* {font-family: Calibri; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} .Balloon Text {font-family: 'Tahoma'; font-size: 8pt;} .Текст выноски Знак {font-family: 'Tahoma'; font-size: 8pt;}

«Блокада Ленинграда».

Цель:

Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.

Задачи:

Познакомить ребят с понятием блокада;

Познакомить со страшным периодом в жизни нашей страны на основе поэтического творчества;

Пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны с помощью музыкальных произведений и поэтической литературы.

       22 июня 1941 года на рассвете войска фашистской Германии вероломно, без предупреждения  напали на нашу Родину. Началась Великая Отечественная война советского народа против фашистских  захватчиков. ( 1 слайд)

Ребенок:

Была война, прошла война,
Над полем боя тишина. Стас К.
Но по стране, по тишине,
Идут легенды о войне.

Ребенок:

Июнь! Клонился к вечеру закат.
И белой ночью разливалось море. Саша У.
И раздавался звонкий смех ребят.
НЕ знающих, не ведающих горя


Июнь! Тогда еще не знали
Со школьных вечеров к Неве шагая.
Что завтра будет первый день войны, Кирилл У.
А кончится лишь в 45-м в мае.

- Ребята прежде чем, нам с вами продолжить беседу дальше, давайте вспомним как же называется страна, в которой мы живём? (Россия)

- Верно

- У каждой страны есть своя столица, какой город у нас считается столицей нашей Родины? (Москва). Этот город очень большой , в нем расположены главные административные здания и находятся люди, которые управляют нашей страной. Неподалёку от него есть еще один главный большой город нашей страны - это Санкт-Петербург. Раньше его называли Ленинград. (1 слайд)

Сегодня 27 января исполняется 89 лет со дня снятия блокады Ленинграда. Это очень памятная дата для Санкт – Петербурга, потому что во время Великой отечественной войны он был окружен блокадным кольцом 872 дня, это 2,5 года. Блокада-это значит, что все дороги к городу заблокированы, и туда ничего нельзя доставить.

Много лет отделяют нас от суровых дней войны, но время никогда не изгладит её из памяти людей. В первые годы войны родилась замечательная песня. Она звала на борьбу народ: «Вставай, страна огромная!» (прослушивание записи песни)

И весь русский народ встал на защиту своей Родины!

Много испытаний выпало на долю этого прекрасного города ,но война была самым страшным испытанием.

В 1941 году на нашу Родину напала фашистская Германия. Война ворвалась и в мирную жизнь жителей города Ленинграда - ленинградцев. На их долю выпало очень страшное испытание. Армия фашистов хотела уничтожить город. Фашисты говорили, что Москва - сердце России, а Ленинград ее душа. Враги решили подорвать боевой дух нашей страны и стереть город с лица земли.

(2 слайд) Они подошли так близко, что могли видеть улицы прекрасного города. Днем и ночью фашисты бомбили обстреливали Ленинград из дальнобойных орудий.

Стреляли прицельно, потому что на солнце хорошо был виден шпиль Адмиралтейства, золотом сиял купол Исаакиевского собора. (3 слайд) Надо было спасать город. И жители мужественно его обороняли. Ленинградцы решили замаскировать высокие точки города. Для этого пригласили альпинистов, которые забрались на шпиль Адмиралтейства и закрыли его специальным чехлом. (4 слайд)

Полыхали пожары, (5 слайд) гибли люди, но все же Гитлер не сумел захватить город силой, тогда он решил задушить его блокадой. Он сказал «этот город надо уморить голодом, перерезать все пути подвоза, и заявил: «Отныне даже птица не сможет пролететь через кольцо блокады!» Многие ленинградцы носили символ — блокадную ласточку на груди в ответ на заявления фашистов. Таким образом, жители осажденного Ленинграда показывали, что ждут хороших вестей с фронта, что не теряют связи со своей страной. Ласточки стали и живыми символами надежды блокадного города. Осенью 41-го в целях маскировки на шпиль Адмиралтейства надели чехол. К лету 43-го в его парусине засияли дырки, прорванные осколками бомб и снарядов. В это время блокада уже была прорвана, но еще не снята, фашисты по-прежнему стояли у стен города и продолжали обстреливать и бомбить его. Для починки чехла на шпиль Адмиралтейства поднялись музыканты и альпинисты — Ольга Фирсова и Михаил Шестаков. Когда трудная и опасная работа была закончена, что под чехлом, чуть ниже шпиля под карнизом, оказались жилые гнезда ласточек. Верхолазы снова принялись за дело: распороли чехол снизу и затем зашили его выше гнезд. Обессилевшие люди потратили дополнительно несколько часов, чтобы спасти птенцов от голодной смерти – ради жизни птиц, которая стала символом жизни блокадного города.

