Проект
«Заряди Организм Жизнью»
Руководители проекта:
Воспитатель
Шиляева Анна Владимировна
Участники проекта:
воспитанники 3 взвода
Актуальность проекта
Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь - это важное слагаемое человеческого фактора.
Сегодня перед человечеством со всей остротой стоит вопрос, как организовать образ жизни в соответствии с биологической природой человека и его социальными потребностями и жить полноценной, творческой жизнью, не болея. Ответ на этот вопрос на первый взгляд достаточно прост и однозначен - вести здоровый образ жизни. А что такое здоровый образ жизни - это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье. Однако в современном обществе здоровый образ жизни - это сложное, многофункциональное явление.
Охрана собственного здоровья - это непосредственная обязанность каждого, он не вправе перекладывать ее на окружающих.
Вот уже на протяжении десятилетия в нашей стране складывается тревожное положение с состоянием здоровья детей и подростков. Особую актуальность в последнее время приобретают вопросы здорового образа жизни всего населения. Не вызывает сомнений необходимость дифференцированного подхода к формированию здорового образа жизни в различных слоях и социальных группах.
Важно иметь в виду, что для здорового образа жизни недостаточно сосредоточивать усилия лишь на преодолении факторов риска возникновения различных заболеваний, таких, как алкоголизм, курение, наркомания, гиподинамия, нерациональное питание, конфликтные отношения. Главное выделить и развивать все те многообразные тенденции, которые «работают» на формирование здорового образа жизни и содержатся в различных сторонах жизни человека.
Цель проекта: Формирование навыков ЗОЖ, изучение процесса формирования навыков ЗОЖ у воспитанников и его благотворительного влияния на здоровье человека.
Задачи проекта:
1. Дать определение понятию здорового образа жизни;
2. Определить главные направления здорового образа жизни человека;
3. Воспитание активной жизненной позиции, ответственное отношение к своему здоровью;
4. Провести социологическое, физиологическое и физическое исследование среди воспитанников ЦПД;
5. Разработать рекомендации, которые помогут каждому начать вести здоровый образ жизни.
Ожидаемый результат:
Сформированность у воспитанников потребности и навыков в здоровом образе жизни.
Объект:
Участники: воспитанники 5-7 класс, воспитатели, медицинские работники, педагог-психолог, социальный педагог
Сроки проведения: долгосрочный (январь-май)
Этапы реализации проекта
Первый этап подготовительный
Подбор
информации, написание
конспектов по
теме проекта,
составление плана работы по проекту
Разработка
анкет для
воспитанников
«Представление
детей о здоровом образе жизни».
Разработка системы мониторинга результатов проекта
.
Составление программы
«Заряди организм Жизнью»
Второй этап практический - проводятся мероприятия согласно плану воспитательной работы и внеурочной деятельности.
Третий этап заключительный – будет проводиться повторное анкетирование «Представление детей о здоровом образе жизни», социологическое, физиологическое и физическое исследование среди воспитанников ЦПД;
Основным критерием результативности деятельности в процессе осуществления проекта будет выступать критерий сформированности у воспитанников правильного понимания здорового образа жизни.
Основными показателями такого критерия будут служить:
- Активизация познавательной деятельности учащихся.
- Информированность по теме проекта.
- Активный образ жизни (занятия спортом и творчеством, посещение кружков по интересам).
Предполагаемые методы регистрации показателей: наблюдение и анкетирование детей на разных этапах реализации проекта, анализ результатов.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Анкета «Представление детей о здоровом образе жизни»
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Уровень физической подготовленности воспитанников 11- 15 лет
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Гарвардский степ - тест
С помощью гарвардского степ-теста количественно оцениваются восстановительные процессы после дозированной мышечной работы. От ранее известных функциональных проб степ-тест отличается как характером выполняемой испытуемым нагрузки, так и формой учета результатов тестирования.
Методика проведения степ - теста
Физическая нагрузка задается в виде восхождений на ступеньку. Высота ступеньки и время выполнения теста зависят от пола, возраста и физического развития испытуемого. Испытуемому предлагается на протяжении 5 мин совершать восхождение на ступеньку с частотой 30 раз в 1 мин. Каждое восхождение и спуск складываются из четырех двигательных компонентов:
1. — испытуемый встает на ступеньку одной ногой;
2. — испытуемый встает на ступеньку двумя ногами, принимая строго вертикальное положение;
3. — испытуемый ставит назад на пол ногу, с которой начал восхождение;
4. — испытуемый опускает на пол другую ногу.
Высота ступеньки и время восхождений при проведении гарвардского степ-теста [Карпман В. Л. и др., 1988].
После окончания физической нагрузки испытуемый отдыхает сидя. Начиная со 2-й минуты у него 3 раза по 30-секундным отрезкам времени подсчитывается ЧСС: с 60-й до 90-й, со 120-й до 150-й и со 180-й до 210-й секунды восстановительного периода. Значения этих трех подсчетов суммируются и умножаются на 2 (перевод из уд/ЗОс в уд/мин). Результаты тестирования выражаются в условных единицах в виде индекса гарвардского степ-теста (ИГСТ), величина которого рассчитывается из уравнения:
ИГСТ = T(100/(f2 +f3+f4) • 2,
где T — фактическое время выполнения физической нагрузки в секундах; f2, f3, f4 — сумма ЧСС за первые 30 с каждой (начиная со 2-й) минуты восстановительного периода.
Величина 100 необходима для выражения ИГСТ в целых числах, а цифра 2 —для перевода суммы ЧСС за 30-секундные промежутки времени в число сердцебиений за минуту.
Оценка результатов тестирования. Величина ИГСТ характеризует скорость восстановительных процессов после напряженной физической нагрузки и оценивается по шкале. Чем быстрее восстанавливается ЧСС после степ-теста, тем меньше величина f2+f3+f4 и, следовательно, выше ИГСТ.
Оценка результатов гарвардского степ-теста [Карпман В. Л. и др., 1988].