Комитет образования Приозерский муниципальный район

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 31»

Авторская образовательная программа

«Формирование творческого потенциала детей через

художественно-эстетическое творчество»

Срок реализации программы 1 год

Разработал:

Мурашова Ирина Владимировна

2022г

«Формирование творческого потенциала детей через

Художественно-эстетическое творчество»

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. В.А.Сухомлинский

1 Пояснительная записка

Дошкольный возраст – период приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с людьми. Для нормального развития детям необходимо творческое самовыражение. Творчество заложено в детях самой природой. Они любят сочинять, выдумывать, фантазировать, изображать, перевоплощать.

Детское творчество само по себе не проявляется. Для этого необходимо внимание к нему со стороны взрослых. Ребенок познает мир всеми органами чувств. Чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче, необычнее его ассоциации. Роль педагога – оказать всестороннюю помощь ребенку при решении стоящих перед ним творческих задач, побуждать к нестандартным решениям. Для создания рисунка необходимо приложить усилия, потрудиться, овладевая определёнными усилиями. Сначала у детей возникает интерес к движению карандаша или кисти, к следам, оставляемым на бумаге, лишь постепенно появляется мотивация к творчеству – желание получить результат, создать определённое изображение. Существует множество приемов и техник рисования, с помощью которых можно создавать оригинальные работы, даже не имея никаких художественных навыков. Именно в процессе творческой деятельности развивается образное, конструктивное и аналитическое мышление, воображение, зрительная память, т. е. разносторонние психические процессы, воспитывается легкость и быстрота овладения знаниями и умениями.

Программа разработана для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой, эстетически развитой личности, обладающей эстетическим сознанием, задатками художественной культуры, творческими способностями к индивидуальному самовыражению через использование различных нетрадиционных форм творческой деятельности. Поэтому и основой программы является изобразительная деятельность с использованием художественных техник изобразительного искусства.

Программа направлена на развитие художественно-эстетического, эмоционального, духовно-нравственного творческого потенциала дошкольников в процессе продуктивных видов деятельности с помощью современных доступных средств, технологий, материалов. Через реализацию данной программы педагог раскрывает содержание категорий добра, красоты и истины в окружающем мире и сфере человеческих отношений, эмоционально-эстетические чувства, вкус, оценку и суждения, общечеловеческие, эмоционально-нравственные ориентации на проявление эстетического в разнообразных предметах и явлениях природного и социального характера.

В эстетическом развитии детей центральной является способность к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию выразительного образа. Это относится как к конечному продукту, так и к характеру процесса деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и возрастных возможностей детей. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность. Изобразительное искусство и декоративно-прикладное творчество играют важную роль в решении образовательных и воспитательных задач.

Во-первых, рисование, аппликация, лепка оказывают влияние на мыслительную деятельность: готовая работа, по сути, представляет собой рассказ, но не словами, а изобразительными средствами. Характер мотивов и образов декоративного искусства связан с задачами преображения среды окружающей человека, в соответствии с представлениями о добре и красоте.

Во-вторых, волшебное возникновение изображения под кистью, работа с помощью ножниц или пластилина доставляют удовольствие, вызывают положительные эмоция, вносят во внутренний мир ребенка, радость и бодрость.

В-третьих, очень важно, что ребенок, видя результаты своей деятельности, учится их анализировать и находить им применение.

В-четвертых, детская работа (особенно рисунок) может стать своеобразным психологическим тестом, отражающим многие черты характера ребенка.

В-пятых, рисование — это возможность экспериментировать, по-новому осмыслять реальную действительность.

Первоначальной задачей рисования для детей является освоение свойств различных предметов и средств изобразительной деятельности (материалов: краски, тесто, пластилин, карандаши и т. д.). Затем дело доходит до примитивного изобразительного рисования, но и это могут быть игра с цветовым красочным пятном, линией, точкой, рисование пальчиками, ладошками, обеими руками одновременно, наклеивание клочков ваты, ткани, крупы и использование любых других «инструментов». В целом можно отметить, что рисование на протяжении дошкольного возраста развивается от предметной формы и сюжетного содержания к сюжетной форме и содержанию. От овладения и завоевания не только пространства листа, но и настоящего трехмерного пространства; от индивидуального изображения к коллективному.

Таким образом, воображение как новообразование ребенка дошкольного возраста развивается не только в игре, но и в продуктивных видах деятельности (рисовании, лепке, конструировании и т.д.). Одно из важных условий успешного развития детского художественного творчества – разнообразие и вариативность работы с детьми. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные неповторяющиеся задания, возможность выбора и многое другое – вот факты, которые помогают не допустить в детскую изодеятельность однообразие и скуку, обеспечивают живость и непосредственность детского восприятия и деятельности.

Очень важно предоставить растущей личности возможность познать радость созидания, получить удовлетворение от своей деятельности, научить создавать своими руками рисунок, поделку, аппликацию. Все это подчеркивает актуальность рассматриваемой проблемы и ставит задачу создания таких условий обучения, в которых возможно не только эффективное усвоение знаний детьми, но и организацию, и развитие поисковой деятельности детей, т.е. достижение наибольшего воспитательного эффекта.