Вот такии истории связанны с блакадной ласточкой.

И так ребята продолжаем дальше. Фашисты окружили город, перекрыли все выходы и входы в город. (6 слайд)Но жители Ленинградаленинградцыдети, женщины, пожилые люди проявляли стойкость и мужество, и защищали город. (7 слайд)

В город перестало поступать продовольствие. Отключили свет, отопление, воду… Наступила зима…Не ходил транспорт. (8 слайд)Настали страшные, тяжелые блокадные дни. Их было 900…Это почти 2,5 года.

Норма хлеба снизилась в 5 раз, вот такой кусочек хлеба давали жителю блокадного Ленинграда- 125 грамм. (9 слайд)И всё, больше ничего - только вода.

Дома не отапливались, не было угля. Люди в комнате ставили буржуйки, (10 слайд)маленькие железные печурки, а в них жгли мебель, книги, письма, чтобы как- то согреться. Но даже в самые лютые морозы люди не тронули в городе ни одного дерева. Они сохранили сады и парки целыми и невредимыми.

В домах не работал водопровод, от сильных морозов вода в нём замёрзла. Еле живые люди спускались на невский лёд за водой. (11 слайда саночки ставили вёдра, бидоны и набирали воду из проруби.

Город жил напряженной жизнью. Изменилось лицо города. Окна в домах заклеили узкими полосками бумаги - чтобы осколки стёкол не ранили кого- - нибудь при взрывах (12 слайд). На всех окнах висели тёмные шторы - чтобы ни один лучик света не сверкнул ночью. Ведь фашистские самолёты летали ночью над городом и бомбили его.

В войну солдаты город защищали,

Чтоб жить в родной Отчизне мы могли.

За нас с тобою жизнь они отдали,

Чтоб в мире больше не было войны.

Кружился снег, а город наш бомбили.

Была тогда жестокая война.

Защитники фашистов победили,

Чтоб мирной стала каждая зима!

Город регулярно обстреливали с воздуха. И звучала воздушная тревога (прослушивание записи воздушной тревоги) Когда люди слышали такой сигнал, то все прятались в бомбоубежище (13- 14 слайды)

Рушились жилые здания, школы, детские дома, больницы. На домах появились предупреждающие надписи: «Граждане! Во время обстрела эта сторона улицы наиболее опасна!». (9 слайд)

Во время блокады на домах было размещено 1500 громкоговорителей,(15 слайд) для того чтобы люди слышали голос диктора и сигнал воздушной тревоги. Громкоговорители работали днем и ночью.

В перерывах между обстрелами, бомбежками и радиопередачами по Ленинградскому радио транслировался равномерный, четкий как приказ стук метронома. Вот так он работает (звучит стук метронома).

Жители не выключали радио круглые сутки. Стук метронома напоминал им ритмичные удары сердца города - звучит радио, значит, город живет и борется. На защиту города поднялись все его жители. В короткий срок был превращен в город - крепость.(10 слайд)

  Ударили сильные морозы. Застыл, замерз, остановился ленинградский водопровод. Страшная беда нависла над городом. Заводам нужна вода. Больницам нужна вода. Город спасала река Нева. Здесь в невском льду, прорубили проруби. С самого утра тянулись сюда ленинградцы. Шли с ведрами, с кувшинами, с бидонами, с кастрюлями, с чайниками. Шли цепочками, один за другим. Старики здесь, старухи, женщины, дети. Нескончаем людской поток.(11 слайд)

Ленинград оказался отрезанным от большой земли. А в городе оставались в основном женщины и дети, потому что все, кто мог держать оружие, ушли на фронт. Женщины рыли окопы, но это было нелегко, так как с воздуха вражеские самолёты бросали бомбы. На заводах для фронта делали снаряды, танки, реактивные установки.

