Урок литературы в 9 классе

Тема урока: Баллада В. Жуковского «Светлана» и её художественные особенности.

Вид урока : урок усвоения нового материала

Технология:  технология развития критического мышления

Класс: 9

Дата проведения: 08.10.2023

Цели урока :

Образовательные: Анализировать текст, прослеживать основную мысль автора в произведении; систематизировать и обобщать знания, повторить и закрепить изученное, учить выдвигать гипотезы, проводить исследование;

Развивающие: Способствовать развитию речи, творческих способностей и мышления учащихся; формировать самостоятельную познавательную деятельность, способствовать формированию приёмов критического мышления;

Воспитательные: Воспитывать у учащихся чувство прекрасного, верить в светлое, доброе, высокое, воспитывать коммуникативную культуру, приветствовать приобретение опыта самостоятельной работы.

Задачи урока: формировать навык анализа поэтического текста, развивать устную речь обучающихся, развивать образное мышление и воображение, совершенствовать умение работать в группе.

ОборудованиеПК,  презентации к сообщениям о жизни и судьбе поэта, истории создания баллады «Светлана», о святочных гаданиях; оформление доски; портрет В.А.Жуковского; картина К.П.Брюллова «Гадающая Светлана».

Эпиграф

Его стихов пленительная сладость
Пройдёт веков завистливую даль…
А.С.Пушкин

Сценарий урока

Организационный момент.

I.Стадия вызова

Актуализация прежних знаний.

Прием «Корзина идей» (проверка д/з). Знание романтизма как литературного направления. Какие черты присущи романтизму?

Внимание авторов к «внутренней, задушевной жизни человека… таинственной почве души и сердца» 

(В. Г. Белинский).

Присутствие субъективной авторской оценки, выражающей в большинстве случаев настроения людей, родственных ему своим мировоззрением.

Романтический герой – яркая, исключительная личность. Он страдает от несоответствия окружающего мира и идеального представления о нем.

Будничная повседневность не влечет писателей-романтиков, поэтому действие часто переносится в прошлое или в некие экзотические страны.

Интерес к фольклору и национальной истории.

Романтический герой идеален: он красив физически и духовно, способен на самопожертвование во благо других.

Представление необычных характеров в исключительных обстоятельствах, где проявляются страсти, неукротимая мощь и свобода героя.

Интерес к человеческой индивидуальности,

бессознательному

, интуитивному.

2. Целеполагание.

Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим встречу с В.А. Жуковским. Вы уже знаете, что это поэт, переводчик, литературный критик, основоположник романтизма в России.

В.А.Жуковский – автор баллад.  Жуковский начал свое поэтическое поприще балладами. Этот род поэзии им начат, создан и утвержден на Руси; современники Жуковского смотрели на него преимущественно как на автора баллад… Под балладою тогда понимали краткий рассказ о любви, большею частью несчастной; могилу, крест, приведение, ночь, луну, а иногда домовых и ведьм считали принадлежностью этого рода поэзии.

«Светлана», оригинальная баллада Жуковского, была признана его шедевром, так что критики и словесники того времени титуловали Жуковского « певцом Светланы». (В.Г.Белинский)

Попробуем определить цель нашего урока.

/Проблема: найти, чем баллада «Светлана» походит на остальные баллады, а чем отличается от них? Поэт – романтик- найти приметы романтизма. Гипотеза: баллада оригинальная, названа шедевром, значит, Жуковский отступил в своем замысле от канонов. Найти отступления, выяснить, для чего используются. /

Итак, нам придется доказать, что баллада «Светлана» – это 1) романтическое произведение и 2) поэзия подлинно русская. Мы определим, насколько она пропитана любовью к бескрайним долинам и шумящим лесам России, насколько она окружена тайной.

II. Стадия осмысления.

3.Определение баллады как жанра. История создания баллады «Светлана», связь её с балладой «Людмила» ( индивидуальное сообщение).

Прежде чем мы обратимся к сюжету нашей баллады, давайте вспомним определение понятия. А что же такое баллада?

Баллада – это хоровое пение в средневековой западной поэзии, позднее – небольшое сюжетное стихотворение, в основе которого чаще всего лежит какой-то необычный случай: многие баллады связаны с историческими событиями или преданиями, с фантастическими, таинственными происшествиями.

Поэтом было создано и переведено около 40 баллад, среди которых особое место отведено теме любви. Свои баллады поэт писал на народные, переводные и придуманные им самим сюжеты. Жуковский обращался к сюжетам И.В.Гёте, Ф.Шиллера, В.Скотта.

Над этой балладой Жуковский работал 4 года – с 1808 по 1812 год. Баллада «Светлана» представляет собой обработку сюжета баллады немецкого поэта Бюргера «Ленора». Ранее Жуковский уже обращался к этому сюжету, создав в 1808 году балладу «Людмила». Жуковский изменил всё: национальный колорит, атмосферу, характер девушки и финал, оставив только сюжет. При этом все мистические события происходят с девушкой во сне, а не наяву, как в «Леноре» и «Людмиле».

