ПЛАН ВЫСТУПЛЕНИЯ
Нормативное сопровождение должности ТЬЮТОР, СПОРТИВНЫЙ ТЬЮТОР (обзор законодательных актов и приказов).
Специфика деятельности тренера по видам спорта (особенности профессии, специфика работы тренера зависит от уровня подготовки спортсмена - этапы)
Объединенные одной целью
(роль семьи как основного мотиватора в занятиях спортом)
Так кто же такой ТЬЮТОР, СПОРТИВНЫЙ ТЬЮТОР
(основные задачи тьютора, область знаний спортивного тьютора, функции тьютора)
Предметные знания СПОРТИВНОГО ТЬЮТОРА
(ТФК, основы педагогики и психологии спортсменов, основы спортивной медицины, рациональное питание, массаж)
Добрый день уважаемые коллеги! Тема моего выступления СПОРТИВНЫЙ ТЬЮТОР!! Я озвучу план и постараюсь кратко и информативно по каждому пункту ответить… Итак!!
В современных концепциях развития дополнительного образования значительное внимание уделяется индивидуализации образовательного процесса, удовлетворению личностных интересов, потребностей каждого учащегося. В свете данных тенденций активно развиваются и внедряются в практику идеи тьюторства. Тьютор относится к числу новых профессий, официально она возникла в Российской Федерации в 2008 году, и еще недостаточно отработаны механизмы функционирования тьюторского сопровождения. Но вместе с тем, потребность в данном виде профессиональной деятельности очень велика, в том числе и в сфере дополнительного образования.
Нормативное сопровождение должности ТЬЮТОР, СПОРТИВНЫЙ ТЬЮТОР
Приказы
Министерства
здравоохранения
и
социального
развития
Российской
Федерации от 5 мая 2008 г.
№ 216-н и 217-н, должность
«тьютор»
официально закреплена
в
числе
должностей
работников
общего,
высшего
и дополнительного
профессионального
образования.
Должность «Тьютор» присутствует
в ЕКС с 2010 года (раздел «Квалификационные характеристики
должностей работников
образования»)
на основании
приказа Минздравсоцразвития
от 26 августа 2010 г. № 761н
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 30 января 2023 года
N
53н
«Об утверждении Профессионального стандарта
«Специалист в
области воспитания»
Включение тьютора в реестр профессий позволяет ввести должность в штатное расписание ОО и оплачивать его работу из бюджетных средств. Тьюторство может быть оформлено и как организация платных дополнительных образовательных услуг.
В профессиональном стандарте тьюторского сопровождения обучающихся (наименования должностей, профессий: тьютор) определены требования к образованию и обучению, особые условия допуска к работе, трудовые действия, необходимые умения и необходимые знания к каждой трудовой функции. Хочу заострить ваше внимание на некоторые цитаты этого пункта: требование к образованию, условия допуска к работе, трудовые действия, умения и знания. К этой части вопроса мы вернемся позднее…
Тьюторство возникает там и тогда, где и когда появляются потребность и необходимые условия перехода к вариативности и индивидуализации образовательных программ. Это могут быть общеобразовательная школа, лицей, гимназия, учреждение дополнительного образования, детский сад, колледж, вуз, система повышения квалификации, семья и т.д.
Тьюторское сопровождение – это педагогическая деятельность по индивидуализации образования, направленная на выявление и развитие образовательных мотивов и интересов тьюторанта, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы, на работу с образовательным заказом семьи, формирование учебной и образовательной рефлексии тьюторанта.
Индивидуальный подход понимается как средство преодоления несоответствия между уровнем учебной деятельности, который задается программами, и реальными возможностями ученика усвоить их. Учет особенностей учащихся осуществляется на каждом этапе обучения: при восприятии цели, мотивации учения, решении учебных задач, определении способов действия и т.д., однако содержание образования здесь заранее
предопределено.
Принцип индивидуализации образования означает, что за учащимися или тьюторантами остается право на выстраивание собственного содержания образования, собственной образовательной программы.
Технологии тьюторского сопровождения позволяют решать задачи формирования принципиально новой системы непрерывного образования «постоянное обновление, индивидуализацию спроса и возможностей его удовлетворения». При этом ключевой характеристикой такого образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, «готовности к переобучению», «умение обучаться в течение всей жизни, выбирать и обновлять профессиональный путь».
Специфика деятельности тренера по видам спорта…
Специфика деятельности тренера заключается в воспитании спортсменов и подготовке их к соревнованиям. Некоторые особенности профессии:
Ответственность за физическое и психологическое здоровье подопечных
. Тренер несёт моральную, профессиональную и юридическую ответственность за воспитание, здоровье и качество спортивных результатов.
