Клад Хозяйки леса. Сценарий спортивно-познавательного развлечения на свежем воздухе для детей старшего дошкольного возраста

Спортивно-познавательное развлечение, направленное на формирование представлений о туризме как виде спорта.
Автор:  Киселева Анжелика Юрьевна, инструктор по физической культуре, г. Междуреченск
Задачи: 
1. Способствовать развитию физических качеств;
2. Приобщение дошкольников к регулярным занятиям физической культурой, популяризация физкультуры и здорового образа жизни;
3. Продолжать знакомить с туризмом как видом спорта; 
4. Закреплять знания о животном и растительном мире;
5. Воспитание патриотических чувств, желания помочь другу.
Оборудование: рюкзак походный, котелок, кукла, фонарик, ваза, топор, кошка, лопата, фотоальбом, спички, компас, спальный мешок, шкаф, микроволновая печь, карта, палатка, холодильник, попугай, рюкзак, еда (сухой паёк), пылесос, удочки, утюг, коврик, маршрутная карта, дидактическая игра «Экологические знаки», перчатки для сбора мусора по количеству детей, пластиковые бутылки и бумажный мусор по количеству детей, мусорные корзины (2), оборудованная полоса препятствий, дидактическая игра «Съедобное-несъедобное», аптечка, вода, перекись водорода (имитация), бинт, ватные диски, «дрова» (деревянные бруски по количеству детей), обручи (2).
Действующие лица:
Ведущий – воспитатель или инструктор по ФК
Старичок – лесовичок - воспитатель
Баба Яга – воспитатель
Белочка – ребёнок старшей группы
Участники – дети подготовительной группы и воспитатель.
Предварительная работа: беседа на тему «Туризм – форма активного и здорового вида отдыха»

Ход праздника

Воспитатель и дети находятся в группе, слышат стук в дверь.
Воспитатель: кто это там к нам стучится? (уходит и возвращается с конвертом в руках.) Давайте посмотрим, что здесь (достаёт маршрутную карту из конверта и записку, читает вслух)
ПРИГЛАШАЮ ВСЕХ СМЕЛЫХ И ОТВАЖНЫХ РЕБЯТ ОТПРАВИТЬСЯ В ПОХОД НА ПОИСКИ КЛАДА. ХОЗЯЙКА ЛЕСА

Дети и воспитатель внимательно изучают маршрутную карту


Карта рисуется педагогами, на которой схематично изображён маршрут, основные строения (здание д/с и веранды), объекты местности (деревья, кусты и т.д.). Для примера предлагаю карту нашего д/с.

Воспитатель: Ребята, мы с вами сейчас оденемся, возьмём рюкзаки и отправимся в поход. Согласны? 
Дети: да, согласны (дети совместно с воспитателем вспоминают форму одежды для похода, переодеваются, собирают рюкзачки (внутри лежит небольшое покрывало, в рюкзаке у воспитателя – аптечка и вода) и выходят на построение, строятся парами у входа в детский сад, рюкзак держат в руках)

Детей встречает ведущий.

Ведущий: Здравствуйте! Сегодня у нас необычный день, ребята! Мы отправляемся в поход на поиски клада. Путь наш не лёгкий! Необходимо будет выполнить сложные задания, и преодолеть препятствия. Но я вижу, что вы сильные и смелые ребята и хорошо подготовились к походу, как самые настоящие туристы: в спортивной одежде, приготовили рюкзаки, в хорошем настроении. И вам не терпится отправиться в поход… и маршрутную карту не забыли? 
Воспитатель: Да у нас все готово (протягивает ведущему конверт с картой)
Ведущий: (открывает конверт, а там вместо карты находиться записка, читает) 
Ваша карта у меня! Верну, если отгадаете загадку!

Очень странный старичок,
Вместо носика учок!
По лесу гуляет-
Лес он охраняет.
А зовётся старичок...
Старичок...(ЛЕСОВИЧОК) 

Звучит музыка появляется старичок-лесовичок

Старичок-лесовичок: Здравствуйте ребята. Я старичок – лесовичок, вместо носика сучок, лес я охраняю, все тропинки знаю.
Ведущий: старичок-лесовичок, это ты зачем так пошутил? И поменял конверты? 
Старичок-лесовичок(виновато отвечает) Простите меня… (отдаёт нужный конверт воспитателю) Грустно мне одному в лесу… (вздыхает).
Ведущий: не расстраивайся и не унывай. Пошли лучше с нами в поход на поиски клада. Иди скорее собирай в рюкзак все самое необходимое (лесовичок убегает за рюкзаком). И вы ребята скорее надевайте свои рюкзачки, мы отправляемся в поход (воспитатель помогает надеть детям на спину рюкзачки).
Старичок-лесовичок: меня подождитеееее… (еле-еле тащит, доверху набитый ненужными в походе вещами, рюкзак). Я уже все собрал и все приготовил. Вот!!! Всё самое необходимое здесь! (показывает на рюкзак)
Ведущий: с таким тяжёлым рюкзаком ты и 100 метров не пройдёшь, устанешь. 
Старичок-лесовичок: что-же делать?
Ведущий: Предлагаю тебе сыграть с нами в игру «Что мы возьмем с собой в поход?» Ты по очереди показываешь детям все вещи, которые собрал для похода. А мы, ребята, дружно хлопаем в ладоши, если показанную вещь берем в поход, и топаем ногами, если не берем. Смотрите внимательно!!! 

