Титульный лист
Название конкурсной работы
Конспект внеурочного
занятия по курсу «Мы – твои друзья»
в 3 классе
Проект газета «Про хвостатых - полосатых»
Автор (ФИО - полностью)
Цыганкова Елена Евгеньевна
Должность автора
Учитель начальных классов
Школа – полное и краткое наименование
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 42
имени Ф.С. Шабашева
пгт Ахтырского Абинского района
МБОУ СОШ №42
Адрес, номер телефона, электронная почта педагога
Адрес: Краснодарский край, Абинский район, пгт Ахтырский, ул Пушкина дом 2, кв 7
Телефон: 89892598204
Электронная почта: elena_ticher@mail.ru
Возраст учащихся
9-10 лет
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 42 имени Ф.С. Шабашева
пгт Ахтырского Абинского района
Конспект внеурочного занятия по курсу «Мы – твои друзья»
в 3 классе
Проект газета «Про хвостатых - полосатых»
подготовила
учитель начальных классов
Цыганкова Елена Евгеньевна
Возраст учащихся 9-10 лет
Пгт Ахтырский
План – конспект занятия по внеурочной деятельности (курс «Мы- твои друзья»)
Тема: Коллективный проект газета «Про хвостатых – полосатых»
Цель занятия: способствовать формированию самостоятельности учащихся, способности к самообразованию и саморазвитию.
Основные задачи:
Первоначальное знакомство младших школьников с домашними питомцами (кошками и собаками) как представителями крупных семейств животных.
Знакомство учащихся с историей одомашнивания кошек и собак, причинах одомашнивания.
Развитие представления учащихся о разнообразии пород домашних кошек и собак, особенностях их внешнего строения и особенностях содержания.
Развитие у учащихся понимания того, что неважно, является ли животное породистым или беспородным, оно способно подарить своему хозяину нежность и любовь
УУД занятия
Личностные: формирование умения создавать собственные творческие замыслы и доводить их до воплощения в творческий проект.
Регулятивные: создать условия для принятия, планирования и реализации учебной задачи.
Коммуникативные: воспитывать толерантное отношение друг к другу, взаимное сотрудничество.
Методы работы: частично – поисковые, словесные, наглядные, практические.
Педагогические технологии:
- личностно – ориентированного обучения;
- словесной продуктивной и творческой деятельности;
- педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия, работа в группах);
Основные формы реализации перечисленных методов работы: беседа, самостоятельная работа, работа с раздаточным материалом.
В формах организации познавательной деятельности преобладает общеклассная, групповая, индивидуальная работа.
Система контроля: взаимоконтроль в сочетании с контролем классного руководителя
Ожидаемые результаты:
- повышение активности на уроках;
- улучшение результатов обучения.
Структура урока
цель
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Ход внеурочного занятия
Организационный момент.
Создание благоприятной рабочей обстановки.
Добрый день, ребята.
Кто знает что это такое, встаньте ко мне лицом, кто не знает – спиной (Учитель показывает газету….предполагаем, что все стоят к учителю лицом, учитель благодарит и усаживает детей)
Учитель прикрепляет газету к доске, спрашивает, что такое «газета».
Газета – периодическое издание в виде больших листов, посвященное различным темам. (Толкование крепим на газету)
Учащиеся приветствует учителя.
Выполняют задание.
Мотивация познавательной деятельности.
Психологический настрой учащихся.
Включение учащихся в деятельность.
Для мотивации учащихся к выполнению проекта можно использовать прослушать песенку «Человек собаке друг» из мультфильма. После прослушивания предложить назвать признаки, по которым определяется дружба собаки и человека, человека и любого другого животного.
Спросить, являются ли эти признаки существенными в дружбе? А что является настоящими признаками дружбы человека и животного?
Предложить назвать главный вопрос занятия, помочь учащимся сформировать учебную задачу занятия. (Выпустить газету «Про хвостатых – полосатых», чтобы больше узнать о кошках и собаках)
Слушают песенку, выделяют из нее существенные и несущественные признаки дружбы человека и животных.