Принципы и подходы к формированию программы.

В соответствии со Стандартом часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, направленная на сотрудничество и развитие построена на принципах образовательной деятельности:

Принцип поэтапности. Это самый важный принцип. Если приступать к освоению этапа, минуя предыдущие, то работа может не принести ожидаемого результата.

Принцип динамичности. Каждое задание необходимо творчески пережить и прочувствовать, только тогда сохранится логическая цепочка- от самого простого до заключительного, максимально сложного задания.

Принцип сравнений. Подразумевается разнообразие вариантов решения обучающимися заданной темы, развитие интереса к поисковой работе с привлечением к данной теме тех или иных ассоциаций, помогает развитию самой способности к ассоциативному, а значит и к творческому мышлению.

Принцип доступности. Этот принцип требует от педагога четкого установления степени сложности и глубины освещения учебного материала. Необходимо знать какие знания и навыки могут быть доступны детям того или иного возраста, что они могут усвоить и выполнить за отведенное время.

Принцип наглядности. Используется для создания необходимого психологического климата в группе, расширения представления об окружающем мире. Чем больше органов чувств участвует в восприятии, тем познание глубже и вернее. Наглядность тесно связана с правильной организацией наблюдения и анализа, существенным образом влияет на правильность суждений, качество выполнения изображения.

Принцип системности. Обеспечивает единую целевую и содержательную направленность образовательной деятельности МДОУ.

Цель программы

Создание условий для развития разносторонней творчески-активной личности, способной к самореализации и саморазвитию с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей.

Задачи программы

Образовательные:

1. Знакомить и формировать навыки использования элементов нетрадиционных техник в художественном творчестве;

2. Формирование сенсорных эталонов (цвет, форма, размер);

3.Формировать целенаправленное аналитико-синтетическое восприятие изображаемого предмета, явления;

4. Формировать обобщенное представление об однородных предметах и сходных способах их изображения;

5. Обучать техническим приемам и способам изображения в разных видах изобразительной деятельности;

Развивающие:

1. Развитие зрительного, тактильно-двигательного восприятия

2. Развитие мелкой моторики, координации, пространственных представлений

3. Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации

4. Развитие воображения и творческой активности

Воспитательные:

1. Создавать благоприятный эмоциональный климат в группе;

2. Создание ситуаций, в которых ребенок может реализовать свой творческий потенциал через совместную и индивидуальную деятельность, иметь возможность общаться с каждым ребенком;

3. Вовлекать детей в активное обсуждение предстоящей деятельности на занятиях и возможностей использования их готовых работ в повседневной жизни;

4. Создавать условия для совместной изобразительной деятельности детей, обучать правилам и средствам общения, позволяющим вступать в контакты;

5. Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности друг друга, умение замечать затруднения сверстников и оказывать им помощь.

Назначение программы

Настоящая образовательная программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, с учетом примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, на основе программы Г.С. Швайко Г.С « Занятия по изобразительной деятельности в детском саду».

Содержание работы с детьми по художественно-эстетическому развитию

Вся учебная деятельность на занятиях художественно-эстетического направления нацелена на поддержание у детей оптимизма и уверенности в своих силах. Любая активность, самостоятельность, малейшие успехи поддерживаются методами стимулирования и поощрения. Вместе с тем от воспитанников требуется, чтобы они доводили работу до конца и преодолевали определенные трудности. Занятия воспитывают у детей силу воли, дисциплинированность, трудолюбие, ответственность за порученное дело. Главное, необходимо дать возможность детям реализовывать свои интересы, демонстрировать способности, не боясь неудач.

Для обеспечения органичного единства обучения и творчества детей занятия включают в себя следующие виды деятельности:

репродуктивная;

коммуникативная;

познавательно

-исследовательская;

игровая;

трудовая;

двигательная.

Программа включает в себя широкое использование иллюстративного материала, использование методических пособий, дидактических игр и художественных произведений. В процессе выполнения коллективных работ осуществляется нравственно-эстетическое воспитание детей, вырабатываются следующие умения:

работать вместе, уступать друг другу, помогать, подсказывать;

договариваться о совместной работе, ее содержании;

планировать свою работу, определять ее последовательность, содержание, композицию, дополнения;

радоваться успехам своим и товарищей при создании работы.

Обсуждение творческих работ детьми и педагогом помогает ребенку видеть мир не только со своей собственной точки зрения, но и с точки зрения других людей, принимать и понимать интересы другого человека

Срок реализации программы и объем учебного времени.

Занятия проводятся с детьми старшей группы (5-6лет) во второй половине дня.

Срок реализации программы определяется содержанием программы и составляет 1 год. Общее количество учебных часов – 36 часов в год. Периодичность занятий составляет 1 раз в неделю, с продолжительностью занятия по возрасту 25 минут.

Планируемые результаты

Научатся использовать материалы, необходимые для занятий, соблюдая технику безопасности (клей, ножницы, пластилин, кисточки)

Изображать предметы и явления, используя умение передавать их выразительно путем создания отчетливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использования разных материалов: карандашей, красок (гуашь), фломастеров.

