Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска "Детский сад № 424"
«Богатыри земли русской»
(Краткосрочный проект в старшей группе)
Составили:
Потеюк Анастасия Владимировна (воспитатель)
Шаповал Антонина Сергеевна (воспитатель)
Новосибирск
2025
Общая информация о проекте
Тип проекта:
Краткосрочный образовательный проект с художественно-творческой направленностью.
Участники проекта:
Дети старшей группы, их родители и воспитатели, музыкальный руководитель, воспитатель ИЗО
Возрастная группа:
Старшая группа дошкольного возраста.
Образовательные области:
Проект охватывает несколько направлений: художественно-эстетическое, познавательное, речевое, физическое, социально-коммуникативное и музыкальное развитие.
Цель проекта:
Развитие у детей старшего возраста духовных качеств и патриотических чувств через знакомство с народными былинами и легендами о русских богатырях.
Гипотеза проекта:
Путь к любви к Родине начинается с семьи и дома. Постепенно это чувство расширяется — дети учатся заботиться о других, проявляют солидарность, становятся защитниками. Создание положительного образа воина-защитника на основе литературных и художественных произведений позволяет сформировать эмоциональную связь с историей своей страны. Русские народные сказания и былины, такие как истории о Иване-крестьянском сыне, Илье Муромце, Алеше Поповиче, Добрыне Никитиче, Никите Кожемяке и других — прекрасный материал для воспитания в детях чувства сопричастности к родной культуре и формирования нравственных ориентиров.
Задачи проекта:
Расширять знания детей о героическом прошлом Древней Руси и образе русских богатырей — защитников земли.
Познакомить с персонажами былин, их деяниями, снаряжением, видами оружия и его применением.
Развивать навыки устного общения со сверстниками и взрослыми, совершенствовать речевые способности через различные виды детской активности.
Вовлекать детей в литературное и устное народное творчество, формировать интерес к словесному искусству и эстетическое восприятие.
Стимулировать творческую активность и продуктивную деятельность через знакомство с живописью, связанной с темой проекта.
Продолжать формировать представление о необходимости здорового образа жизни.
Расширять слуховой опыт, знакомить с народными музыкальными инструментами — гусли, трещотка и т.д., слушать героические песни и произведения русских композиторов.
Объект исследования:
Образ богатыря в русской культуре.
Методы реализации проекта:
Изучение художественной и познавательной литературы, тематические беседы, наблюдения, организованные занятия, игры, выставки, консультации, рекомендации.
Ожидаемые результаты:
Повышение интереса детей к изучению истории Древней Руси и к исследовательской деятельности.
Закрепление знаний о жизни богатырей, их быте, оружии, традициях.
Формирование устойчивой мотивации к чтению художественной литературы.
Освоение способов решения возрастных коммуникативных и интеллектуальных задач.
Развитие таких личностных качеств, как смелость, отзывчивость, толерантность и справедливость.
Активизация речевых навыков, как диалогических, так и монологических.
Усиление взаимодействия между родителями и педагогами.
Формы реализации проекта:
В проекте использовались разные формы детской деятельности: игровые, продуктивные, музыкально-художественные, коммуникативные и познавательные, восприятие литературных текстов.
Методы и приёмы работы:
чтение и обсуждение книг;
поиск информации в интернете;
дидактические, ролевые, театрализованные и подвижные игры;
пальчиковая гимнастика;
лепка, аппликация, рисование;
развитие самостоятельного мышления.
Механизм реализации проекта
1 этап – информационный (накопление знаний)
Знакомство с былинами: «Алеша Попович и Тугарин Зме
й
», «Как Илья поссорился с князем Владимиром», «Садко», «Про прекрасную Василису
Микулишну
», «Святогор-богатырь».
Тематические беседы: «Древние города России», «Постройки древней Руси», «Богатырское вооружение», «Подвиги русских богатырей».
Рассматривание репродукций картин художников В. Васнецова, И. Репина, К. Васильева.
Прослушивание музыки: П. И. Чайковский «Марш деревянных солдатиков», отрывки из оперы «Садко» Римского-Корсакова.
Заучивание пословиц и поговорок о мужестве, силе, защите Родины.
Домашнее задание: выяснить, участвовали ли отцы и деды детей в защите Отечества.
2 этап – творческий
Познавательное занятие «Как наши предки защищали Русь».
Игры: «Герои былин», «Богатыри», «Собери богатыря в дорогу».
Конструирование модели старинного города.
Лепка образа Змея Горыныча.
Творческое рассказывание по картине В. Васнецова «Три богатыря», сочинение собственных историй.
Рисование «Богатырь».
Сюжетно-ролевые игры по теме.
Просмотр мультфильмов о богатырях.
3 этап – результативный
Проведение выставки рисунков и поделок «Богатыри – защитники земли русской».
Рассказ детей «Как наши папы и деды Родину защищали».
Анализ реализации проекта
По итогам реализации проекта была организована выставка творческих работ, а также рассказы детей о своих близких — защитниках Родины. Такой подход пробудил интерес к истории среди дошкольников и укрепил взаимодействие с семьями.
Воспитанники познакомились с русскими былинами и фольклором, выучили пословицы о доблести, слушали музыку Чайковского и Римского-Корсакова. Это способствовало развитию эстетического вкуса, умения выражать свои мысли и эмоции.
Особенно ярко дети проявили себя в воображаемых путешествиях и коллективных творческих заданиях, вспоминали атрибуты богатыря.
В результате удалось достичь главной цели: пробудить патриотические чувства, развить речь, воображение и творческий потенциал детей, а также вовлечь семьи в образовательный процесс.
Список литературы
Ушакова О. С. (ред.) «Развитие речи и творчества дошкольников», М., ТЦ «Сфера», 2005.
Кондрыкинская
Л. А. (ред.) «Дошкольникам о защитниках Отечества», М., ТЦ «Сфера», 2006.
Данилина Г. Н. «Дошкольнику об истории и культуре России», М., «
Аркти
», 2004.
Аникин В. П. «Мир былин и сказок».
«Былины. Русские народные сказки. Древнерусские повести», М., 1986.
Даль В. «Пословицы русского народа», М., 1984.