Работали на станках женщины и даже школьники. (16 слайд). В 12-15 лет они становились станочниками и сборщиками, выпускали автоматы и пулеметы(17 слайд), артиллерийские и реактивные снаряды.

Люди работали до тех пор, пока могли стоять на ногах. А когда не было сил дойти до дома, они оставались до утра здесь же на заводе, чтобы утром опять продолжить работу.

Для маленьких детей открылись детские сады и школы при заводах.(18 слайд) Туда на шестидневку отводили детей, где их учили и кормили как могли, пока мамы были на работе.

Несмотря на такое тяжёлое время, работали школы. (19 слайд те дети, которые могли ходить, учились в школе. И это тоже был подвиг маленьких ленинградцев. Учиться в жестоких условиях зимы стало подвигом. Учителя и ученики сами добывали топливо, возили на санках воду, следили за чистотой в школе. В школах стало необычайно тихо, дети перестали бегать и шуметь на переменах, их бледные и изможденные лица говорили о тяжких страданиях. В осажденном городе работали 39 школ. В школах и бомбоубежищах стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках и рукавицах. Руки мерзли, а мел выскакивал из пальцев.

Дети помогали раненым в госпиталях, читали письма от родных.(20 слайд)

Начался голод. Голод косит ленинградцев. В городе не хватало продовольствия.  

20 ноября 1941 года норма выдачи хлеба в Ленинграде достигла своего минимума: рабочим выдавалось 250 граммов хлеба в день, всем остальным – 125 граммов. 125 граммов – это кусочек хлеба размером со спичечный коробок…и это была норма на весь день. Это было трудно назвать хлебом. (12 слайд)

Представьте хлебную карточку - бумажный листочек, расчерченный на квадратики. За пять таких квадратиков  выдавался дневной паёк – сто двадцать пять граммов хлеба. 250 граммов выдавали по карточкам рабочим. При утере карточка не возобновлялась. (13 слайд)

В Музее истории Ленинграда (Санкт-Петербурга) хранится чёрствый, потемневший не от времени, а тёмный с самого своего появления на свет ломоть хлеба. И сухарём-то его не назовёшь, хоть и высох кусок. Обычный хлеб не так сохнет и не так черствеет. (14 слайд)

Голодная смерть косила людей.(15 слайд). Весь мир знает историю семьи 11-летней ленинградской девочки Тани Савичевой. Кто же они, Савичевы, жившие на 2-ой линии Васильевского острова в доме № 13? Это была обычная большая ленинградская семья. Женя, старшая сестра Тани, работала в конструкторском бюро на Невском машиностроительном заводе. Лека, то есть Леонид, брат Тани, работал строгальщиком на судостроительном заводе. Дядя Вася и дядя Леша, братья Таниного отца, работали в книжном магазине. Мать Тани Мария Игнатьевна и бабушка Евдокия Григорьевна домовничали. Большая дружная семья Савичевых погибла на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных и сиротой. Об этом стало известно из дневника, который вела Таня Савичева (16 слайд).

"Женя умерла 28 декабря в 12.00 ч. утра 1941 года"

"Бабушка умерла 25 января в 3 ч. дня 1942 года"

"Лека умер 17 марта в 5 ч. утра 1942 года"

"Дядя Вася умер в 2 ч. ночи 14 апреля 1942 года"

"Дядя Леша умер 10 мая в 4 ч. дня 1942 года"

"Мама умерла 13 мая в 7 ч. 30 мин. утра 1942 года"

"Савичевы умерли"

"Умерли все"

"Осталась одна Таня"(17 слайд)

При первой же возможности Таня Савичеву вывезли с детским домом в Горьковскую область. Но истощение и стресс сломали ее, и она вскоре умерла. 19 мая на могиле Тани был поставлен памятник. В школе №35 города Санкт-Петербурга, где до войны она училась, открыт посвященный ей музей.

Жизнь в городе становилась всё труднее. Единственной возможностью для выживания стало Ладожское озеро, по которому пролегла «Дорога жизни».(21 слайд) По этой дороге под огнём противника перевозили хлеб в город, а обратно везли детей, стариков, раненых.

