Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Горбунковская школа искусств».
Методическая разработка на тему "Беседы по истории искусства как метод духовно нравственного воспитания школьника"
Составитель: преподаватель
Шергина Ксения Анатольевна.
Горбунки 2024.
ОГЛАВЛЕНИЕ.
Оглавление..……………………………………………………………1с.
Введение..……………………………………………………………2-4 с.
Глава 1. Понятие беседы и её
виды…………......……………………......................................……5-13с.
Глава 2. Организация исследовательской работы
и анализ её результатов...........…………………………………………………14-36 с.
Заключение………………………………………………………... 36-37с.
Библиография………………………………………………………37-38с.
Приложение………………………................................................39-54с.
ВВЕДЕНИЕ
В век, когда общение переместилось в интернет, дети всё чаще общаются при помощи электронных посланий, пользуются сокращениями слов и символами, создаётся иллюзия полноценного диалога. Тем самым они лишают себя возможности вербального контакта друг с другом и не получают развития чувственные отношения. А ведь передача эмоций при помощи вербального общения является более важным фактором для развития и становления полноценной личности.
Общество нуждается в творческом человеке, обладающем аналитическим мышлением, воображением, готовом на диалог, сотрудничество и сотворчество в семейных, социальных, политических, национальных отношениях. Поэтому, человек вынужден включаться в процесс непрерывного обучения и освоения новых технологий. Необходимыми становятся такие качества как мобильность, умение адаптироваться к новым условиям. Эти требования влияют на изменение целей и содержания образовательного процесса.
Профессионально организованный урок рисования поможет открыть в ребёнке неповторимую индивидуальность и через это более полно реализовать себя в учебе, творчестве и в общении с другими, а также поможет развить его чувственное познание.
Обычно на уроках изобразительного искусства не используется метод развёрнутой беседы, так как этот предмет больше подразумевает практическую деятельность. Таким образом, данный метод остаётся на теоретических предметах, либо в рамках дополнительного образования, (например художественная школа). Но, как мне кажется, при помощи развёрнутой беседы можно не только углубить знание предмета. В рамках исследования на уроках будет проведён ряд развёрнутых бесед, которые способствуют не только усвоению знаний, умений, навыков, но и духовно - нравственному воспитанию учащихся.
Объектом данной работы является процесс передачи знаний на уроках изобразительного искусства.
Предмет исследования: беседа как форма передачи основ изобразительного искусства школьникам.
Цель заключается в проектировании серии бесед со школьниками об основах декоративно-прикладного искусства на уроках изобразительного искусства.
Задачи:
Выявить методические характеристики беседы как метода обучения изобразительному искусству.
Разработать проект серии развёрнутых
бесед, способствующих
духовно – нравственному воспитанию учащихся и проана
лизировать эффективность применения метода беседы при помощи анкетирования.
Новизна темы заключается в том, что в беседе используются материалы, раскрывающие перед ребенком новые для него духовно-нравственные ориентиры развития. Она используется не только для передачи и усвоения новых знаний, но и для духовно- нравственного воспитания на уроках изобразительного искусства. Ведь обычно, подобная беседа практикуется чаще педагогами на уроках литературы и истории. Исследование беседы, как метода будет эффективно при соблюдении следующих условий:
создание беседы для занятий в соответствии с возрастными
особенностями школьников
;
включение
в беседу
произведений искусства, способствующих духовно-нравственному развитию личности школьника.
создание беседы для занятий в соответствии форм, методов,
приемов,
соответствующих с возрастными особенностями школьников;
включение
в бесед
у
произведений искусства, способствующих духовно-нравственному развитию личности школьника;
При решении поставленных задач использовались следующие методы исследования:
изучение и анализ специальной, психолого-педагогической и методической литературы; анализ программных материалов и УМК по изобразительному искусству; наблюдения за учебной деятельностью школьников в процессе занятий изобразительным искусством; беседы с учащимися и учителями 5 классов; изучение, анализ учебно-творческих работ учащихся; анализ и обобщение передового опыта учителей;
опытно-экспериментальное исследование по выявлению эффективности предлагаемых содержания, форм, методов работы на уроках изобразительного искусства в школе.
Для выполнения данных условий была проведена работа с рядом Интернет- ресурсов. Их можно структурировать по типу размещённой на них информации:
1.Словари: «Энциклопедии & словари» - педагогический словарь, « НЭС»;
2.Педагогическая литература: «Педагогическая психология» - сайт, посвящённый педагогической психологии,
«О сварке» - информационный сайт для мастеров производственного обучения и преподавателей специальных дисциплин;
3.Педагогические форумы. «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» - сайт фестиваль педагогических идей,
Глава 1. Понятие беседы, её характеристики и виды.
Раскрывая тему разработки проекта развёрнутых бесед в духовно-нравственном воспитании школьника на уроке изобразительного искусства, рассмотрим их как педагогический метод.
1) Беседа - это вопросно-ответный метод организации и осуществления процесса обучения. В процессе производственного обучения применяются два основных вида беседы: беседа, в ходе которой производится закрепление, повторение, проверка знаний и умений учащихся - контрольно-проверочная; а также беседа, основная цель которой обобщение, систематизация, конкретизация накопленного учащимися опыта, сообщение учащимся новой информации - поисковая, обобщающая, эвристическая. Это определение ёмкое и точное, этим оно хорошо.
2) Беседа на уроке изобразительной деятельности - это такой метод обучения, при котором основное место занимают вопросы учителя и ответы учащихся или, наоборот (что бывает значительно реже), вопросы учащихся и ответы учителя. Это определение гораздо менее точно, но гораздо более лаконично. Оно отражает саму суть метода. Так можно определить этот метод, знакомя с ним учащихся.
Большое образовательное и воспитательное значение беседы на уроках изобразительного искусства определяется тем, что она развивает мышление учащихся, учит их выражать свои мысли в доказательной форме, подготавливает и включает школьников в самостоятельную работу с различными материалами, наглядными пособиями и другими источниками познаний. Беседа позволяет связать изучаемый материал с современностью. Привлекая школьников к самостоятельному разбору материала и к критике ошибочных суждений, учитель использует беседу как очень важное средство превращения знаний в убеждения.
Беседа открывает большие возможности для индивидуального подхода, что крайне важно на уроках изобразительного искусства. Учитель может дифференцировать вопросы, в зависимости от подготовки учащихся, и привлекать к активному участию в работе даже наиболее слабых и пассивных учеников. По своим возможностям для учета индивидуальных особенностей учащихся беседа как метод обучения уступает только самостоятельным работам, осуществляемым в плане индивидуальных и групповых заданий. Беседа также позволяет соединить воедино изучение нового материала с выявлением и проверкой уже имеющихся знаний.
Беседа использовалась в обучении с давних времён. Так, Сократ системой специально подобранных вопросов доводил до абсурда неправильные ответы учащихся, наталкивая их на правильный путь рассуждения и подводя к выводам. В средние века в школе использовалась кате - хизическая беседа, при которой заучивались вопросы и готовые на них ответы (в католических школах в видоизменённой форме применяется до сих пор). В русской педагогике за применение беседы при обучении высказывались Н. И. Пирогов, К. Д. Ушинский, К. В. Ельницкий, П. Ф. Каптерев, М. И. Демков и др. Методику проведения Б. на уроке литературы разработал В. Я. Стоюнин («О преподавании русской литературы», 1864).
