Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
* {font-family: Calibri; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} h1 {font-family: 'Cambria'; font-size: 16pt; color: #365F91;} h2 {font-family: 'Arial'; font-size: 14pt; font-weight: bold; font-style: italic;} .Заголовок 1 Знак {font-family: 'Cambria'; font-size: 16pt; color: #365F91;} .Заголовок 2 Знак {font-family: 'Arial'; font-size: 14pt; font-weight: bold; font-style: italic;} .List Paragraph {margin-top: 0; margin-bottom: 0;} .header {margin-top: 0; margin-bottom: 0;} .Верхний колонтитул Знак {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .footer {margin-top: 0; margin-bottom: 0;} .Нижний колонтитул Знак {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Body Text {text-align: justify; margin-top: 0; margin-bottom: 0;} .Основной текст Знак {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .пункт {font-family: 'Arial'; font-size: 10pt;} .Знак2 Знак Знак1 Знак1 Знак Знак Знак Знак Знак Знак Знак Знак Знак Знак Знак Знак Знак Знак Знак {font-family: 'Verdana'; font-size: 10pt;} .Body Text Indent 2 {margin-bottom: 6pt;} .Основной текст с отступом 2 Знак {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .спис 1 {margin-top: 0; margin-bottom: 0;} .пункт1 {font-size: 12pt;} .текст {font-family: 'Arial'; font-size: 10pt;} .Таблица {font-family: 'Calibri'; font-size: 10pt; font-weight: bold;} .Таблица Знак {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt; font-weight: bold;} .Текст таблицы {font-size: 11pt;} .Абзац списка1 {font-family: 'Calibri'; font-size: 11pt;} .Normal (Web) {margin-top: 5pt; margin-bottom: 5pt;} .Знак1 Знак Знак Знак Знак Знак Знак Знак Знак1 Char {font-family: 'Verdana'; font-size: 10pt;} .Balloon Text {font-family: 'Tahoma'; font-size: 8pt;} .Текст выноски Знак {font-family: 'Tahoma'; font-size: 8pt;} .footnote text {font-size: 10pt;} .Текст сноски Знак {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 10pt;} .footnote reference {font-family: 'Times New Roman'; vertical-align: super;} .Default {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt; color: #000000;} .Гипертекстовая ссылка {font-family: 'Times New Roman'; color: #106BBE;} .Знак {font-family: 'Verdana'; font-size: 10pt;} .Знак1 {font-family: 'Verdana'; font-size: 10pt;} .apple-converted-space {font-family: 'Times New Roman';} .HTML Cite {font-family: 'Times New Roman'; font-style: italic;} .FR4 {font-family: 'Courier New';} .Title {font-size: 16pt; text-decoration: underline ;} .Название Знак {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt; text-decoration: underline ;} .ConsPlusCell {font-family: 'Arial';} .ConsPlusNormal {font-family: 'Arial';} .Hyperlink {font-family: 'Times New Roman'; color: #0000FF; text-decoration: underline ;} .c0 c8 {font-family: 'Times New Roman';} .c39 c83 c32 {font-family: 'Calibri';} .c9 {font-family: 'Times New Roman';} .c1 c17 {font-family: 'Calibri';} .c19 {font-family: 'Calibri';} .c0 {font-family: 'Times New Roman';} .annotation reference {font-size: 8pt;} .annotation text {font-size: 10pt;} .Текст примечания Знак {font-family: 'Times New Roman';} .annotation subject {font-weight: bold;} .Тема примечания Знак {font-family: 'Times New Roman'; font-weight: bold;} .c5 {margin-top: 5pt; margin-bottom: 5pt;} .No Spacing {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;}

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 120» г. Сыктывкара

Информационно-практико-ориентированный проект

в подготовительной группе №6

«Мы - юные волонтеры»

Авторы /Разработчики: Логинова Анастасия Валерьевна

Голубева Елена Гелиевна

Сыктывкар, 2024 г.

Структурный компонент

Содержание

Паспорт проекта

1. Тема проекта: «Мы – юные волонтёры».

2. Состав участников: 25детей старшего дошкольного возраста, воспитатели группы, родители, психолог.

3. Разработчики проекта: воспитатель высшей категории Логинова Анастасия Валерьевна, воспитатель высшей категории Голубева Елена Гелиевна.

4. Основные направления: Социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, развитие игровой деятельности.

5. Цель проекта: Цель проекта: Создать организацию в детском саду, в частности, в гр.

«Бусинки», волонтерского движения «Мы –юные волонтеры», объединив воедино активных, творческих, заинтересованных родителей и детей дошкольного возраста, и их участие в добровольных, социально важных акциях и мероприятиях.

