Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
* {font-family: Calibri; font-size: 11pt;}
a.NoteRef {text-decoration: none;}
hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;}
table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;}
td {border: 1px solid black;}
.Normal {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;}
h1 {font-family: 'Cambria'; font-size: 16pt; color: #365F91;}
h2 {font-family: 'Arial'; font-size: 14pt; font-weight: bold; font-style: italic;}
.Заголовок 1 Знак {font-family: 'Cambria'; font-size: 16pt; color: #365F91;}
.Заголовок 2 Знак {font-family: 'Arial'; font-size: 14pt; font-weight: bold; font-style: italic;}
.List Paragraph {margin-top: 0; margin-bottom: 0;}
.header {margin-top: 0; margin-bottom: 0;}
.Верхний колонтитул Знак {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;}
.footer {margin-top: 0; margin-bottom: 0;}
.Нижний колонтитул Знак {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;}
.Body Text {text-align: justify; margin-top: 0; margin-bottom: 0;}
.Основной текст Знак {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;}
.пункт {font-family: 'Arial'; font-size: 10pt;}
.Знак2 Знак Знак1 Знак1 Знак Знак Знак Знак Знак Знак Знак Знак Знак Знак Знак Знак Знак Знак Знак {font-family: 'Verdana'; font-size: 10pt;}
.Body Text Indent 2 {margin-bottom: 6pt;}
.Основной текст с отступом 2 Знак {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;}
.спис 1 {margin-top: 0; margin-bottom: 0;}
.пункт1 {font-size: 12pt;}
.текст {font-family: 'Arial'; font-size: 10pt;}
.Таблица {font-family: 'Calibri'; font-size: 10pt; font-weight: bold;}
.Таблица Знак {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt; font-weight: bold;}
.Текст таблицы {font-size: 11pt;}
.Абзац списка1 {font-family: 'Calibri'; font-size: 11pt;}
.Normal (Web) {margin-top: 5pt; margin-bottom: 5pt;}
.Знак1 Знак Знак Знак Знак Знак Знак Знак Знак1 Char {font-family: 'Verdana'; font-size: 10pt;}
.Balloon Text {font-family: 'Tahoma'; font-size: 8pt;}
.Текст выноски Знак {font-family: 'Tahoma'; font-size: 8pt;}
.footnote text {font-size: 10pt;}
.Текст сноски Знак {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 10pt;}
.footnote reference {font-family: 'Times New Roman'; vertical-align: super;}
.Default {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt; color: #000000;}
.Гипертекстовая ссылка {font-family: 'Times New Roman'; color: #106BBE;}
.Знак {font-family: 'Verdana'; font-size: 10pt;}
.Знак1 {font-family: 'Verdana'; font-size: 10pt;}
.apple-converted-space {font-family: 'Times New Roman';}
.HTML Cite {font-family: 'Times New Roman'; font-style: italic;}
.FR4 {font-family: 'Courier New';}
.Title {font-size: 16pt; text-decoration: underline ;}
.Название Знак {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt; text-decoration: underline ;}
.ConsPlusCell {font-family: 'Arial';}
.ConsPlusNormal {font-family: 'Arial';}
.Hyperlink {font-family: 'Times New Roman'; color: #0000FF; text-decoration: underline ;}
.c0 c8 {font-family: 'Times New Roman';}
.c39 c83 c32 {font-family: 'Calibri';}
.c9 {font-family: 'Times New Roman';}
.c1 c17 {font-family: 'Calibri';}
.c19 {font-family: 'Calibri';}
.c0 {font-family: 'Times New Roman';}
.annotation reference {font-size: 8pt;}
.annotation text {font-size: 10pt;}
.Текст примечания Знак {font-family: 'Times New Roman';}
.annotation subject {font-weight: bold;}
.Тема примечания Знак {font-family: 'Times New Roman'; font-weight: bold;}
.c5 {margin-top: 5pt; margin-bottom: 5pt;}
.No Spacing {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;}
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 120» г. Сыктывкара
Информационно-практико-ориентированный проект
в подготовительной группе №6
«Мы - юные волонтеры»
Авторы /Разработчики: Логинова Анастасия Валерьевна
Голубева Елена Гелиевна
Сыктывкар, 2024 г.