С помощью беседы организуется поэлементное усвоение знаний и действий, в процессе которого реализуется несколько функций беседы. Обучающая функция Б. заключается в том, что с её помощью учитель вводит учащихся в содержание и задачи темы, связывая материал с ранее изученным, выясняет смысл нового. Закрепительная функция Б. реализуется в вопросах, которые актуализируют уже знакомый учащимся материал, выявляют его новые аспекты, возможность применения и тем самым углубляют усвоение знаний. Контрольно-проверочная функция беседы раскрывается в вопросах, выясняющих, уровень усвоения темы. Систематизирующая функция беседы состоит в выявлении с помощью вопросов системы связей между знаниями.
2. В зависимости от роли учителя и учащихся в проведении беседы, и от ее логической структуры различают две формы беседы: вопросно-ответную и развернутую.
При вопросно-ответной (катехизической) форме беседы на уроке изобразительного искусства учитель ставит вопросы, которые требуют от учащихся кратких ответов, показывающих в основном знание фактов и художественных терминов. Это наиболее простая форма беседы, используемая чаще всего для проверки, и закрепления вновь приобретенных знаний, или для выявления знаний, полученных учащимися раньше.
При развернутой (эвристической) беседе на уроке изобразительного искусства, учитель руководит процессом познания учащихся, направляет их внимание на существенные признаки изображаемых объектов и явлений, подводит к самостоятельным выводам. Вопросы ставятся учителем так, чтобы ответы на них продолжали и подтверждали основную мысль беседы. Развернутая беседа хорошо стимулирует активную мыслительную деятельность учащихся.
Материал курса изобразительного искусства в общеобразовательной школе представляет очень широкие возможности для проведения беседы: обилие изучаемых тем требует не только монолога от преподавателя, а ещё и адекватной отдачи от учащихся. И знание некоторых существенных факторов позволяет ученикам самостоятельно сделать вывод о других, обусловленных ими чертах изображаемого. Поэтому беседа получила широкое распространение в преподавании изобразительного искусства, в особенности при изучении нового материала.
Метод беседы лучше всего готовит учащихся к выполнению самостоятельных работ. Поэтому если первые темы каждого курса целесообразнее всего изучать методом беседы, то в последующих сходных темах можно перейти уже к самостоятельным работам.
Главный прием, с помощью которого учитель руководит познавательной деятельностью учащихся во время беседы, постановка вопросов классу. Поэтому умелая постановка вопросов составляет необходимое условие для успешного проведения беседы. По содержанию вопросы должны быть посильными для учащихся; в то же время они должны подводить их к таким ответам, которые содержали бы в себе новые знания. Каждый вопрос должен быть направлен к решению основной проблемы беседы и логически увязан с предыдущими вопросами. Не следует давать вопросов на угадывание, а также неопределенных или двойных вопросов.
В беседе используются различные типы вопросов:
1) на выявление имеющихся у учащихся знаний, что составляет основу для изучения нового материала;
2) на получение новых знаний из наглядных пособий, собственного опыта и других источников сведений, которые основываются на сочетании беседы с другими методами.
Особенно большую образовательную и воспитательную ценность имеют вопросы на сравнение, на выявление причин такого или иного изображения предметов, и обобщающие вопросы.
К числу других приемов руководства познавательной деятельностью учащихся в ходе беседы относятся: объявление темы урока; членение беседы на отдельные логические части, завершаемые обобщением материала в форме устного слова, записи или педагогического рисунка на доске.
Репродуктивная беседа предполагает воспроизводящую деятельность учащихся (знакомые способы оперирования знакомым учебным материалом). Эвристическая беседа направлена на организацию поисковой деятельности учащихся, поэлементное обучение творческому поиску при решении проблемных задач. Главная её функция в том, что учитель с помощью специально подобранных вопросов путём рассуждений подводит учащихся к определённым выводам. Учащиеся при этом воспроизводят ранее полученные знания, сравнивают и сопоставляют их. В эвристической беседе учитель ставит проблему, и расчленяет её с помощью вопросов, чтобы каждый вопрос вытекал из предшествующего, а в совокупности они вели к решению проблемы.
В такой беседе раскрывается логика движения поиска, формируются поисковые умения учащихся, соотнесение ответа с вопросом и каждого шага поиска с другими, осуществляется контроль, за достаточностью доказательств и т. д.
Коллективная форма беседы при учёте мотивов учащихся создаёт атмосферу общей заинтересованности, повышает внимание, активизирует мышление, способствует воспитанию товарищеской взаимопомощи, развивает познавательные и творческие способности. При этом от учителя требуется широта кругозора, учёт возрастных и индивидуальных особенностей и уровня умственного развития учащихся, быстрая и точная реакция на их ответы.
Проводя беседу, учитель управляет познавательной деятельностью учащихся. Вопросы учителя условно можно разделить на репродуктивные (воспроизводящие) и продуктивные (поисковые, творческие). Репродуктивные вопросы требуют точного и полного воспроизведения знаний и способов деятельности и адресованы в основном к памяти учащихся, продуктивные же требуют не только припоминания, но и активного мышления учащихся: анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, выделения главного, умозаключений и пр., т.е. предполагают применение полученных знаний. Можно выделить след, виды продуктивных вопросов: на сравнение; установление причинно-следственных связей; определение цели действия, явления, процесса; подведение конкретного под общее; применение общего к конкретному; на классификацию предметов и явлений, на доказательство, объяснение, альтернативное решение и др. Вопросы учителя должны быть доступными для понимания учащимися и вместе с тем достаточно сложными; определёнными по содержанию, краткими по форме; предполагать чёткий ответ, быть связанными с темой в целом.
Беседа применяется на уроках всех типов и сочетается с практической работой учащихся. Репродуктивная беседа может быть проведена по любой теме, эвристическая требует отбора тем и вопросов, по которым можно поставить доступную учащимся и целесообразную на этом этапе обучения проблему, развернуть её, показать (хотя бы частично) её противоречивость. Эвристическую беседу, целесообразно проводить систематически, однако не следует отводить ей целый урок. Большое влияние на эффективность Б. оказывает психологический климат в коллективе учащихся, педагогическую такт учителя. Необходимо вовлекать в Б. всех учащихся, добиваться активности слабых, молчаливых, поощряя их, задавая иногда доп., наводящие вопросы. В ходе беседы нередко возникают (а могут и планироваться учителем заранее) дискуссии, которые приучают учащихся к аргументации и доказательствам. Дискуссии особенно широко применяются на уроках литературы, истории.
Контрольно-проверочной беседы.
При проведении и контрольно-проверочной, и эвристической беседы основным «инструментом» их осуществления являются вопросы. В процессе контрольно-проверочных бесед значительная часть вопросов мастера к учащимся направлена на припоминание и воспроизведение ими знаний, связанных с предстоящими работами, контроль и проверку качества усвоения материала вводного инструктажа, контроль осознанности выполнения учебно-производственных работ и т.п. Для такого контроля характерны в основном вопросы «репродуктивного» характера. Вместе с тем для контрольно-проверочной беседы характерны и так называемые продуктивные вопросы, требующие не только припоминания и воспроизведения полученной информации, но и активной мыслительной деятельности учащихся, их сообразительности.
Успешность беседы-опроса во многом определяется не только содержанием, но и формулировкой вопросов, стилем их конструирования. Необходимо соблюдать следующие требования к формулировке вопросов:
вопрос должен быть определенным по содержанию, т. е. требовать
одного определенного четкого ответа, реальным по сущности, кратким по форме, простым по структуре;
не следует ставить вопрос так, чтобы он требовал односложного ответа или «угадывания» типа: «да-нет», «больше-меньше», «вверх-вниз» и т. п.;
надо избегать та
ких вопросов, в формулировке которых уже содержится ответ. Например: «Что плавят в сталеплавильных печах?» или «Для чего применяются смазывающе-охлаждающие жидкости?» и т. п.;
нельзя ставить перед учащимися вопросы, заведомо толкающие учащихся на неправиль
ный ответ.
