные виды русской росписи.
-Какие виды народной вам известны? (ответы детей).
-Давайте пройдём на нашу выставку народных промыслов и рассмотрим. Какие изделия вы здесь видите? (Ответы детей).
- Правильно, это жостовские подносы.
-Посмотрите, какие они красивые, яркие.
-Как вы думаете из чего они изготовлены?
-Скажите, они одинаковые или чем то отличаются? (форма, цвет, размер, рисунок).
-Хотите узнать, как появилась на Руси жостовская роспись?
-Тогда проходите на свои места, садитесь поудобнее и слушайте.
2 слайд.
Основная часть.
Воспитатель: -Недалеко от Москвы, среди широких раздолий Русской равнины, в очень живописном месте находится деревня Жостово. И хотя в округе много и других деревень и больше этой, и, возможно, красивее, но деревню Жостово знают все. В этой деревне жили мастера, они придумали расписывать подносы различными цветами, которые и до сих пор славятся своей красотой и неповторимостью. Поэтому деревню Жостово знают не только в нашей стране, но и в других странах.
3 слайд.
Воспитатель: -Жостовские подносы расписывали яркими масляными красками, разбавляя красочный состав льняным маслом. Для нанесения рисунка художники использовали мягкие кисти из беличьей шерсти.
4 слайд.
Воспитатель: -Сначала металическую заготовку грунтуют, шлифут и покрывают лаком. На этом этапе выбирают фон. Чаще всего он бывает чёрный, но может быть и белым, красным, зелёным, синим.
Затем выполняется «Замалёвок» - это начало и композиция будущего узора.
После выполняется «Тенежка», это когда художник полупрозрачными красками наносит цветные тени. Отсюда и название – тенежка.
Затем выполняется самый ответственный этап – «Прокладка», когда форма букета начинает обретать плоть, уплотняются многие детали, высветляется гармоничный строй всей композиции.
5 слайд.
Воспитатель: -Посмотрите на разнообразные подносы, что изображено на них? (ответы детей).
-Разнообразны жостовские подносы в своём исполнении. На них букеты из разных цветов и ягод.
-А сейчас, я загадаю вам загадки.
Колосится в поле рожь.
Там, во ржи, цветок найдёшь.
Ярко-синий и пушистый,
Только жаль, что не душистый. (Василёк)
Стоят в лугах сестрички —
Золотой глазок, белые реснички. (Ромашки)
Не тюльпан и не мимоза,
А в шипах красотка... (Роза)
Эта ягода известна,
Удивительно полезна.
Выглядит всегда красиво,
С чаем пьём, если ангина? (Малина)
Обдетели листья,
Но остались кисти.
Красные и яркие,
Снегирям подарки (Рябина).
Воспитатель: -Молодцы, все загадки отгадали.
6 слайд.
Воспитатель: -А ещё для украшения своих подносов мастера используют различной формы завитки, которые рисуют в основном, золотой краской – позолотой.
Воспитатель: -Цветы и ягоды прекрасны, но недолговечны. Они растут в основном летом. Чтобы люди могли любоваться ими круглый год, художники переносят их на подносы.
«Вот жостовский черный изящный поднос
С букетом из лилий, пионов и роз.
В нем бликами летнее солнце играет,
Каймой золотой по краю сверкает».
Воспитатель: -А, сейчас немного отдохнём и сделаем разминку.
Физминутка «Цветы»
«На лугу растут цветы
Небывалой красоты. (Потягивания — руки в стороны.)
К солнцу тянутся цветы.
С ними потянись и ты. (Потягивания — руки вверх.)
Ветер дует иногда,
Только это не беда. (Дети машут руками, изображая ветер.)
Наклоняются цветочки,
Опускают лепесточки. (Наклоны.)
А потом опять встают,
И по-прежнему цветут».
Воспитатель: -Ребята, у кого дома есть жостовские подносы и для чего они предназначены?
Дети:
-Висит на стене. Стоит самовар.
Воспитатель:
-Подносы можно использовать, как украшение интерьера, так и использовать в быту.
7 слайд.
Воспитатель: -Ребята, а вы бы хотели сегодня стать мастерами и сами создать свой неповторимый жостовский поднос?
-Тогда я предлагаю вам превратиться в настоящих жостовких мастеров и немного поработать. Сегодня вы свои подносы будете выполнять в технике Декупаж.
-Что такое декупаж? (ответы детей- украшение изделий с помощью салфетных рисунков).
-Я напомню вам основные правила:
-нужно выбрать рисунки, которые вы хотел бы нанести на свой поднос;
-затем аккуратно вырезать или оборвать рисунок;
-потом расположить его на подносе;
-затем с помощью клея ПВА аккуратно от середины к концам разгладить изображение, чтобы не было пузырьков и складок;
-таким способом украсить весь поднос.
-Не забудьте про технику безопасности при работе с ножницами!
- Прежде чем заняться работой, давайте разомнём свои пальчики и выполним пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика:
«Ну, ка, ручки, не ленитесь,
Поочерёдное сжимание и разжимание пальцев обеих рук.
Хорошенько потрудитесь.
Правой будем вырезать,
Указательным и средним пальцами правой руки выполняем упражнение «Ножницы»
Левой будем помогать.
Указательным и средним пальцами левой руки выполняем упражнение «Ножницы»
Вместе пальцы разогреем,
Потирание ладонями правой и левой руки.
И начнём творить скорее!»
Воспитатель: -Сейчас я предлагаю вам выбрать технику работы с салфетками – обрывание или вырезание. Подумать над композицией и приступить к работе. Девочки будут украшать свои подносы цветами, а мальчикам предлагаю украсить свои подносы ягодами. У нас получатся красивые подносы с разнообразными рисунками.
8 слайд.
Под мотивы русских народных мелодий дети выполняют работу.
В ходе самостоятельной работы воспитатель смотрит, подсказывает, помогает детям.
Рефлексия.
Воспитатель: -Ну, вот, наконец все украсили свои подносы.
-Давайте с вами устроим сою выставку и рассмотрим их.
-Посмотрите, какие яркие, красивые и разнообразные подносы у вас получились. Вы большие молодцы! Какие работы других детей вам понравились? Почему? Чем мы сегодня занимались? Что вам больше всего понравилось? Кому можно подарить такой поднос?
Открытый конец.
Воспитатель: -У меня для вас есть раскраски с изображениями жостовских подносов, я вам их подарю, а вы сегодня вечером в детском саду или дома их раскрасите.