Структурный компонент
Содержание
Паспорт проекта
1. Тема проекта: «Мы – юные волонтёры».
2. Состав участников: 25детей старшего дошкольного возраста, воспитатели группы, родители, психолог.
3. Разработчики проекта: воспитатель высшей категории Логинова Анастасия Валерьевна, воспитатель высшей категории Голубева Елена Гелиевна.
4. Основные направления: Социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, развитие игровой деятельности.
5. Цель проекта: Цель проекта: Создать организацию в детском саду, в частности, в гр.
«Бусинки», волонтерского движения «Мы –юные волонтеры», объединив воедино активных, творческих, заинтересованных родителей и детей дошкольного возраста, и их участие в добровольных, социально важных акциях и мероприятиях.
6. Тип проекта: Групповой, информационно- просветительский, индивидуально - развивающий.
По территории реализации: Внутренний, так как проект реализуется внутри дошкольного учреждения.
7. Методы и приёмы:
Наглядный: Просмотр: видеороликов, презентаций по теме проекта.
Репродуктивный: Воспроизводство знаний и способов деятельности.
Практический: Использование детьми на практике полученных знаний и умений.
Словесный: Беседы, слушание песен, чтение художественной литературы.
Проблемный: Постановка проблемы и поиск решения.
Игровой: Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета.
Частично-поисковый: Решение проблемных задач с помощью педагога.
Актуальность проекта
Новизна
Проблема
Ожидаемый результат
В настоящее время большое значение в социальном обществе уделяется добровольческому труду. Его мотивы - не в материальном поощрении, а в удовлетворении социальных и духовных потребностей. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры на этапе завершения на этапе дошкольного образования: «...ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и в другом; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности». (п.4.6.)
Исходя из этого, актуальным является вопрос о создании волонтерского движения в детском саду как социальном институте, который должен готовить детей к жизни, развивать определенные жизненные качества:
• ответственность;
• милосердие;
• самостоятельность;
• умение общаться с разными социальными группами людей;
• личностный позитивизм.
Дошкольный возраст характеризуется, как период сензитивности для развития всех психических функций, а также как важный этап развития, формирования личности ребенка. Это и послужило стимулом для создания
волонтерского движения в детском саду, ведь именно в дошкольном возрасте
формируются вышеперечисленные личностные качества детей.
Новизна состоит в том, что организация волонтерского движения предполагается в условиях детского сада.
Отсутствие опыта у детей старшего дошкольного возраста в проявлении социально нравственной позиции, связанной с различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
Сроки реализации проекта – Долгосрочный. Сентябрь 2024 г.- май 2025 г.
-развитие добровольческой (волонтерской) деятельности у воспитанников, их родителей, направленной на бескорыстное оказание социально значимых услуг на местном уровне, способствующей личностному росту и развитию выполняющих эту деятельность добровольцев.
-в результате реализации проекта старшие дошкольники и воспитывающие взрослые получат новые знания о волонтёрском движении, а также приобретут опыт участия в добровольческих мероприятиях.
-мероприятия в рамках проекта позволят сформировать такие качества личности дошкольника, как: трудолюбие, толерантность, потребность в здоровом образе жизни, доброжелательность, бережное отношение к природе, милосердие, что будет являться основой волонтёрской направленности личности ребёнка в дальнейшем.
