Что такое алекситимия? Или обучение дошкольников «языку чувств»

Подготовила учитель – логопед

Баранникова Наталья Васильевна

МАДОУ «Детский сад № 4»

Все люди переживают определенные эмоции. Эмоции бывают разные – плохие и хорошие, приятные и неприятные. Человек обычно понимает, что он чувствует и может свои переживания описать. Но есть небольшой процент людей, которые не могут ни распознать, ни выразить свои эмоции на словах. Это называется алекситимией.

Алекситимия – (в переводе с греческого, а – отрицание, тимос – настроение, лексис – словарь) вид эмоционального расстройства, проявляемый сложностями в понимании и словесном описании собственных эмоциональных волнений и эмоций окружающих людей, является специфической особенностью нервной системы. Или, иными словами, невозможность выразить эмоции устно, подобрать необходимые слова, чтобы донести до собеседника всю гамму внутренних ощущений. Питер Сифнеос, в середине 70-х годов прошлого века, первым употребил термин алекситимия. Интеллектуальная сфера личности у людей при этом не нарушена, скорее, наоборот, индивиды, страдающие данным расстройством, характеризуются высоким уровнем умственного развития.

Специалисты выделяют две формы нарушения: первичную и вторичную.

Первичную алекситимию можно получить в результате родовой травмы, и она практически неизлечима. А вторичная ( приобретенная) – итог психологической травмы, которая сопровождается ммд или неврологическими нарушениями. Нарушаются связи между левым и правым полушариями: первое не может распознать сигналы переживаний, что продуцируется во втором. Для того, чтобы эмоцию вывести во внешний мир, должна осуществиться их переправа из «эмоционального» правого полушария в речевой центр, находящийся в левом полушарии. Когда этот процесс мозговой коммуникации нарушен, то человек сталкивается с тем, что он не понимает значения эмоций, не знает как их словесно выразить и донести другому человеку. Также на развитие алекситимии влияет нарушение эмоционального общения матери с ребенком раннего возраста, подавление эмоций, запрет на их проявление, гиперопека, отсутствие элементарного внимания со стороны родителей, навязанные стереотипы. Например, «мужчины не должны плакать», « выражать свои чувства на публике неприлично».

Люди с алекситимией практически не способны испытывать эмпатию, им сложно сопереживать окружающим людям. Но они не являются бездушными эгоистами или бесчувственными людьми. Они просто не понимают, как можно выразить свою эмоцию словесно.

Алекситимия в психологии это – отсутствие слов для выражения эмоций или эмоциональная безграмотность. Таким людям свойственны проблемы с фантазированием и ограниченностью воображения, низкая стрессоустойчивость. Психологи отмечают повышение риска развития соматических заболеваний, которые формируются на эмоциях человека.

Слова – «разрушител»и здоровья.

«Лопнуло моё терпение», «надоело до тошноты», «просто ножом по сердцу»… Нам кажется, что мы произносим ёмкие метафоры, а на самом деле отдаем своему телу четкие команды, способные подорвать даже самое крепкое здоровье.

«Любой язык является мощным средством самопрограммирования», - говорят ученые. Немецкий невролог, психиатр, психотерапевт, основатель позитивной психотерапии Носсрат Пезешкиан, провел многочисленные исследования и обнаружил, что в если лексиконе людей присутствуют разрушительные слова, со временем, они способны запрограммировать болезнь. Особенно тщательно изучался вопрос: слова – разрушители появляются в речи человека после возникновения болезни или создают болезнь? Оказалось, именно СОЗДАЮТ. Сначала человек включает их в свою активную речь, а потом может возникнуть болезнь. И не какая – нибудь, а та, которая заявлена. Вот некоторые данные подробных исследований многих тысяч пациентов.

«Надоело до тошноты», «Сыт по горло», «С души воротит» – нервная анорексия

«Взвалить груз забот», «Нести свой крест», «Проблемы, которые сидят на шее» – остеохондроз

«Что – то гложет», «Отравлять жизнь», «Сам себе не принадлежу» - рак

«Моча в голову ударила», «Нет сил» - урологически заболевания

«Найти отдушину», «Чихать на кого – то» - бронхо – легочные заболевания

«Принимать близко к сердцу», «Сердце разрывается» – инфаркт

«Ломать голову», «Биться головой об стену» - мигрень

«Чтоб жизнь медом не казалась», « В печенках сидит» - заболевания печени, желчного пузыря

«Глаза бы мои не видели», «Свет ни мил» - заболевания глаз

«Не хочу слышать», замолчи, заткнись» - снижение слуха

«Колотит», «трясёт», «бесит», «Лопнуло моё терпение» - депрессия

«П…. рвать», «искать приключения на свою п….» - гемморрой.