4.Вопросы, проверяющие знание текста баллады «Светлана». 

Прием «Лови ошибку» (вопросы учителя)

1.Девушки гадали на Петров день? (нет, «в крещенский вечерок»)

2. Девушки гадали, будут они богатыми или нет? (нет, на суженого)

3.Светлана во время гадания в окне увидела суженого? (нет, в зеркале)

4. Светлана уехала с женихом в гости к родственникам? (нет, венчаться)

5.В страшном доме она находит любимого ужинающим за столом? (нет, в гробу)

6.Светлана сбежала от неминуемой смерти в этом доме в лес и заблудилась? (нет, проснулась)

7.Светлана узнала, что любимый женился на другой?(нет, приехал и женился на ней)

5. Прием «Ромашка Блума» (примерные вопросы детей - работа в группах)

1. Простой вопрос. Что Светлана собирается делать у зеркала?

 2. Уточняющий вопрос.  Если я правильно понял, она надеется увидеть в зеркале лицо возлюбленного?

3. Интерпретационный (объясняющий) вопрос.  Почему Светлана не погибла в страшной хижине? Что ее спасло?

4. Творческий вопрос.  Что изменилось бы, если бы не прилетел голубок?

5. Практический вопрос.  Как бы вы поступили на месте Светланы, оказавшись в такой страшной ситуации?

6. Оценочный вопрос.  Как вы относитесь к поведению Светланы, находящейся в доме наедине с покойником?

6. Докажите, что «Светлана» - романтическое произведение, используя данные «Корзины идей»

7. Анализ баллады «Светлана». 

Почему автор начинает балладу с описания крещенского гадания? В крестьянском быту Святки – самый большой праздник. Они длятся почти месяц: с Николина дня (19 дек.) до крещенья (19 января), когда крестьяне, покончив со всеми работами, предаются отдыху.

Выявим жанровые особенности баллады:

1) Баллада как произведение эпическое имеет героев, сюжет.

- Назовите героев.

2) Важную роль в раскрытии идеи играет диалог.

- Найдите диалог героини и её подруг во время гадания. Что мы узнаём из ответа Светланы? Назовите черты характера Светланы.

А) Что мы можем сказать о Светлане? Сам поэт называет её милой. Светлана любит жениха, она верна ему. Девушка жалуется подружкам:

«Год промчался  вести нет;

 Он ко мне не пишет;

Ах! а им лишь красен свет,

Им лишь сердце дышит...»

Б) Какими же словами поэт передаёт настроение Светланы?

В ход идёт пейзаж и окружающая обстановка: луна светится тускло, ночь туманная и сумрачная, во время гадания в зеркале темно, огонёк свечи трепетный, молчание вокруг мёртвое, а сверчок кричит жалобно.

В) Как поэт проявляет эмоций Светланы. Например:

«Робость в ней волнует грудь,

Страшно ей назад взглянуть,

Страх туманит очи...»

Г) Что спасает Светлану от мертвеца?

Светлана набожна и тверда в своей вере, в этом проявляется её сила духа. Именно молитва спасает девушку от мертвеца в избе. В ответ на молитву к ней прилетает ангел-хранитель – белоснежный голубок.

Сделайте вывод о характере героини. Нежность, чистота, верность любимому, связь с родными традициями и обычаями, покорность судьбе, кротость и искренняя вера в Бога – вот основные черты героини Жуковского. Поэта называли «певцом Светланы». Он создал идеальный образ русской женщины, к которому в дальнейшем обращались другие писатели и поэты.

3) Цветовая символика. В балладе преобладает два цвета. Назовите их ( белый и чёрный). Каково их назначение?

Белый цвет побеждает страшную темноту ночи. От строфы к строфе переходит образ снега. Он подкрепляется образами белого платка, белой скатерти, белоснежного голубка. Белый цвет ассоциируется с именем героини : Светлана – «светлая».

4)Рассматривание картины К.П.Брюллова «Гадающая Светлана».

Соответствует ли она вашим представлениям?

5) Реальное сочетается в балладе с фантастическим.

- Какие элементы в сюжете реальные?

- Что относится к фантастическому?

6) Баллада как произведение лирическое выражает мысли и чувства автора, даёт оценку происходящему.

- Как сам автор оценивает смысл рассказанного?

7) Композиция баллады «Светлана» построена по законам жанра. (Назовите элементы композиции и эпизоды, в них входящие)

Экспозиция: сцена гадания подруг Светланы

.

Завязка: гадание

Светланы у зеркала

.

Развитие действия: путешествие на санях сквозь зимнюю ночь.

Кульминация: противостояние голубка и мертвеца в жуткой избушке.