6. Тип проекта: Групповой, информационно- просветительский, индивидуально - развивающий.

По территории реализации: Внутренний, так как проект реализуется внутри дошкольного учреждения.

7. Методы и приёмы:

Наглядный: Просмотр: видеороликов, презентаций по теме проекта.

Репродуктивный: Воспроизводство знаний и способов деятельности.

Практический: Использование детьми на практике полученных знаний и умений.

Словесный: Беседы, слушание песен, чтение художественной литературы.

Проблемный: Постановка проблемы и поиск решения.

Игровой: Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета.

Частично-поисковый: Решение проблемных задач с помощью педагога.

Актуальность проекта

Новизна

Проблема

Ожидаемый результат

В настоящее время большое значение в социальном обществе уделяется добровольческому труду. Его мотивы - не в материальном поощрении, а в удовлетворении социальных и духовных потребностей. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры на этапе завершения на этапе дошкольного образования: «...ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и в другом; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности». (п.4.6.)

Исходя из этого, актуальным является вопрос о создании волонтерского движения в детском саду как социальном институте, который должен готовить детей к жизни, развивать определенные жизненные качества:

• ответственность;

• милосердие;

• самостоятельность;

• умение общаться с разными социальными группами людей;

• личностный позитивизм.

Дошкольный возраст характеризуется, как период сензитивности для развития всех психических функций, а также как важный этап развития, формирования личности ребенка. Это и послужило стимулом для создания

волонтерского движения в детском саду, ведь именно в дошкольном возрасте

формируются вышеперечисленные личностные качества детей.

Новизна состоит в том, что организация волонтерского движения предполагается в условиях детского сада.

Отсутствие опыта у детей старшего дошкольного возраста в проявлении социально нравственной позиции, связанной с различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

Сроки реализации проекта Долгосрочный. Сентябрь 2024 г.- май 2025 г.

-развитие добровольческой (волонтерской) деятельности у воспитанников, их родителей, направленной на бескорыстное оказание социально значимых услуг на местном уровне, способствующей личностному росту и развитию выполняющих эту деятельность добровольцев.

-в результате реализации проекта старшие дошкольники и воспитывающие взрослые получат новые знания о волонтёрском движении, а также приобретут опыт участия в добровольческих мероприятиях.

-мероприятия в рамках проекта позволят сформировать такие качества личности дошкольника, как: трудолюбие, толерантность, потребность в здоровом образе жизни, доброжелательность, бережное отношение к природе, милосердие, что будет являться основой волонтёрской направленности личности ребёнка в дальнейшем.

Цель и задачи проекта

Цель проекта: Создать организацию в детском саду, в частности, в гр. «Бусинки», волонтерского движения «Мы –юные волонтеры», объединив воедино активных, творческих, заинтересованных родителей и детей старшего дошкольного возраста. и их участие в добровольных, социально важных акциях и мероприятиях

Задачи:

расширить представления о волонт

ерском движении у детей 6-7 лет;

родителей

воспитанников детского сада № 120, группы «Бусинки

»

;

дать практические навыки участия в волонтерском движении всем

участникам образовательного процесса;

сформировать инициативную групп

у педагогов и родителей,

участвующую в данном движении;

создать методические рекомендаци

и по организации

волонтерства

в

дет

ском саду и распространить опыт

работы в других детских садах;

составить план мероприятий

и реализовать его в течение 2024 -2025

учебного года.

Содержание/этапы проекта

Подготовительный;

Диагностический;

Практический;

Аналитико-рефлексивный.

Форма презентации

Открытое мероприятие по принятию детей группы в юные волонтеры.

Показ театрализованной сказки: «Колобок», «Теремок» для детей первой младшей и второй младшей групп.

Список использованной литературы/научно – методических материалов

Бурченко Т. В. Экологическое

волонтерство

на благо общества и развития

личности обучающегося // Современные подходы к организации

образовательного процесса в условиях стандартизации

образования :

сб.науч

. ст. и материалов IV

Междунар

. науч.-

практ

.

конф

. – Архангельск,

2017. – Ч. 2. – С. 181-184.

Гришаева

Н..

П. Анализ социальных проблем дошкольного воспитания// Управление в дошкольном образовании. 2002 № 5.

Диагностика социального развития ребенка Щетинина А.М.: Учебно-

методическое пособие. – Великий

Новгород:

НовГУ

им. Ярослава Мудрого, 2000. - 88 с.