Но не сдавался город. Правительство делало всё, чтобы помочь Ленинграду. 21 ноября 1941 года по тонкому льду Ладожского озера начала действовать дорога, которую ленинградцы назвали « Дорогой Жизни ». (19 слайд) 

« Дорога Жизни» спасла от голодной смерти многих ленинградцев. Шофёры вели свои машины по льду с открытыми дверями. Фашисты бомбили « Дорогу Жизни», и машины проваливались под лёд вместе с водителями. Многие водители погибали, но никто не отказывался от опасных рейсов. (20 слайд)

"Дорогой жизни шел к нам хлеб,
Дорогой жизни многих к многим.
Еще не знают на земле
Страшней и радостней дороги".

И было так: на всем ходу
Машина задняя осела.
Шофер вскочил, шофер на льду.
Ну, так и есть, мотор заело.
Ремонт на 5 минут - пустяк,
Поломка эта - не угроза
Да рук не разомкнуть ни как.
Их на руле свело морозом.
Чуть разогнешь - опять сведет.
Стоять? А хлеб? Других дождаться?
А хлеб? 2 тонны! Он спасет
16 тысяч ленинградцев.
И вот в бензине руки он
Смочил, поджег их от мотора,
И быстро двинулся ремонт.
В пылающих руках шофера.
Вперед! Как ноют волдыри,
Примерзли к варежкам ладони,
Но он доставит хлеб, пригонит
К хлебопекарне до зари.
16 тысяч матерей
Пайки получат на заре -
125 блокадных грамм
С огнем и кровью пополам.
О, мы познали в декабре:
Не зря "священным даром" назван
Обычный хлеб и тяжкий грех
Хотя бы крошку бросить наземь.

Фашисты постоянно атаковали и обстреливали Ленинград. С суши, с моря, с воздуха. Бросали на город даже морские мины. Фашисты думали, что голодные, мёрзнущие люди перессорятся между собой из-за куска хлеба, из-за полена дров, перестанут защищать город и, в конце концов, сдадутся. Но гитлеровцы просчитались. Люди, переживающие блокаду, не потеряли человечности, доверия и уважения друг к другу.

Осаждённый город продолжал жить.

В январе 1943 года наши войска перешли в наступление. (24 слайд) 4,5 тысячи орудий обрушили смертоносный удар на врага. А 27 января 1944 года город Ленинград был освобождён от блокады.(25 слайд) 

За заслуги перед Родиной, за мужество и героизм, проявленный жителями города в борьбе с фашистскими захватчиками, наш город получил звание города-героя, многие защитники города были награждены медалью “За оборону Ленинграда”. (26 слайд)

Каждый день отделяет нас от тех суровых военных лет. Но каждый должен знать и помнить подвиг защитников. Не все жители города дожили до радостного дня освобождения от блокады. На Пискаревском кладбище (27 - 28 слайды)захоронены тысячи ленинградцев, погибших в это страшное время. В память о героизме людей там горит вечный огонь. Сюда благодарные потомки приносят цветы.

В память о павших в те дни, на Пискарёвском кладбище, у братских могил горит вечный огонь. Люди приносят цветы и молчат, (29 слайд)думая о тех, кто совершил беспримерный подвиг в борьбе с фашистами, о тех, кому мы обязаны мирной жизнью.

На берегу Ладожского озера, на месте прорыва блокады, (30 слайд

)стоит памятник разорванному кольцу блокады.

Посмотрите, на что он похож?

Это не единственные места, которые напоминают нам о времени блокады.

В городе есть площадь, которая называется “Площадь Победы”. (31 - 32 слайд)

На этой площади есть музей, посвященный блокадным дням.

И мы с вами, будем помнить о трудных годах жизни города Ленинграда и о том, что в этом городе живут люди, которые пережили блокаду Ленинграда.

- Вот такое страшное время было прожито людьми во время блокады целого города Ленинграда.

- Я предлагаю вам дома 27 января зажечь свечу памяти. Она будет символизировать нашу память о той страшной странице в истории нашего города. 900 дней наполненных холодом, голодом, страхом и смертью. Пронесём же память о героическом подвиге защитников Ленинграда через года - через века. Пока мы живы – жива память. Пока жива память – мы будем жить. Я предлагаю минутой молчания почтить память всех, кто погиб ради нашей счастливой жизни.

Минута молчания.