Переедание, заедание, перекусы конфетками «кусочничанье» ведут к ожирению. Каждый лишний килограмм – это одна наша невысказанная непереработанная эмоция.

Не алекситимик ли Вы можно узнать с помощью методик тестирования:

Методика «Эмоциональный словарь

».

Нужно написать максимальное количество эмоциональных состояний в течение нескольких минут.

Тест «Роршаха»

- предагается описать пятна Роршаха. Для этого нужна богатая ф

а

нтазия.

Методики,напрвленные на распознанике эмоций по интонации и мимике.

Коррекция эмоционального статуса.

Для меня, как для человека, женщины, учителя – логопеда, представляет большой интерес тема обучения дошкольников языку чувств.

Какая же связь между словарем, желудком и сердцем? Самая прямая. Эмоциональный разряд формируется в глубинах мозга, требует выхода. Но прямой выход, выплеск, непосредственное проявление эмоций невозможен. ( Представьте, если бы мы выплескивали свои эмоции на окружающих! Ни друзей, ни родных было бы не сохранить!) Эмоции требуют «переработки».

Один из механизмов такой переработки – словесное оформление, т.е. анализ эмоций с помощью слов. А если нет слов? Вот мы и хотим, чтобы наши воспитанники не остались «без языка».

Поэтому учим их сначала всматриваться, быть внимательным к своим ощущениям, эмоциональным проявлениям. «Оречевление» эмоций сразу не происходит.

Что же включается в понятие «Овладение языком чувств»?

Во – первых, это пополнение словаря понятиями, называющими эмоциональные состояния, настроение, его оттенки, переживания. Эти слова помогают « .. сердцу высказать себя» - как сказал поэт Ф Тютчев.

Во – вторых, это овладение особыми фразами, стихотворными, помогающими сглаживать конфликты, споры.

В – третьих, это освоение «волшебных» слов, слов вежливости.

В – четвертых, обучение делать искренние комплименты.

В -пятых, это умение слушать и слышать, что стоит за словами человека.

Основы овладения эмоциональным словарем закладываются в раннем детстве. Словарь еще ограничен, поэтому ребенок создает свои слова, «авторские»: « больнуло», «заплохело», «выгрустил», « тошнуло разок».

С помощью «языка чувств» можно научиться самому и научить ребенка понимать себя и других, заводить и сохранять друзей, «нейтрализовать» обидчика и овладеть многими другими полезными для жизни навыками общения.

Нередко педагогам приходится «прояснять» конфликтные ситуации, неизбежно возникающие между детьми. Спасительным оказывается юмор. Замечательные стихи для детей с тонким юмором, ненавязчивым нравоучением, искренние, с оригинальной подачей сочиняли такие поэты как Ю. Мориц, Э. Мошковская, В. Орлов, С. Маршак, В. Приходько, Е. Гит, Е. Стеквашова, В. Коркин, П. Синявский, Н. Красильников.

(Стихи для решения «конфликтных» ситуаций)

Жили-были два кота —

Восемь лапок, два хвоста.

Подрались

Междy собой

Серые коты.

Поднялись

У них трyбой

Серые хвосты.

Бились днем и ночью.

Прочь летели клочья,

И остались от котов

Только кончики хвостов. ( С. Маршак)

— Кто кого обидел первый?( В. Орлов)

— Он меня!— Нет, он меня!

-Кто кого ударил первый

— Он меня!— Нет, он меня!

— Вы же раньше так дружили!

-Я дружил.— И я дружил.

— Что же вы не поделили?

— Я забыл.— И я забыл.

Взял игрушку в детский сад,

Чтобы удивить ребят?

Позавидовал Илюшка,

Разломал мою игрушку.

Так ушёл, я не поняв,

Кто из нас двоих не прав?

Что противнее всего —

Зависть или хвастовство? (Е. Стеквашова)

Почему в обед вся группа не смогла осилить супа?

Потому что есть у Светы шоколадные конфеты.

Петушки распетушились, но подраться не решились.

Если очень петушиться, можно перышек лишиться.( В. Берестов)

Воспитанный хвостик

У кошки моей:

Он всюду почтительно

Ходит за ней.

И в двери он прежде неё

Не войдёт –

Он вежливо кошку

Пропустит вперёд. (В. Орлов)

Повстречал улитку жук:

– Ты не бойся, я твой друг!