Кейль

О. Педагогические условия формирования гуманных качеств у детей старшего дошкольного возраста в НОД. /http://www.maam.ru/detskijsad/pedagogicheskie-uslovija-formirovanija-gumanyhkachestv-u-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta-v-nod.html

Расту культурным [Текст

]:-

Полиграф–Проект Москва 2011. С. 12-24.

Соколова О. Д. Памятка для волонтеров / О. Д. Соколова // Вологда: Изд. центр ВИРО, 2006. С. 3-20.

Хулин

А. А. Добровольчество как вид благотворительности / А. А.

Хулин

Социальная работа. - 2003. - №3. - С. 51-54.

Циткилов

П. Я. Информационно - методические материалы по организации работы с волонтерами / П. Я.

Циткилов

// Социальная работа. - 2007. - №5. - С. 58-60.

Интернет ресурсы.

Календарно – тематическое планирован проекта «Мы – юные волонтёры» на 2024 – 2025 учебный год.

Месяц

Работа с детьми

Работа с родителями

сентябрь

1

Просмотр видеороликов «Волонтерское движение». Заучивание девиза волонтера.

Знакомство с правилами волонтерского движения.

Анкетирование родителей «Воспитание чувств»

октябрь

1

2

3

Беседа на тему: «Что такое добро?», «Где живёт доброта?», «Что значит добрый человек?», «Легко ли быть добрым?» «Как поделиться добротой?», «Почему добро побеждает зло?», «Как сохранить добро»

Трудовой десант: помощь детям младшей группы в уборке постели после сна

Акция: «Научим одеваться» - оказание помощи детям младшей группы при одевании на прогулку
Участие в акции к дню пожилого человека «Творидобро

Родительское собрание на тему: «Организация волонтерского отряда в нашей группе» (дать родителям представление о новой технологии «Волонтерское движение в ДОУ», познакомить с планом мероприятий на год)

ноябрь

1

2

3

4

5

6

Трудовой десант: «Неделя добрых дел»( ремонт книжек, уход за ком.растениями т.д.).

Чтение худ.литературы:

В.Осеева, «Волшебное слово, «Сыновья», «Что легче?»

Дид.игры:

«Чем я могу помочь», «Хорошо и плохо»

Выпуск листовок «Внимание пешеход Изготовление кормушек «Каждой птичке свой домик!»

Акция :«Помоги птицам зимой»

Совместное изготовление

Книжек малышек для малышей

Беседа - интервью «Как воспитать добрые чувства у ребенка?»

Совместное участие в акции «Помоги птицам зимой»

декабрь

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

«Умеешь сам – научи другого» (помогать малышам убирать игрушки, собираться на улицу и т.д)

Игры «Угадай настроение», «Помоги

сказочному герою»

Дид.игра «Опасные ситуации»

Беседы на тему «Умеем ли мы сочувствовать

другим?», «Как помочь животному попавшему в беду»

Акция «Дети- детям» (проведение новогодних

мероприятий для детей мл. гр.)

Помощь в украшении елочки малышам,

подарки для малышей- СНЕЖИНКИ, мастеркласс «Елочные игрушки»

Выставка рисунков «Не ломай, ведь я живая»

Акция «Накормите птиц зимой»

Оформление волонтерского уголка

Решение педагогических ситуаций

Создание альбома «Кладезь народной

мудрости -пословицы и поговорки о доброте , зле и взаимопомощи»

Оформление волонтерского уголка

Решение педагогических ситуаций

Пошив костюмов для спектакля

январь

1

2

3

4

Тематический фольклорный праздник «Колядки» для малышей

Акция «Подвижные игры с малышами»

Чтение худ. Литер, сказки: «Два жадных

медвежонка», «Искорки добра»

Трудовой десант: Помощь в умывании детей младшей гр.

Оказание помощи в расчистке снега на участке младшей группы

Оформление «Дерева добра» с высказываниями детей о доброте.

февраль

1

2

3

4

5

6

«Неделя добрых дел» помогать малышам одеваться на прогулку, убирать игрушки на место, пальчиковые игры с малышами, рисуем вместе с малышами, поддерживать чистоту на игровом участке, организовывать совместные игры на улице.

«Сказки малышам» - рассказываем сказки малышам

Показ спектакля: «Три медведя»

Акция: «Мы за здоровый образ жизни»

Флешмоб: «Вместе с нами»

Совместное участие вфлешмобе «Вместе с нами»

Фото выставка «День здоровья в моей семье»

Совместное участие в флешмобе «Вместе с нами»

Анкетирование «Формирование нравственных привычек у детей»

март

1

2

3

4

5

6

Оказание помощи в организации игр с детьми младшей группы на прогулке

Научить детей ср. гр игре: «Ручеек».