Овладеют элементарными навыками аппликации в соответствия с возрастными возможностями

.

Овладеют разными приемами лепки (при

емы скатывания и раскатывания, сплющивания, присоедине

ния частей).

Н

аучатся следовать устным инструкциям, создавать художественные изделия;

С

могут создавать сюжеты и образы и объединять их в коллективные композиции;

Р

азовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение, мелкую моторику рук и глазомер.

 

Используемые материалы

ноутбук;

мультимедийный проектор;

экран;

аудиоаппаратура;

иллюстрации художников;

образцы работ;

простые и цветные карандаши разной твердости;

кисти разных размеров и структуры,

 

стаканы для воды;

пластилин, стеки, доски для пластилина;

краски – гуашь, акварель; тушь;

цветная

бумага разных форматов, цвета, фактуры;

цветной и белый картон

ножницы

;

бумажные

салфетки;

клей ПВА, клей карандаш;

демонстрационная доска, дидактический материал в соответствии с темами занятий

различные

игрушки наглядный и раздаточный материал, в соответствии с темой

занятия

Учебно-тематический план

Сентябрь

Тема

Содержание

Материалы

Вводное занятие

Аппликация «Грибы»

Знакомство с техниками, используемых в работе. Организация рабочего места. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Правила техники безопасности.

Учить передавать в аппликации композицию из трех грибов на траве, большой гриб располагать посередине, два одинаковых маленьких слева и справа от него; познакомить детей со способом парного вырезывания одинаковых частей предметов из листа бумаги, сложенного вдвое; закреплять приемы плавного закругленного разреза при вырезывании шляпок и ножек грибов; упражнять детей в различении оттенков красного, коричневого и оранжевого цвета.

Листы тонированной бумаги величиной в 1/2 альбомного

листа; исходные формы для вырезания грибов: для большого гриба прямоугольники размерами 7x3,5 см (шляпка) и 6x4 см (ножка), для двух маленьких

грибков прямоугольники размерами 6x5 см (для двух шляпок), 7x2,5 см (для двух ножек); полоска для

травы 21x2 см зеленого цвета; клей, кисточки для

клея, ножницы.

Рисование «Что созрело в огороде?»

Учить передавать в рисунке форму, цвет и

характерные особенности овощей; работать над композицией рисунка — равномерно располагать предметы по всему листу бумаги, оставляя между ними немного свободного пространства, находить для предметов величину, соответствующую величине данного листа бумаги; закрашивать

предметы по форме широкими закругленными

линиями, держа кисть плашмя.

Предметные картинки с

изображениями овощей;

три картинки — на круге нарисованы овощи, два из них с неправильной композицией (на одной овощи слишком мелкие и расположены далеко друг от друга, на другой — наоборот); альбомные листы, краски гуашь, кисточки.

Лепка «Морковь и свекла»

Учить передавать различия в форме овощей и

характерные особенности свеклы и моркови,

основную форму овощей лепить всей кистью,

обеими руками, а детали прорабатывать пальцами.

Морковь и свекла —

натуральные или муляжи;

пластилин, доска для лепки, стека.

Октябрь

Аппликация

«Яблоки и

груши»

Формировать умения передавать различие в форме яблока и груши; вырезать груши, передавая особенности их формы (внизу слегка закругленные, к верхней половине суженные, верхушка сильно закругленная); закрепить в речи детей названия оттенков зеленого и желтого цветов (светло-зеленый и темно-желтый); в совместной работе со взрослым упражнять в разной компоновке (размещении) фруктов в вазах.

Прямоугольник темно-желтого цвета для показа способов вырезывания груши.

Лист картона с наклеенной на него низкой вазой, верхний край у которой не заклеен. У детей на выбор красные,

желтые и светло-зеленые квадраты (примерно 5x5

см) для вырезывания яблок и светло-зеленые и темно-желтые прямоугольники (примерно 7x5 см) для вырезания груш; ножницы, клей, кисточки, салфетки.

Рисование

«Осеннее

дерево»

Учить детей располагать предметы на широкой полосе земли «ближе» и «дальше»; учить передавать в рисунке строение дерева — соотношение частей по

величине и их расположение относительно друг друга; упражнять в рисовании концом кисти тонких веток и листвы дерева приемом вертикального мазка.

Листы бумаги, закрашенные на 1/3 зеленой краской;

краски гуашь и мягкие кисти.

Рисование «Осеннее дерево и кусты»

Продолжать учить детей изображать предметы в сюжетном рисунке на широкой полосе земли, располагая их ближе и дальше; учить передавать в рисунке различия в строении дерева и куста; учить использовать разнообразные краски при изображении осенней листвы; продолжать формировать

навыки рисования концом кисти тонких линий (веток).

Голубые листы бумаги, на 1/3 закрашенные ими накануне занятия зеленой краской; краски гуашь, мягкие кисточки.