Постоянное общение со спортсменами
. Это происходит на тренировочных занятиях, сборах и соревнованиях. Такое общение позволяет лучше изучить психологию спортсменов и оказывать на них систематическое воздействие.
Нравственная ответственность за развитие таланта и спортивного потенциала подопечных
. Это требует терпения и усидчивой работы со спортсменом.
Высокая эмоциональная напряжённость и стрессогенность
в соревновательные периоды. Тренер постоянно находится в большом накале эмоций, и ему важно уметь их регулировать и конструктивно выражать, если они касаются спортсмена.
Высокая степень оторванности от обычной семейной жизни
. Большое количество тренировок, сборов и выездов делают личную жизнь тренера очень нестабильной.
Большая сеть коммуникативных контактов
с разными людьми, что требует абсолютно разных способов общения и подачи той или иной информации.
Нестабильность спортивных результатов
. Неизбежные падения и взлёты делают статус тренера очень нестабильным.
Публичность
. Большая степень огласки спортивных достижений тренера в СМИ, его личной жизни, что также является стрессогенным фактором для тренера.
Работа тренера имеет свою специфику в зависимости от уровня подготовки спортсменов:
Тренер начальной подготовки
ориентирован на привлечение юных спортсменов и их отбор, а также развитие их общей физической подготовки.
Тренер углублённой подготовки
ориентирован на специализацию спортсменов в определённом виде спорта.
Тренер базового мастерства
ориентирован на определение одарённых спортсменов.
Тренер высшего спортивного мастерства
ориентирован на подготовку спортивного резерва для сборной страны и выступление в чемпионатах.
Тренер высших достижений
ориентирован на формирование сборных команд страны, достижение высших результатов.
Объединенные одной целью
Чаще всего спортсмены добиваются прекрасных результатов не только тогда, когда они от природы наделены необходимыми физическими качествами. И даже не тогда, когда у них есть твердость духа, повышенная работоспособность и целеустремленность. В достижениях юных спортсменов ключевую роль играют их родители. Мамы и папы атлетов — это их мотиваторы, движущая сила, благодаря которой дети успешно развиваются. Но без конкретного направления и определенных знаний о методах работы с особыми детьми идти от цели к цели очень трудно. Здесь на помощь родителям приходят тренеры и спортивные тьюторы. Сегодня они проходят большое количество тренингов, курсов, получают соответствующее образование по адаптивному спорту в вузах и, конечно, получают бесценный опыт на практике. Это как раз то недостающее звено, которое требуется для максимально эффективного развития ребенка через спорт.
Когда родители и тренерский штаб объединены общей задачей и работают слаженно, дети начинают показывать просто невероятные результаты.
Так кто же такой ТЬЮТОР, СПОРТИВНЫЙ ТЬЮТОР
Слово «тьютор» происходит от латинского tutor — «защитник, опекун», из глагола tueri — «смотреть, наблюдать; охранять».
Основные задачи тьютора:
Планирование образовательного маршрута
. Тьютор может подобрать дополнительные образовательные курсы, предложить посетить лекции с профессионалами, пройти стажировку — в зависимости от целей.
Помощь в самоорганизации
. Тьютор помогает расставить приоритеты, развить навыки тайм-менеджмента и разработать план освоения новых навыков.
Координация учебного процесса
. Тьютор будет следить за
деятельностью тьюторанта
, разбираться в причинах неудач, помогать искать способы решения проблем
в учебно-тренировочной деятельности
.
Мотивация и поддержка
тьюторанта
на пути к самостоятельному обучению
. Тьютор оказывает эмоциональную поддержку и мотивирует изучать разные дисциплины, развивать новые навыки.
Тьютор ориентируется не на образовательный стандарт, а на желания и возможности тьюторанта, а также его семьи.
Спортивный тьютор — это специалист в области физической культуры и спорта, который определяет возможности и пути повышения спортивного мастерства и физического развития спортсмена.
Некоторые задачи спортивного тьютора:
следит за правильным выполнением упражнений, корректирует технику;
даёт рекомендации по улучшению физической формы и подготовке к соревнованиям;
помогает спортсмену улучшить его психологическую подготовку — справиться со стрессом, улучшить мотивацию и уверенность в себе.