Игра «Что мы возьмём с собой в поход»
(котелок, кукла, фонарик, ваза, топор, кошка, лопата, фотоальбом, спички, компас, спальный мешок, игрушечный шкаф, детская микроволновая печь, карта, палатка, игрушечный холодильник, попугай, рюкзак, еда (сухой паёк), детский пылесос, удочки, шторы, утюг, коврик)

Ведущий: Теперь все готово, мы отправляемся.
Старичок-лесовичок: а в какую сторону мы пойдём в этот самый поход и как узнаем, что идём в правильном направлении?
Воспитатель: в этом нам поможет маршрутная карта (показывает карту детям).

Старичок-лесовичок: так здесь же ничего не понятно, одни палочки да закорючки (показывает на карту рукой).
Воспитатель: это тебе старичок-лесовичок ничего не понятно, а наши ребята уже давно во всем разобрались. Ведь на маршрутной карте все изображено при помощи топографических знаков. Вот это, например, дерево, а это жилое строение. 
Старичок-лесовичок: теперь мне всё понятно. Что же мы стоим? Скорее отправляемся в поход. 
Ведущий: а что бы не скучно было идти, предлагаю выполнить разминку.

«РАЗМИНКА»
Под ритмичную музыку (по выбору инструктора) в движении (до 1-йстанции) дети выполняют заранее разученный комплекс ОРУ под руководством инструктора.

Ведущий: вот и первая остановка. 

Станция 1 «Экологическая»

(из-за дерева появляется баба Яга)

Баба-Яга: (грозно) Кто ещё здесь шумит? Вы ещё кто такие, и откуда вы пришли? А ну, уходите! Не пущу! Ходят тут все, кому не лень, лес засоряют!
Старичок-лесовичок: Не кричи Баба Яга. Это я, старичок-лесовичок. А это мои друзья - туристы (показывает рукой на ребят).
Баба-Яга: — Те ребята тоже называли себя туристами, а посмотрите, что натворили! (показывает рукой на поляну) А, какая была поляна! Я здесь иг-рала еще в детстве! Ах! Какой был воздух! Аромат! А теперь? Одни бумаж-ки да бутылки… Что смотрите? Уходите, сказано не пущу!
Ведущий: — Уважаемая Баба-Яга, наши ребята знают, как нужно себя вести в лесу.
Баба-Яга: — А это мы сейчас проверим.

Игра «Экологические знаки»
Баба-Яга показывает детям экологический знак, а ребята говорят, что он обозначает:
• Не срывай цветы, траву,
• Не мусорить в лесу,
• Тщательно туши костёр, уходя с места отдыха,
• Не ломай ветки деревьев,
• Не разоряй гнёзда птиц,
• Не уноси домой диких животных и их детёнышей

Баба-Яга: — А ну-ка скажите, куда девать мусор после себя?

Проводится конкурс «Кто быстрее соберет мусор»
Дети делятся на 2 команды, надевают перчатки, готовят мусорные корзины и по сигналу по очереди складывают в них мусор (корзины держат инструктор и воспитатель).

Баба-Яга: 
— Я скажу вам от души —
Все ребята хороши!
Очистили мне полянку. Справились с заданием. До свидания! Вам пора про-должать путь. 
Воспитатель: (показывает детям маршрутную карту) Куда же нам двигаться дальше? (вместе с детьми определяют дальнейшее направление и организованно строем передвигаются к станции 2)

Станция 2 «Полоса препятствий»

Ведущий: Ребята, посмотрите у нас на пути препятствия. 
Старичок-лесовичок: Ну все… Все пропало… Как же мы через такие препятствия перебираться будем? (хватается за голову и вздыхает)
Ведущий: Не огорчайся ты так лесовичок. Я уверена, наши ребята со всеми трудностями справятся.
Обращается к ребятам: Сможем их преодолеть? Или вернёмся в детский сад?
Дети: сможем преодолеть…
(инструктор совместно с детьми обсуждают, как нужно преодолеть препятствия; препятствия преодолевать по одному, где необходимо со страховкой)