Рисование «Золотая осень»

Учить детей отражать в рисунках свои впечатления от наблюдения за осенней природой, передавать колорит осени в ясный день: яркую разнообразную по цвету окраску листвы, листопад; продолжать учить детей составлять композицию сюжетного рисунка — располагать предметы на широкой полосе земли ближе и дальше, заполнять изображением весь лист бумаги; формировать навыки использования

рациональных приемов при рисовании однородных предметов (сначала рисуют все стволы и ветки деревьев, потом листву на всех деревьях).

Голубые листы бумаги с заранее нарисованной

широкой полосой земли, травы (дети накануне занятия

закрасили акварелью широкими кистями 1/3 или 1/2

часть листа бумаги); краски гуашь, мягкие кисточки.

Ноябрь

Знакомство с

искусством-рассматривание дымковских

игрушек

Рисование «Фартук

для дымковской

куклы»

Познакомить детей с одним из видов народно-прикладного искусства — дымковской глиняной игрушкой; учить выделять элементы росписи, ее колорит, мотивы и композицию узора на изделиях; создавать необходимые условия для последующего самостоятельного использования детьми знаний об особенностях дымковской росписи в декоративном рисовании; развивать эстетический вкус.

Учить самостоятельно составлять узор на изделии новой формы из знакомых элементов, располагать его возле оборки в соответствии с формой фартука- округлой или прямой, чередовать в узоре три-

четыре элемента разной величины и формы, выполнять узор в определенной последовательности - сначала рисовать крупные элементы, затем мелкие.

Различные дымковские игрушки: животные, птицы, куклы и их изображения;

картинки с изображением дымковских мастеров за

работой; фланелеграф и геометрические фигуры для

выкладывания узоров (полосы, круги» овалы, кольца).

Краски гуашь, мягкие кисточки, листы бумаги.

Игровое упражнение «Что можно вырезать из бумаги, сложенной вдвое»

Вырезание одежды для бумажных кукол.

Формировать умение различать симметричные и асимметричные предметы, представление о том, что

одни и те же предметы могут выглядеть

симметрично и асимметрично в зависимости от того, как они расположены по отношению к зрителю; упражнять в вырезывании одежды симметричным

способом для картонных кукол; учить изготовлять выкройки по картонным лекалам.

Парные картинки с изображениями одинаковых

предметов в разном положении — прямом и боковом (два автомобиля, две матрешки, два цветка и др.); несколько предметов, которые одинаково выглядят с разных сторон: мяч, пирамидка, ваза, стакан; кар-

тонные куклы — мальчик и девочка; листы цветной,

белой и узорчатой бумаги; картонные лекала — выкройки платья, сарафана, кофточки, комбинезона и др.; простые карандаши, ножницы.

Аппликация «Построим панельные жилые дома разной архитектуры»

Учить изготовлять панели с окнами и дверьми, выкладывать из них жилой дом, выбрав один из предложенных вариантов архитектуры здания, располагать архитектурные детали: окна, двери,

балконы посередине панелей; упражнять детей в складывании прямоугольных форм в несколько раз и ровном разрезании по сгибам на части

Большие светлые квадраты 16x16 см для вырезывания панелей, полоски для окон: для узких — 12x2,5 см, для широких — 24x2,5 см, для окон над дверью — 6x2,5 см, полоска для балконов 24x1 см., прямоугольник для двух дверей 5x3,5 см; цвет бумаги для окон

серый или голубой, цвет бумаги для дверей такой же, как у стены, но более яркого или более темного

оттенка; цветные карандаши или фломастеры для

рисования рам у окон, створок дверей; клей, ножницы.

Рисование «Портрет мамы»

Вызвать у детей желание нарисовать портрет своей мамы, передать в рисунке некоторые черты ее облика (цвет глаз, волос); приучить правильно располагать части лица; закреплять приемы рисования красками всей кистью и ее кончиком.

Листы бумаги прямоугольной формы, краски гуашь, толстые и тонкие кисточки.

Декабрь

Знакомство с искусством- рассматривание предметов с городецкой росписью.

Рисование

«Украсим кукольную мебель городецким узором»

Формировать у детей представление, что

произведения декоративно-прикладного искусства создаются на основе сложившихся традиций, передающихся от поколения к поколению; познакомить с характерными особенностями городецкой росписи (элементы, композиция, цветосочетания).

Учить детей самостоятельно и творчески

применять умения и навыки, полученные на предшествующих занятиях, для украшения городецким узором новых изделий, согласовывать композицию и величину узора с формой и величиной частей мебели, пользуясь схемами узора;

продолжать формирование навыков совместной работы.

Городецкие изделия и их изображения; элементы

городецкой росписи: бутоны, цветы двух-трех видов (купавки, розаны); дымковские, филимоновские, каргопольские и калининские глиняные игрушки.

Схемы узоров, в которых цветочные элементы изображены черными кругами, а листья серыми овалами. Краски гуашь, кисточки и фломастеры для рисования мелких деталей.

Рисование «Узоры на кухонных досках»

Расширять представления детей о том, что

одинаковые изделия можно украшать по-разному, учить выбирать для изображения один из предложенных вариантов композиции или самостоятельно придумывать узор и его расположение на доске; закрепить умение рисовать прямые и закругленные цветочные гирлянды из самостоятельно подобранных элементов с соблюдением характерных цветосочетании городецкой росписи; познакомить детей с украшением листьев черными тоненькими закругленными штрихами, белыми точками.

