Конспект
модульного урока по биологии
«Пищеварение в ротовой полости»
Автор: учитель биологии МАОУ «Лицей № 58» г.Уфа Асылхузина Э.И.
Цель урока: ознакомиться с материалом по теме, выполнить задания учебных элементов, проверить себя по листку самоконтроля (выдаётся в конце урока), поставить себе оценку.
Задачи:
Образовательные: сформировать у учащихся понятия ротовая полость, рецепторы вкуса, слюнные железы, зубы и его части, кариес, пульпит.
Развивающие: сформировать навыки самостоятельной работы с учебником, анализировать, делать выводы.
Воспитательные: эстетическое, нравственное и гигиеническое воспитание.
Тип урока: модульный урок, изучение нового материала.
Оборудование: карточки с заданиями, листки самоконтроля, рисунки.
Литература: учебник 8 класса «Биология», Пасечник В.В., Каменский А.А., Швецов Г.Г.
Тема урока: Пищеварение в ротовой полости
Учебный элемент 1
Задание 1.Прочитайте информацию. Язык человека покрыт более 5000 сосочков разной формы .Грибовидные занимают в основном две передние трети языка и рассеяны по всей поверхности, желобовидные (чашевидные) расположены сзади, у корня языка, — они большие, их легко увидеть, листовидные — это тесно расположенные складки в боковой части языка. Каждый из сосочков содержит вкусовые почки. Немного вкусовых почек есть также в надгортаннике, задней стенке глотки и на мягком нёбе, но в основном они, конечно, сосредоточены на сосочках языка. Почки имеют свой специфический набор вкусовых рецепторов. Так, на кончике языка больше рецепторов к сладкому — он чувствует его гораздо лучше, края языка лучше ощущают кислое и соленое, а его основание — горькое. В общей сложности у нас во рту примерно 10 000 вкусовых почек, и благодаря им мы чувствуем вкус.
Задание2. Вклеить в тетрадь рисунок №1(рецепторы языка). Обозначить рисунок: записать, какие зоны языка чувствительны к тому или иному вкусу.
Вывод: человек различает вкус при помощи… .
Учебный элемент 2
Задание1. Прочитайте пункт «Пищеварение в ротовой полости» на стр.116 учебника.
Задание 2. Перечертите схему в тетрадь и заполните её, записав соответствующий орган.
Ротовая полость
механическая
химическая
Орган вкуса Обработка пищи
Задание 3. Прочитайте информацию и заполните таблицу. Пищеварительная функция слюны выражается в том, что она смачивает пищевой комок и подготавливает его к перевариванию и проглатыванию, а вещество муцин склеивает порцию пищи в самостоятельный комок. В слюне обнаружено свыше 50 ферментов. Несмотря на то, что пища в полости рта находится короткое время - около 15 с, пищеварение в полости рта имеет большое значение для осуществления дальнейших процессов расщепления пищи, т. к. слюна, растворяя пищевые вещества, способствует формированию вкусовых ощущении и влияет на аппетит. В полости рта под влиянием ферментов слюны начинается химическая переработка пищи. Фермент слюны амилаза расщепляет полисахариды (крахмал, гликоген) до мальтозы.
Орган
Фермент
Что расщепляет
Значение
Ротовая полость
Задание 4. Вклейте в тетрадь рисунок №2 (слюнные железы) и на нём обозначьте расположение слюнных желёз. Найдите у себя эти железы, используя задание 1 и информацию из учебника на стр.116, рис. 48. Подпишите слюнные железы.
Вывод: у человека … пары слюнных желез.
Учебный элемент 3
Задание 1. Прочитайте текст учебника на стр.114-115 (до пункта Язык).
Задание 2. Вклейте в тетрадь рисунок №3. Обозначьте резцы, клыки и коренные зубы. Напишите их количество у взрослого человека и ребёнка
Задание 3. Схематично в тетради зарисуйте внутреннее строение зуба, пользуясь рисунком 49 учебника. Обозначьте его основные части.
Задание 4. При помощи зеркала рассмотрите свои зубы. Какая часть зуба видна? Найдите резцы, клыки и коренные зубы. Почему клыки человека сравнительно мало(в отличии от животных) отличаются от резцов? С чем это связано?
Вывод: у человека … зуба. Из них… резцов, … клыков, … коренных.
Учебный элемент 4
Задание 1.Прочитайте текст учебника на стр.117.
Задание 2.В тетради составьте памятку «Как ухаживать за зубами» (стр.117, Гигиена зубов).
Задание 3. Вставьте пропущенное слово:
Эмаль-… но хрупкое вещество;
Нарушение эмали приводит к заболеванию…;
Воспаление пульпы-…;
Большое разрушающее действие на зубы оказывает молочная кислота, образующаяся в результате
… .
Вывод: как сохранить здоровье зубов?
Общий вывод: пищеварение в ротовой полости происходит благодаря следующим органам: … .
Листок самоконтроля модульного урока на тему: «Пищеварение в ротовой полости»
№ учебного элемента
Ответы на вопросы
баллы
Учебный элемент 1
Задание 2.
Кончик языка
Края языка
Основание языка
3б.
Учебный элемент 2
Задание 2
Ротовая полость
Орган вкуса обработка пищи
- язык механическая химическая
- зубы - слюнные
- язык железы
Задание 3.
Орган
Фермент
Что расщепляет
Значение
Ротовая полость
амилаза
углеводы
Расщепление крахмала и углеводов
Задание 4. Рисунок .
Околоушная;
Подъязычная;
Поднижнечелюстная.
4б.
3б.
3б.
Учебный элемент 3
Задание 2.
У взрослого человека – 32.
У детей – 20
Задание 3.
Внутренне строение зуба:
Эмаль;
Дентин;
Пульпа;
Костная лунка в челюсти;
Цемент
Задание 4.
Связано с типом питания
2б.
5б.
2б.
Учебный элемент 4
Задание 2.
Памятка: чистить зубы 2 раза в день; щетку вести от десны к коронке; массаж деснам; чистить с внешней и внутренней стороны.
Задание 3.
Твердое
Кариес
Пульпит
Брожение углеводов
4б.
4б.
Критерии оценок
30-29б – 5
28-23 б. – 4
22-16б - 3