Структурное подразделение – детский сад ?Улыбка?
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
?Убинская средняя школа №2? Убинского района Новосибирской области














Конспект НОД в старшей группе
по образовательной области ?Познавательное развитие?
на тему: ?Подарки осени?
 















                                                                                                   Составила и провела: 
 воспитатель
Демина А.С.






с. Убинское, 2023 г.

Приоритетная образовательная область: познавательное развитие.
Цель: обобщение и расширение знаний детей об осени и дарах осени.                                                                                                                                               
Задачи:                                                                                                                                                                                                 - систематизировать и расширить знания об овощах и фруктах;     
- формировать умение детей высказывать и обосновывать свои суждения;                                                                                                                    - подбирать как можно больше определений к объекту;          
- продолжать формировать умения детей рассказать о пользе овощей и фруктов для здоровья человека ;
 - познакомить  с витаминами, раскрыть их значение для человека. 
- развивать способность детей составлять описательный рассказ об овощах и фруктах;
 - развивать воображение, связную речь, логическое мышление, фантазию.  
- воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников, точно и полно отвечать на поставленный вопрос. 
Оборудование и материалы: аудиозапись времена года ?Осень? (шум листопада, шуршание листьев), листочки, рисунки с овощами и фруктами, доска, схема, таблицы для игры. 
Здоровьесберегающие технологии: ароматерапия, дыхательная гимнастика, динамическая пауза, физкультминутка.
ТРИЗ: игра ?Составь предложение?, ?Угадай по описанию?, ?Четвёртый лишний?

Обогащение словаря:?овальная, вытянутая, румяное, хрустящий. 
Активизировать словарь детей: овощи, фрукты, урожай.





                                                                                                  


      











                                                                                                                                    Ход занятия:
 Воспитатель: Ребята, каждое время года нас радует чем-то особенным, неповторимым. Вот сейчас я загадаю вам загадку о времени года, а вы попробуете её разгадать.
Загадка.
Пришла без красок.
И, без кисти.
И перекрасила все листья.                                                                     (Осень)
Правильно, молодцы! Мы сегодня отправимся на прогулку в наш огород и посмотрим, какие подарки приготовила осень. ?
Под осеннюю музыку (шум листопада) воспитатель с детьми входит в группу.
Воспитатель:
-Как вы думаете, что это за шум? (ответы детей)
-Какое сейчас время года? ?Что происходит в природе в это время года? (Осень, листопад)
-Что такое листопад? Почему он происходит? (ответы детей)
- Ребята, сейчас мы ?с вами представим, что мы ветер, и устроим свой листопад  (дыхательная гимнастика) Вдыхаем носом, выдыхаем ртом и дуем на деревья.
Воспитатель незаметно разбрасывает листья.
Ребята, посмотрите сколько листьев упали с деревьев!
?Это мы с вами устроили листопад!                                                           – Посмотрите, земля устлана опавшими листьями. Послушаем, как они шуршат (музыка шуршание листьев). Какая у них окраска? Это подарок осени.
Воспитатель ведет детей к огородным грядкам.              
Воспитатель: Послушайте отрывок из стихотворения  Ю.Тувима:    

Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара.
Домой принесла:
Картошку, капусту,
Морковку, горох,
Петрушку и свёклу…
- Кто из вас запомнил, что принесла хозяйка? (Дети перечисляют овощи.)                                                                                                         Как всё это назовём? (овощи.) 
Овощи – это тоже подарки осени
Воспитатель загадывает загадки, а дети отгадывают. 
    
1.Как на нашей грядке,
Выросли загадки -
Сочные да крупные,
Вот такие круглые.
Летом зеленеют,
К осени краснеют
                                                                 (помидоры.) 

2.На грядке длинный и
зелёный,
А в кадке жёлтый и солёный
                                                             (огурец.)
                 
3.Скинул с Егорушки золотые пёрышки
- Заставил Егорушка плакать без горюшка
                                                             (лук.)
  
     - Какие овощи вы ещё знаете? (Дети перечисляют).