Развязка: пробуждение, встреча с возлюбленным.

8) «Светлана» - одно из первых русских произведений, где «русский дух, где Русью пахнет». Доказать данное утверждение.

Поэт в балладе перечисляет виды святочных гаданий, упоминает детали русского быта. Например, Светлана и её жених выходят на широкий двор с тесовыми воротами и едут венчаться на санях. Сани – очень яркая деталь русского быта. В жуткой избушке она видит икону Спаса, а комната, в которой Светлана гадает, названа светлицей. Благодаря этим приёмам создаётся национальный колорит, а Светлана кажется героиней старинных русских песен.

Жуковский заимствует словосочетания из народных сказок: перстень золотой, красен свет, ворота тесовы, повода шелковы. Начало баллады — это яркое описание святочных гаданий. Оно сразу погружает читателя в атмосферу зимней Руси с её традициями и обрядами. Поэт включает в текст отрывок обрядовой песни:

«Пой, красавица: «Кузнец,

Скуй мне злат и нов венец,

Скуй кольцо златое;

Мне венчаться тем венцом,

Обручаться тем кольцом

При святом налое»».

8. Прием «Бортовой журнал»

Следующие образы, которые помогают осмыслить балладу "Светлана", – это птицы. 

Ключевые понятия

Знаю ( в народе)

Узнал (в балладе)

1.

 Ворон

 

Предсказывает плохое, страшное, ужасное. Вестник несчастья, смерти.

Чёрный вран,
Свистя крылом,
Вьётся над санями:
Ворон каркает: печаль!..

Это происходит во сне Светланы, то есть велика вероятность, что "печаль" уйдёт вместе со сном, таким образом, пророчество становится не таким страшным.

2.

Голубь

Символ счастья, любви, нежности, защиты, мира; символ благословления Господа.

…в тишине Лёгкое журчанье:
Вот глядит: к ней в уголок белоснежный голубок с светлыми глазами, тихо, вея, прилетел, к ней на перси тихо сел, обнял их крылами: но не спит Голубочек белый. Встрепенулся, развернул

 Лёгкие он крылы;…

Это происходит тоже во сне, но как противовес ворону, голубок силён равноценно силе веры в Бога. А Светлана, как бы ни было ей страшно, верит в свою защиту Господом. Ни на минуту не выпускает своего креста из рук, молится, сидит в уголке под святыми. И чем больше страх, тем сильнее её вера и тем больше защита голубка (Бога).

3.

Петух

Отсчитывает время, символ рассвета, глашатай Солнца, певец, птица-заступник, которая прогоняет нечистую силу.

…шумным
Бьёт крылом петух,
День встречая пеньем:

В этот момент Светлана просыпается, петух шумно пробудил Светлану как раз "на границе" зла и добра. Таким образом, мы понимаем, что чаша весов склоняется в сторону добра, потому что "наяву" не случилось ничего плохого, а то, что случилось во сне - "нейтрализуется" присутствием голубя.

- Что же спасает Светлану?

Вывод. Вера Светланы в Бога спасла её от трагического конца, потому что вера русского человека всегда была крепкой, несгибаемой, особенно в трудные минуты жизни, а Светлана - героиня русской баллады.

9. Итог. Что же мы видим русское, национальное в балладе?

В чём смысл баллады?

- В какую часть баллады отнесено всё мрачное и фантастическое?

Обратите внимание на оригинальность композиции этого произведения. Что интересного вы заметили в построении баллады?

Каким образом Жуковский смог переломить жанровую особенность баллады: заменить трагедию - счастливым завершением, пустоту души после событий, традиционно сопровождающих героев баллад, - надеждой на радостную, полную любви жизнь?

Какой же смысл в балладе Жуковского?

Вот баллады толк моей:

«Лучший друг нам в жизни сей

Вера в Провиденье.

Благ Зиждителя закон:

Здесь несчастье – лживый сон,

Счастье – пробужденье».

Что нового и интересного вы для себя узнали сегодня?

III. Стадия рефлексии.

10. Написать сочинение – миниатюру. Прием «РАФТ»

Роль – ворон ( или голубь, или петух)

Аудитория – Светлана

Форма – песня (торжествующий гимн)

Тема – радость из-за спасения Светланы

(подсказки для тех, кто не понял:

ворон не только рад спасению, но и обвиняет, что ему не верят, считают дурной птицей, а он всего лишь предсказывает беду, люди же предпочитают не верить плохому, вот и расплачиваются за недоверие;

голубь благодарит героиню за глубокую веру в Бога – она и помогла ей;

пету

х-

оптимист, он просто рад хорошему финалу)

11. Домашнее задание:

1) Выписать из баллады все оценочные слова, которые относятся к героине. На основе их дать устную характеристику Светланы.

2) Отрывок наизусть (по выбору).

Приложение.