Особую ценность имеют вопросы продуктивного характера, требующие не только припоминания и воспроизведения полученных сведений, но и активной мыслительной деятельности учащихся.
Можно выделить следующие типы таких «продуктивных» вопросов (информационный сайт для мастеров п/о и преподавателей специальных дисциплин):
на установление причинно-следственных связей («Что послужило причиной...?», «Что произойдет, если...?»; «Как изменится...?»; «Какая связь существует...?»; «Почему...?») и т. п.;
на определение цели действия, явления, процесса («Какую цель имеет...?» «Каково назначение...?»; «Для чего выполняется...?»);
на выявление основных характерных черт, признаков или качеств предметов, явлений или важнейших условий какого-либо процесса или
действия («Укажите характерные черты...»; «Какие условия необходимы для...?»; «В каком случае...?»; «Что обеспечивает...?»);
на установление значения того или иного явления, процесса («Какое влияние оказывает...?»; «Какое значение имеет...?»);
на выводы
и обобщения («Какой вывод можно сделать...?»; «В чем сущность...?) и т. п.
Беседа на уроке изобразительного искусства помогает сохранить связь ребёнка с реальным миром, укрепить навыки полноценного диалога и возможность получения непосредственно эмоционального опыта. Так же она помогает получить новые знания, умения, и навыки организации поисковой деятельности, (обучения творческому поиску при решении проблемных задач).
Цель бесед – воспитание духовно-нравственных ценностей и приобщение к народному творчеству.
Задачей этих уроков является: ознакомить учащихся с историей народных промыслов, выполнить ряд работ, упражнений, заданий, и воспитание вкуса к своему народному творчеству
(См. приложение 1).
На уроках учащиеся знакомятся с традициями Русской культуры, а именно: пробуют свои силы в Дымковской, Семёновской и Городецкой росписях. Но самое главное, беседа даёт возможность рассмотреть духовно нравственные аспекты изучаемой культуры.
Тема уроков обусловлена тем, что именно сейчас важно обратиться к истокам, так как в бешеном темпе современной жизни, под влиянием глобализации, наш мир и наша культура обезличиваются! Чтобы не потерять связь с прошлым, со своей культурой, и для понимания своих традиций, необходимо уже сейчас укреплять эти связи по средствам бесед на уроках изобразительного искусства. Так же используя всё прогрессивное, что было в прошлом, мы можем разработать художественно - педагогическое образование и воспитание, положив в основу современные средства и методы. Через беседу ребёнок получит новые знания по этой теме, и проявит себя. С помощью серии уроков, возможно, не только донести до учащихся информацию, но и проконтролировать их знания. Учащиеся, по средствам беседы, рассмотрят культурные традиции прошлого, почерпнут новых знаний в области истории искусств, и подробно ознакомятся с народной росписью.
На уроках применен метод развёрнутой эвристической беседы, так как он наиболее подходит для организации поисковой деятельности учащихся, и обучения творческому поиску при решении проблемных задач.
Вместо контрольно-проверочной беседы в конце урока проводится краткое письменное тестирование, при помощи которого выявляется, от части, эффективность выбранного метода.
Обобщая выше сказанное необходимо заметить, что беседу можно рассматривать не только как метод освоения знаний, умений и навыков, но и как возможность духовно-нравственного воспитания ребёнка на уроках изобразительного искусства. В приложении проведена серия уроков, использованием раскрытой эвристической беседы, как основополагающего элемента урока.
2 ГЛАВА.
Организация исследовательской работы и анализ её результатов.
Представляемый эксперимент проводился в рамках педагогической практики на уроках изобразительного искусства. Он заключался в анкетировании. Анкетирование проводилось в форме письменных опросов учащихся. В качестве оборудования служил раздаточный материал в виде пустых листов бумаги. Анкетирование проводилось фронтально.
Тема: Беседа об искусстве как метод духовно-нравственного воспитания личности школьника.
Цель - исследование влияния беседы об искусстве как, метода духовно-нравственного воспитания личности, на школьников.
Задача – определение эффективности метода беседы для духовного и нравственного воспитания, усвоения знаний, умений, навыков на уроках изобразительного искусства.
Для решения данной задачи были определены следующие методы диагностики: анкетирование, наблюдение, опрос.
Вопросы анкетирования:
1. С каким настроением Вы пришли на урок?
2. Что нового сегодня узнали?
3. С каким настроением уходите с урока?
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСПЫТУЕМЫХ.
База диагностического исследования – ГБОУ лицей № 82. Занятия проводились в двух третьих классах (3«А» и 3«Б»). В группах количество учащихся равнялось 20 и 24 человекам. Оба класса учились по общей программе обычной для начальной школы в изобразительной деятельности программе Б.М. Неменского.
На диагностическом этапе эксперимента было проведено анкетирование среди школьников, с целью определения эффективности метода беседы на уроке изобразительного искусства. Для достижения поставленной цели также было проведено наблюдение за деятельностью учащихся на уроках изобразительного искусства в школе и анализ их работ.
Полученные результаты объединены в два блока:
1. Результаты анкетирования. Влияние беседы на настроение учащихся,
и усвоение ими знаний.
2. Результат изобразительной деятельности, анализ детских работ. Влияние беседы на усвоение и применение знаний.
1.Результаты анкетирования.
Влияние беседы на настроение учащихся, и усвоение ими знаний.
Для определения влияния беседы на настроение учащихся, и усвоение ими знаний были проведены опросы на 4х уроках.
Урок «Дымковская игрушка».
Варианты ответов представлены в виде таблицы:
(варианты, класс, количество человек.)
1 вопрос:
Варианты ответов
3А
3Б
С хорошим
11
8
С отличным
5
1
С нормальным
2
-
С очень ярким!
1
-
С радостным
2
1
С весёлым
-
3
Со счастливым
-
1
2 вопрос:
Варианты ответов
3А
3Б
О дымковской росписи(игрушках)
7
4
Какие бывают Дымковские барыни
1
-
Как рисовать тётю(принцесс, барынь)
1
2
Что эта роспись называется Дымковской
4
-
Что не бывает двух одинаковых свистулек
1
-
Что игрушка была на праздниках
1
2
ничего
2
-
Всё(«много того»)
2
-
Что такое коромысло
-
1
Какие игрушки были раньше и как отгоняли злых духов
-
1
Что в Русском народе любят яркие цвета
-
1
Что игрушки делались из глины
-
1
Что у леди вместо рта точка
-
1
много
-
-
3 вопрос:
Варианты ответов
3А
3Б
С хорошим
9
4
С отличным
3
3
С прекрасным
2
-
С очень весёлым
2
4
С суперским
1
-
С ярким
1
-
с грустным(не хочу уходить)
-
2
С удовольствием
1
-
С замечательным
1
-
С радостным
-
1
Урок 2 «Семёновская матрёшка».
Варианты ответов
1 вопрос:
Варианты ответов
3А
3Б
С хорошим
11
5
С отличным
-
3
Со счастливым
-
1
С прекрасным
1
2
С радостным
1
1
С весёлым
-
2
С плохим
1
-
волнуюсь
1
-
здоровым
-
1
2 вопрос:
Варианты ответов
3А
3Б
О Семёновской матрёшке(росписи)
6
6
Что у матрёшек на переднике (платке) цветы(роза)
4
2
Что у матрёшки есть нос
1
-
Что сначала матрёшки были бородатые
1
-
Русские имена
1
-
Много всего
1
1
ничего
2
1
Как рисовать матрёшек
-
2
Какие бывают матрёшки
-
2
Что внутри матрёшки есть ещё одна
-
-
3 вопрос:
Варианты ответов
3А
3Б
С хорошим
9
4
С отличным
1
7
С прекрасным
1
1
С весёлым
-
1
С суперским
-
-
С ярким
-
-
с грустным (не хочу уходить)
1
2
С удовольствием
-
-
С замечательным
1
-
С радостным
-
-
С классным!!!