Силуэты досок темно-

желтого цвета, вырезанные из альбомных листов,

краски гуашь, мягкие кисточки.

Лепка «Ваза для фруктов»

Учить детей лепить посуду более сложной формы, состоящую из нескольких частей; развивать умение заранее представлять себе способы лепки изделия и последовательность операций; формировать умение самостоятельно украшать изделие, используя навыки,

полученные на предыдущих занятиях.

Пластилин двух-трех цветов, стеки, печатки, доски.

Аппликация «Новогодняя открытка»

Упражнять в вырезывании елки симметричным способом по

нарисованному полуконтуру (елки). Учить передавать образ нарядной новогодней елки, равномерно распределять украшения по всему дереву; закреплять навыки вырезания гирлянды из овальных бус с чередованием по цвету и расположению; видеть красоту в сочетании темно-зеленого цвета ели с яркими и светлыми цветами украшений; украшать по желанию елку.

Цветная бумага, цветной картон, клей, кисточки.

Январь

Рассматривание дымковских кукол.

Рисование.

«Ткань на юбку дымковской кукле»

Формировать умения различать несколько видов дымковских кукол: водоносок, нянек, барынь, замечать различия в одежде, в характерных деталях; познакомить с тремя композициями узоров на юбках кукол: полосатым, клетчатым и узором из колец; учить видеть выразительность образов: важность барынь, веселость, статность водоносок и др.

Три вида дымковских кукол:

водоноска, няня, барыня. Листы белой бумаги,

краски гуашь, мягкие кисточки

Рисование «Дымковская кукла»

Учить детей раскрашивать полностью фигуру дымковской: куклы, кофту и кокошник делать одноцветным, юбку — узорчатой; формировать умение выбирать один из вариантов узора для юбки

(из полос, клеток, колец или кругов в чередовании с другими мелкими элементами); передавать особенность узора на расширяющейся книзу юбке

(увеличение крупных элементов или увеличение расстояния между полосами), соблюдать подбор цветов, характерный для росписи дымковской куклы

(цвет кофточки и головного убора повторяется в каких-либо элементах узора на юбке)

Три дымковские куклы или их

изображения) с разными узорами на юбке:

полосатым, клетчатым, с кольцами или крупными

кругами; силуэт фигуры куклы, вырезанный из плотной белой бумаги; таблица с расположением

крупных элементов в узоре на юбках. У детей силуэты дымковских кукол из белой бумаги, краски гуашь, мягкие кисти, фломастеры.

Рисование «Дымковский конь»

Учить детей расписывать ярким узором фигуру коня, располагать узор вдоль ног, шеи и на теле вертикальными рядами; использовать в узоре элементы дымковской росписи — круги, точки,

выполнять работу в указанной последовательности; использовать разное положение кисти при рисовании (рисовать всей кистью и концом).

Силуэты коней,

вырезанные из плотной белой бумаги, краски гуашь и мягкие кисточки.

Для рисования точек можно

использовать фломастеры.

Рисование «Козлик и баран»

Продолжать учить детей украшать дымковским узором животных.

Ввести в узор новый элемент — кольцо; закрепить навыки построения композиции узора для украшения животных (расположение узора вертикальными рядами); закреплять цветосочетание, характерное для дымковской росписи.

Силуэты баранов и

козликов (на выбор); краски гуашь, мягкие кисточки,

фломастеры (пособия ребенок выбирает по желанию).

Февраль

Игровое упражнение «Палочные человечки»

Учить детей видеть сходство поз человека в реалистическом и схематичном изображениях; упражнять в передаче поз танцующих людей в схематичном изображении.

Карточки, разделенные на две клетки, в одной нарисован схематичный пляшущий человечек, другая свободная, фигурки клоунов в таких же позах; полоски бумаги, черные карандаши.

Рисование «Веселые клоуны»

Продолжать учить детей передавать в рисунке несложные движения человека; учить изображать характерные особенности костюма клоуна; формировать умения, слабо нажимая на карандаш, получать светлый тон (розовый для лица); самостоятельно подбирать яркие цвета для раскраски костюма клоуна; закреплять умение равномерно закрашивать рисунок в одном направлении.

Несколько картинок с

изображениями клоунов с шарами, обручами, кольцами, лист бумаги с нарисованным лицом клоуна (незакрашенное);

листы бумаги размером в 1/2 альбомного листа,

цветные карандаши.

Рисование

«И весело и грустно»

Вызвать у детей эмоциональное отношение к образу, учить передавать различное выражение лица (радостное, грустное, сердитое, испуганное и др.),

использовать разные художественные материалы (карандаши, фломастеры, восковые цветные мелки).

Листы альбомной бумаги,

разделенные на три-четыре клетки, цветные карандаши, фломастеры, цветные восковые мелки (на выбор).

Лепка «Дети на прогулке зимой»

Коллективная работа

Развивать умение детей вдвоем выполнять общую работу: договариваться о содержании лепки, согласовывать величину фигурок, их размещение на

общей подставке в соответствии с выбранным сюжетом; продолжать учить детей передавать движения персонажей.

