Авторская технология
«Сопровождение детей раннего возраста
в период их вхождения
в социокультурную среду ДОО»
Подготовила:
воспитатель
Овсянникова Ирина Анатольевна
МКДОУ детский сад Родничок» р.п. Линево
Пояснительная записка
Современный стандарт дошкольного образования подчеркивает необходимость создания условий развития каждого ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации. Соответственно, актуальность сопровождения социального развития детей раннего возраста в период вхождения их в социокультурную среду ДОО очевидно. Так как адаптивные возможности детей ограничены, и изменения социальной среды чаще всего отрицательно сказываются на их здоровье и провоцируют у них замедление темпа развития.
Учитывая серьезность данного периода в жизни малышей и то, что каждый год набираю новых воспитанников в возрасте от 2 до 3 лет, вопросы организации их социальной адаптации к условиям дошкольного учреждения решаю постоянно. Это связано со многими аспектами: изменяются, дополняются документы, регламентирующие деятельность дошкольного учреждения, приходят другие дети, родители.
Ведущая роль в сопровождении вновь поступивших малышей в период их социальной адаптации в ДОО принадлежит окружающим его взрослым, близким людям. Закон «Об образовании в Российской Федерации» и новый стандарт дошкольного образования подчеркивают приоритет семьи в процессе социального развития своих детей, направленный на обеспечение его социальной адаптации к детскому саду. Однако наблюдения за вновь поступившими детьми на начальном этапе указывали на то, что основная причина возникновения у них затруднений во время социальной адаптации в ДОО - это отсутствие у родителей элементарных навыков подготовки детей к переходу в новую социальную среду и сопровождения их в этот период. Поэтому разработала авторскую технологию, цель которой – создание образовательной среды, способствующей успешной социальной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОО.
Задачи реализации технологии:
Повыш
ать
уров
ень
сформированности
педагогических компетентн
о
стей молодых родителей в
вопросах подготовки и сопровождения ребенка в пр
о
цессе вхождения его в социокультурную среду ДОО
Формировать положительный настрой детей на посещение детского с
а
да
Оказать
психолого-педагогическую
вновь поступившим детям.
В сохранении хорошего настроения, положительных эмоций, отвлечения от негативных переживаний помогает игра - ведущий вид детской деятельности. Она увлекает и активизирует малышей, помогает объединить их, установить доверительные отношения.
Основная задача игры в этот период – налаживание доверительных отношений с каждым ребенком, попытка вызвать у детей положительное отношение к детскому саду.
Цель игр с детьми в адаптационный период - эмоциональное общение, налаживание контакта между ребенком и взрослым.
Основная задача игр с детьми в адаптационный период.
Игры позволяют решать такие важные в период адаптации задачи, как:
Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе;
Снятие эмоционального и мышечного напряжения;
Снижение тревожности, агрессии у детей;
Формирование у детей доверия к воспитателю;
Формирование чувства уверенности в окружающем;
Помощь
ребенку в освоении новой среды
;
Формирование самостоятельности детей
Ожидаемые результаты реализации технологии:
100%
включаемост
ь
родителей в процесс
подготовки и сопровождения своих детей в период вхождения их в социокультурную среду ДОО
Преобладание легкой степени адаптации и отсутствие тяжелой степени ада
п
тации у детей к новым условиям
Технологическая карта
«Сопровождение детей раннего возраста
в период их вхождения
в социокультурную среду ДОО»
№ п/п
Название игры
Форма проведения
Цель
Место проведения в режиме дня
Форма организации детей
Источник
Освоение детьми окружающей среды группы и детского сада. Знакомство с персоналом и другими детьми
1
«Мишка, Мишка, помоги! Где мой шкафчик, покажи!»
Игровая ситуация
Познакомить детей с приемной группы детского сада, ее назначением
Первая половина дня
Подгрупповая, индивидуальная
Авторская
2
«Здравствуйте, я пришел!»