1
-
С плохим (не хочу уходить)
1
-
Ушёл с впечатлением
-
-
В результате анкетирования выяснилось, что большинство опрошенных ребят писали, что на урок приходили в хорошем настроении, а уходят они с него в превосходным.
Во втором вопросе дети довольно точно отражали то, что им запомнилось из теоретической части урока, подмечали интересные факты. Так же были не стандартные и неожиданные ответы. Ответы касались не только изученного материала, но и полученного опыта. Это значит, что урок и беседа пробудили в учащихся не только интерес к усвоению новых знаний, но и творческое мышление, и тягу к усвоению духовного аспекта культуры. Некоторые опрошенные писали, что уходят с грустным настроением, потому что урок очень понравился, и они не хотят уходить, либо их настроение с отличного, становилось хорошим по той же причине.
Анкетирование показало, что проведённые уроки были оптимальны для учащихся, и очень понравились им. Выбранный метод развёрнутой беседы лаконично вписался в структуру урока. Он создал наиболее благоприятную атмосферу для воспитания, усвоения знаний, умений, навыков и для творческой деятельности. Помимо того на уроке создалась доверительная атмосфера и великолепное настроение. Беседа подтолкнула учащихся к нестандартному мышлению, что отразилось в ответах.
2. Результат изобразительной деятельности, анализ детских работ. Влияние беседы на усвоение и применение знаний.
В ходе прошедших уроков, учащимися были выполнены работы. После анализа полученных рисунков, выявлена связь между применёнными знаниями, и эффективностью метода беседы.
Урок «Дымковская игрушка» 07.12.12.
Рис. 8.
(пожже вклеется сверху)
Буева Полина 3А класс
«Дымковская барыня», гуашь. Лицей № 82. 2012г.
Пояснение: Рисунок выполнялся в рамках занятий на уроке изобразительного искусства. Цель - расписать Дымковскую барыньку.
Педагогическая оценка:
Кретерии (по Комаровой )
Содержание
На рисунке характерно изображена Дымковская барыня.
Композиция
Орнамент «солнышки», украшающий подол юбки, симметричен и размещён равномерно по всей поверхности. В руках барыня держит хлеб на полотенце, почти по центру. Лицо барыни размешено в центре головы гармонирует с волосами и кокошником. Кокошник украшен кружком по центру. Блузка барыни выполнена одним (красным) цветом, что централизует и собирает всю композицию.
Передача пропорций, строения
Перед детьми стояла задача передать правильно и точно пропорции лица и тела барынь, а так же орнамента. Образ поучился очень характерным, выразительным, и законченным. Он точен в пропорциях. Форма передана без объёма, (что и не требовалось) но очень цельно, обобщённо.
Движение
Барынька изображена статично, из-за предложенной заготовки и характера игрушки, но изгиб рук и выбранный орнамент подчёркивают «скрытую динамику». Кажется барыня предлагает нам «Хлеб да соль».
Художественный материал
Материал, заранее заданный – гуашь, кисть. Полина очень точно выполняет задание. Девочка кажется, в совершенстве владеет гуашью. Материал ложится ровно и аккуратно.
Эмоционально-эстетическое отношение и творчество
Выбранный орнамент ярок и динамичен, это говорит о смелости в работе. (рисунок выполнен без карандаша.) Яркий, кричащий, доминирующий красный цвет говорит об эмоциональной отзывчивости ребёнка к заданию.
Уровень самостоятельности
Работа выполнена после пояснения учителем задания и техники абсолютно самостоятельно.
Вывод: Рисунок в полной мере соответствует заданию, он очень выразителен, лаконичен, ярок, аккуратен, полностью закончен и гармоничен в цветовом сочетании. Хорошо передано настроение празднично украшенной Дымковской игрушки, Чувство композиции и цвета делает рисунок законченной и самой достойной работой.
Рис. 7.
Ефимов Глеб 3А класс
«Дымковская барыня», гуашь. Лицей № 82. 2012г.
Пояснение: Рисунок выполнялся в рамках занятий на уроке изобразительного искусства. Цель - расписать Дымковскую барыньку.
Педагогическая оценка:
Кретерии (по Комаровой )
Содержание
На рисунке характерно изображена Дымковская барыня.
Композиция
Орнамент «солнышки» и «решоточки», украшает подол юбки, он симметричен и размещён равномерно по всей поверхности. В руках барыня ничего не держит , почти по центру находится узор на блузке. Лицо барыни размешено в центре головы гармонирует с волосами и кокошником. Кокошник без узора, ярок и лаконичен. Блузка барыни выполнена одним (розовым) цветом, что централизует и собирает всю композицию.
Передача пропорций, строения
Перед ребёнком стояла задача передать правильно и точно пропорции лица и тела барынь, а так же орнамента. Образ поучился очень характерным, выразительным, и законченным. Он точен в пропорциях. Форма передана без объёма, (что и не требовалось) но очень цельно, обобщённо.
Движение
Барынька изображена статично, из-за предложенной заготовки и характера игрушки, но изгиб рук и выбранный орнамент подчёркивают «скрытую динамику». Кажется барыня приплясывает на праздничной ярмарке.
Художественный материал
Материал, заранее заданный – гуашь, кисть. Глеб очень точно выполняет задание. Он почти в совершенстве владеет гуашью. Материал ложится ровно и аккуратно.
Эмоционально-эстетическое отношение и творчество
Выбранный орнамент ярок и динамичен, это говорит о смелости в работе. (рисунок выполнен без карандаша.) Яркий, но нежный, доминирующий розовый цвет говорит об эмоциональной отзывчивости ребёнка к заданию.
Уровень самостоятельности
Работа выполнена после пояснения учителем задания и техники абсолютно самостоятельно.
Вывод: Рисунок в полной мере соответствует заданию, очень выразителен, лаконичен, ярок, аккуратен, полностью закончен и гармоничен в цветовом сочетании. Хорошо передано настроение празднично украшенной Дымковской игрушки, Чувство композиции и цвета делает рисунок законченной и очень достойной работой.
Рис. 6
Васильев К. 3А
«Дымковская барыня», гуашь. Лицей № 82. 2012г.
Пояснение: Рисунок выполнялся в рамках занятий на уроке изобразительного искусства. Цель - расписать Дымковскую барыньку.
Педагогическая оценка:
Кретерии (по Комаровой )
Содержание
На рисунке не совсем характерно изображена Дымковская барыня.
Композиция
Орнамент, украшающий подол юбки, симметричен и размещён равномерно по всей поверхности. В руках барыня держит двух детей. Лицо барыни размешено верно, и гармонирует с волосами и кокошником. Кокошник украшен геометрическими фигурами по всему периметру. Блузка барыни выполнена зелёным цветом, что централизует и собирает всю композицию. Так же в центре блузки вместо украшений расположен флаг РФ. На рукавах и переднике барыни круги, похожие на характерный дымковский узор.
Передача пропорций, строения
Пропорции переданы верно. Образ поучился очень необычным, интересным, выразительным и законченным. Форма передана без объёма, (что и не требовалось) но очень цельно, обобщённо.
Движение
Барынька изображена статично, из-за предложенной заготовки и характера игрушки. Лишь яркие цвета, кажется, подчёркивают «скрытую динамику».