Большой лист белого картона, на котором сделана горка и стоят несколько елок (зимний двор), сюжетная картинка с изображением зимних развлечений детей. На двоих детей несколько комков пластилина, дополнительный материал: маленькие веточки, хвоя, нитки и др., одна

подставка для фигурок из белого картона или

плотной бумаги.

Март

Аппликация «Подарок маме»

«Ваза, украшенная цветком»

Учить детей симметричному вырезыванию

предметов сложной формы (вазы) по

нарисованному полуконтуру; развивать

пространственное воображение (самостоятельное рисование для вырезывания полуконтуров головки тюльпана на сложенной пополам

исходной форме); учить вырезывать недостающие части для целостного изображения растения (листья и стебель тюльпана), украшать по желанию горлышко вазы.

Изображение головки тюльпана, наклеенное на белый листок бумаги. У детей

сложенные пополам разноцветные прямоугольные

листы бумаги (примерно 21x14 иле 21x16 см) с нарисованными контурами половинок ваз, разных по очертанию, исходные формы (5x4 см) для

вырезывания головок тюльпанов красного, розового,

желтого цветов разных оттенков; зеленая бумага для

листьев и стеблей, простой карандаш, ножницы, клей.

Лепка

«Ваза для цветов»

Продолжать учить детей лепить ленточным

способом высокую посуду; познакомить с разными способами оформления верхнего края вазы: расширяющим и сужающим; формировать представления о том, что узор тесно связан с формой украшаемого изделия, что высокую посуду можно украсить опоясывающим узором в несколько рядов или удлиненным узором, расположенным вертикально.

Пластилин, дощечки, стеки.

Рисование «Кружка, украшенная цветочной гирляндой»

Учить детей рисовать цветочную гирлянду с

уменьшением величины элементов от центра к краям; ввести новый элемент в узор — цветок с узкими лепестками на круглом пятне; закреплять представления о цветосочетании городецкого узора;

формировать у детей умение анализировать свою работу.

Изображение деревянной кружки, украшенной симметричной цветочной гирляндой;

лист бумаги с нарисованным голубым или розовым

кругом для показа приемов изображения цветка

(образец узора с занятия 3). У детей силуэты деревянной кружки охристого цвета, краски гуашь, мягкие кисти, четыре разноцветные фишки.

Рисование «Узор для городецкого панно или шкатулки»

Учить детей рисовать изогнутую цветочную

гирлянду с новыми элементами: розаном или купавкой, украшать концом кисти цветы белыми «оживками» — точками, дужками, штрихами; самостоятельно подбирать элементы для узора; рисовать красную кайму по краю листа бумаги с

узором; закреплять умение уменьшать величину элементов узора к краям гирлянды.

Темно-желтые прямоугольные листы бумаги с нарисованной простым карандашом полукруглой линией, краски гуашь, мягкие кисточки.

Апрель

Дидактическая игра «Дострой дом»

Развивать чувство симметрии, учить

ориентироваться на несколько признаков при выкладывании второй половины дома (форма фасада здания, величина и форма окон и дверей) и на другие архитектурные детали; учить выкладывать панели

(блоки) здания, начиная с его середины.

Карточки с полным контурным изображением домов разной архитектуры, сложенные из блоков; карточки с половиной здания, выполненные

аппликационным способом из цветной бумаги. Цвет

стен, крыш и других архитектурных деталей одинаковый у всех домов; квадратные блоки с окнами и

дверьми, соответствующие по форме и величине блокам, изображенным на половине дома и части крыш; фишки.

Аппликация «Построим новый микрорайон города»

2 занятия

Продолжать формировать у детей навыки

коллективной работы (распределять работу между собой, принимать участие в совместном обсуждении композиции), отражать в аппликации свои знания и

представления о зданиях разного назначения (жилые дома, магазины, детские сады и др.); учить детей работать с шаблонами (деревья), обводить их

карандашом и вырезать по контуру.

Изображения (фотографии,

рисунки) разных домов, две-три детские аппликации

с занятий 3, 4, карточки от дидактической игры

«Дострой дом», большой лист бумаги или картона

для составления общей композиции.

У детей исходные формы для изображения зданий: светлые

квадраты и прямоугольники, полоски бумаги для окон серого или голубого цветов, яркие полоски для изображения дверей, крыш и других архитектурных деталей; картонные шаблоны деревьев, простые карандаши, ножницы, клей.

Рисование

«Какие автомобили привозят продукты в магазин»

Формулировать умения передавать в рисунке форму и строение грузового автомобиля, выбирать кузов для изображения грузовика, предназначенного

для перевозки определенного груза, рисовать автомобиль в указанной последовательности (кабина с мотором, рама, кузов, колеса); упражнять детей в

закрашивании рисунка с соблюдением правил работы с карандашом; учить рисовать более сильным нажимом карандаша контур частей автомобиля и его деталей.

Листы бумаги в 1/2 альбомного листа, цветные карандаши.