Что нацелила рога

На меня, как на врага?

Коль друзей встречать рогами,

Станут все они врагами. (В. Орлов)

Ой, ребята, —

Верь, не верь, —

От меня сбежала дверь. Прощай, -сказала, -дорогой!

Ты открывал меня ногой! (В. Приходько)

Кто горячей водой умывается,

Называется молодцом.

Кто холодной водой умывается,

Называется храбрецом.

А кто не умывается,

Никак не называется. (П. Синявский)

Тот храбрее,

Кто добрее.

Тот сильнее,

Кто умнее.

Только трусы с дураками

Спор решают кулаками . (Ю. Мориц)

Почему так сиротливо у пенька стоит крапива?

Потому что жжется очень. Кто с такой дружить захочет? (Е. Гит)

(Стихи, характеризующие настроение, эмоциональное состояние)

За окном туман и слякоть,

Звёзды прячутся во тьму…

Очень хочется заплакать —

Неизвестно почему.

Утром ветки золотятся

В голубом, как сон, дыму…

Очень хочется смеяться —

Неизвестно почему. ( В. Коркин)

Встало солнце кислое,

Смотрит — небо скисло,

В кислом небе кислое облако повисло...

И спешат несчастны кислые прохожие

И едят ужасно кислое мороженое...

Даже сахар кислый!

Скисло всё варенье!

Потому что кислое было настроение. (Э. Мошковская)

Все капризы у Оксанки

Соберём в большие санки,

Отвезём в далёкий бор,

Дальше моря, дальше гор!

И оставим возле ёлки…

Пусть едят их злые волки! (Э. Мошковская)

-Хнык,хнык, хнык, хнык.

Как он в комнату проник?

Карлик вредный и плаксивый,

Уходи отсюда живо!

Миша плакать не привык!

Уходи отсюда, Хнык! (Г. Спагир)

Мурка задумчиво в небо глядит.

Может быть, там колбаса пролетит?

Мысль, что бывают еще чудеса,

Даже приятнее, чем колбаса.

В дом вошла без стука скука и залезла прямо в кресло.

Как избавиться от скуки? Ну – ка, встанем руки в руки.

Ты – лисичка,я -медведь, будем прыгать
, будем петь…

Глянули на кресло, а скука – то исчезла….

Я ушел в свою обиду, и сказал, что я не выйду,

Вот не выйду никогда! Буду жить в ней все года.

И в обиде я не видел ни цветочка,
ни куста…

Ив обиде я обидел и щеночка и кота…

Я в обиде съел пирог,

И в обиде я прилег и проспал в ней два часа.

Открываю я глаза… А она куда -то делась!

Но искать не захотелось! (Э. Мошковсская)

Испугался Рома грома, заревел он громче грома.

От такого рева гром притаился за бугром. (Н. Красильников)

Не идется и не едется,

Потому что гололедица…

Зато отлично падается…

Почему никто не радуется? (В. Берестов)

Считать кукушка научилась, на том ученье прекратилось.

(Комплименты – еще один компонент «языка чувств».)

Мне изюм нейдет на ум, цукерброт не лезет в рот.

Да и жизнь не хороша, без тебя, моя душа! (А.С. Пушкин)

И слон возвратился в родные края

Счастливый от хобота и до хвоста!

Будь вежливым как носорог и чистеньким, как хрюшка!

Тогда куплю тебе свисток и поцелую в ушко!

(Стихи о вежливых словах)

«Добрый день!» - тебе сказали

«Добрый день» - ответил ты.

Как две ниточки связали – теплоты и доброты. (А.Кондратьева)

-Здравствуйте! - ты скажешь человеку.

-Здравствуй! – улыбнется он в ответ,

И, наверно, не пойдет в аптеку,

И здоровым будет много лет.

Отменить, что ли слово «пожалуйста»?

Повторяем его поминутно.

Нет, пожалуй, что без «пожалуйста»

Нам становится неуютно.

А что мы говорим «спасибо»?

За все, что делают для нас.

И мы припомнить не смогли бы,

Кому сказали, сколько раз.

Воспитание в детях доброты, понимания, умения сопереживать, вежливости, умения шутить, сглаживать недопонимание, агрессию словами, а еще лучше строчками из стихов, песен, мультфильмов очень длительный, но важный и нужный аспект, так как это способствует формированию позитивных взаимоотношений с другими людьми, развивает интеллект и пробуждает любовь к слову.