Художественный материал
Материал, заранее заданный – гуашь, кисть. Константин очень хорошо, но не вполне точно выполняет задание. Материал ложится ровно и аккуратно.
Эмоционально-эстетическое отношение и творчество
Выбранный орнамент ярок и динамичен, это говорит о смелости в работе. (рисунок выполнен без карандаша, так как это роспись) Яркие, насыщенные цвета говорят об эмоциональной отзывчивости ребёнка к заданию.
Уровень самостоятельности
Работа выполнена после пояснения учителем задания и техники абсолютно самостоятельно.
Вывод: Рисунок вполне соответствует заданию, хоть и содержит придуманные элементы. Он очень выразителен, лаконичен, ярок, аккуратен, полностью закончен и гармоничен в цветовом сочетании. Хорошо передано настроение празднично украшенной игрушки, Чувство композиции и цвета делает рисунок законченной и достойной работой.
Рис 5.
(вклеется сверху)
Бушманова Дарья «Дымковская барыня», гуашь. Лицей № 82. 2012г.
Пояснение: Рисунок выполнялся в рамках занятий на уроке изобразительного искусства. Цель - расписать Дымковскую барыньку.
Педагогическая оценка:
Кретерии (по Комаровой )
Содержание
На рисунке характерно изображена Дымковская барыня.
Композиция
Узор кружочки и решёточки, украшает подол юбки, кокошник и блузку барыньки. Он симметричен и размещён равномерно по всей поверхности. В руках барыня держит каравай на полотенце. Лицо барыни размешено в центре головы, гармонирует с волосами и кокошником. Кокошник ярок и лаконичен. Блузка барыни выполнена яркими цветовыми пятнами, что централизует и собирает всю композицию.
Передача пропорций, строения
Образ поучился очень характерным, выразительным, и законченным. Он точен в пропорциях. Форма передана без объёма, (что и не требовалось) но очень цельно, обобщённо. Хорошо проработаны рюши блузки и передник.
Движение
Барынька изображена статично, из-за предложенной заготовки и характера игрушки, но изгиб рук и выбранный орнамент подчёркивают «скрытую динамику». Кажется барыня приплясывает на праздничной ярмарке.
Художественный материал
Материал, заранее заданный – гуашь, кисть. Глеб очень точно выполняет задание. Он почти в совершенстве владеет гуашью. Материал ложится ровно и аккуратно.
Эмоционально-эстетическое отношение и творчество
Выбранный орнамент ярок и динамичен, это говорит о смелости в работе. (рисунок выполнен без карандаша.) Яркий, но нежный, доминирующий розовый цвет говорит об эмоциональной отзывчивости ребёнка к заданию.
Уровень самостоятельности
Работа выполнена после пояснения учителем задания и техники абсолютно самостоятельно.
Вывод: Рисунок в полной мере соответствует заданию, очень выразителен, лаконичен, ярок, аккуратен, полностью закончен и гармоничен в цветовом сочетании. Хорошо передано настроение празднично украшенной Дымковской игрушки, Чувство композиции и цвета делает рисунок законченной и очень достойной работой.
Рис.1
(вклеется сверху)
Анализ рисунков «Семёновская матрёшка» 3а класс.
Полина Буева . «Агафья» гуашь. Лицей № 82. 2012г.
Пояснение: Рисунок выполнялся в рамках занятий на уроке изобразительного искусства. Цель - выполнение росписи Семёновской матрёшки (гуашь).
Педагогическая оценка:
Кретерии (по Комаровой )
Содержание
На рисунке характерно изображена матрёшка.
Композиция
Она размещена на хорошо вырезанной заготовке. Работа аккуратна, цветок с листьями композиционно, размещены верно. Лицо на месте. Композиция гармонична и статична.
Передача пропорций, строения
Перед ребёнком стояла задача передать верно пропорции семёновской матрёшки. В данной работе пропорции переданы наиболее верно. При том, что рисунок сделан без объёма, изображение похоже на матрёшку.
Движение
В силу жанра изображение статично.
Художественный материал
Материал, заранее заданный – гуашь, кисть. Полина очень точно выполняет задание, и если проследить ход работ, становится понятно, что причина этому в постепенном «узнавании» новой техники. Гуашь положена ровно и аккуратно. Цвет яркий.
Эмоционально-эстетическое отношение и творчество
Выбранные цвета и аккуратность говорят эмоциональной отзывчивости ребёнка к заданию. Смелость в работе видна везде, кроме элемента цветок.
Уровень самостоятельности
Работа выполнена после пояснения учителем задания и техники абсолютно самостоятельно.
Вывод: Это лучшая работа в 3а классе. Рисунок в полной мере соответствует заданию, он очень выразителен и лаконичен. Гармоничная композиция делает рисунок законченной и самой достойной работой.
Рис 2.
Бушманова Даша. «Аксиния» гуашь. Лицей № 82. 2012г.
Пояснение: Рисунок выполнялся в рамках занятий на уроке изобразительного искусства. Цель - выполнение росписи Семёновской матрёшки (гуашь).
Педагогическая оценка:
Кретерии (по Комаровой )
Содержание
На рисунке характерно изображена матрёшка.
Композиция
Она размещена на хорошо вырезанной заготовке. Работа аккуратна, цветок с листьями композиционно, размещены верно. Лицо на месте. Композиция гармонична и статична.
Передача пропорций, строения
Перед ребёнком стояла задача передать верно пропорции семёновской матрёшки. В данной работе пропорции переданы практически верно.
Лишь в лице немного маленькие глаза. При том, что рисунок сделан без объёма, изображение похоже на матрёшку.
Движение
В силу жанра изображение статично.
Художественный материал
Материал, заранее заданный – гуашь, кисть. Даша точно выполняет задание, и если проследить ход работ, становится понятно, что причина этому в постепенном «узнавании» новой техники. Гуашь положена не очень ровно и аккуратно. Цвет очень яркий и контрастный.
Эмоционально-эстетическое отношение и творчество
Выбранные цвета и аккуратность говорят об эмоциональной отзывчивости ребёнка к заданию. Смелость в работе видна в выборе цвета.
Уровень самостоятельности
Работа выполнена после пояснения учителем задания и техники абсолютно самостоятельно.
Вывод: Это одна из лучших работ в 3а классе. Рисунок в полной мере соответствует заданию, он очень выразителен и лаконичен. Гармоничная композиция делает рисунок законченной и самых достойных работ.
Рис 3.
Моросков Георгий. «Ольга Игнатьевна» гуашь. Лицей № 82. 2012г.
Пояснение: Рисунок выполнялся в рамках занятий на уроке изобразительного искусства. Цель - выполнение росписи Семёновской матрёшки (гуашь).
Педагогическая оценка:
Кретерии (по Комаровой )
Содержание
На рисунке характерно изображена матрёшка.
Композиция
Она размещена на хорошо вырезанной заготовке. Работа аккуратна, два цветка с листьями композиционно размещены верно. Лицо на месте. Композиция гармонична и статична.
Передача пропорций, строения
Перед ребёнком стояла задача передать верно пропорции семёновской матрёшки. В данной работе пропорции переданы практически верно.
Лишь в лице немного маленькие глаза. При том, что рисунок сделан без объёма, изображение похоже на матрёшку.
Движение
В силу жанра изображение статично.В руке матрёшка держит букет.
Художественный материал
Материал, заранее заданный – гуашь, кисть. Гоша точно выполняет задание, и если проследить ход работ, становится понятно, что причина этому в постепенном «узнавании» новой техники. Гуашь положена ровно и аккуратно. Цвет очень яркий и чистый.