Цель и задачи проекта
Цель проекта: Создать организацию в детском саду, в частности, в гр. «Бусинки», волонтерского движения «Мы –юные волонтеры», объединив воедино активных, творческих, заинтересованных родителей и детей старшего дошкольного возраста. и их участие в добровольных, социально важных акциях и мероприятиях
Задачи:
расширить представления о волонт
ерском движении у детей 6-7 лет;
родителей
воспитанников детского сада № 120, группы «Бусинки
»
;
дать практические навыки участия в волонтерском движении всем
участникам образовательного процесса;
сформировать инициативную групп
у педагогов и родителей,
участвующую в данном движении;
создать методические рекомендаци
и по организации
волонтерства
в
дет
ском саду и распространить опыт
работы в других детских садах;
составить план мероприятий
и реализовать его в течение 2024 -2025
учебного года.
Содержание/этапы проекта
Подготовительный;
Диагностический;
Практический;
Аналитико-рефлексивный.
Форма презентации
Открытое мероприятие по принятию детей группы в юные волонтеры.
Показ театрализованной сказки: «Колобок», «Теремок» для детей первой младшей и второй младшей групп.
Список использованной литературы/научно – методических материалов
Бурченко Т. В. Экологическое
волонтерство
на благо общества и развития
личности обучающегося // Современные подходы к организации
образовательного процесса в условиях стандартизации
образования :
сб.науч
. ст. и материалов IV
Междунар
. науч.-
практ
.
конф
. – Архангельск,
2017. – Ч. 2. – С. 181-184.
Гришаева
Н..
П. Анализ социальных проблем дошкольного воспитания// Управление в дошкольном образовании. 2002 № 5.
Диагностика социального развития ребенка Щетинина А.М.: Учебно-
методическое пособие. – Великий
Новгород:
НовГУ
им. Ярослава Мудрого, 2000. - 88 с.
Кейль
О. Педагогические условия формирования гуманных качеств у детей старшего дошкольного возраста в НОД. /http://www.maam.ru/detskijsad/pedagogicheskie-uslovija-formirovanija-gumanyhkachestv-u-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta-v-nod.html
Расту культурным [Текст
]:-
Полиграф–Проект Москва 2011. С. 12-24.
Соколова О. Д. Памятка для волонтеров / О. Д. Соколова // Вологда: Изд. центр ВИРО, 2006. С. 3-20.
Хулин
А. А. Добровольчество как вид благотворительности / А. А.
Хулин
Социальная работа. - 2003. - №3. - С. 51-54.
Циткилов
П. Я. Информационно - методические материалы по организации работы с волонтерами / П. Я.
Циткилов
// Социальная работа. - 2007. - №5. - С. 58-60.
Интернет ресурсы.
Календарно – тематическое планирован проекта «Мы – юные волонтёры» на 2024 – 2025 учебный год.
Месяц
№
Работа с детьми
Работа с родителями
сентябрь
1
Просмотр видеороликов «Волонтерское движение». Заучивание девиза волонтера.
Знакомство с правилами волонтерского движения.
Анкетирование родителей «Воспитание чувств»
октябрь
1
2
3
Беседа на тему: «Что такое добро?», «Где живёт доброта?», «Что значит добрый человек?», «Легко ли быть добрым?» «Как поделиться добротой?», «Почему добро побеждает зло?», «Как сохранить добро»
Трудовой десант: помощь детям младшей группы в уборке постели после сна
Акция: «Научим одеваться» - оказание помощи детям младшей группы при одевании на прогулку
Участие в акции к дню пожилого человека «Творидобро
Родительское собрание на тему: «Организация волонтерского отряда в нашей группе» (дать родителям представление о новой технологии «Волонтерское движение в ДОУ», познакомить с планом мероприятий на год)
ноябрь
1
2
3
4
5
6
Трудовой десант: «Неделя добрых дел»( ремонт книжек, уход за ком.растениями т.д.).
Чтение худ.литературы:
В.Осеева, «Волшебное слово, «Сыновья», «Что легче?»
