Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 19 комбинированного вида»

Конспект

занятия по изобразительной деятельности

с использованием техники декупаж с детьми 7-го года жизни

на тему: «Жостовские подносы».

Воспитатель: Мальцева Алёна Леонидовна

ГО Краснотурьинск, 2024

Программное содержание:

Цель: совершенствование работы по ознакомлению дошкольников с народным творчеством на примере мастеров Жостова.

Задачи:

Обучающие.

Продолжать развивать у детей интерес к искусству.

Формировать у детей духовно-нравственные качества и чувства сопричастности к культурному наследию, традициям своего народа в процессе ознакомления с жостовской росписью.

Развивающие.

Развивать художественный вкус, творческое воображение, наблюдательность и любознательность.

Способствовать развитию мелкой моторики в декоративном творчестве в технике декупаж.

Использовать здоровьесберегающие технологии (гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика

Воспитывать самостоятельность; активно и творчески применять ранее усвоенный способ изображения – декупаж.

Использовать деффернцированный подход – девочки выполняют работу с цветами, мальчики-с ягодами.

Индивидуальная работа – с Катей К. и Машей Ш.-предложить заранее вырезанные детали декора.

Воспитательные.

Воспитывать уважительное отношение и чувство гордости за свою страну, в процессе ознакомления с жостовской росписью.

Воспитывать гармонически развитую личность.

Предварительная работа.

Беседы о творчестве жостовских мастеров, рассматривание экспонатов с жостовской росписью. Знакомство с отдельными элементами на занятиях по рисованию. Рассматривание иллюстраций с жостовской росписью. Выполнение работ в технике декупаж. Разгадывание загадок о цветах и ягодах.

Материалы и оборудование.

Экран и проектор для презентации к занятию, аудиозапись русских народных медодий, экспонаты для мини-музея.

Столы и стульчики для самостоятельной деятельности, картонные одноразовые тарелочки, ножницы, кисточки, салфетки для декупажа, клей ПВА, салфетки для рук на каждого ребёнка.

 

Ход занятия.

1 слайд.

Вводная часть.

Организация в кругу.

Дети приветствуют гостей словами:

- «Здравствуйте гости дорогие, будьте как дома. У нас для каждого найдётся доброе словечко и тёплое местечко!»

Воспитатель: -Как у нас на Руси уж давно повелось, чтоб всем весело и счастливо жилось, чтоб не плакал никто и не скучал, сам народ для себя искусство слагал. Песни пели, плясали, красотой свой дом украшали. Наши бабушки и дедушки сами создавали для украшения своего жилища красивые предметы старины, которые мы сейчас называем русским народным творчеством. В разных городах и деревнях нашей огромной страны жили народные умельцы, которые придумали разные виды русской росписи.

-Какие виды народной вам известны? (ответы детей).

-Давайте пройдём на нашу выставку народных промыслов и рассмотрим. Какие изделия вы здесь видите? (Ответы детей).

- Правильно, это жостовские подносы.

-Посмотрите, какие они красивые, яркие.

-Как вы думаете из чего они изготовлены?

-Скажите, они одинаковые или чем то отличаются? (форма, цвет, размер, рисунок).

-Хотите узнать, как появилась на Руси жостовская роспись?

-Тогда проходите на свои места, садитесь поудобнее и слушайте.

2 слайд.

Основная часть.

Воспитатель: -Недалеко от Москвы, среди широких раздолий Русской равнины, в очень живописном месте находится деревня Жостово. И хотя в округе много и других деревень и больше этой, и, возможно, красивее, но деревню Жостово знают все. В этой деревне жили мастера, они придумали расписывать подносы различными цветами, которые и до сих пор славятся своей красотой и неповторимостью. Поэтому деревню Жостово знают не только в нашей стране, но и в других странах.

3 слайд.

Воспитатель: -Жостовские подносы расписывали яркими масляными красками, разбавляя красочный состав льняным маслом. Для нанесения рисунка художники использовали мягкие кисти из беличьей шерсти.

4 слайд.

Воспитатель: -Сначала металическую заготовку грунтуют, шлифут и покрывают лаком. На этом этапе выбирают фон. Чаще всего он бывает чёрный, но может быть и белым, красным, зелёным, синим.

Затем выполняется «Замалёвок» - это начало и композиция будущего узора.

После выполняется «Тенежка», это когда художник полупрозрачными красками наносит цветные тени. Отсюда и название – тенежка.

Затем выполняется самый ответственный этап – «Прокладка», когда форма букета начинает обретать плоть, уплотняются многие детали, высветляется гармоничный строй всей композиции.