Игра-забава
Продолжать знакомить детей с пространством приемной группы детского сада, создавать положительные эмоции ребенка перед встречей с другими детьми
Первая половина дня
Подгрупповая, индивидуальная
Авторская
3
«Принеси игрушку Мишке»
Игра
Освоение детьми игровых уголков группы
В течение дня
Подгрупповая, индивидуальная
Авторская
4
«Солнечный лучик»
Игровая ситуация
Знакомство детей со спортивным уголком группы. Создание у детей положительных эмоций в процессе двигательной активности
В течение дня
Подгрупповая, индивидуальная
Авторская
5
«Для чего карандаши, кисточки и пластилин…?»
Игровая ситуация
Знакомим детей с уголком изобразительной деятельности в группе
В течение дня
Подгрупповая, индивидуальная
Авторская
6
«Ты скажи-ка, Мишка, нам, где умыться малышам?»
Игровая ситуация
Знакомство детей с умывальной комнатой группы, ее назначением
В течение дня
Подгрупповая, индивидуальная
Авторская
7
«Ждут кроватки малышей»
Игровая ситуация
Знакомство детей со спальней и ее назначением
Первая половина дня
Подгрупповая, индивидуальная
Авторская
8
«Найди Мишку»
Игра
Закрепить знания детей о помещениях группы и правилах поведения в них
В течение дня
Подгрупповая, индивидуальная
Авторская
9
«Иди ко мне, мой хороший!»
Игра
Налаживание контакта воспитателя с ребенком, формирование доверительного отношения
Первая половина дня
Подгрупповая, индивидуальная
Авторская
10
«Поиграй со мной, дружок»
Игра
Продолжать формировать у ребенка положительное отношение к педагогу
В течение дня
Подгрупповая, индивидуальная
Авторская
11
«Мишка приглашает ребят в музыкальный зал (в спортивный зал, в сенсорную комнату)»
Игровая ситуация
Знакомство детей с помещениями детского сада, их назначением
В течение дня
Подгрупповая, индивидуальная
Авторская
12
«Вслед за солнечным зайчиком»
Игровая ситуация
Отвлечение детей от переживаний, связанных с разлукой с близкими людьми, продолжать устанавливать доверительные отношения с сотрудниками детского сада
В течение дня
Подгрупповая, индивидуальная
Авторская
13
«Мишка приглашает в гости»
Игровая ситуация
Продолжать знакомить детей с помещениями детского сада, их назначением
В течение дня
Подгрупповая, индивидуальная
Авторская
14
«Мишкины прятки»
Игра
Знакомство детей друг с другом
В течение дня
Подгрупповая, индивидуальная
Авторская
15
«Мишкины поручения»
Игра
Продолжать знакомить детей друг с другом
В течение дня
Подгрупповая, индивидуальная
Авторская
Сближение детей с воспитателем и друг с другом
1
«Посмотри, кто к нам пришел»
Игровая ситуация
Вызывать интерес детей к сверстникам, желание взаимодействовать
Развитие навыков взаимодействия детей друг с другом
Учить детей вступать в общение со сверстниками, вызывать интерес друг к другу
Первая половина дня
Групповая, индивидуальная
Авторская
2
«Это ты, а это – я!»
Игра
В течение дня
Подгрупповая, индивидуальная
Авторская
3
«Позови ласково»
Игра
В течение дня
Подгрупповая, индивидуальная
Авторская
4
«Дружный хоровод»
Игра
На прогулке
Подгрупповая, индивидуальная
Авторская
5
«Догони дружка»
Игра
На прогулке
Подгрупповая, индивидуальная
Авторская
6
«Передай другому»
Игра
Вторая половина дня
Подгрупповая, индивидуальная
Авторская
7
«Напоим Мишку чаем»
Игра
В течение дня
Подгрупповая, индивидуальная
Авторская
8
«Спрячемся под зонтиком (покрывалом, в домике)»
Игра
В течение дня
Подгрупповая, индивидуальная
Авторская
9
«Ты мое зеркало, я твое зеркало»
Игровые упражнения
Продолжать налаживать доверительные отношения воспитателя с каждым ребенком, используя мимические упражнения. Вызывать у малышей положительные эмоции
В течение дня
Групповая, индивидуальная
Авторская
10
«Едем, едем в гости к Мишке»
Игра
В течение дня
Групповая, индивидуальная
Авторская
Игры на снятие эмоционального напряжения и создание положительных эмоций
