Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 5 имени Героя Советского Союза Георгия Евдокимовича Попова г. Николаевска-на-Амуре Хабаровского края авторская программа элективного курса ?МОЕ ЗДОРОВЬЕ В МОИХ РУКАХ!? Выполнила: Перевозная Леонора Геннадьевна, учитель биологии, высшей квалификационной категории 2021 год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Необходимость создания и ведения курса ?Мое здоровье в моих руках? обусловлена огромным образовательным значением, так как проблема здоровья подростков актуальна и имеет острую социальную значимость. Родителей, педагогов тревожит проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения: распространение среди подростков вредных привычек, а ?болезни поведения? стали проблемой современности. Важно, чтобы просвещение подростков было своевременным, необходимо вовремя сформировать положительное отношение к здоровому образу жизни, научить понимать ответственность за своё поведение и здоровье. Элективный курс для предпрофильной подготовки учащихся 9-тых классов посвящён одной из главных проблем – сохранение здоровья у подрастающего поколения. Курс предметно – ориентированный, рассчитан на 17 часов. Содержание, структура соответствует возрастным особенностям 13-летних подростков, так как в этот период перед школьниками стоит много проблем, которые касаются их здоровья, на которые они стараются найти правильные ответы и тесно взаимосвязан с предметом ОБЖ, углубляет валеологические знания школьников. Элективный курс ?Мое здоровье в моих руках? поможет школьникам дать научные ответы на многие волнующие вопросы. Программа элективного курса предусматривает теоретические знания, решение практических задач, связанных с сохранением здоровья подростков и с исследовательской деятельностью школьников в области сохранения и укрепления своего здоровья. Умение вести здоровый образ жизни – признак высокой культуры человека, именно в школе должны решаться задачи формирования ответственного отношения к здоровью подростков. Основная цель элективного курса – воспитание у подростков: 1. Культуры отношения к своему здоровью (культуры психологической – способность управления своими чувствами и эмоциями; культуры интеллектуальной – способность управлять своими мыслями и контролировать их; культуры поведения – способность понимать своё предназначение). Элективный курс имеет профильный упор на естественно – научный профиль в дальнейшем обучении школьников и выбор профессии. 2. Оказать помощь школьникам в осознанном выборе профессии для дальнейшего обучения на естественно - научном профиле. Программа элективного курса предлагает решение следующих учебно-познавательных задач: расширение теоретических знаний школьников в образовательной области ?Мое здоровье в моих руках: создать условия для формирования у подростков навыков общей культуры, включая культуру тела, основы санитарии и гигиены; обеспечить профилактику и отказ от вредных привычек; способствовать формированию положительной мотивации выработки своего индивидуального способа поведения, позволяющего сохранить своё здоровье в современных условиях жизни. Рекомендуемые формы организации занятий: Составление проектов по темам исследований; проведение исследований и составление презентаций по темам исследования; умение добывать биологическую информацию с помощью ИКТ; оформление и защита исследовательских работ учащихся; проведение научно - практической конференции по теме элективного курса, с использованием стендовых проектов. При проведении занятий возможны различные формы индивидуальной и групповой деятельности (работа в парах, выполнение проекта, презентации, работа в мини – группах, фронтальная работа). В процессе изучения данного курса школьники получат теоретическую и практическую подготовку в сохранении своего здоровья. Рекомендуемая тематика для исследовательских работ, проектов, презентаций, по элективному курсу ?