Эмоционально-эстетическое отношение и творчество
Выбранные цвета и аккуратность говорят об эмоциональной отзывчивости ребёнка к заданию. Смелость в работе видна в выборе цвета.
Уровень самостоятельности
Работа выполнена после пояснения учителем задания и техники абсолютно самостоятельно.
Вывод: Это одна из лучших работ в 3а классе. Рисунок в полной мере соответствует заданию, он очень выразителен и лаконичен. Гармоничная композиция делает рисунок законченной и самых достойных работ.
Рис 4.
Соколов А. «Миролюба» гуашь. Лицей № 82. 2012г.
Пояснение: Рисунок выполнялся в рамках занятий на уроке изобразительного искусства. Цель - выполнение росписи Семёновской матрёшки (гуашь).
Педагогическая оценка:
Кретерии (по Комаровой )
Содержание
На рисунке не характерно изображена матрёшка.
Композиция
Она размещена на хорошо вырезанной заготовке. Работа не аккуратна, цветок с листьями композиционно размещены верно. Лицо на месте. Композиция почти гармонична и статична.
Передача пропорций, строения
Перед ребёнком стояла задача передать верно пропорции семёновской матрёшки. В данной работе пропорции переданы практически верно.
Лишь в лице немного маленькие глаза. Рисунок сделан без объёма.
Движение
В силу жанра изображение статично.
Художественный материал
Материал, заранее заданный – гуашь, кисть. Ребёнок точно выполняет задание. Единственный недостаток это неаккуратность. Гуашь положена не ровно и не аккуратно. Цвет очень тёмный и грязный, не в стилистике семёновской росписи.
Эмоционально-эстетическое отношение и творчество
Выбранные цвета и не аккуратность говорят о непонимании темы. Так же рваные линии контуров говорят о не владении техникой.
Уровень самостоятельности
Работа выполнена после пояснения учителем задания и техники абсолютно самостоятельно.
Вывод: Это одна из лучших работ в 3а классе. Рисунок не в полной мере соответствует заданию, но он очень выразителен. Гармоничная композиция и экспрессия цвета и мазка делает рисунок довольно интересной работой.
Все отобранные для исследования работы были выполнены после пояснения учителем задания и техники, при помощи беседы. Поэтому можно констатировать, что большинство работ выполнены учащимися абсолютно самостоятельно, они закончены и содержат все необходимые изученные элементы. Можно сделать вывод, что метод эвристической беседы помог учащимся получить максимум знаний по предложенной теме и эффективно применить их.
Обобщая выше сказанное, необходимо добавить, что на уроках был применен метод эвристической беседы, так как он наиболее подходит для организации поисковой деятельности учащихся, и обучения творческому поиску при решении проблемных задач. С помощью специально подобранных вопросов путём рассуждений учащиеся пришли к определённым выводам. При этом они смогли воспроизвести ранее полученные знания, сравнить и сопоставить их. В эвристической беседе, был поставлен ряд проблем. Они были расчленены с помощью вопросов так, чтобы каждый вопрос, вытекал из предшествующего, а в совокупности, они вели к решению проблемы. Так же по средствам беседы на уроке осуществлялось духовно нравственное воспитание и развитие учащихся.
В результате, в такой беседе раскрылась логика движения поиска, сформируются поисковые умения учащихся, соотнесение ответа с вопросом и каждого шага поиска с другими. Успешные работы учащихся подтверждают эффективность данного метода.
Произведён анализ и систематизация письменного материала анкетирования, при помощи которого выявлена эффективность выбранного метода. Так же произведён подробный анализ детских работ с отдельными выводами по каждой.
Таким образом, уроки, направленные на получение новых знаний из наглядных пособий, собственного опыта и других источников сведений, которые основываются на сочетании беседы с другими методами, состоялись. Цели и задачи данной главы достигнуты.
Заключение.
Объектом исследования курсовой работы является процесс передачи знаний на уроках изобразительного искусства, который способствует духовно-нравственному воспитанию учащихся.
Результатом проектирования серии бесед со школьниками об основах декоративно-прикладного искусства на уроках изобразительного искусства стали: успешно проведённые уроки с применением развёрнутой беседы, и исследования по ним.
Экспериментальное исследование показало эффективность применения развернутой беседы в обучении школьников. Все необходимые условия эксперимента были соблюдены.
Метод развёрнутой беседы наиболее актуален, и эффективен для осуществления духовно-нравственного воспитания личности школьника и усвоения им знаний умений, навыков, так как построен на вербальном общении учителя и ученика. Он позволяет непосредственно делиться, знаниями, эмоциональным опытом и морально нравственными принципами в развёрнутой форме, что крайне важно для детей.
Библиография:
1.Вердербер Р., Вердербер К. «Психология общения». /Р. Вердербер, К. Вердербер., — СПб.; Прайм-Еврознак., 2003г., — 320с.
2.Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, /Б.А Душков., А.В Королев., Б.А.Смирнов – М.: Фонд мир., 2005 г. – 448с.
3.Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы. /Н.И. Конюхов – М.: 1992 г. — 100с.
4.Нартова-Бочавер С.К. Дифференциальная психология, глоссарий. /Нартова-Бочавер С.К., — М.: Флинта, Московский психолого-социальный институт, 2003г. — 179с.
5.Романова Н.Н., Филиппов А.В. Словарь. Культура речевого общения: этика, прагматика, психология. /Н.Н. Романова – М.: Флинта – Наука., 2010 г. — 304с.
6.Лернер И. Я., Проблемное обучение / И. Я. Лернер., - М., Мосиздат, 1974г., — 124 с.
7.Казанский Н. Г., Назарова Т. С., Дидактика (нач. классы), / Н. Г.Казанский, Т. С. Назарова, — М., Просвещение., 1978г., — 230 с.
8. Скаткина М. Н. Дидактика средней школы. /М. Н. Скаткина, — М., Просвещение, 1982г., — 276 с.
9.Ильина Т. А., Педагогика./ Т. А. Ильина., - М., Просвещение,1984г., — 450 стр.
10.Бабавский Ю. К., Методы обучения в современной общеобразовательной школе, - М., Просвещение., 1985г. — 513с.
Аннотированный список интернет сайтов:
«Детский сад. ру» [электронный ресурс]
http://www.detskiysad.ru/ped/geografiya44.html
- сайт для мам и начинающих педагогов. (16-30.11. 2012).
«Педагогическая психология» [электронный ресурс] http://www.ido.rudn.ru/psychology/pedagogical_psychology/2.html - сайт, посвящённый педагогической психологии (10- 22.03. 2012).
«О сварке» [электронный ресурс] http://osvarke.info/212-beseda.html - информационный сайт для мастеров п/о и преподавателей спец. дисциплин. (22.09. 2012)
http://vocabulary.ru/dictionary/25/word/beseda - НЭС. (сентябрь 2012)
«Энциклопедии & словари» [электронный ресурс]
http://enc-dic.com/pedagogics/Beseda-148/ - педагогический словарь. (07.11.2012)
«Фестиваль педагогических идей, открытый урок» [электронный ресурс] http://festival.1september.ru/articles/517364/-фестиваль педагогических идей «Открытый урок». (28.10. 2012.)
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Урок декоративно – прикладного искусства.
Тема «Дымковская игрушка».
3 класс.
Цели: Развитие творческих способностей у детей, на примере выполнения росписи Дымковской игрушки.
Задачи
Образовательные:
Познакомиться с историей дымковской игрушки .
Познакомить с замечательными произведениями народных умельцев.
Обучить приёмам и средствам выразительности данной техники.
Развивающие:
Развить навык работы без карандашного наброска.
Воспитательные:
Воспитать любовь к народному творчеству, своим традициям.