Дид.игры:
«Чем я могу помочь», «Хорошо и плохо»
Выпуск листовок «Внимание пешеход!» Изготовление кормушек «Каждой птичке свой домик!»
Акция :«Помоги птицам зимой»
Совместное изготовление
Книжек малышек для малышей
Беседа - интервью «Как воспитать добрые чувства у ребенка?»
Совместное участие в акции «Помоги птицам зимой»
декабрь
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
«Умеешь сам – научи другого» (помогать малышам убирать игрушки, собираться на улицу и т.д)
Игры «Угадай настроение», «Помоги
сказочному герою»
Дид.игра «Опасные ситуации»
Беседы на тему «Умеем ли мы сочувствовать
другим?», «Как помочь животному попавшему в беду»
Акция «Дети- детям» (проведение новогодних
мероприятий для детей мл. гр.)
Помощь в украшении елочки малышам,
подарки для малышей- СНЕЖИНКИ, мастеркласс «Елочные игрушки»
Выставка рисунков «Не ломай, ведь я живая»
Акция «Накормите птиц зимой»
Оформление волонтерского уголка
Решение педагогических ситуаций
Создание альбома «Кладезь народной
мудрости -пословицы и поговорки о доброте , зле и взаимопомощи»
Оформление волонтерского уголка
Решение педагогических ситуаций
Пошив костюмов для спектакля
январь
1
2
3
4
Тематический фольклорный праздник «Колядки» для малышей
Акция «Подвижные игры с малышами»
Чтение худ. Литер, сказки: «Два жадных
медвежонка», «Искорки добра»
Трудовой десант: Помощь в умывании детей младшей гр.
Оказание помощи в расчистке снега на участке младшей группы
Оформление «Дерева добра» с высказываниями детей о доброте.
февраль
1
2
3
4
5
6
«Неделя добрых дел» помогать малышам одеваться на прогулку, убирать игрушки на место, пальчиковые игры с малышами, рисуем вместе с малышами, поддерживать чистоту на игровом участке, организовывать совместные игры на улице.
«Сказки малышам» - рассказываем сказки малышам
Показ спектакля: «Три медведя»
Акция: «Мы за здоровый образ жизни»
Флешмоб: «Вместе с нами»
Совместное участие вфлешмобе «Вместе с нами»
Фото выставка «День здоровья в моей семье»
Совместное участие в флешмобе «Вместе с нами»
Анкетирование «Формирование нравственных привычек у детей»
март
1
2
3
4
5
6
Оказание помощи в организации игр с детьми младшей группы на прогулке
Научить детей ср. гр игре: «Ручеек».
Беседа: «Можно ли обижать домашних животных?»
Чтение и анализ худ. произв. В.Катаев «Цветик – семицветик», В. Митт – «Посажу цветочек маме» - воспитание трудолюбия
Оформление буклетиков «Правила добрых и вежливых поступков».
апрель
1
2
3
4
5
Дид. игры :» Чтобы было ,если бы..», «Давайте познакомимся»
Благоустройство территории детского сада
Сюжетно ролевые игры с детьми младших гр
Неделя «Космос» - презентация детьми
подготовительных групп рассказа о космосе детям средних групп
Изготовление плакатов к акции
май
1
2
3
4
5
6
7
Организация и проведение акции «Георгиевская ленточка»
Изготовление подарков для ветеранов
Акция «Мы здоровье бережем»
Помощь детям мл. гр. в режимных моментах
Неделя «В здоровом теле- здоровый дух»- зарядка для детей младших групп
Мастер класс от родителей
«Творческая мастерская» («Умеешь сам – научи другого»)
Способы, средства измерения результатов проекта:
-анкета для родителей "Воспитание чувств"; Приложение №1
-диагностика социального развития ребенка Щетинина А.М.: Учебно-методическое пособие. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. - 88 с. (Карта проявлений самостоятельности. Карта проявлений активности. Карта проявлений инициативности. Карта наблюдений за проявлениями коммуникативных способностей у дошкольников). Приложение №2
Приложение 1.