Мое здоровье в моих руках?: ?Влияние сотовых телефонов на организм подростков?; ?Отношение подростков МОУ СОШ № 5 к вредным привычкам?; ?Стресс и его воздействие на организм подростка?; ?Влияние шума на детский организм?; ?Влияние компьютеров на здоровье человека?; ?Как противостоять давлению среды?; ?Что значит быть счастливым??; ?Наркотики, алкоголь и сигареты?; ?Я в этом мире?. Выполнив программу элективного курса ?Мое здоровье в моих руках? школьники будут знать: причины, сохраняющие и разрушающие здоровье; мотивы здорового образа жизни; отрицательное влияние вредных привычек, ?болезней поведения? на организм подростка; пути формирования здорового образа жизни. Школьники будут уметь: оказывать своевременно и квалифицированно первую медицинскую помощь, использовать полученные знания на практике; воспитывать в себе активную жизненную позицию, ответственное отношение к своему здоровью. Школьники будут применять: полученные знания на практике; полученные знания для осознанного выбора профессии. Содержание программы элективного курса ?Мое здоровье в моих руках? . Введение. ?Здоровье как одна из главных ценностей человека и пути его формирования?. Пути формирования здорового образа жизни. . Вредные привычки, их профилактика. Алкоголизм. 2.1.1 Вред алкоголя, причины, приводящие к алкоголизму, профилактика и борьба с алкоголизмом. Алкоголизм подростка, особенности течения, последствия. Детский и подростковый алкоголизм. Практическая работа № 1 ?Работа со статистическими данными?. 2.1.2. Подросток и алкоголь. Девушка и алкоголь, влияние на организм алкоголя, причины, особенности течения беременности, осложнения беременности при употребления алкоголя. 2. 2. Курение. 2.2.1. Состав компонентов табачного дыма, влияние курения на системы органов подростка. 2.2.2. Психологическое и физиологическое влияние табакокурения на детский организм, организм подростка, новорождённого, девушки, последствия. Практическая работа № 2 ?Проведение исследования и выявление курящих – подростков, (анкетирование, тесты)?. Наркомания. 2.3.1. Понятие о наркомании, её виды, наркотические вещества и их отрицательное влияние на физическое и умственное развитие подростков. 2.3.2. Наркотическая зависимость. Пути решения проблем. Встреча с врачом - венерологом. Практическая работа № 3 ?Работа со статистическими данными?. Токсикомания. 2.4.1. Понятие о токсикомании, токсические вещества, их отрицательное влияние на организм подростка. Причины и последствия детской токсикомании. Практическая работа. № 4 ?Работа со статистическими данными?. Простудные заболевания. Понятие о простудных заболеваниях, их отрицательное воздействие на организм подростка (ангина, грипп, ОРЗ). Воздействие на организм бактериальных и вирусных инфекций: грипп, ангина, герпес и.т.д. Как избавить себя от простуды, профилактика простудных заболеваний. Практическая работа № 5 ?Исследование: частота заболевания школьников простудой в своей школе?. Стресс. 4.1. Понятие о стрессе, причины, влияние на организм подростка, пути снятия стресса, ?экзаменационный стресс?. Практическая работа № 6 ?Работа над проектом по теме раздела?. Заболевания подростков, передающиеся половым путём. 5.1. Понятие СПИД/ВИЧ инфекции, способы заражения, причины, симптомы заболевания, пути предотвращения заболевания. Распространение СПИД/ВИЧ в мире, стране, Хабаровском крае. Практическая работа № 7 ?Работа со статистическими данными. Презентация. Работа лекторской группы по теме исследования?. 5.2. Встреча с врачами по проблеме. 5.3. ?Болезни поведения? подростков. Профилактика болезней поведения подростков, клиника, осложнения. Беременность, аборт, нежелательная беременность, последствия. 5.4. Понятие о ?болезнях поведения? (гонорея, сифилис), их отрицательное влияние на организм подростка. Стадии, симптомы, профилактика. Беременность и вред, наносимый на организм совсем юной девушки, пути предохранения от нежелательной беременности. Молодая семья и ее ответственность за воспитание детей. Встреча с врачами по проблеме. Использование ИКТ, просмотр фильма. 