«Полоса препятствий»
- «Лиана» - прыжок через яму (обруч) в висе на канате;
- Прыжки по «кочкам» (из обруча в обруч);
- «Стена» - передвижение приставным шагом боком по спортивной лестнице на 2-й рейке снизу;
- «Тоннель» - ползание на четвереньках сквозь матерчатый туннель длиной 2, 5 м;
- ходьба приставным шагом по бревну, держась за горизонтально натянутый канат.
- «Паутина» - пролезание сквозь вертикально натянутую между деревьями резинку;
- «Узкий мост» - ходьба по гимнастической доске;
- «Маятник» - прыжок через яму (обруч) с опорой на палку.

Ведущий: Молодцы мои юные туристы! Вы показали, что ни какие препятствия вас не остановят на пути к цели.
Воспитатель: (показывает детям маршрутную карту) Ребята, давайте посмотрим и определим, куда нам двигаться дальше (вместе с детьми определяют дальнейшее направление и организованно строем передвигаются к станции 3).

Станция 3 «Съедобное-несъедобное»

Старичок-лесовичок: Ой-ой-ой, как кушать хочется. Пойду, сорву вон ту красивую ягодку (идёт к кустику и хочет сорвать и съесть большую ягодку).
Ведущий: Постой старичок-лесовичок, разве можно в лесу все подряд срывать и кушать? А если она ядовитая? Ты же отравишься и заболеешь.
Старичок-лесовичок: Я об этом и не подумал. 
Ведущий: Вот именно, что не подумал. А наши юные туристы (показывает рукой на ребят) знают, что можно и что нельзя есть в лесу. Сейчас они тебе все расскажут и покажут.
Воспитатель: Я предлагаю вам ребята разделиться на 2 команды и поиграть в игру. Надо разложить вот эти карточки на две стопки, в одну - карточки со съедобными ягодами и грибами, а в другую – с ядовитыми ягодами и грибами.

Проводится игра «Съедобное-несъедобное»

Старичок-лесовичок: спасибо вам ребята, научили старичка-лесовичка!
Воспитатель: А нам ребята, пора отправляться дальше в путь. 
(воспитатель совместно с детьми определяют по маршрутной карте дальнейшее направление и организованно передвигаются к станции 4)

Станция 4 «Проблемная ситуация»

(на пенёчке сидит «белочка», держит лапку и плачет)
Ведущий: Здравствуй белочка. Почему ты сидишь здесь и плачешь?
Белочка: Я поранила лапку, теперь она болит. 
Ведущий: Давай я посмотрю (осматривает рану). Рана не большая, но оставлять её без внимания НЕЛЬЗЯ!
Воспитатель: Ребята, что нужно делать, если кто-то пораниться в лесу?
Что нужно иметь в аптечке?
Вместе с ребятами вспоминают правила оказания первой медицинской помощи, что должно быть в аптечке и вспоминают, какие растения могут помочь при получении ран (подорожник).

Проводиться индивидуальное задание «Перевяжи рану»

Белочка: Спасибо! (убегает в «лес»)
Воспитатель: (показывает детям маршрутную карту) Куда же нам двигаться дальше? (вместе с детьми определяют дальнейшее направление и организованно строем передвигаются к станции 5)

Станция 5 «Остановка у палатки»

Ведущий: Вот мы и пришли к последней станции… Ещё немного, и мы найдём клад…
Старичок-лесовичок: (Показывает рукой на палатку) А это что за домик? Я таких раньше не видывал. (Подходит к палатке, стучит по крыше) Ой, так он же из ткани, наверное, в таком домике от дождя спрятаться не получиться, промокнет.
Ведущий: Ошибаешься старичок-лесовичок. Такой домик и от дождя, и от ветра тебя защитит. А называется этот дом – палатка. И именно в таких палатках живут люди, когда идут в поход. В таких палатках они спят, а где-то неподалёку разжигают костёр и готовят еду. Но для костра нам необходимо собрать дрова и правильно их уложить.
Старичок-лесовичок: Ну, это я запросто, вот смотрите (бежит к «дровам» и начинает в беспорядке кидать их друг на друга).
Ведущий: Постой! Ну, кто же так делает? Вот посмотри, наши ребята сейчас соберут «дрова» и покажут тебе, как их надо правильно укладывать. 

Проводиться игра «Принеси дрова для костра»
Дети делятся на 2 команды. Одна команда с воспитателем собирает и укладывает дрова способом «шалаш», вторая команда с инструктором собирает и укладывает дрова способом «колодец».