Некоторые знания, которыми должен владеть спортивный тьютор:
Особенности учебно-тренировочного процесса
. Тьютор помогает организовывать занятия для
лиц
с нарушениями развития и особыми образовательными потребностями. Для этого нужно знать, как использовать средства физического воспитания, которые способствуют оздоровлению и адаптации к учебно
-тренировочной
и трудовой деятельности
(
теорию
и методику физической культуры и спорта
)
;
Методы и техники активного обучения
. В работе тьютора часто используют ролевые и имитационные игры, моделирование и разбор конкретных ситуаций, групповые
и индивидуальные
дискуссии
. А также знать
методику
проведения спортивного занятия;
Способы стимулирования подростков
. Тьютор должен уметь формировать у тьюторантов внешнюю мотивацию, развивать их способность мыслить, анализировать, синтезировать, комплексно понимать процессы и явления, а это не что иное как, основы педагогики и психологии спортсменов
Назначение спортивного инвентаря и оборудования
. Тьютор должен объяснять, как использовать инвентарь на занятиях, какие меры предосторожности нужно соблюдать при самостоятельном передвижении и четко владеть основами спортивной медицины
Инструменты для отслеживания индивидуального прогресса учащихся
. К таким инструментам относятся портфолио, результаты социальных проб, рефлексивные техники, мониторинг индивидуальных достижений и
,
если необходимо
,
дневники самоконтроля
И в дополнение ко всему сказанному, спортивный тьютор должен знать:
основы правильного питания и здорового образа жизни;
основы массажа.
Функции тьютора:
Диагностическая
– сбор данных о способностях и образовательных потребностях тьюторанта, его интересах, склонностях, мотивах, сильных и слабых сторонах, готовность в целом на результат.
Тьютор фиксирует первичный образовательный запрос учащегося,
его
интересы, склонности,
показывает значимость
данного
интереса и перспективы совместной
работы в этом направлении. Выясняет
планы
учащегося
и
образ
желаемого
будущего
(естественно,
в
зависимости
от
той
возрастной
ступени,
на
которой
разворачивается тьюторское сопровождение).
Проектировочная –
выявление возможностей и ресурсов для преодоления имеющихся у тьюторанта проблем и предусматривающая разработку средств и процедур тьюторского сопровождения в
учебно
- тренировочном процессе, соответствующих индивидуальным особенностям.
Основными задачами тьютора здесь является поддержка самостоятельности и активности
Реализационная –
оказание помощи тьюторанту в
учебно
- тренировочном пространстве и поддержка при реализации индивидуальных программ, а также решении возникающих затруднений и проблем
(новые формы тренировочных занятий, углубленное изучение двигательных действий и разбор деталей техники
).
Аналитическая –
анализ и коррекция процесса реализации индивидуальной образовательной траектории и результатов освоения дополнительных программ.
В целом, аналитический (рефлексивный) этап
направлен на рефлексию тьюторантом с
помощью тьютора своего пройденного пути,
достигнутых на данном этапе результатов.
Этот этап способствует развитию адекватной самооценки, умению анализировать как
собственные способы действия, так и способы действия окружающих, понимать
происходящие в себе и в окружающих
изменения.
№ п.п.
Дисциплина
Трудоемкость в часах
Переподготовка в часах
1
теория и методика физической культуры и спорта;
288/324
очно
34/144
дистанционно
2
методика проведения спортивного занятия;
300
очно
72
дистанционно
3
основы педагогики
и психологии спортсменов
108
очно
72
дистанционно
4
основы спортивной медицины;
108
очно
72
Очно-дистанционно
5
основы правильного питания и здорового образа жизни
164
6
основы массажа
100/288
Не предусмотрена
1. Теория и методика физической культуры — научная дисциплина, представляющая собой систему научных знаний о сущности физической культуры, общих закономерностях её функционирования и направленного использования в целях всестороннего гармонического развития людей.
Она содержит характеристику дидактических критериев и принципов, задач, средств, форм и методов организации и проведения занятий физическими упражнениями.
Также теория и методика физической культуры является учебной дисциплиной, вооружающей специалистов необходимыми знаниями для их практической деятельности. Она определяет общее профессиональное образование специалистов в данной области и их знания, конкретную профессиональную направленность деятельности, взгляды, убеждения.
Предмет теории физической культуры — общие закономерности, а предмета методики физической культуры — частные закономерности, имеющие конкретную направленность на возраст занимающихся, их профессиональную деятельность, спортивную специализацию.
2. Методика проведения занятий — это разновидность метода обучения, которая включает установленный план занятий и основана на чётких теоретических аспектах. У методики может быть автор.
Методика проведения занятий характеризуется, например:
Размещением учащихся во время занятий, их перемещением по залу.
Чёткостью и правильностью подачи команд, показа и объяснения упражнений.
Использованием различных методов организации учебной деятельности, таких как фронтальный, поточный, групповой, посменный, индивидуальный.
Методика проведения занятий может быть различной в зависимости от раздела обучения и его целей.
3. Основы педагогики и психологии спортсменов — это комплекс знаний о педагогической деятельности в сфере физической культуры и спорта, а также о психологических особенностях спортсменов.