Сформировать индивидуальные интересы, способности, средства самовыражения.
Задание учащимся:
Создать на бумажных заготовках изображение дымковской Барыньки.
План урока.
Время
Этапы урока
Методы учителя
1
2 мин.
Организационный
Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку и посещаемость.
2
5 мин.
Подготовка
к усвоению
нового материала.
Излагает тему, задачу и новый материал. Демонстрация. Беседа.
3
5 мин.
Усвоение новых знаний.
Беседа, демонстрация.
4
20 мин.
Проверка закрепления новых знаний.
Работа учащихся. Рисуют.
5
5 мин.
Обобщение и систематизация
Новых знаний.
Завершение работы, импровизированная выставка. Коллективный анализ работ.
6
5 мин.
Контроль
Анкетирование.
7
3 мин.
Орг. Момент.
Сбор работ, уборка мест.
Оборудование занятия:
для детей - краски (гуашь), кисти, бумажные заготовки;
для педагога – иллюстрации, наглядные пособия с эскизами элементов Дымковской росписи.
Беседа.
Учитель
Ученик
Доска
(наглядность)
«Здравствуйте ребята, меня зовут
Ксения Анатольевна. Давайте начнём наш урок. У меня для вас есть сюрприз. Посмотрите кто пришёл к вам в гости?»
Достаёт Дымковскую игрушку, держа в руках, демонстрирует учащимся.
«Верно, это барашек. А что это за предмет?» Играет весёлую мелодию на свистульке.
Правильно, перед вами Дымковская игрушка свистулька в виде барашка.
Опишите, какой он?
А как вы думаете, из чего он сделан?
Верно, из глины.
Какие использованы цвета?
Верно, сейчас я поставлю его на почётное место, и он понаблюдает за нашим уроком. Хорошо?
Вы где - нибудь уже видели такие игрушки(кроме барашков)?
Кого они изображали?
Да, бывают ещё дамы, кавалеры, дети, кони, индюки, хрюшки, собачки…
Посмотрите пожалуйста, на доску, там ещё одна наша героиня – Дымковская Барыня. Как Вы думаете, почему она такая нарядная?
Вы уже что-нибудь знаете о ней и её истории?
Скажу вам несколько слов об истории игрушки:
Это народная глиняная Дымковская игрушка, названная так по селу Дымково, где она впервые появилась. Игрушки народных мастеров были самым ярким украшением ярмарки, под озорным названием Свистунья. На этом празднике игрушки свистульки были у всех - и у детей и у взрослых. Люди тогда верили, что свистом можно прогнать злые силы. Современные мастера из города Кирова продолжают традицию, и как прежде сияет всеми цветами радуги в наших домах «дымка» принося радость детям и взрослым. Одну из таких игрушек вы видите сейчас».
Скажите, во что же одета Барынька?
А как изображено лицо?
Какой элемент на нём отсутствует?
Да она без носика, и всё равно, смотрите какая красавица! Носик не рисуется, но на некоторых игрушках он вылеплен из глины.
Какие предметы она держит в руках?
Верно.
Чем украшен кокошник?
А какой орнамент на переднике?
Обращает внимание детей на доску, демонстрирует пособия с элементами дымковской росписи.
«Посмотрите на доску, какие элементы вы видите?
На какие явления природы они могут быть похожи?
Правильно, люди украшали игрушки символами. Здесь есть солнышки, кружки, зёрнышки, листики, волны, полосы, ягодки, «забор». Этим орнаментом вы сегодня воспользуетесь.
Как вы думаете, в чём особенности этой росписи, в чём её отличия от других? Все росписи яркие…
Какие используются цвета?
Открою вам секрет, вы нарисуете сейчас на заготовках барынек, выберете из них самую лучшую, а потом к ней в хлев пойдёт жить наш барашек. Так, что постарайтесь .
Давайте приступим к выполнению работы. Распишите наряд барыни.
Возьмите заготовки, и выберите наиболее понравившийся орнамент.
Начните с лица. Работа выполняется сразу в цвете, так как это роспись!!! Следите за тем, чтобы узоры были похожи на оригинал. Фон можно не красить, цвет орнаментов можно менять. Есть ли вопросы?
Проходит по рядам, проверяет.
Ближе к концу занятия я задам вам три вопроса, а вы письменно ответите на них, хорошо?
Раздаёт бланки для ответов.
Когда работа близится к концу, просит завершить работы, подписать их и ответив на вопросы сдать их. «С каким настроением Вы пришли на урок?
Что нового вы сегодня узнали? С каким настроением уходите с урока?»
Делает импровизированную выставку.
«Чья работа вам нравится больше? Почему? Чья работа не понравилась? Что у автора не удалось? К кому пойдёт жить барашек?»
Просит убрать за собой места, прощается.
Здороваются, слушают.
Поднимая руки отвечают:
«Это игрушка! Это барашек, горный козёл.Это свистулька»!
Он весёлый и яркий.Из пластмассы; из дерева; из глины.
Белый, синий, жёлтый, красный.
Да!
Да, дома, на выставке, в музее, по телевизору, в книге, в магазине.
Свиней, коней, людей, индюков…
Она принимает гостей!
Нет.
Платье,
передник, кокошник.
Глаза, ротик, брови.
Носика нет.
Детей, бублики, каравай на полотенце.
Круги, волны.
Круги, волны, полоски, решётки.
Солнышки, волны, забор, волны, листики…
Она яркая. Красный, синий, белый, жёлтый, зелёный, чёрный.
Нет.
Дымковская игрушка – барашек
В руках преподавателя.
Вывешивается пособие
С дымковскими барынями.
Пособие Барыня.
Пособия с элементами дымковской росписи.
Бланки.
Выставка
Анкетирование.
Ответьте, пожалуйста, кратко на вопросы:
1. С каким настроением вы пришли на урок?
2. Что нового вы сегодня узнали?
3. С каким настроением уходите с урока?
Спасибо.
Урок декоративно – прикладного искусства.
Тема «Семеновская матрешка».
3 класс.
Цель: Развитие творческих способностей у детей, на примере выполнения Семёновской матрёшки.
Задачи
Образовательные:
Познакомить с замечательными произведениями народных умельцев.
Познакомить детей с историей Семёновской матрёшки. Научить навыкам и приёмам по росписи этой матрёшки.
Научить владеть мазком.
Обучить приёмам и средствам выразительности данной техники.
Развивающие:
Развить кратковременную память.
Развить образное мышление .
Воспитательные:
Воспитать любовь к народному творчеству, своим традициям.
Сформировать индивидуальные интересы, способности, средства самовыражения.
Задание учащимся:
Создать на бумаге изображение Семёновской матрешки.
Оборудование занятия:
для детей - краски (гуашь), кисти, бумага, карандаш, ножницы;
для педагога – иллюстрации, наглядные пособия с изображениями Семёновской матрёшки и эскизы элементов росписи.
План урока
Анкетирование.
Сбор работ, уборка мест.
Время
Этапы урока
Методы учителя
1
1 мин.
Организационный
2
6 мин.
Подготовка
к усвоению
нового материала.
Техника безопасности. Вырезание заготовок по трафаретам.
3
10 мин.
Получение
новых знаний.
Демонстрация. Беседа.
4
20 мин.
Закрепление новых знаний.
Работа учащихся. Рисуют.
5
6 мин.
Обобщение и систематизация
Новых знаний.
Контроль. Завершение работы, краткий письменный тест.
6
2 мин.
Завершение урока.
Завершение работы, импровизированная выставка. Коллективный анализ работ.
СЕМЁНОВСКАЯ МАТРЁШКА.