1
«Беседа с Мишкой»
Игровая ситуация
Обучение способу выражения своего эмоционального состояния, переживаний, снятие напряжения
Регуляция процессов возбуждения и торможения, снижение уровня тревожности
В течение дня
Групповая, индивидуальная
Авторская
2
«Попрыгаем с Мишкой и отдохнем»
Игра
В течение дня
Групповая, индивидуальная
Авторская
3
«Вращаем вертушки»
Игра
В течение дня
Групповая, индивидуальная
Авторская
4
«Ищем шишку для Мишки»
Игра
Вторая половина дня
групповая, индивидуальная
Авторская
5
«Волшебные клубочки»
Игра
Вторая половина дня
групповая, индивидуальная
Авторская
6
«Веселый дождик»
Игра
Способствовать созданию у детей положительных эмоций, снятие напряжения через игры-забавы с водой, песком, крупой, бумагой, прищепками, бусами
Прогулка
групповая, индивидуальная
Авторская
7
«Пускаем кораблики»
Игра
Вторая половина дня
подгрупповая, индивидуальная
Авторская
8
«Журчат ручейки»
Игра
Вторая половина дня
подгрупповая, индивидуальная
Авторская
9
«Следы большого и маленького Мишки»
Игра
НОД
групповая
Авторская
10
«Пирожное для Мишки»
Игра
Прогулка
групповая
Авторская
11
«Песочный дождик»
Игра
Вторая половина дня
подгрупповая, индивидуальная
Авторская
12
«Кто к нам приходил?»
Игра
Вторая половина дня
подгрупповая, индивидуальная
Авторская
13
«Найди, кто спрятался»
Игра
Вторая половина дня
подгрупповая, индивидуальная
Авторская
14
«Найди фотографию Мишки»
Игра
В течение дня
Групповая, индивидуальная
Авторская
15
«Салют для Мишки»
Вторая половина дня
подгрупповая, индивидуальная
Авторская
16
«Подарок для Мишки»
Первая половина дня
подгрупповая, индивидуальная
Авторская
17
«Летают снежинки»
Первая половина дня
подгрупповая, индивидуальная
Авторская
18
«Шуршалки-шумелки»
Вторая половина дня
подгрупповая, индивидуальная
Иванова Н.В., Кривовицына О.Б., Якупова Е.Ю. «Социальная адаптация малышей в ДОУ»
19
«Звучащая коробочка»
Игровые ситуации на формирование положительного настроя на посещение детского сада
1
«Мишка готовится к детскому саду»
Игровая ситуация
Формировать у детей положительный настрой на посещение детского сада, познакомить с режимом дня в детском саду, вызвать желание ходить в детский сад
Первая половина дня
групповая
Авторская
2
«Мама ведет Мишку в детский сад»
Игровая ситуация
Первая половина дня
групповая
Авторская
3
«Мишка играет с друзьями в детском саду»
Игровая ситуация
Первая половина дня
групповая
Авторская
4
«Мишка собирается на прогулку»
Игровая ситуация
Первая половина дня
групповая
Авторская
5
«Мишка гуляет»
Игровая ситуация
Первая половина дня
групповая
Авторская
6
«Мишка играет с друзьями в детском саду»
Игровая ситуация
Первая половина дня
групповая
Авторская
7
«Мишка на музыкальном занятии»
Игровая ситуация
Первая половина дня
групповая
Авторская
8
«Мишка занимается физкультурой»
Игровая ситуация
Первая половина дня
групповая
Авторская
9
«Мишка спит в детском саду»
Игровая ситуация
Первая половина дня
групповая
Авторская
Перспективный
план работы школы
«Молодой семьи»
с родителями детей
2 - 3 лет
Квартал
Мероприятия
Цель
Сентябрь
Анкета «Я уже говорю»
Организация речевого развития ребенка в условиях семьи
Вечер вопросов и ответов «Познаю окружающее и учусь говорить»
1.Обсуждение результатов анкетирования родителей «Я уже говорю».
2.Дать практические рекомендации, как организовать деятельность ребенка, чтобы он быстрее начал говорить.
Презентация «Особенности речевого развития детей от 0 до 3 лет»
Дать рекомендации родителям с целью оценки речи своего ребенка и выстраивания дальнейшей траектории развития
Семинар-практикум «Наши пальчики – язычку помощники»
Дать представление о значении пальчиковых игр для развития речи детей, познакомить с некоторыми из них и показать правильное их выполнение.
