Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 5
имени Героя Советского Союза Георгия Евдокимовича Попова
г. Николаевска-на-Амуре Хабаровского края









авторская программа элективного курса
?МОЕ ЗДОРОВЬЕ В МОИХ РУКАХ!?



Выполнила:
Перевозная Леонора Геннадьевна,
 учитель биологии,
 высшей квалификационной категории

















2021 год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Необходимость создания и ведения курса ?Мое здоровье в моих руках? обусловлена огромным образовательным значением, так как проблема здоровья подростков актуальна и имеет острую социальную значимость. Родителей, педагогов тревожит проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения: распространение среди подростков вредных привычек, а ?болезни поведения? стали проблемой современности. Важно, чтобы просвещение подростков было своевременным, необходимо вовремя сформировать положительное отношение к здоровому образу жизни, научить понимать ответственность за своё поведение и здоровье. Элективный курс для предпрофильной подготовки учащихся 9-тых классов посвящён одной из главных проблем – сохранение здоровья у подрастающего поколения. Курс предметно – ориентированный, рассчитан на 17 часов.
Содержание, структура соответствует возрастным особенностям 13-летних подростков, так как в этот период перед школьниками стоит много проблем, которые касаются их здоровья, на которые они стараются найти правильные ответы и тесно взаимосвязан с предметом ОБЖ, углубляет валеологические знания школьников.
Элективный курс ?Мое здоровье в моих руках? поможет школьникам дать научные ответы на многие волнующие вопросы.
Программа элективного курса предусматривает теоретические знания, решение практических задач, связанных с сохранением здоровья подростков и с исследовательской деятельностью школьников в области сохранения и укрепления своего здоровья. Умение вести здоровый образ жизни – признак высокой культуры человека, именно в школе должны решаться задачи формирования ответственного отношения к здоровью подростков. 
 Основная цель элективного курса – воспитание у подростков:
1. Культуры отношения к своему здоровью (культуры психологической – способность управления своими чувствами и эмоциями; культуры интеллектуальной – способность управлять своими мыслями и контролировать их; культуры поведения – способность понимать своё предназначение). Элективный курс имеет профильный упор на естественно – научный профиль в дальнейшем обучении школьников и выбор профессии.
2. Оказать помощь школьникам в осознанном выборе профессии для дальнейшего обучения на естественно - научном профиле.
Программа элективного курса предлагает решение следующих учебно-познавательных задач:
расширение теоретических знаний школьников в образовательной области ?Мое здоровье в моих руках:
создать условия для формирования у подростков навыков общей культуры, включая культуру тела, основы санитарии и гигиены;
 обеспечить профилактику и отказ от вредных привычек;
 способствовать формированию положительной мотивации выработки своего индивидуального способа поведения, позволяющего сохранить своё здоровье в современных условиях жизни.
Рекомендуемые формы организации занятий:
Составление проектов по темам исследований;
проведение исследований и составление презентаций по темам исследования; 
умение добывать биологическую информацию с помощью ИКТ;
оформление и защита исследовательских работ учащихся;
проведение научно - практической конференции по теме элективного курса, с использованием стендовых проектов.
При проведении занятий возможны различные формы индивидуальной и групповой деятельности (работа в парах, выполнение проекта, презентации, работа в мини – группах, фронтальная работа). В процессе изучения данного курса школьники получат теоретическую и практическую подготовку в сохранении своего здоровья. 


Рекомендуемая тематика для исследовательских работ, проектов, презентаций, по элективному курсу
?Мое здоровье в моих руках?:
?Влияние сотовых телефонов на организм подростков?;
?Отношение подростков МОУ СОШ № 5 к вредным привычкам?;
?Стресс и его воздействие на организм подростка?;
 ?Влияние шума на детский организм?;
 ?Влияние компьютеров на здоровье человека?;
 ?Как противостоять давлению среды?;
 ?Что значит быть счастливым??;
 ?Наркотики, алкоголь и сигареты?; ?Я в этом мире?.
Выполнив программу элективного курса ?Мое здоровье в моих руках? школьники будут знать:
 причины, сохраняющие и разрушающие здоровье;
 мотивы здорового образа жизни;
 отрицательное влияние вредных привычек, ?болезней поведения? на организм подростка;
 пути формирования здорового образа жизни.
Школьники будут уметь:
 оказывать своевременно и квалифицированно первую медицинскую помощь, использовать полученные знания на практике;
 воспитывать в себе активную жизненную позицию, ответственное отношение к своему здоровью.
Школьники будут применять:
 полученные знания на практике;
 полученные знания для осознанного выбора профессии.