Беседа.
Учитель
Ученики
Доска
Приветствует учащихся «Сегодня мы с вами продолжим знакомство с Русскими народными росписями.
И к вам в гости снова кое-кто пришёл. Вы наверняка сразу узнаете гостью(показывает матрёшку). Кто это? Правильно! А кто – ни будь знает, какая это матрёшка? Ведь они бывают разные… ?
Это Семёновская матрёшка, названа она так по городу Семеново, где и родилась. А вы знаете, что такое Сем. матрешка? А где появилась? Я сразу посажу нашу гостью на почётное место и она вместе с вами послушает историю своего создания. Ведь вы уже наверное, догадались, кого мы будем рисовать?
Я расскажу вам историю, а вы сделайте заготовки.
(Техника безопасности:
Ножницы передавать в сложенном состоянии, перекладывая с парты на парту ручками вперёд и не направлять концами друг другу в лицо!!!)
«Одним из основных центров по изготовлению и росписи матрёшек является город Семёнов. Делать расписных матрёшек начали с того времени, когда сын известного токаря-игрушечника привёз из Нижнего Новгорода Сергиево - Посадскую деревянную куклу-болвашку, изображавшую мужика с бородой и усами.
Так появилась деревянная игрушка прообраз будущей семёновской матрёшки.
В своей росписи семёновские мастера идут от традиций «травного» орнамента Древней Руси. Мастера - Семёновцы оставляют больше не закрашенного дерева, расписывают матрёшку анилиновыми красками, затем лакируют».
Ну ка, скажите, из чего делают матрёшек? Правильно.
А в чём её отличие от других игрушек? Зачем она раскладывается пополам?
Точно. Значит вы можете сказать, чем отличаются матрёшки между собой?
Верно. Обратите внимание на доску, там вы видите ещё много разных матрёшек.
В чём же их различия кроме размеров?
А чем же они похожи друг на друга?
Во что они одеты?
Чем украшен передник?
Да. Основой композиции в росписи семёновской матрёшки, считается фартук, на котором изображён букет пышных цветов.
Какие цвета используют мастера?
Верно. Главным в колорите семёновской матрёшки является решение основного цвета в букете, который задаёт тон всему цветовому строю. Букет по традиции располагается на фартуке асимметрично, несколько смещён вправо.
Посмотрите теперь внимательно на её лицо. Какое оно?
Какое у наших героинь выражение лица? Как выглядят элементы лица, глазки, щёчки? У неё румянец.
Вначале мастера намечают росчерком тонкой кисточки контуры лица, глаза, губы, наводят румянец. Затем рисуют платок на голове у матрёшки, рисуют юбку, передник, руки.
Хорошо. Давайте теперь посмотрим на доску. Там расположены разные варианты изображения цветов. На первом пособии самый простой цветок, на втором и третьем сложнее. Но во всех случаях элементы изображаются мазком. Обратите внимание на чёрную подводку, она не везде. Так что прежде чем рисовать потренируйте руку на палитре. Прошу приступить к работе! (сразу в цвете)
Открою секрет, у нашей героини нет старших сестричек матрёшек, и она пришла к вам, чтобы вы нарисовали их ей. Так, что, постарайтесь пожалуйста, и нарисуйте ДОБРЫХ, ВЕСЁЛЫХ, ЯРКИХ И НАРЯДНЫХ МАТРЁШЕК. В конце занятия вы дадите им необычные имена.
Прошу соблюдать цвета и элементы росписи данного стиля.
После завершения подписываем работы, выбираем имя своей матрёшке. Пишем краткий тест.
Это матрёшка!
Не знаем…
Из дерева.
В большой матрёшке живут маленькие.
Размером, Возрастом, Узорами.
В раскраске.
Они похожи изображением цветов.
Одеты они в платок, блузку, передник, юбку.
Украшена матрёшка цветочными букетами. Росписью.
Красный, жёлтый, синий, чёрный.
Она весёлая, улыбается.
У неё большие круглые красные щёчки.
Начинают рисовать на заготовках.
Заканчивают, подписывают, пишут тест, сдают.
Матрёшка в руках преподавателя.
Ставит её на стол.
Параллельно вывешивает пособия с матрёшками.
Пособия на доске.
Ход работы написан на доске.
Пособия с элементами росписи.
Последователь-
ность выполнения росписи на доске.
Педагогический
Рисунок элементов.
На доске написаны имена:
Павла, Аглая, Марфа, Аграфена, Фёкла, Агафья, Ефросиния, Матрона, Паранья, Аксинья, Миролюба.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
СЛОВАРЬ.
С.Ю. Головин. Словарь практического психолога.
БЕСЕДА - в психологии - метод получения информации на основе вербальной коммуникации; относится к методам опроса. Широко применяется в психологии социальной, медицинской детской и пр. Основной способ введения испытуемого в ситуации психологического экспериментирования - от строгой инструкции в эксперименте психофизическом до свободного общения в психотерапии. Один из распространенных методов исследования психологического. Предусматривает выявление интересующих исследователя связей на базе данных эмпирических, полученных в живом двустороннем общений с испытуемым. Как правило, служит вспомогательным методом, ибо при анализе хода беседы и ее результатов встает ряд трудно разрешимых проблем, касающихся откровенности испытуемого и его отношения к исследователю. Да и сам исследователь не свободен от субъективности: хотя беседа планируется заранее, в ходе общения практически невозможно абстрагироваться от личностного отношения к испытуемому. Можно сказать, что использование беседы как основного метода возможно при соответственной квалификации психолога, предполагающей умение установить контакт с испытуемым, дать ему возможность максимально свободно выразиться - и вместе умение абстрагировать личные отношения от содержания беседы. Как самостоятельный метод, беседа использовалась в работе ведущих психологов мира беседа клиническая; беседа психоаналитическая. Беседа применяется на разных стадиях исследования и для первичной ориентировки, и для уточнения выводов, полученных иными методами, особенно наблюдением. Умелое применение беседы может дать весьма ценные результаты. Как специфические виды беседы выделяются:
1) введение в эксперимент - привлечение к сотрудничеству;
2) беседа экспериментальная - в ходе коей проверяются рабочие гипотезы;
3) интервью.
Альтернативные толкования термина беседа:
Акимова М.К. Психологическая диагностика (основные понятия).
БЕСЕДА — метод сбора первичных данных на основе вербальной коммуникации. При соблюдении определенных правил...(см.1)
БЕСЕДА — направляемое участниками, неформальное, неподготовленное взаимодействие, являющееся последовательн...(см.2)
БЕСЕДА один из основных общих методов психологической науки, предусматривающий прямое или косвенное устное ...(см.3)
БЕСЕДА ( в психологии) - один из основных методов психологии, которые предполагает получение информац...(см.4)
БЕСЕДА метод получения новой информации посредством свободного общения с человеком. ...(см.5)
БЕСЕДА – всякого рода диалог, особенно в житейской ситуации, в том числе в ситуации обсуждения дела.
Словарь по профориентации и психологической поддержке.
БЕСЕДА (в психологии) - метод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации.
Предметная область термина беседа включает 5 определений:
БЕСЕДА (В ПСИХОЛОГИИ)
один из методов психологической науки, предусматривающий получение сведений...
БЕСЕДА КЛИНИЧЕСКАЯ
- метод получения информации посредством устного опроса клиента и проведения терапевтической беседе.
СВЕТСКАЯ БЕСЕДА (САЛОННЫЙ РАЗГОВОР)
– легкий разговор на не проблемные или не слишком проблемные темы, который положено вести на встрече.
ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА
Основной метод получения (и обмена) информации, источник и способ познания и осознания психологических проблем.