Педагогическая деятельность направлена на обучение, воспитание и развитие обучающихся, важной частью её является оздоровление учеников (воспитанников, спортсменов). Некоторые задачи педагогической деятельности в сфере физической культуры и спорта:
образование и просвещение молодёжи;
воспитание подрастающего поколения;
управление и организация учебной и спортивной деятельности;
проектирование урочной и внеурочной деятельности, планирование результатов спортивных достижений воспитанников.
Психология спорта — отрасль психологии, которая изучает особенности психической деятельности в спорте. Спортивная психология рассматривает психологические проявления в спортивной деятельности, а также личностные особенности спортсменов.
Некоторые аспекты, которые изучаются в рамках основ педагогики и психологии спортсменов:
Спортивный отбор
. Это комплекс мероприятий, позволяющих определить высокую степень предрасположенности (одарённости) ребёнка к тому или иному роду спортивной деятельности (виду спорта).
Психологическая подготовка
. Это специальная система психолого-педагогических воздействий на психику человека, которая применяется с целью формирования и совершенствования у него психических качеств и свойств личности, необходимых для решения поставленных задач в конкретных ситуациях.
Психические состояния спортсмена
. Это важный аспект спортивной психологии, который включает в себя комплекс переживаний спортсмена. При подготовке спортсменов тренеру нужно учитывать психические состояния спортсмена не только во время соревнований, но и до, и после них.
4. Основы спортивной медицины — это знания, на которых базируется эта область медицинской науки. Она занимается изучением состояния здоровья, физического развития и функциональных возможностей человека, а также их изменений и управлением ими в процессе занятий физической культурой и спортом.
Некоторые аспекты, которые изучаются в рамках спортивной медицины:
анатомо-физиологические и функциональные особенности людей разного возраста и пола, занимающихся физической культурой и спортом;
особенности реакций на физические нагрузки;
влияние направленности тренировочного процесса на организм спортсмена;
методы комплексного обследования физкультурников и спортсменов;
медицинские показания и противопоказания к занятиям физической культурой и определёнными видами спорта;
сущность и методы врачебно-педагогических наблюдений и особенности такого контроля за юными спортсменами, женщинами-спортсменками и лицами старшего возраста.
Основная цель спортивной медицины — рациональное использование средств физической культуры и спорта для укрепления здоровья и профилактики заболеваний, повышение физической работоспособности.
5. Правильное питание — это сбалансированное и разнообразное питание, которое обеспечивает организм всеми необходимыми питательными веществами: белками, жирами, углеводами, витаминами и минералами. Оно должно соответствовать индивидуальным потребностям человека в зависимости от его возраста, пола, уровня физической активности и состояния здоровья.
Основные принципы правильного питания
Баланс: В рационе должны быть представлены все группы продуктов. Это овощи, фрукты, злаки, белковые продукты (мясо, рыба, бобовые) и молочные изделия. Баланс помогает избежать дефицита или избытка определенных веществ.
Разнообразие: чем разнообразнее рацион, тем больше шансов получить все необходимые микро- и макронутриенты. Разнообразие также делает питание более интересным и вкусным.
Регулярность: важно есть регулярно, не пропуская приемы пищи. Это помогает поддерживать уровень сахара в крови и предотвращает переедание.
Умеренность: Порции должны быть адекватными, чтобы избежать избыточного потребления калорий. Умеренность в питании помогает поддерживать здоровый вес.
Качество продуктов: Предпочтение следует отдавать натуральным, минимально обработанным продуктам. Это значит, что в рационе должно быть меньше фаст- фуда, сладостей и полуфабрикатов.
6. Массаж – это определенная система приемов механического воздействия на поверхность тела человека, на его ткани и органы, с лечебной или профилактической целью.
Что необходимо учитывать при организации и выполнении массажа!!!
Требования к помещению для проведения массажа
Механизм физиологического действия массажа на организм
Требования к массажисту
Показания к массажу
Абсолютные противопоказания к массажу
Временные противопоказания к массажу
Местные противопоказания
Виды массажа
Средства массажа
Подводя итог вышесказанному, можно говорить о том, что тьюторское сопровождение является наиболее эффективной формой работы с тьюторантами, потому что даёт возможность для:
1. ориентации на конкретного ребенка, даже если тьютор работает с группой.
2. приоритетности потребностей, целей и ценностей саморазвития личности ребенка.
3. опоры не только на возрастные закономерности, но и на личностные достижения учащихся.
4. создания необходимых условий для саморазвития, осуществления личностных выборов, побуждая ребенка к нахождению и принятию самостоятельных решений.
5. удовлетворения образовательных запросов не только учащихся, но и их законных представителей, определяя направление дальнейшего профессионального выбора учащимися.