Конспект

модульного урока по биологии

«Пищеварение в ротовой полости»

Автор: учитель биологии МАОУ «Лицей № 58» г.Уфа Асылхузина Э.И.

Цель урока: ознакомиться с материалом по теме, выполнить задания учебных элементов, проверить себя по листку самоконтроля (выдаётся в конце урока), поставить себе оценку.

Задачи:

Образовательные: сформировать у учащихся понятия ротовая полость, рецепторы вкуса, слюнные железы, зубы и его части, кариес, пульпит.

Развивающие: сформировать навыки самостоятельной работы с учебником, анализировать, делать выводы.

Воспитательные: эстетическое, нравственное и гигиеническое воспитание.

Тип урока: модульный урок, изучение нового материала.

Оборудование: карточки с заданиями, листки самоконтроля, рисунки.

Литература: учебник 8 класса «Биология», Пасечник В.В., Каменский А.А., Швецов Г.Г.

Тема урока: Пищеварение в ротовой полости

Учебный элемент 1

Задание 1.Прочитайте информацию. Язык человека покрыт более 5000 сосочков разной формы .Грибовидные занимают в основном две передние трети языка и рассеяны по всей поверхности, желобовидные (чашевидные) расположены сзади, у корня языка, — они большие, их легко увидеть, листовидные — это тесно расположенные складки в боковой части языка. Каждый из сосочков содержит вкусовые почки. Немного вкусовых почек есть также в надгортаннике, задней стенке глотки и на мягком нёбе, но в основном они, конечно, сосредоточены на сосочках языка. Почки имеют свой специфический набор вкусовых рецепторов. Так, на кончике языка больше рецепторов к сладкому — он чувствует его гораздо лучше, края языка лучше ощущают кислое и соленое, а его основание — горькое. В общей сложности у нас во рту примерно 10 000 вкусовых почек, и благодаря им мы чувствуем вкус.

Задание2. Вклеить в тетрадь рисунок №1(рецепторы языка). Обозначить рисунок: записать, какие зоны языка чувствительны к тому или иному вкусу.

Вывод: человек различает вкус при помощи… .

Учебный элемент 2

Задание1. Прочитайте пункт «Пищеварение в ротовой полости» на стр.116 учебника.

Задание 2. Перечертите схему в тетрадь и заполните её, записав соответствующий орган.

Ротовая полость

механическая

химическая

Орган вкуса Обработка пищи

Задание 3. Прочитайте информацию и заполните таблицу. Пищеварительная функция слюны выражается в том, что она смачивает пищевой комок и подготавливает его к перевариванию и проглатыванию, а вещество муцин склеивает порцию пищи в самостоятельный комок. В слюне обнаружено свыше 50 ферментов. Несмотря на то, что пища в полости рта находится короткое время - около 15 с, пищеварение в полости рта имеет большое значение для осуществления дальнейших процессов расщепления пищи, т. к. слюна, растворяя пищевые вещества, способствует формированию вкусовых ощущении и влияет на аппетит. В полости рта под влиянием ферментов слюны начинается химическая переработка пищи. Фермент слюны амилаза расщепляет полисахариды (крахмал, гликоген) до мальтозы.

Орган

Фермент

Что расщепляет

Значение

Ротовая полость

Задание 4. Вклейте в тетрадь рисунок №2 (слюнные железы) и на нём обозначьте расположение слюнных желёз. Найдите у себя эти железы, используя задание 1 и информацию из учебника на стр.116, рис. 48. Подпишите слюнные железы.

Вывод: у человека … пары слюнных желез.

Учебный элемент 3

Задание 1. Прочитайте текст учебника на стр.114-115 (до пункта Язык).

Задание 2. Вклейте в тетрадь рисунок №3. Обозначьте резцы, клыки и коренные зубы. Напишите их количество у взрослого человека и ребёнка

Задание 3. Схематично в тетради зарисуйте внутреннее строение зуба, пользуясь рисунком 49 учебника. Обозначьте его основные части.

Задание 4. При помощи зеркала рассмотрите свои зубы. Какая часть зуба видна? Найдите резцы, клыки и коренные зубы. Почему клыки человека сравнительно мало(в отличии от животных) отличаются от резцов? С чем это связано?

Вывод: у человека … зуба. Из них… резцов, … клыков, … коренных.

Учебный элемент 4

Задание 1.Прочитайте текст учебника на стр.117.

Задание 2.В тетради составьте памятку «Как ухаживать за зубами» (стр.117, Гигиена зубов).

Задание 3. Вставьте пропущенное слово:

Эмаль-… но хрупкое вещество;

Нарушение эмали приводит к заболеванию…;

Воспаление пульпы-…;

Большое разрушающее действие на зубы оказывает молочная кислота, образующаяся в результате

… .

Вывод: как сохранить здоровье зубов?

Общий вывод: пищеварение в ротовой полости происходит благодаря следующим органам: … .

Листок самоконтроля модульного урока на тему: «Пищеварение в ротовой полости»

№ учебного элемента

Ответы на вопросы

баллы

Учебный элемент 1

Задание 2.

Кончик языка

Края языка

Основание языка

3б.

Учебный элемент 2

Задание 2

Ротовая полость

Орган вкуса обработка пищи

- язык механическая химическая

- зубы - слюнные

- язык железы

Задание 3.

Орган

Фермент

Что расщепляет

Значение

Ротовая полость

амилаза

углеводы

Расщепление крахмала и углеводов

Задание 4. Рисунок .

Околоушная;

Подъязычная;

Поднижнечелюстная.

4б.

3б.

3б.

Учебный элемент 3

Задание 2.

У взрослого человека – 32.

У детей – 20

Задание 3.

Внутренне строение зуба:

Эмаль;

Дентин;

Пульпа;

Костная лунка в челюсти;

Цемент

Задание 4.

Связано с типом питания

2б.

5б.

2б.

Учебный элемент 4

Задание 2.

Памятка: чистить зубы 2 раза в день; щетку вести от десны к коронке; массаж деснам; чистить с внешней и внутренней стороны.

Задание 3.

Твердое

Кариес

Пульпит

Брожение углеводов

4б.

4б.

Критерии оценок

30-29б – 5

28-23 б. – 4

22-16б - 3