* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 8pt;} h3 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 13.5pt; font-weight: bold;} .Заголовок 3 Знак {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 13.5pt; font-weight: bold;} .Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Strong {font-weight: bold;} .Body Text {font-size: 12pt;} .Основной текст Знак {font-size: 12pt;}

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска "Детский сад № 424"

«Богатыри земли русской»

(Краткосрочный проект в старшей группе)

Составили:
Потеюк Анастасия Владимировна (воспитатель)
Шаповал Антонина Сергеевна (воспитатель)

Новосибирск

2025

Общая информация о проекте

Тип проекта:
Краткосрочный образовательный проект с художественно-творческой направленностью.

Участники проекта:
Дети старшей группы, их родители и воспитатели, музыкальный руководитель, воспитатель ИЗО

Возрастная группа:
Старшая группа дошкольного возраста.

Образовательные области:
Проект охватывает несколько направлений: художественно-эстетическое, познавательное, речевое, физическое, социально-коммуникативное и музыкальное развитие.

Цель проекта:
Развитие у детей старшего возраста духовных качеств и патриотических чувств через знакомство с народными былинами и легендами о русских богатырях.

Гипотеза проекта:
Путь к любви к Родине начинается с семьи и дома. Постепенно это чувство расширяется — дети учатся заботиться о других, проявляют солидарность, становятся защитниками. Создание положительного образа воина-защитника на основе литературных и художественных произведений позволяет сформировать эмоциональную связь с историей своей страны. Русские народные сказания и былины, такие как истории о Иване-крестьянском сыне, Илье Муромце, Алеше Поповиче, Добрыне Никитиче, Никите Кожемяке и других — прекрасный материал для воспитания в детях чувства сопричастности к родной культуре и формирования нравственных ориентиров.

Задачи проекта:

Расширять знания детей о героическом прошлом Древней Руси и образе русских богатырей — защитников земли.

Познакомить с персонажами былин, их деяниями, снаряжением, видами оружия и его применением.

Развивать навыки устного общения со сверстниками и взрослыми, совершенствовать речевые способности через различные виды детской активности.

Вовлекать детей в литературное и устное народное творчество, формировать интерес к словесному искусству и эстетическое восприятие.

Стимулировать творческую активность и продуктивную деятельность через знакомство с живописью, связанной с темой проекта.

Продолжать формировать представление о необходимости здорового образа жизни.

Расширять слуховой опыт, знакомить с народными музыкальными инструментами — гусли, трещотка и т.д., слушать героические песни и произведения русских композиторов.

Объект исследования:

Образ богатыря в русской культуре.

Методы реализации проекта:
Изучение художественной и познавательной литературы, тематические беседы, наблюдения, организованные занятия, игры, выставки, консультации, рекомендации.

Ожидаемые результаты:

Повышение интереса детей к изучению истории Древней Руси и к исследовательской деятельности.

Закрепление знаний о жизни богатырей, их быте, оружии, традициях.

Формирование устойчивой мотивации к чтению художественной литературы.

Освоение способов решения возрастных коммуникативных и интеллектуальных задач.

Развитие таких личностных качеств, как смелость, отзывчивость, толерантность и справедливость.

Активизация речевых навыков, как диалогических, так и монологических.

Усиление взаимодействия между родителями и педагогами.

Формы реализации проекта:
В проекте использовались разные формы детской деятельности: игровые, продуктивные, музыкально-художественные, коммуникативные и познавательные, восприятие литературных текстов.

Методы и приёмы работы:

чтение и обсуждение книг;

поиск информации в интернете;

дидактические, ролевые, театрализованные и подвижные игры;

пальчиковая гимнастика;

лепка, аппликация, рисование;

развитие самостоятельного мышления.

Механизм реализации проекта

1 этап – информационный (накопление знаний)

Знакомство с былинами: «Алеша Попович и Тугарин Зме

й

», «Как Илья поссорился с князем Владимиром», «Садко», «Про прекрасную Василису

Микулишну

», «Святогор-богатырь».

Тематические беседы: «Древние города России», «Постройки древней Руси», «Богатырское вооружение», «Подвиги русских богатырей».

Рассматривание репродукций картин художников В. Васнецова, И. Репина, К. Васильева.

Прослушивание музыки: П. И. Чайковский «Марш деревянных солдатиков», отрывки из оперы «Садко» Римского-Корсакова.

Заучивание пословиц и поговорок о мужестве, силе, защите Родины.

Домашнее задание: выяснить, участвовали ли отцы и деды детей в защите Отечества.

2 этап – творческий

Познавательное занятие «Как наши предки защищали Русь».

Игры: «Герои былин», «Богатыри», «Собери богатыря в дорогу».

Конструирование модели старинного города.

Лепка образа Змея Горыныча.

Творческое рассказывание по картине В. Васнецова «Три богатыря», сочинение собственных историй.

Рисование «Богатырь».

Сюжетно-ролевые игры по теме.

Просмотр мультфильмов о богатырях.

3 этап – результативный

Проведение выставки рисунков и поделок «Богатыри – защитники земли русской».

Рассказ детей «Как наши папы и деды Родину защищали».

Анализ реализации проекта

По итогам реализации проекта была организована выставка творческих работ, а также рассказы детей о своих близких — защитниках Родины. Такой подход пробудил интерес к истории среди дошкольников и укрепил взаимодействие с семьями.

Воспитанники познакомились с русскими былинами и фольклором, выучили пословицы о доблести, слушали музыку Чайковского и Римского-Корсакова. Это способствовало развитию эстетического вкуса, умения выражать свои мысли и эмоции.

Особенно ярко дети проявили себя в воображаемых путешествиях и коллективных творческих заданиях, вспоминали атрибуты богатыря.

В результате удалось достичь главной цели: пробудить патриотические чувства, развить речь, воображение и творческий потенциал детей, а также вовлечь семьи в образовательный процесс.

Список литературы

Ушакова О. С. (ред.) «Развитие речи и творчества дошкольников», М., ТЦ «Сфера», 2005.

Кондрыкинская

Л. А. (ред.) «Дошкольникам о защитниках Отечества», М., ТЦ «Сфера», 2006.

Данилина Г. Н. «Дошкольнику об истории и культуре России», М., «

Аркти

», 2004.

Аникин В. П. «Мир былин и сказок».

«Былины. Русские народные сказки. Древнерусские повести», М., 1986.

Даль В. «Пословицы русского народа», М., 1984.