6. Первая медицинская помощь. 6.1. Необходимость оказания первой квалифицированной помощи при отравлении организма подростка ядами сигарет, алкоголя, наркотических и токсических веществ, при простудных заболеваниях. Практическая работа № 8 ?Работа в медицинском кабинете по решению практических задач, связанных с сохранением здоровья подростка. Составление роликов по теме элективного курса?. 7. Обобщение: ?За здоровый образ жизни?. Научно - практическая конференция, защита исследовательских работ, проектов. Подведение итогов исследовательских работ школьников, представление результатов своей деятельности: защита презентаций, проектов, роликов, собранной информации и.т.д. Тематическое планирование элективного курса ?Мое здоровье в моих руках? № п/п Тема занятий Количество часов 1 Введение: пути формирования здорового образа жизни подростка. 1 2 Вредные привычки, профилактика. 7 2.1 Алкоголизм 2 2.1.1 Вред алкоголя, борьба с алкоголизмом. Детский и подростковый алкоголизм. 1 2.1.2 Подросток и алкоголь, влияние алкоголя на здоровье девушки. 1 2.2 Курение 2 2.2.1 Состав компонентов табачного дыма. Влияние сигарет на организм подростка. 1 2.2.2 Психологическое и физиологическое влияние табакокурения на детский организм. 1 2.3 Наркомания 2 2.3.1 Понятие о наркомании, наркотических веществах, видах наркомании, причины, последствия. 1 2.3.2 Наркотическая зависимость, пути решения проблем. 1 2.4 Токсикомания и подросток 1 2.4.1 Понятие о токсикомании, токсических веществ, причины токсикомании. Последствия токсикомании на организм подростка. 1 3 Простудные заболевания. 1 3.1 Понятие о простудных заболеваниях, отрицательное воздействие на организм: бактериальных и вирусных инфекций. 1 4 Стресс. 1 4.1 Понятие о стрессе, причины, пути снятия стресса. 1 5 Заболевания подростков, передающиеся половым путём. 4 5.1 Понятие СПИД/ВИЧ, причины и пути заражения. Распространение СПИДа в мире, стране, Хабаровском крае. 1 5.2 Встреча с врачами (конференция) 1 5.3 ?Болезни поведения? подростков. Профилактика болезней поведения подростков. 1 5.4 Инфекции, передаваемые половым путём, стадии, симптомы. 1 6 Первая медицинская помощь. 1 6.1 Необходимость умения оказания первой медицинской помощи (курении, алкоголизме, токсикомании, наркомании и.т.д.) 1 7 Обобщение ?Мое здоровье в моих руках? Итоги исследовательских работ школьников. Представление результатов своей деятельности: защита презентаций, проектов, фильмов, собранной информации и.т.д. 2 Список литературы для учителя Богарад И.В. ?Больной и врач?. М.: Знание, 1982. – 96с. – (Нар. Унт – т. Факт. Здоровья. № 8). Волкова Е.И. Издательство академии педаг. Наук РСФСР Москва 1961 г. Волков Г.И. ?Нервный ребенок: каприз или болезнь?? - М.: знание, 1982. – 224с. – Росляков Г.Е. ?Враги нашего здоровья?. М.: Знание, 1992. – 98с. – (Нар. Унт – т. Факт. Здоровья. № 7). Чуднов В.И. ?Берегите тишину?. М., ?Медицина?, 1978. Энциклопедия народная медицина. Общие болезни. Т. 1. 2. Раздел 1 ?Как вырастить ребенка здоровым??. – М.:АНС, 1993 – 384 с. Энциклопедия народная медицина. Т.1. ?Авитаминозы – простуда?. – М.: АНС, 1992 – 400с. Литература для детей: Коростылев Н..Б. ?От А до Я? изд. Медицина, 1980 год. Ротенберг Р. ?Расти здоровым?: Детская энциклопедия здоровья. Пер. с англ. – М.: физкультура и спорт, 1991 – 592с., ил. Соколов Ю.Е. ?Книга знаний для детей?. – М.: ООО ?Издательство Астрель?, 2001 – 320с. Тихонова А.Е. ?Здоровье человека и экология Хабаровского края?. – Хабаровск: Издательский дом ?Приамурские ведомости?, 2004 – 160 с. Жербин Е.А. ?Река жизни?. – М.; Знание, 1990 – 224с. – Энциклопедия для детей. Том 18. Человек 4.2. ?Архитектура души?. М.; Аванта + , 2002. – 640с. 10
Моё здоровье в моих руках!