Игра??Составь предложение?. 
Я буду начинать, а вы заканчивать предложение.                                       Помидор круглый, а морковка (вытянутая),                                                 Редиска мелкая, а редька (крупная),   
Огурец овальный, а тыква (круглая),    
Кабачок большой, а тыква (огромная),                                                                        Лук горький, а морковка (сладкая),                                                             Помидор кислый, а чеснок … (горький),                   
Огурец зелёный, а свекла (бордовая).

Физкультминутка ?Был у зайки огород?  
Был у зайки огород, (дети изображают руками заячьи уши).  
Ровненьких две грядки, (гладят по своим рукам).
Там играл зимой в снежки,
Ну а летом — в прятки, (дети закрывают руками глазки)
А весною в огород
Зайка с радостью идет! (?пружинки?)
Но сначала все вскопает, (вращательное движение кулачком)
А потом все разровняет. (Плавные движения вверх-вниз)
Семена посеет ловко, (потрясти кистями)
И пойдет сажать морковку, (?пружинки?)
И глядишь — на грядке вновь
Вырастут горох, морковь, (загибают пальцы)
А как осень подойдет,
Урожай свой соберет.

Воспитатель показывает рисунки, на которых изображены фрукты, дети называют их.                                                                 
Воспитатель: Давайте с вами немного поиграем: сок из яблок - яблочный, сок из слив - сливовый, сок из  абрикосов – абрикосовый. Апельсиновый  сок  из каких фруктов? из апельсин. Грушевый сок - из груш. Томатный сок и т.д.                                                                                                                 - Догадайтесь, что ещё можно приготовить из фруктов? (варенье, морс и т. д.)                                                                                                                                                               - Ребята, вы ответили на мои загадки и вопросы. А теперь, я хотела бы, чтобы вы мне их загадали.                                                          
      На фланелеграф помещаю схему, по которой вы опишите фрукты и овощи, а я отгадываю.                                              
                                       Игра ?Угадай по описанию?



1 ребёнок:
- Этот овощ красного цвета, и иногда овальный, с плотной кожицей и сочной мякотью, немного сладковатый на вкус. Из него можно приготовить сок. Засолить на зиму в банки, сделать салат, и другие блюда.
- Это конечно помидор, а ещё этот овощ называется томат.
Загадки загадывают несколько детей.

Динамическая пауза??Вот так яблоко!?
Вот так яблоко! ОноДети встают, руки в стороныСоку сладкого полно,Руки на поясРуки протяните,?руки вперёдЯблоко сорвите?руки вверх.Стал ветер веточку?покачивание рук вверхуТрудно яблоко достать?                                                             
        потянуться.Подпрыгну, руку протяну,прыжок вверхБыстро яблоко сорву!хлопок над головой.

Игра ?Четвертый лишний?  
Воспитатель:                                                                                                       - Вот помидор. Он будет лишним среди банана, яблока, апельсина. Почему?  (помидор – овощ,  а все остальные фрукты).                         
- А теперь лишний – банан. Почему?  (банан – продолговатый, а остальные круглые).  Лишний – апельсин. Почему?  (его можно разделить на дольки без ножа).  Лишнее – яблоко.  Почему?  (яблоко хрустит, когда его откусывают).

Воспитатель:- Ребята, а кто любит, есть овощи и фрукты? Дети отвечают.                                                                                  
 - А теперь ответьте мне,  почему надо есть много овощей и фруктов?               (Они полезные, в них много витаминов).                 
 – Кто знает, чтобы хорошо расти, хорошо видеть и иметь крепкие зубы надо есть,?какие фрукты? (Свёкла, яблоки, репа…)        
 - Какие фрукты и овощи нужно есть, чтобы не простужаться (смородина, лимон, лук…)                  
 - А если употреблять в пищу только какие-нибудь одни витамины можно оставаться здоровым или нет? (нет) 

 Воспитатель:? Вывод: Надо есть все овощи и фрукты, потому что в них разные витамины. Вот какая к нам пришла золотая, прекрасная, щедрая, урожайная осень.                                                             

 Обобщение:                                                                  
- Ребята, чем мы с вами занимались? (ответы детей)              
- Что вам понравилось на занятии?                
- Ребята, а чем полезны овощи и фрукты?  
      .   
                                                                                            








HYPER13PAGE  HYPER15


6