5 слайд.

Воспитатель: осмотрите на разнообразные подносы, что изображено на них? (ответы детей).

-Разнообразны жостовские подносы в своём исполнении. На них букеты из разных цветов и ягод.

-А сейчас, я загадаю вам загадки.

Колосится в поле рожь.

Там, во ржи, цветок найдёшь.

Ярко-синий и пушистый,

Только жаль, что не душистый. (Василёк)

       

       Стоят в лугах сестрички —

Золотой глазок, белые реснички. (Ромашки)

Не тюльпан и не мимоза,

А в шипах красотка... (Роза)

Эта ягода известна,

Удивительно полезна.

Выглядит всегда красиво,

С чаем пьём, если ангина? (Малина)

Обдетели листья,

Но остались кисти.

Красные и яркие,

Снегирям подарки (Рябина).

Воспитатель: олодцы, все загадки отгадали.

6 слайд.

Воспитатель: ещё для украшения своих подносов мастера используют различной формы завитки, которые рисуют в основном, золотой краской – позолотой.

Воспитатель: веты и ягоды прекрасны, но недолговечны. Они растут в основном летом. Чтобы люди могли любоваться ими круглый год, художники переносят их на подносы.

«Вот жостовский черный изящный поднос

С букетом из лилий, пионов и роз.

В нем бликами летнее солнце играет,

Каймой золотой по краю сверкает».

Воспитатель: , сейчас немного отдохнём и сделаем разминку.

Физминутка «Цветы»

«На лугу растут цветы

Небывалой красоты. (Потягивания — руки в стороны.)

К солнцу тянутся цветы.

С ними потянись и ты. (Потягивания — руки вверх.)

Ветер дует иногда,

Только это не беда. (Дети машут руками, изображая ветер.)

Наклоняются цветочки,

Опускают лепесточки. (Наклоны.)

А потом опять встают,

И по-прежнему цветут».

Воспитатель: ебята, у кого дома есть жостовские подносы и для чего они предназначены?

Дети:

-Висит на стене. Стоит самовар.

Воспитатель:

-Подносы можно использовать, как украшение интерьера, так и использовать в быту.

7 слайд.

Воспитатель: -Ребята, а вы бы хотели сегодня стать мастерами и сами создать свой неповторимый жостовский поднос?

огда я предлагаю вам превратиться в настоящих жостовких мастеров и немного поработать. Сегодня вы свои подносы будете выполнять в технике Декупаж.

-Что такое декупаж? (ответы детей- украшение изделий с помощью салфетных рисунков).

-Я напомню вам основные правила:

-нужно выбрать рисунки, которые вы хотел бы нанести на свой поднос;

-затем аккуратно вырезать или оборвать рисунок;

-потом расположить его на подносе;

-затем с помощью клея ПВА аккуратно от середины к концам разгладить изображение, чтобы не было пузырьков и складок;

-таким способом украсить весь поднос.

-Не забудьте про технику безопасности при работе с ножницами!

- Прежде чем заняться работой, давайте разомнём свои пальчики и выполним пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика:

«Ну, ка, ручки, не ленитесь,

Поочерёдное сжимание и разжимание пальцев обеих рук.

Хорошенько потрудитесь.

Правой будем вырезать,

Указательным и средним пальцами правой руки выполняем упражнение «Ножницы»

Левой будем помогать.

Указательным и средним пальцами левой руки выполняем упражнение «Ножницы»

Вместе пальцы разогреем,

Потирание ладонями правой и левой руки.

И начнём творить скорее!»

Воспитатель: ейчас я предлагаю вам выбрать технику работы с салфетками – обрывание или вырезание. Подумать над композицией и приступить к работе. Девочки будут украшать свои подносы цветами, а мальчикам предлагаю украсить свои подносы ягодами. У нас получатся красивые подносы с разнообразными рисунками.

8 слайд.

Под мотивы русских народных мелодий дети выполняют работу.

В ходе самостоятельной работы воспитатель смотрит, подсказывает, помогает детям.

Рефлексия.

Воспитатель: у, вот, наконец все украсили свои подносы.

-Давайте с вами устроим сою выставку и рассмотрим их.

-Посмотрите, какие яркие, красивые и разнообразные подносы у вас получились. Вы большие молодцы! Какие работы других детей вам понравились? Почему? Чем мы сегодня занимались? Что вам больше всего понравилось? Кому можно подарить такой поднос?

Открытый конец.

Воспитатель: -У меня для вас есть раскраски с изображениями жостовских подносов, я вам их подарю, а вы сегодня вечером в детском саду или дома их раскрасите.