Содержание программы элективного курса
?Мое здоровье в моих руках?

. Введение.
?Здоровье как одна из главных ценностей человека и пути его формирования?. Пути формирования здорового образа жизни.
. Вредные привычки, их профилактика.
Алкоголизм. 
2.1.1 Вред алкоголя, причины, приводящие к алкоголизму, профилактика и борьба с алкоголизмом. Алкоголизм подростка, особенности течения, последствия.   Детский и подростковый алкоголизм. Практическая работа № 1 ?Работа со статистическими данными?.
2.1.2. Подросток и алкоголь. Девушка и алкоголь, влияние на организм алкоголя, причины, особенности течения беременности, осложнения беременности при употребления алкоголя.
2. 2. Курение.
2.2.1. Состав компонентов табачного дыма, влияние курения на системы органов подростка. 
2.2.2. Психологическое и физиологическое влияние табакокурения на детский организм, организм подростка, новорождённого, девушки, последствия. Практическая работа № 2 ?Проведение исследования и выявление курящих – подростков, (анкетирование, тесты)?.
Наркомания.
2.3.1. Понятие о наркомании, её виды, наркотические вещества и их отрицательное влияние на физическое и умственное развитие подростков.
2.3.2. Наркотическая зависимость. Пути решения проблем. Встреча с врачом - венерологом. Практическая работа № 3 ?Работа со статистическими данными?.
Токсикомания.
2.4.1. Понятие о токсикомании, токсические вещества, их отрицательное влияние на организм подростка. Причины и последствия детской токсикомании. Практическая работа. № 4 ?Работа со статистическими данными?.
Простудные заболевания.
Понятие о простудных заболеваниях, их отрицательное воздействие на организм подростка (ангина, грипп, ОРЗ). Воздействие на организм бактериальных и вирусных инфекций: грипп, ангина, герпес и.т.д. Как избавить себя от простуды, профилактика простудных заболеваний. Практическая работа № 5 ?Исследование: частота заболевания школьников простудой в своей школе?.
Стресс.
4.1. Понятие о стрессе, причины, влияние на организм подростка, пути снятия стресса, ?экзаменационный стресс?. Практическая работа № 6 ?Работа над проектом по теме раздела?.
Заболевания подростков, передающиеся половым путём.
5.1. Понятие СПИД/ВИЧ инфекции, способы заражения, причины, симптомы заболевания, пути предотвращения заболевания. Распространение СПИД/ВИЧ в мире, стране, Хабаровском крае. Практическая работа № 7 ?Работа со статистическими данными. Презентация. Работа лекторской группы по теме исследования?.
5.2. Встреча с врачами по проблеме.
5.3. ?Болезни поведения? подростков. Профилактика болезней поведения подростков, клиника, осложнения. Беременность, аборт, нежелательная беременность, последствия.
5.4. Понятие о ?болезнях поведения? (гонорея, сифилис), их отрицательное влияние на организм подростка. Стадии, симптомы, профилактика. Беременность и вред, наносимый на организм совсем юной девушки, пути предохранения от нежелательной беременности. Молодая семья и ее ответственность за воспитание детей. Встреча с врачами по проблеме. Использование ИКТ, просмотр фильма. 

6. Первая медицинская помощь.
6.1. Необходимость оказания первой квалифицированной помощи при отравлении организма подростка ядами сигарет, алкоголя, наркотических и токсических веществ, при простудных заболеваниях. Практическая работа  № 8 ?Работа в медицинском кабинете по решению практических задач, связанных с сохранением здоровья подростка. Составление роликов по теме элективного курса?.
7. Обобщение: ?За здоровый образ жизни?.
Научно - практическая конференция, защита исследовательских работ, проектов. Подведение итогов исследовательских работ школьников, представление результатов своей деятельности: защита презентаций, проектов, роликов, собранной информации и.т.д.