Май

Дидактическая игра «Узнай предмет»

Закрепить представление, что предметы, имеющие одинаковые левую и правую стороны, называются симметричными, учить узнавать предмет по его половине, различать силуэтные и контурные

изображения предметов.

Небольшая таблица, на которой симметричный предмет изображен тремя способами: обычным, силуэтным и контурным; 15—20 силуэтных

изображений знакомых детям предметов, вырезанных из темной бумаги, и их половинок, вырезанных из светлой бумаги; карточки (по числу детей) с контурными изображениями половинок

предметов.

Аппликация «Стаканчик для карандашей»

Познакомить детей с новым способом аппликации -симметричным вырезыванием; формировать представление о том, что приемом симметричного вырезывания изображают предметы, имеющие одинаковые правую и левую стороны; учить

различать в сложенном вдвое листке бумаги

середину и края будущего предмета, самостоятельно украшать стаканчики полосками, подбирая для темных изделий светлые полоски, а для светлых —

темные, красиво располагать несколько

стаканчиков на листе бумаги.

Листы бумаги для наклеивания трех-четырех стаканчиков, исходные формы для вырезания изделий светлого и темного цвета, разные по величине: 8x14 см, 7x12 см, 6x10 см; полоски разного цвета, в том числе и узорчатые,

в низких коробках для нескольких детей; ножницы,

клей.

Аппликация «Девочка с младшим братом на прогулке»

Развивать умение совместно строить несложный сюжет в аппликации (изображать девочку и мальчика разного роста, самостоятельно решать, как

располагать фигуры на листе бумаги); закрепить знание правил для выполнения одного-двух дополнительных предметов, которые могут находиться во дворе (скамейка, елка, качели и др.); закреплять приемы криволинейного симметричного

и парного вырезывания.

Альбомный лист бумаги с заранее закрашенными акварельной краской поверхностью земли (1/3 листа) и небом;

цветная бумага, ножницы, кисточки, клей.

Аппликация «Сделаем для малышей книжки картинки»

Учить детей самостоятельно выбирать содержание картинок для книжки, согласовывать размер изображаемого предмета с величиной страницы,

использовать два способа вырезывания:

симметричный и парный; развивать творческие способности детей; вызвать желание сделать приятное малышам.

У детей самодельные книжки с

цветной обложкой из шести-восьми страниц (величина страницы в 1/4 альбомного листа) или книжки-ширмы (на выбор); наборы цветной бумаги,

ножницы, клей

Перспективный план работы с родителями по развитию художественно-эстетического творчества в продуктивной деятельности в средней группе

Основой сотрудничества является формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к работе с их детьми. Постепенно из пассивных зрителей родители превращаются в активных участников и помощников, что дает положительные результаты.

Заинтересованность родителей стимулирует работоспособность детей, повышает их интерес к творчеству.

Есть известное педагогическое правило: хочешь, чтобы ребёнок чему-то научился, обеспечь ему первый успех. Необходимо обращать внимание детей не на то, что плохо, а на то, что хорошо. Если ребёнок почувствует успех, то будет стараться ещё больше. Известная пословица гласит "Верная указка - не кулак, а ласка".

Поэтому для повышения теоретических и практических знаний родителей, а также для плодотворного сотрудничества определяются задачи, которые реализуются через следующие направления:

- Педагогический мониторинг.

- Педагогическая поддержка.

- Педагогическое образование.

- Совместная деятельность педагогов и родителей.

Формы взаимодействия и сотрудничества:

- информационные (памятки, буклеты, консультации, оформление информационных стендов, папок-передвижек с рекомендациями);

- организационные (анкетирование, опросы, родительские собрания);

- просветительские (консультирование, тренинги, беседы, круглые столы);

- оранизационно- деятельностные (педагогический мониторинг развития детей, совместные детско-родительские проекты, выставки работ, участие в мастер-классах, совместное творчество детей, родителей и педагогов)

Воспитательную и образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. В индивидуальных беседах, консультациях, родительских собраниях через различные виды наглядной агитации убеждаем родителей в необходимости развития моторных навыков ребенка, как важнейшее условие психического развития ребенка.

Сентябрь

Анкетирование «Что такое мелкая моторика рук?»

Консультация для родителей «Зачем ребенку рисовать»

Октябрь

Конкурс поделок из природного материала «Осенняя фантазия»

Консультация «Творчество помогает ребенку развиваться»

Ноябрь

Папка - передвижка «Значение художественно – эстетического развития ребенка дошкольного возраста»

Рекомендации: совершенствовать умения работы с ножницами, клеем, кистью.