Выставка «Тренируем пальчики – развиваем речь»
Познакомить родителей с играми изготовленными руками взрослых. Это игры на развитие речи и мелкой моторики, которые можно и в домашних условиях использовать в развитии ребенка
Памятка «Десять правил для родителей: как правильно развивать мелкую моторику малышей»
Дать практические рекомендации по развитию мелкой моторики детей
Октябрь
Семинар-практикум «Сначала было слово»
Познакомить с играми на развитие артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания и слухового внимания.
Выпуск газеты «Малышок» «В свободную минуту»
Обобщить первый положительный опыт родителей по проблеме развития речи детей младшего дошкольного возраста
Игра с родителями: «По дороге в детский сад и обратно»
Познакомить родителей с правилами игры. Вместе с ребенком составить небольшой рассказ о том, что им встретилось на пути в детский сад.
Бюллетень «Речь и речевое общение»
Дать родителям информацию о том, что важно, как можно больше разговаривать с ребенком и чем важно не упустить момент и начать заниматься его произношением.
Речь взрослого должна быть эталоном.
Рекомендации «Родители – книга - ребенок»
Дать практические рекомендации: какие книги необходимы детям в данном возрасте, как знакомить малышей с новыми произведениями.
Семинар-практикум «Роль фольклора в речевом развитии малыша»
Значение малых фольклорных форм для развития речи ребенка младшего возраста.
Познакомить с чистоговорками, скороговорками, потешками, стихами.
Заострить внимание на методике использования фольклорных форм, на активном использовании в жизни малышей
Консультация «Логопедический массаж»
Познакомить с упражнениями и рекомендациями по их выполнению
Семинар-практикум «Игрушка умеет говорить»
Дать рекомендации родителям: как активизировать речевую деятельность ребенка, используя игрушки
Консультация «Значение различных видов театров (пальчикового, фланелевого и др.) для развития речи детей
Дать родителям рекомендации по использованию театра для развития речи детей
Из опыта семейного воспитания. Сочинение «Как я развиваю речь своего ребенка»
Выявить, как родители используют на практике накопленные знания. Распространить накопленный опыт
III квартал (март-май)
Семинар-практикум «Мамы играют в куклы»
Дать рекомендации родителям по организации театрализованной деятельности для детей (выбор произведения соответствует возрасту. Подготовка и работа над постановкой)
Памятка «Виды массажа, способствующие развитию речи детей»
Познакомить родителей с различными видами массажа: массажным мячом, природным материалом, логопедический массаж
Семинар-практикум «Домашний театр»
Познакомить с различными видами театров для малышей, учить изготавливать театр собственными руками в домашних условиях
Памятка «Учусь рассуждать»
Рекомендации родителям «Как обучение превратить в интересную и полезную игру?»
Семинар-практикум «Каляки-маляки» (развитие связной речи малышей)
Демонстрация разных новых форм работы с детьми по развитию речи. Познакомить с нетрадиционной техникой рисования по крупе, песку палочкой, пальцем, губкой, кистью. Познакомить родителей с лепкой из теста, глины. Составлять рассказы, сказки используя поделки, обыгрывая рисунки детей.
Консультация «Артикуляционная гимнастика»
Предложить родителям упражнения и рекомендации по их выполнению, способствующие развитию артикуляционного аппарата
Тематический вечер «Папа, мама, воспитатель и я – веселая семья»
Повысить активность родителей к участию в совместных мероприятиях.
Показать детям сказку в кукольном театре. Вместе с детьми петь, танцевать и читать стихи
Папка-раскладушка «Я умею говорить» (обобщение опыта семейного воспитания по развитию речи ребенка)
Демонстрация положительного семейного опыта по развитию речи своего ребенка.
Анкета «Я учусь говорить»
Выявить отношение к проделанной работе, их любимые игры и занятия с детьми, пожелания, рекомендации, что они хотели бы еще узнать
Результаты реализации
авторской образовательной
технологии
«Развитие речи детей
раннего возраста в ходе
игровой деятельности»
Диаграммы развития речи детей 2-3 лет
(2016-2017 учебный год)
(2017-2018 учебный год)
(2018-2019 учебный год)
ВЫВОД: наблюдается положительная динамика развития речи детей младшего дошкольного возраста, а именно, к концу каждого учебного года у детей:
обогащается словарный запас;
речь ста
новится
более четкой
,
правильной
,
выразительной;
речь становится
приоритетным средством общения
со
взрослыми и сверстниками.
