Структурное подразделение – детский сад ?Улыбка? Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение ?Убинская средняя школа №2? Убинского района Новосибирской области Конспект НОД в старшей группе по образовательной области ?Познавательное развитие? на тему: ?Подарки осени? Составила и провела: воспитатель Демина А.С. с. Убинское, 2023 г. Приоритетная образовательная область: познавательное развитие. Цель: обобщение и расширение знаний детей об осени и дарах осени. Задачи: - систематизировать и расширить знания об овощах и фруктах; - формировать умение детей высказывать и обосновывать свои суждения; - подбирать как можно больше определений к объекту; - продолжать формировать умения детей рассказать о пользе овощей и фруктов для здоровья человека ; - познакомить с витаминами, раскрыть их значение для человека. - развивать способность детей составлять описательный рассказ об овощах и фруктах; - развивать воображение, связную речь, логическое мышление, фантазию. - воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников, точно и полно отвечать на поставленный вопрос. Оборудование и материалы: аудиозапись времена года ?Осень? (шум листопада, шуршание листьев), листочки, рисунки с овощами и фруктами, доска, схема, таблицы для игры. Здоровьесберегающие технологии: ароматерапия, дыхательная гимнастика, динамическая пауза, физкультминутка. ТРИЗ: игра ?Составь предложение?, ?Угадай по описанию?, ?Четвёртый лишний? Обогащение словаря:?овальная, вытянутая, румяное, хрустящий. Активизировать словарь детей: овощи, фрукты, урожай. Ход занятия: Воспитатель: Ребята, каждое время года нас радует чем-то особенным, неповторимым. Вот сейчас я загадаю вам загадку о времени года, а вы попробуете её разгадать. Загадка. Пришла без красок. И, без кисти. И перекрасила все листья. (Осень) Правильно, молодцы! Мы сегодня отправимся на прогулку в наш огород и посмотрим, какие подарки приготовила осень. ? Под осеннюю музыку (шум листопада) воспитатель с детьми входит в группу. Воспитатель: -Как вы думаете, что это за шум? (ответы детей) -Какое сейчас время года? ?Что происходит в природе в это время года? (Осень, листопад) -Что такое листопад? Почему он происходит? (ответы детей) - Ребята, сейчас мы ?с вами представим, что мы ветер, и устроим свой листопад (дыхательная гимнастика) Вдыхаем носом, выдыхаем ртом и дуем на деревья. Воспитатель незаметно разбрасывает листья. Ребята, посмотрите сколько листьев упали с деревьев! ?Это мы с вами устроили листопад! – Посмотрите, земля устлана опавшими листьями. Послушаем, как они шуршат (музыка шуршание листьев). Какая у них окраска? Это подарок осени. Воспитатель ведет детей к огородным грядкам. Воспитатель: Послушайте отрывок из стихотворения Ю.Тувима: Хозяйка однажды с базара пришла, Хозяйка с базара. Домой принесла: Картошку, капусту, Морковку, горох, Петрушку и свёклу… - Кто из вас запомнил, что принесла хозяйка? (Дети перечисляют овощи.) Как всё это назовём? (овощи.) Овощи – это тоже подарки осени Воспитатель загадывает загадки, а дети отгадывают. 1.Как на нашей грядке, Выросли загадки - Сочные да крупные, Вот такие круглые. Летом зеленеют, К осени краснеют (помидоры.) 2.На грядке длинный и зелёный, А в кадке жёлтый и солёный (огурец.) 3.Скинул с Егорушки золотые пёрышки - Заставил Егорушка плакать без горюшка (лук.) - Какие овощи вы ещё знаете? (Дети перечисляют). Игра??Составь предложение?. Я буду начинать, а вы заканчивать предложение. Помидор круглый, а морковка (вытянутая), Редиска мелкая, а редька (крупная), Огурец овальный, а тыква (круглая), Кабачок большой, а тыква (огромная), Лук горький, а морковка (сладкая), Помидор кислый, а чеснок … (горький), Огурец зелёный, а свекла (бордовая). Физкультминутка ?Был у зайки огород? Был у зайки огород, (дети изображают руками заячьи уши). Ровненьких две грядки, (гладят по своим рукам). Там играл зимой в снежки, Ну а летом — в прятки, (дети закрывают руками глазки) А весною в огород Зайка с радостью идет! (?пружинки?) Но сначала все вскопает, (вращательное движение кулачком) А потом все разровняет. (Плавные движения вверх-вниз) Семена посеет ловко, (потрясти кистями) И пойдет сажать морковку, (?пружинки?) И глядишь — на грядке вновь Вырастут горох, морковь, (загибают пальцы) А как осень подойдет, Урожай свой соберет. Воспитатель показывает рисунки, на которых изображены фрукты, дети называют их. Воспитатель: Давайте с вами немного поиграем: сок из яблок - яблочный, сок из слив - сливовый, сок из абрикосов – абрикосовый. Апельсиновый сок из каких фруктов? из апельсин. Грушевый сок - из груш. Томатный сок и т.д. - Догадайтесь, что ещё можно приготовить из фруктов? (варенье, морс и т. д.) - Ребята, вы ответили на мои загадки и вопросы. А теперь, я хотела бы, чтобы вы мне их загадали. На фланелеграф помещаю схему, по которой вы опишите фрукты и овощи, а я отгадываю. Игра ?Угадай по описанию? 1 ребёнок: - Этот овощ красного цвета, и иногда овальный, с плотной кожицей и сочной мякотью, немного сладковатый на вкус. Из него можно приготовить сок. Засолить на зиму в банки, сделать салат, и другие блюда. - Это конечно помидор, а ещё этот овощ называется томат. Загадки загадывают несколько детей. Динамическая пауза??Вот так яблоко!? Вот так яблоко! ОноДети встают, руки в стороныСоку сладкого полно,Руки на поясРуки протяните,?руки вперёдЯблоко сорвите?руки вверх.Стал ветер веточку?покачивание рук вверхуТрудно яблоко достать? потянуться.Подпрыгну, руку протяну,прыжок вверхБыстро яблоко сорву!хлопок над головой. Игра ?Четвертый лишний? Воспитатель: - Вот помидор. Он будет лишним среди банана, яблока, апельсина. Почему? (помидор – овощ, а все остальные фрукты). - А теперь лишний – банан. Почему? (банан – продолговатый, а остальные круглые). Лишний – апельсин. Почему? (его можно разделить на дольки без ножа). Лишнее – яблоко. Почему? (яблоко хрустит, когда его откусывают). Воспитатель:- Ребята, а кто любит, есть овощи и фрукты? Дети отвечают. - А теперь ответьте мне, почему надо есть много овощей и фруктов? (Они полезные, в них много витаминов). – Кто знает, чтобы хорошо расти, хорошо видеть и иметь крепкие зубы надо есть,?какие фрукты? (Свёкла, яблоки, репа…) - Какие фрукты и овощи нужно есть, чтобы не простужаться (смородина, лимон, лук…) - А если употреблять в пищу только какие-нибудь одни витамины можно оставаться здоровым или нет? (нет) Воспитатель:? Вывод: Надо есть все овощи и фрукты, потому что в них разные витамины. Вот какая к нам пришла золотая, прекрасная, щедрая, урожайная осень. Обобщение: - Ребята, чем мы с вами занимались? (ответы детей) - Что вам понравилось на занятии? - Ребята, а чем полезны овощи и фрукты? . HYPER13PAGE HYPER15 6
Подарки осени