Тематическое планирование элективного курса
?Мое здоровье в моих руках?
№ п/п
Тема занятий
Количество часов

1
Введение: пути формирования здорового образа жизни подростка.
1

2
Вредные привычки, профилактика.
7

2.1
Алкоголизм
2

2.1.1
Вред алкоголя, борьба с алкоголизмом. Детский и подростковый алкоголизм.
1

2.1.2
Подросток и алкоголь, влияние алкоголя на здоровье девушки.
1

2.2
Курение
2

2.2.1
Состав компонентов табачного дыма.
Влияние сигарет на организм подростка.
1

2.2.2
Психологическое и физиологическое влияние табакокурения на детский организм.
1

2.3
Наркомания
2

2.3.1
Понятие о наркомании, наркотических веществах, видах наркомании, причины, последствия.
1

2.3.2
Наркотическая зависимость, пути решения проблем.
1

2.4
Токсикомания  и  подросток
1

2.4.1
Понятие о токсикомании, токсических веществ, причины токсикомании.
Последствия токсикомании на организм подростка.
1

3
Простудные заболевания.
1

3.1
Понятие о простудных заболеваниях, отрицательное воздействие на организм: бактериальных и вирусных инфекций.
1

4
Стресс.
1

4.1
Понятие о стрессе, причины, пути снятия стресса.
1

5
Заболевания подростков, передающиеся половым путём.
4

5.1
Понятие СПИД/ВИЧ, причины и пути заражения. 
Распространение СПИДа в мире, стране, Хабаровском  крае.
1

5.2
Встреча с врачами (конференция)
1

5.3
 ?Болезни поведения? подростков.
Профилактика болезней поведения подростков.
1

5.4
Инфекции, передаваемые половым путём, стадии, симптомы.
1

6
Первая медицинская помощь.
1

6.1
Необходимость умения оказания первой медицинской  помощи (курении, алкоголизме, токсикомании, наркомании и.т.д.)
1

7
Обобщение ?Мое здоровье в моих руках?
Итоги исследовательских работ школьников. Представление результатов своей деятельности: защита презентаций, проектов, фильмов, собранной информации и.т.д.
2


Список литературы для учителя
Богарад И.В. ?Больной и врач?. М.: Знание, 1982. – 96с. – (Нар. Унт – т. Факт. Здоровья. № 8).
Волкова Е.И. Издательство академии педаг. Наук РСФСР Москва 
1961 г.
Волков Г.И. ?Нервный ребенок: каприз или болезнь?? - М.: знание, 1982. – 224с. – 
Росляков Г.Е. ?Враги нашего здоровья?. М.: Знание, 1992. – 98с. – (Нар. Унт – т. Факт. Здоровья. № 7).
Чуднов В.И. ?Берегите тишину?. М., ?Медицина?, 1978.
Энциклопедия народная медицина. Общие болезни. Т. 1. 2. Раздел 1 ?Как вырастить ребенка здоровым??. – М.:АНС, 1993 – 384 с. 
Энциклопедия народная медицина. Т.1. ?Авитаминозы – простуда?. – М.: АНС, 1992 – 400с. 
Литература для детей:
Коростылев Н..Б. ?От А до Я? изд. Медицина, 1980 год.
Ротенберг Р. ?Расти здоровым?: Детская энциклопедия здоровья. Пер. с англ. – М.: физкультура и спорт, 1991 – 592с., ил.
Соколов Ю.Е. ?Книга знаний для детей?. – М.: ООО ?Издательство Астрель?, 2001 – 320с.
Тихонова А.Е. ?Здоровье человека и экология Хабаровского края?. – Хабаровск: Издательский дом ?Приамурские ведомости?, 2004 – 160 с.
Жербин Е.А. ?Река жизни?. – М.; Знание, 1990 – 224с. –
Энциклопедия для детей. Том 18. Человек 4.2. ?Архитектура души?. М.; Аванта + , 2002. – 640с.










10