Мастер – класс
«Разные, но равные принцип обучения и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья».
« Умело, умно, мудро, тонко, сердечно прикоснуться к каждой из тысячи граней,
Найти ту, которая, если её как алмаз шлифовать,
Засверкает неповторимым сиянием человеческого таланта,
А это сияние принесёт человеку личное счастье»
В.А. Сухомлинский.
1.1.Вступительная часть: Дети с ограниченными возможностями здоровья, это особенные дети. У них всё по-другому развитие, восприятие мира, поведение. Таких детей очень часто не воспринимают в нашем обществе, их пытаются оттолкнуть или просто не замечать.
Проблема социальной адаптации, их полноценное развитие приобретает особую важность. Создание условий для развития положительного отношения к себе, другим людям, окружающему миру. Это главная наша задача.
Для активизации деятельности детей я использую следующие активные методы и приёмы обучения:
Метод «Игротерапия» Игра оказывает сильное влияние на развитие личности, способствует созданию близких отношений между участниками группы, помогает снимать напряжённость, повышает самооценку.
Метод «Музыкотерапия», «Цветотерапии», « Трудотерапия» и другие методы которые используются в развитии и обучении.
Сегодня я хочу вам представить Метод «Сказкатерапии».
Тема моего мастер-класса «Поиграем в сказку».
Я использую сказку для решения задач в области воспитания, образования, коррекции поведения, профилактики психологических отклонений. В научном мире сказкотерапия существует уже 28 лет. Официальной датой основания считается 1997 год.
Автор методики сказкотерапии — Татьяна Дмитриевна Зинкевич-Евстигнеева, российский психотерапевт и педагог. Она разработала этот подход, основываясь на идеях аналитической психологии Карла Густава Юнга. Но сам метод в жизни мы использовали гораздо раньше.
Благодаря сказкотерапии мы формируем уважительное отношение к своей истории, морально-нравственным нормам, к разнообразию природы, народов, культур и религий, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций и многое другое.
Сказкотерапия подходит для детей и взрослых в работе с основными проблемами, с которыми сталкивается человек на разных этапах своей жизни. Например
• агрессия;
• низкая самооценка;
• страхи;
• ложь;
• возрастные кризисы;
• трудности коммуникации.
Метод является классическим, и в образовательной организации может применяться не только педагогами, но в том числе и педагогами-психологами.
Сказкотерапия – один из видов здоровьесберегающих технологий,
позволяет мягко и ненавязчиво воздействовать на ребенка при помощи сказки, решая при этом самые разные задачи. Дети раскрепощаются, легко перевоплощаются в любимых и близких по духу сказочных героев, фантазируют, живо и образно высказывают свои мысли, решают проблемные задачи, формируют нравственные нормы поведения. Работая со сказкой вместе с детьми, я использую песочницу с фигурками, пальчиковые куклы, настольные игры.
Сегодня я вам хочу представить одну игру, которая полюбилась детям и нашла свое применение в рамках индивидуальной и подгрупповой работы. Это настольная игра «Сказки на ночь».
Задачи, которые решаются при помощи данной игровой методики полностью соответствуют положениям и требованиям фгос:
*ребенок формирует умение продумывать замысел, следовать ему в сочинении, выбирать тему, интересный сюжет, героев;
* карты развивают внимание, восприятие, фантазию, воображение, обогащают эмоциональную сферу, активизируют устную связную речь;
* развивают активность личности, не оставляя ребенка равнодушным к сказочному сюжету.
1.2. Организационный момент: Я предлагаю Вам окунуться в детство включить свою фантазию и поиграть.
Я рада вас всех видеть, Наверняка каждому хочется поделиться своим теплом с товарищем. Я предлагаю вам взять картинку с изображением солнышка и поделиться своей улыбкой с соседом и глядя на него сказать: «Я рад(а) тебя видеть!».
1.3. Основная часть: С каких слов начинаются сказки? «Жили-были», «В некотором царстве, некотором государстве». Говоря эти слова, мы показываем, что каждая сказка начинается с рассказа о героях, месте их нахождения.
И сегодня мы составим сказку, которая будет начинаться как-то по-своему. Но сделаем это не совсем так, как обычно происходит сказкосложение.
Мы будем использовать обычную карточную игру, которую я случайно нашла на полке магазина. Она называется «Сказки на ночь» и выглядит вот так.
Описание игры:
В каждой сказке есть герои и их спутники. У них может быть какой-либо реквизит, которым они пользуются. События происходят в разных локациях. И по ходу игры подразумеваются дополнительные вопросы, которые позволяют разнообразить игру.
Данная игра хороша как для детей, так и для взрослых.
Сказкотерапия через игру позволяет мягко и бережно работать с разной проблематикой. В процессе игры ребёнок не замечает глубокой работы над собой и это позволяет ему максимально раскрыться.
Участники выбирают себе поле, и берут карточку героя. Необходимо рассказать немного о герое: как зовут, чем занимается, с кем дружит, как обычно проводит время.
Со второго хода мы используем рулетку. По очереди вращаем рулетку и берем карту в зависимости от того, куда укажет стрелка.
После того, как выпало 3 карты и закрылась строка, берем карточку вопрос.
Когда выпадает 9я карта стараемся завершить повествование. Расскажите, что преодолел герой, какие трудности, чему научился, какие выводы сделал.
Игра заканчивается, когда все игроки заполнят все 9 полей.
1.4. Подведение итогов.
Самоанализ мастер- класса:
Целью моего мастер- класса я определила знакомство присутствующих с таким направлением, как сказкотерапия, а также представления опыта работы в этом направлении через карточную настольную игру.
Для успешной реализации данной цели я запланировала следующие задачи:
• познакомить участников с планом проведения мастер- класса, с его целевыми установками;
• углубить знания педагогов посредством ознакомления с таким направлением, как сказкотерапия;
• показать практическую значимость использования карточной игры для работы со сказкой, убедить педагогов в целесообразности использования данной игры, и похожих на нее, на своих занятиях.
• Создать условия для активного взаимодействия участников мастер-класса между собой.
В ходе занятия можно выделить следующие этапы:
1. Организационный момент и актуализация знаний по теме сказкотерапия
2. Основной этап занятия.
3. Этап подведения итогов занятия.
4. Этап рефлексии.
В ходе работы участники познакомились с направлением сказкотерапия, и опытом работы в сказку через игровую деятельность, а именно через карточную игру.
Кроме того, присутствующие коллеги были не только пассивными слушателями, но и активными участниками мастер-класса.
Вступительная часть состояла из приветствия, объявления темы мастер-класса, доклада. В основной части я организовала подгрупповую работу. На этом этапе участникам было предложено оценить свою работу, рассказать, насколько им понравился данный подход, а именно использование карточной игры
Вывод:
• Поставленная цель мастер-класса была выполнена.
• Этапы мастер-класса имели логическую последовательность.
• Психологическая атмосфера была доброжелательной, мне с педагогами было общаться легко.
• С практическим заданием все успешно справились и результатом мастер- класса я довольна.