Анкета для родителей: «Воспитание чувств»
1. Считаете ли вы необходимым воспитание у ребенка таких качеств как отзывчивость, доброта, сочувствие?
- да;
- нет;
- частично.
2. Удалось ли вам построить со своим ребенком доверительные отношения?
- да;
- нет;
- частично.
3. Что вас беспокоит в отношениях ребенка с окружающими? ------------------------------------------------------------
4. Всегда ли отношения взрослых с ребенком в вашей семье носят доверительный, дружеский характер?
- да;
- нет;
- частично.
5. Привлекаете ли вы ребенка к участию в будничных делах семьи?
- да;
- нет.
6. Может ли ваш ребенок словами выражать сочувствие, сопереживание?
- да:
- нет;
- не знаю.
7. Проявляет ли ваш ребенок заботливое отношение к вам и другим членам семьи?
- да;
- нет.
Приложение 2.
Карта проявлений самостоятельности. (А.М.Щетинина)
Карта проявлений самостоятельности заполняется психологом или воспитателем на основе наблюдений, проведенных за ребенком. Если оказалось, что указанное качество ребенок не проявляет никогда, то в соответствующей графе ставится 0 баллов, иногда - 2 балла, часто - 4 балла.
Показатели самостоятельности:
Умеет найти себе дело.
Имеет свою точку зрения.
Не обращается за помощью к сверстникам.
Не обращается за помощью к взрослому.
Стремится все делать сам.
Доводит начатое дело до конца.
Без указания взрослого убирает посуду, игрушки, вещи.
Самостоятельно решает конфликты со сверстниками.
Не заботится о том, чтобы всегда находиться в
согласии с большинством.
Негативно относится к какой-либо помощи со
стороны взрослого или сверстников.
Без напоминания выполняет порученные дела
Может играть один.
Обработка и интерпретация результатов.
Подсчитав количество баллов, можно определить уровень развития самостоятельности у ребенка: низкий - 0-12 баллов; средний - 13-24 балла;
высокий - 25-48 баллов.
Существенным показателем уровня развития самостоятельности является наличие у ребенка потребности в ней, о которой можно судить по степени активности и инициативности, проявлению интереса к той или иной деятельности и желания заниматься ею, по достижению результата внешней или внутренней цели деятельности. Реализация потребности ребенка в самостоятельном выполнении деятельности во многом зависит от возможностей достижения результата, от владения ребенком необходимыми умениями, навыками, способами действия. Наличие необходимых возможностей придает ребенку уверенность в своих силах и стимулирует его активность и настойчивость в достижении цели деятельности, самостоятельность в выборе способов ее реализации.
Карта проявлений активности. (А.М.Щетинина, Н.А.Абрамова)
Данная карта заполняется на основе многократных специальных наблюдений за особенностями поведения ребенка в различных ситуациях.
При заполнении карты ставите в соответствующей клетке количество баллов:
если ребенок указанную форму поведения не проявляет никогда, то он получает 0 баллов; редко - 1 балл; часто - 2 балла и всегда - 3 балла.
Показатели активности:
Проявляет большую подвижность.
Активн
о вступает во взаимодействие со
Взрослым.
Предлагает свою помощь.
Включается во взаимодействие со сверстниками.
Принимает активное участие в играх.
Пребывает в хорошем настроении.
Проявляет живой интерес ко всему новому.
Охотно включается в деятельность, если
она ему интересна.
Не пытается уединиться.
Проявляет агрессивность.
Ведет себя шумно.
Легко заинтересовывается.
Не любит занимать второстепенные роли.
Экспрессивен.
Проявляет упрямство.
Говорит быстро, громко.
Обработка и интерпретация данных.
Подсчитав количество баллов, можно определить уровень активности ребенка: 0-16 - низкий; 17-32 - средний; 35-48 - высокий.