Декабрь

Папка-передвижка «Развитие у ребенка уверенности в себе через творческие игры»

Выставка поделок «Елочная игрушка»

Консультация «Детей учит то, что их окружает»

Новогодний утренник «Чудеса на Новый год»

Январь

Памятка «Учить цвета легко и просто»

Консультация «Аппликация с детьми в домашних условиях»

Февраль

Консультация для родителей: «роль рисования, лепки, аппликации в развитии ребенка»

Март

Памятка «Игры с пластилином»

Консультация для родителей «Виды детской лепки в детском саду»

Апрель

Консультация для родителей «Нетрадиционные техники рисования»

Май

Консультация «Роль пальчиковых игр для развития ребенка» Родительское собрание на тему: «Как продолжать развивать художественное творчество в продуктивных видах деятельности у детей во время летних каникул». Предложить родителям в летний период рисовать с детьми нетрадиционными материалами с целью развития художественного творчества (на воде, песком)

Домашнее задание на лето: сбор природного и бросового материала

Диагностика

Для составления плана и выявления у детей уровеня освоения элементов аппликационных техник, рисования, лепки, и исходя из показателей умений детей в данном возрастном периоде, диагностика проводится 2 раза в год – в начале и в конце. Это позволит оценить динамику развития ребенка, спланировать дальнейшую работу с учетом дополнительных индивидуальных занятий для формирования необходимых навыков.

Критерии оценки уровней сформированности умений и навыков детей:

2 балла – высокий уровень: Ребенок выполняет задание самостоятельно, принимает активное участие в работе, умеет пользоваться материалом.

1 балл– средний уровень: Ребенок справляется с заданием с помощью взрослого, проявляет интерес к работе, но существуют трудности с использованием материала, принятием решения и т.д.

0 баллов – низкий уровень: Ребенку необходима постоянная поддержка и стимуляция деятельности со стороны педагога. Предполагает практически невыполнение задания даже с помощью взрослого. Ребенок не понимает задачи, не умеет пользоваться материалом и практически не проявляется интереса.

12 – 16 баллов – высокий уровень

7 – 11 – средний уровень

менее 6 баллов – низкий уровень

Мониторинг результатов освоения программы «Формирование творческого потенциала детей через

художественно-эстетическое творчество»

п/п

Ф.И.ребенка

Умеет работать с ножницами

Умеет работать с клеем и кистью

Умеет работать с красками и кистью

Использует разные способы и приемы рисования

Точность движения

Использует разные способы и приемы лепки

Проявляет фантазию

Проявление самостоятельности и творчества

Увлеченность

Качество выполнения работ

н.г.

к.г.

н.г.

к.г

н.г

к.г

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

1

Левон А.

н

н

н

с

н

с

н

с

н

н

н

н

н

н

н

с

с

с

с

с

2

Ратмир К.

с

в

с

в

с

в

с

в

с

в

с

в

с

в

с

в

с

в

с

в

3

Артем Б.

с

в

с

в

с

в

с

в

с

в

в

в

в

в

в

в

в

в

с

в

4

Гриша Г.

с

в

с

в

с

в

с

в

с

в

с

в

с

в

с

в

в

в

в

в

5

Вера С.

с

в

с

в

с

в

с

в

с

в

с

в

в

в

в

в

в

в

с

в

6

Вика З.

с

в

с

в

в

в

в

в

с

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

7

Ваня В.

н

с

н

с

с

в

н

с

н

с

с

с

н

с

н

с

с

в

с

в

8

Тимур Ш.

с

в

с

в

с

в

с

в

с

в

с

в

в

в

в

в

в

в

в

в

9

Даниэль А.

н

н

н

с

н

с

н

с

н

н

н

н

с

в

с

в

с

с

н

с

10

Матвей Б.

н

н

н

с

н

с

н

с

н

с

н

с

с

в

с

с

с

в

н

с

11

Василиса С.

с

в

с

в

с

в

с

в

с

в

в

в

в

в

с

с

в

в

с

в

12

Антон Л.

н

с

н

с

н

с

н

с

н

с

н

с

н

с

с

с

с

в

н

с

13

Ваня М.

в

в

с

в

в

в

с

в

в

в

с

в

в

в

в

в

в

в

в

в

14

Алена К.

с

в

в

в

с

в

с

в

с

в

с

в

в

в

с

в

с

в

с

с

15

Никита С.

н

н

н

с

н

с

н

с

н

с

с

с

н

с

с

в

с

в

с

с

Итого:

Н%

40

27

40

-

33

-

40

-

40

14

26

14

26

7

14

-

-

-

20

-

С%

53

13

53

40

53

33

53

40

53

26

53

26

26

20

53

33

53

14

53

40

В%

7

60

7

60

14

67

7

60

7

60

21

60

48

73

33

67

47

86

27

60

 

Выводы:

Дети имели трудности в умении пользоваться ножницами, вырезать полоски и геометрические фигуры. В течение учебного года я старалась учить детей технике вырезывания различных фигур, не забывая о технике безопасности при пользовании ножницами. Мы учились изображать предметы разной формы и располагать узор на листе бумаги. Дети познакомились с разными приемами и техниками рисования, проявляли фантазию и самостоятельность в процессе рисования. Познакомились и освоили разные приемы лепки. Также мной была проведена работа с родителями в виде консультаций и анкетирования, чтобы донести до них, что степень развития тонких движений пальцев рук - первый из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Результаты диагностики в конце учебного года показали, что дети стали увереннее, научились пользоваться ножницами и вырезать разнообразные фигуры, аккуратно пользоваться материалами на занятиях и бережно относится к своему труду.

Дата «___» ___________ 20___ год

Заведующий ДОУ ____________ /Ю.И.Сивцева/