Диаграмма включенности родителей в воспитательно-образовательный процесс по направлению «Развитие речи детей
младшего дошкольного возраста через игровую деятельность»
Вывод: наблюдается положительная динамика в работе по установлению взаимопонимания и тесного сотрудничества с родителями, включению их в воспитательно-образовательный процесс по развитию речи детей через игровую деятельность
Диаграмма повышения уровня сформированности педагогических компетентностей молодых родителей по направлению «Развитие речи детей
младшего дошкольного возраста через игровую деятельность»
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Ермакова И.А. Поговори со мной, мама! Развивающие занятия для малышей, - СПб
.,
ИД «Литера», 2006.
Ермакова И.А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПБ
.:
ИД «Литера», 2008.
Савина Л.П. П
альчиковая гимнастика для развития речи дошкольн
и
ков: пособие для родителей и педагогов. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2005.
Белая К. Занятия с малышами в детском саду (Модель воспитания д
е
тей раннего возраста). – М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2002.
Белобрыкина
О.А. Речь и общение. Популярное пособие для родит
е
лей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К
0
», 1998.
Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1985.
Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в первой младшей группе де
т
ского сада. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ, - Вор
о
неж: Издательство «Учитель», 2003.
Галанова А.С. Развивающие игры для малышей. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006.
Галанова Т.В. Развивающие игры с малышами до трех лет. Популя
р
ное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, Академия развития, 2005.
Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от одного года до трех лет. Пособие для работников дошкольных образовательных учр
е
ждений и родителей. – М.: АРКТИ, 2000.
Гербова
В.В.
Развитие речи в детском саду.
–М
.: Мозаика-Синтез, 2005.
Гербова
В.В.
Учусь говорить: Методическое пособие для
воспитат
е
лей
работающих с детьми 3-6 лет по программе «Радуга». – М.: Просвещение, 2002.
Гербова
В.В.
Занятия
по развитию речи в
первой
младшей группе
де
т
ского сада.
Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: ГИЦ ВЛ
А
ДОС, 2003.
Гербова
О.Е. Что делать, если ваш ребенок не говорит? Айрис – Д
и
дактика, Айрис-ПРЕСС, М., 2004.
Данилова Л. Энциклопедия развивающих игр. От рождения до семи лет. – СПб
.:
ИД «Нева, РООССА», 2006.
Ермакова И.А. Поиграй со мной, мама! (Игры, развлечения, забавы для самых маленьких). – СПб
.:
ИД «Литера», 2006.
Ермакова И.А. Поговори со мной, мама! Развивающие занятия для малышей. – СПб
.:
ИД «Литера», 2006.
Ермакова И.А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб
.:
ИД «Литера», 2008.
Жукова О.С. Развивающие игры. ООО «ИД ОНИКС
XXI
», М., 2005.
Кузнецова А.Е. Лучшие развивающие игры для детей от года до трех лет. – М.: ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО «ИД ДОМ
XXI
век», 2006.
Лямина
Т.М.
Р
азвитие речи ребенка раннего возраста. Айрис Дида
к
тика, Айрис ПРЕСС, М., 2005.
Маханева
М.Д., Рещикова С.В. Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет: Методическое пособие для педагогов и родителей. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
Новотворцева
Н.В. Дидактические игры по развитию речи у дошкол
ь
ников и младших школьников. – Ярославль: ТОО «ГРИНГО», 1995.
Новотворцева
С.А. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. Пособие для воспитателей детского сада. Под ред.
С.
Л.
Новоселовой
.
М., Просвещение, 1977.
Павлова Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления: Методич
е
ское пособие. – М.: Мозаика – Синтез, 2005.
Рождественская В.И., Павлова А.И. Игры и упражнения для испра
в
ления заикания. Просвещение, 1978.
24. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2005.
25. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Пособие для воспитателя детского сада . – М.: Просвещение, 1980.