Карта проявлений инициативности (А.М.Щетинина)
Заполняется после целенаправленно проведенных многократных наблюдений за ребенком. Если ребенок часто обнаруживает указанную
форму поведения, то в соответствующую графу ставится 4 балла; иногда - 2 балла; никогда - 0 баллов.
Показатели инициативности:
Берет на себя главные роли в играх.
Выступает инициатором какой-либо деятельности.
Перехватывает у сверстников инициативу в выполнении задания.
Принимает участие во всех делах.
Любит высказывать свою точку зрения.
Стремится к лидерству.
Любит находиться в центре внимания.
Стремится быть первым во всем.
Не боится взяться за незнакомое ему дело.
Испытывает радость от внимания к нему со стороны взрослого и сверстников.
Не соглашается с мнением других, настаивает на своем.
Обработка и интерпретация результатов.
Сложив сумму полученных ребенком баллов, можно считать развитие у него инициативности достаточно высоким, если получилось в сумме от 23 до 44 баллов; средним - от 11 до 22 баллов; низким - от 0 до 10 баллов.
Карта наблюдений за проявлениями коммуникативных способностей у дошкольников
(А.М.Щетинина, М.А.Никифорова)
Проявления Редко 1 балл
Чаще всего 2 балла
Всегда 5 баллов
1. Коммуникативные качества личности
1.1. Эмпатийность:
- ребенок проявляет эмоциональный отклик на чувства и переживания партнера по общению;
- идентифицируется с партнером, заражается его чувствами;
- выражает сочувствие, сопереживание собеседнику;
- выражает понимание потребностей, желаний другого (соглашается, заинтересованно спрашивает, повторяет мимику другого, стремится помочь).
1.2. Доброжелательность
- ребенок проявляет расположенность слушать партнера;
- старается понять и ответить на вопросы собеседника;
- выражает симпатию (улыбается, обнимает, чем-то делится с партнером);
- не конфликтует, уходит от конфликта, предвидя его;
- проявляет выраженный интерес к тому, что говорит собеседник.
1.3. Непосредственность, аутентичность, искренность:
- ребенок говорит и действует напрямую, открыто демонстрируя свое отношение к людям, проблемам;
- искренен в своих высказываниях, в проявлении своих чувств;
- открыто заявляет о своих намерениях («Если ты мне не дашь машинку, то я тебя ударю»);
- не «подхалимничает».
1.4. Открытость в общении:
- ребенок открыт к общению, выражает готовность к нему (позой, мимикой);
- выражает желание общаться как со взрослыми, так и со сверстниками.
1.5. Конфронтация:
- ребенок смело отстаивает (но бесконфликтно) свою позицию;
- доказывает, аргументирует, пытается убедить в своей правоте.
1.6. Инициативность:
- ребенок сам проявляет инициативу в общении;
- понимает и поддерживает инициативу другого.
2. Коммуникативные действия и умения
2.1. Организационные:
- ребенок выступает организатором, инициатором игр, общения, взаимодействия;
- является лидером в отдельных видах деятельности;
- владеет организаторскими навыками.
2.2 Перцептивные:
- ребенок стремится понять другого, его мысли, чувства ("А чего ты обиделся?");
- наблюдателен, видит и осознает особенности других детей, взрослых.
2.3. Оперативные:
- ребенок в общении экспрессивно выразителен (у него богатая мимика, жесты, позы);
- свободно владеет вербальными средствами общения (язык);
- увлекает партнера по общению своими действиями;
- умеет продолжительное время поддерживать контакт;
- умеет спровоцировать желаемую реакцию партнера.
Обработка: подсчитывается общая сумма баллов по всем показателям, дается вывод об уровне развития коммуникативных способностей ребенка:
116-145 баллов - очень высокий, 87-115 баллов - высокий, 58-86 баллов - средний, 29-57 баллов – низкий.