Ведущий: Вот теперь все готово! Такие костры используют для обогрева и приготовления пищи. 
А я предлагаю вам ребята немного передохнуть. Расстилайте свои покрывала и усаживайтесь поудобнее вокруг костра (дети рассаживаются полукругом вокруг костра). А ты старичок-лесовичок устраивайся в палатке, там тебе удобно будет (в палатке находиться компас и ещё одна записка)

Воспитатель: Запевай нашу походную… 

Музыкальная пауза.
Все участники похода поют песню «Пожалуйста, не жалуйся» (музыка В. Шаинский, слова М. Львовский)

Старичок-лесовичок: Ребята, смотрите, кто-то здесь забыл сломанные часы, стрелочки есть, а не тикают и вместо цифр, буквы какие-то (показывает «сломанные часы» детям).
Ведущий: Так это же не часы, а компас и он помогает туристам определять стороны света. Сейчас мы тебе все покажем.

Инструктор и ребята определяют при помощи компаса север, юг, восток и запад. 

Старичок-лесовичок: Теперь мне все понятно, про какой «запад» говориться в записке.
Ведущий: Какой записке? 
Старичок-лесовичок: Ну, той, что вместе со сломанными часами… тьфу ты… вместе с компасом в палатке лежала. Вот она (протягивает записку ведущему).
Ведущий: (читает вслух записку)
КЛАД СВОЙ ВЫ НАЙДЕТЕ, ЕСЛИ СДЕЛАЕТЕ ОТ КОСТА НА ЗАПАД 25 ШАГОВ.
ХОЗЯЙКА ЛЕСА

Ведущий: ребята, давайте определим, в каком направлении нам нужно делать шаги (дети и инструктор определяют, где находится запад)

Все участники делают 25 шагов в нужном направлении и находят «клад» (яблоки в корзине).

Воспитатель: Посмотрите ребята, что для нас приготовила Хозяйка Леса (показывает клад детям). Я считаю, что в этом кладе кроется наше здоровье. Яблоки полезны, в них витамины. А чтобы найти клад, сколько всего мы узнали и сделали, чтобы сохранить и приумножить своё здоровье.

Ведущий: Да ребята, столько всего интересного и полезного мы с вами узнали. И я надеюсь, что теперь если вы отправитесь в поход, то сможете без труда со всем справиться.
А нам пора возвращаться в детский сад. 
А ты старичок-лесовичок возвращайся в лес, и смотри не перепутай ядовитые и съедобные ягоды.
Старичок-лесовичок: Нет, не перепутаю, теперь я все знаю. Спасибо вам ребята и до свидания! (уходит).
Ведущий: А мы все возвращаемся в детский сад (все организованно проходят в детский сад).

Приложение. Карта, игры, карточки для игр

«Разминка»

Комплекс упражнений в парах для детей старшего дошкольного возраста

под песню «Ёжик в тумане» в исполнении Полины Ростовой.

Дети стоят парами в колонну.

1-8 маршевый шаг на месте; 9-16 маршевый шаг в движении до 1 станции.

И.п. – стоя лицом к друг другу, держась за руки

1 – руки в стороны, правую (левую) ногу на носок

2 – и.п.

3-4 – тоже другой ногой.

И.п. – стоя лицом к друг другу, руки перед грудью, держась за руки

1 – поворот туловища вправо (влево), правую (левую) руку в сторону.

2- и.п.

3-4 – тоже в другую сторону

И.п. – стоя лицом к друг другу, руки перед грудью, держась за руки

1-16 – поочерёдное сгибание и разгибание рук  (с сопротивлением)

1-8 – маршевый шаг в движении до 1 станции.

И.п. - стоя лицом к друг другу, руки перед грудью

1-8 – хлопки

И.п. – стоя лицом к друг другу, ноги врозь, руки в стороны, держась за руки

наклон вправо (влево)

и.п

.

3-4 – тоже в другую сторону

И.п. – стоя правым (левым) плечом к друг другу, держась за руки, свободная рука на пояс

1 – присед, руки вперёд

2 – и.п.

И.п. – стоя правым (левым) плечом к друг другу

1 – выпад правой вперёд, круговые движения руками вокруг предплечий

2 – и.п.

3-4- хлопки

5-8 – тоже другой ногой

И.п. – стоя друг за другом, у впереди стоящего руки на пояс, у сзади стоящего руки на плечах впереди стоящего

1 – выпад вправо

2 – и.п.

3-4 – тоже в другую сторону

И.п. – стойка, руки на пояс

1-32 – прыжки ноги врозь, ноги вместе.

1-16 - перестроение маршевым шагом в круг

И.п. – стоя в кругу, держась за руки

– руки вверх, вдох

– руки вниз, выдох

1-32 – перестроение в одну шеренгу

1-16 - маршевый шаг в движении до 1 станции.