Беседа: «Можно ли обижать домашних животных?»

Чтение и анализ худ. произв. В.Катаев «Цветик – семицветик», В. Митт «Посажу цветочек маме» - воспитание трудолюбия

Оформление буклетиков «Правила добрых и вежливых поступков».

апрель

1

2

3

4

5

Дид. игры :» Чтобы было ,если бы..», «Давайте познакомимся»

Благоустройство территории детского сада

Сюжетно ролевые игры с детьми младших гр

Неделя «Космос» - презентация детьми

подготовительных групп рассказа о космосе детям средних групп

Изготовление плакатов к акции

май

1

2

3

4

5

6

7

Организация и проведение акции «Георгиевская ленточка»

Изготовление подарков для ветеранов

Акция «Мы здоровье бережем»

Помощь детям мл. гр. в режимных моментах

Неделя «В здоровом теле- здоровый дух»- зарядка для детей младших групп

Мастер класс от родителей

«Творческая мастерская» («Умеешь сам – научи другого»)

Способы, средства измерения результатов проекта:

-анкета для родителей "Воспитание чувств"; Приложение №1

-диагностика социального развития ребенка Щетинина А.М.: Учебно-методическое пособие. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. - 88 с. (Карта проявлений самостоятельности. Карта проявлений активности. Карта проявлений инициативности. Карта наблюдений за проявлениями коммуникативных способностей у дошкольников). Приложение №2

Приложение 1.

Анкета для родителей: «Воспитание чувств»

1. Считаете ли вы необходимым воспитание у ребенка таких качеств как отзывчивость, доброта, сочувствие?

- да;

- нет;

- частично.

2. Удалось ли вам построить со своим ребенком доверительные отношения?

- да;

- нет;

- частично.

3. Что вас беспокоит в отношениях ребенка с окружающими? ------------------------------------------------------------

4. Всегда ли отношения взрослых с ребенком в вашей семье носят доверительный, дружеский характер?

- да;

- нет;

- частично.

5. Привлекаете ли вы ребенка к участию в будничных делах семьи?

- да;

- нет.

6. Может ли ваш ребенок словами выражать сочувствие, сопереживание?

- да:

- нет;

- не знаю.

7. Проявляет ли ваш ребенок заботливое отношение к вам и другим членам семьи?

- да;

- нет.

Приложение 2.

Карта проявлений самостоятельности. (А.М.Щетинина)

Карта проявлений самостоятельности заполняется психологом или воспитателем на основе наблюдений, проведенных за ребенком. Если оказалось, что указанное качество ребенок не проявляет никогда, то в соответствующей графе ставится 0 баллов, иногда - 2 балла, часто - 4 балла.

Показатели самостоятельности:

Умеет найти себе дело.

Имеет свою точку зрения.

Не обращается за помощью к сверстникам.

Не обращается за помощью к взрослому.

Стремится все делать сам.

Доводит начатое дело до конца.

Без указания взрослого убирает посуду, игрушки, вещи.

Самостоятельно решает конфликты со сверстниками.

Не заботится о том, чтобы всегда находиться в

согласии с большинством.

Негативно относится к какой-либо помощи со

стороны взрослого или сверстников.

Без напоминания выполняет порученные дела

Может играть один.

Обработка и интерпретация результатов.

Подсчитав количество баллов, можно определить уровень развития самостоятельности у ребенка: низкий - 0-12 баллов; средний - 13-24 балла;

высокий - 25-48 баллов.

Существенным показателем уровня развития самостоятельности является наличие у ребенка потребности в ней, о которой можно судить по степени активности и инициативности, проявлению интереса к той или иной деятельности и желания заниматься ею, по достижению результата внешней или внутренней цели деятельности. Реализация потребности ребенка в самостоятельном выполнении деятельности во многом зависит от возможностей достижения результата, от владения ребенком необходимыми умениями, навыками, способами действия. Наличие необходимых возможностей придает ребенку уверенность в своих силах и стимулирует его активность и настойчивость в достижении цели деятельности, самостоятельность в выборе способов ее реализации.

Карта проявлений активности. (А.М.Щетинина, Н.А.Абрамова)

Данная карта заполняется на основе многократных специальных наблюдений за особенностями поведения ребенка в различных ситуациях.

При заполнении карты ставите в соответствующей клетке количество баллов:

если ребенок указанную форму поведения не проявляет никогда, то он получает 0 баллов; редко - 1 балл; часто - 2 балла и всегда - 3 балла.

Показатели активности:

Проявляет большую подвижность.

