Арт-терапия детей с ОВЗ в условиях ФГОС

Е.С. Шамне,

учитель-логопед МКДОУ №2

Арт-терапия является важным инструментом поддержки психического здоровья и личностного роста детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), арт-терапевтические практики помогают создать комфортную среду для социализации, эмоционального самовыражения и творческого развития детей.

Цель:

- Развитие сенсорного восприятия и двигательных функций;

- формирование коммуникативных навыков и умения взаимодействовать со сверстниками;

- поддержка позитивного отношения к себе и окружающим;

- повышение уверенности в собственных силах и возможностях;

- обучение выражению чувств и переживаний через искусство.

Задачи:

- Коррекция нарушений (речь, поведение, эмоции);

- развитие творческих способностей и воображения;

- Укрепление эмоциональной стабильности и саморегуляции;

- Улучшение коммуникативных навыков и социальная адаптация;

- Стимулирование мелкой моторики и физического развития;

- Формирование положительного самовосприятия и уверенности в себе.

Форматы, используемые при занятиях арт-терапией:

1. Изотерапия («Рисование руками»)

Цель: Стимуляция тактильных ощущений, снятие тревожности, повышение уровня доверия между ребенком и взрослым.

Пример задания: Дети создают рисунки пальцами рук, используя различные краски и материалы.

2. Пластилинопластика («Моделируем эмоции»)

Цель: Тренировка тонкой моторики, развитие воображения и концентрации внимания.

Пример задания: Детям предлагается вылепить лицо с разными эмоциями (радость, грусть, удивление).

3. Музыкальная терапия («Импровизация звуков»)

Цель: Создание атмосферы релаксации, развитие слухового восприятия и музыкального слуха.

Пример задания: Воспитанники играют музыкальные инструменты, имитируя звуки природы или создающие мелодию.

4. Театральная импровизация («Сказочные сценки»)

Цель: Улучшение коммуникативных навыков, преодоление страхов и неуверенности.

Пример задания: Вместе с детьми инсценируются известные сказки, роли распределяются по желанию участников.

5. Песочная терапия («Волшебный мир песка»)

Цель: Освобождение от негативных эмоций, улучшение координации движений и пространственного мышления.

Пример задания: Совместное создание песочных композиций с использованием различных инструментов.

Рекомендации по организации процесса:

- Занятия проводятся индивидуально или небольшими группами.

- Пространство должно быть уютным, спокойным и безопасным.

- Педагог активно поддерживает инициативу ребенка, поощряя любые проявления творческой активности.

- Арт-терапевту важно внимательно наблюдать за реакциями детей, учитывая индивидуальные потребности и возможности каждого воспитанника.

Использование арт-терапии способствует повышению качества коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ, способствуя успешной адаптации и успешному обучению в образовательной среде.