Арт-терапия детей с ОВЗ в условиях ФГОС
Е.С. Шамне,
учитель-логопед МКДОУ №2
Арт-терапия является важным инструментом поддержки психического здоровья и личностного роста детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), арт-терапевтические практики помогают создать комфортную среду для социализации, эмоционального самовыражения и творческого развития детей.
Цель:
- Развитие сенсорного восприятия и двигательных функций;
- формирование коммуникативных навыков и умения взаимодействовать со сверстниками;
- поддержка позитивного отношения к себе и окружающим;
- повышение уверенности в собственных силах и возможностях;
- обучение выражению чувств и переживаний через искусство.
Задачи:
- Коррекция нарушений (речь, поведение, эмоции);
- развитие творческих способностей и воображения;
- Укрепление эмоциональной стабильности и саморегуляции;
- Улучшение коммуникативных навыков и социальная адаптация;
- Стимулирование мелкой моторики и физического развития;
- Формирование положительного самовосприятия и уверенности в себе.
Форматы, используемые при занятиях арт-терапией:
1. Изотерапия («Рисование руками»)
Цель: Стимуляция тактильных ощущений, снятие тревожности, повышение уровня доверия между ребенком и взрослым.
Пример задания: Дети создают рисунки пальцами рук, используя различные краски и материалы.
2. Пластилинопластика («Моделируем эмоции»)
Цель: Тренировка тонкой моторики, развитие воображения и концентрации внимания.
Пример задания: Детям предлагается вылепить лицо с разными эмоциями (радость, грусть, удивление).
3. Музыкальная терапия («Импровизация звуков»)
Цель: Создание атмосферы релаксации, развитие слухового восприятия и музыкального слуха.
Пример задания: Воспитанники играют музыкальные инструменты, имитируя звуки природы или создающие мелодию.
4. Театральная импровизация («Сказочные сценки»)
Цель: Улучшение коммуникативных навыков, преодоление страхов и неуверенности.
Пример задания: Вместе с детьми инсценируются известные сказки, роли распределяются по желанию участников.
5. Песочная терапия («Волшебный мир песка»)
Цель: Освобождение от негативных эмоций, улучшение координации движений и пространственного мышления.
Пример задания: Совместное создание песочных композиций с использованием различных инструментов.
Рекомендации по организации процесса:
- Занятия проводятся индивидуально или небольшими группами.
- Пространство должно быть уютным, спокойным и безопасным.
- Педагог активно поддерживает инициативу ребенка, поощряя любые проявления творческой активности.
- Арт-терапевту важно внимательно наблюдать за реакциями детей, учитывая индивидуальные потребности и возможности каждого воспитанника.
Использование арт-терапии способствует повышению качества коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ, способствуя успешной адаптации и успешному обучению в образовательной среде.