Активн

о вступает во взаимодействие со

Взрослым.

Предлагает свою помощь.

Включается во взаимодействие со сверстниками.

Принимает активное участие в играх.

Пребывает в хорошем настроении.

Проявляет живой интерес ко всему новому.

Охотно включается в деятельность, если

она ему интересна.

Не пытается уединиться.

Проявляет агрессивность.

Ведет себя шумно.

Легко заинтересовывается.

Не любит занимать второстепенные роли.

Экспрессивен.

Проявляет упрямство.

Говорит быстро, громко.

Обработка и интерпретация данных.

Подсчитав количество баллов, можно определить уровень активности ребенка: 0-16 - низкий; 17-32 - средний; 35-48 - высокий.

Карта проявлений инициативности (А.М.Щетинина)

Заполняется после целенаправленно проведенных многократных наблюдений за ребенком. Если ребенок часто обнаруживает указанную

форму поведения, то в соответствующую графу ставится 4 балла; иногда - 2 балла; никогда - 0 баллов.

Показатели инициативности:

Берет на себя главные роли в играх.

Выступает инициатором какой-либо деятельности.

Перехватывает у сверстников инициативу в выполнении задания.

Принимает участие во всех делах.

Любит высказывать свою точку зрения.

Стремится к лидерству.

Любит находиться в центре внимания.

Стремится быть первым во всем.

Не боится взяться за незнакомое ему дело.

Испытывает радость от внимания к нему со стороны взрослого и сверстников.

Не соглашается с мнением других, настаивает на своем.

Обработка и интерпретация результатов.

Сложив сумму полученных ребенком баллов, можно считать развитие у него инициативности достаточно высоким, если получилось в сумме от 23 до 44 баллов; средним - от 11 до 22 баллов; низким - от 0 до 10 баллов.

Карта наблюдений за проявлениями коммуникативных способностей у дошкольников

(А.М.Щетинина, М.А.Никифорова)

Проявления Редко 1 балл

Чаще всего 2 балла

Всегда 5 баллов

1. Коммуникативные качества личности

1.1. Эмпатийность:

- ребенок проявляет эмоциональный отклик на чувства и переживания партнера по общению;

- идентифицируется с партнером, заражается его чувствами;

- выражает сочувствие, сопереживание собеседнику;

- выражает понимание потребностей, желаний другого (соглашается, заинтересованно спрашивает, повторяет мимику другого, стремится помочь).

1.2. Доброжелательность

- ребенок проявляет расположенность слушать партнера;

- старается понять и ответить на вопросы собеседника;

- выражает симпатию (улыбается, обнимает, чем-то делится с партнером);

- не конфликтует, уходит от конфликта, предвидя его;

- проявляет выраженный интерес к тому, что говорит собеседник.

1.3. Непосредственность, аутентичность, искренность:

- ребенок говорит и действует напрямую, открыто демонстрируя свое отношение к людям, проблемам;

- искренен в своих высказываниях, в проявлении своих чувств;

- открыто заявляет о своих намерениях («Если ты мне не дашь машинку, то я тебя ударю»);

- не «подхалимничает».

1.4. Открытость в общении:

- ребенок открыт к общению, выражает готовность к нему (позой, мимикой);

- выражает желание общаться как со взрослыми, так и со сверстниками.

1.5. Конфронтация:

- ребенок смело отстаивает (но бесконфликтно) свою позицию;

- доказывает, аргументирует, пытается убедить в своей правоте.

1.6. Инициативность:

- ребенок сам проявляет инициативу в общении;

- понимает и поддерживает инициативу другого.

2. Коммуникативные действия и умения

2.1. Организационные:

- ребенок выступает организатором, инициатором игр, общения, взаимодействия;

- является лидером в отдельных видах деятельности;

- владеет организаторскими навыками.

2.2 Перцептивные:

- ребенок стремится понять другого, его мысли, чувства ("А чего ты обиделся?");

- наблюдателен, видит и осознает особенности других детей, взрослых.

2.3. Оперативные:

- ребенок в общении экспрессивно выразителен (у него богатая мимика, жесты, позы);

- свободно владеет вербальными средствами общения (язык);

- увлекает партнера по общению своими действиями;

- умеет продолжительное время поддерживать контакт;

- умеет спровоцировать желаемую реакцию партнера.

Обработка: подсчитывается общая сумма баллов по всем показателям, дается вывод об уровне развития коммуникативных способностей ребенка:

116-145 баллов - очень высокий, 87-115 баллов - высокий, 58-86 баллов - средний, 29-57 баллов – низкий.