Выдвигают предположения, обосновывают их, приводят примеры. (Например, не дружат из-за того, что человек не лает и не кусается. Дружба проявляется в заботе о братьях наших меньших)
С помощью учителя формулируют учебную задачу.( Чтобы быть другом, помощником, любить животных , нужно много знать о братьях наших меньших)
Актуализация необходимых знаний.
Активизация уч-ся на предстоящую работу.
Учебный диалог.
Ребята, давайте вспомним к каким видам животных относятся кошки и собаки? (звери)
-Вспомните, над какими понятиями и терминами мы уже работали? (животные, звери.)
Назовите одним словом: персидская, мейн- кун, британская короткошерсткая, сфинкс, сиамская – это …. (породы кошек)
Ротвейлер, кокер- спаниель, йоркширский терьер, немецкая овчарка, пудель – это … (породы собак). Уместна ли будет данная информация в нашей газете?
Что интересного можно поместить в нашей газете еще?
Доказывают, что выбранные животные – звери. Называют характерные признаки животных, зверей.
Отвечают на вопросы.
Организация познавательной деятельности.
Расширение словарного запаса учащихся через определение лексического значения слова и обсуждение назначения.
Учебная дискуссия.
Выявление требований к газете.
Отработка умений работать в группах.
Хочу я о природе снять сюжет
И интересный защитить …
(проект)
Экологическую я возьму проблему,
О кошках и собаках выберу я…..
(тему)
Достигну цели, не иначе!
Я ставлю пред собой…..
(задачи)
Искал, читал и наблюдал у станции,
Чтобы собрать побольше ….
(информации)
Я сочинил стихи, я рисовал.
И получилось….это…
Я понял: это же ….
(газета)
Зачем нужна газета?
Прикрепляю лист белого ватмана к доске .
Мне хочется сегодня вас пригласить в редакцию газеты «Про хвостатых – полосатых»,
Итак, мы сегодня будем выпускать первый номер такой газеты. Для этого нам потребуются «газетные» профессии, определим их и объясним, что они означают:
РОТКАДЕР
ТНЕДНОПСЕРРОК
ЬЛЕТИМРОФО
Ученики в группах соединяют слово с толкованием:
- автор сообщений в газете, журнале.
-работник по содержанию внешнего вида чего-нибудь.
- лицо, руководящее выпуском периодического издания.
Проверяем с доской. Выяснив, кто такой редактор, учитель приглашает к себе первые номера из каждой группы (распределено заранее), выдаёт бейджики со словом «редактор», белый лист ватмана и вывешивает памятку их действий:
Памятка.
Организует процесс выполнения работы.
Помогает всем участникам.
Аналогично, вторым номерам (корреспондентам ) – бейджики, папки с заметками и памятку:
Памятка.
Отбирает нужный материал по рубрикам:
Отбирает нужный материал по рубрикам:
Кошачьи и собачьи – кто они?, породы кошек и собак, как появились кошки и собаки,
Это интересно.
Помогают разместить заметки.
Третьи номера, оформители, получают бейджики, листы для оформления:название оформлено, нужно раскрасить название рубрик. Памятку
Памятка.
Раскрась ярко название газеты
Приклей аккуратно названия рубрик, заметки.
Учащиеся подбирают рифму.
Учащиеся называют основные этапы работы над проектом: проблема, планирование, поиск, презентация, продукт.
Учащиеся фронтально отвечают на поставленные вопросы и определяют тему занятия.
Обращаются в толковый словарь.
Самостоятельная творческая работа.
Учитель вывешивает на доску табличку РЕДАКЦИЯ.
Ученики работают согласно памяткам. Учитель помогает, советует.
- Предлагаю вам занять места в группах согласно вашим бейджам и приступить к работе.
- Ребята, сначала изучите материал, который лежит на ваших столах, обратите внимание еще раз на тему нашей газеты, работайте согласно ваших памяток. Действуйте слажено, учитесь слушать друг друга.
Рассматривают картинки, рисунки, выбирают нужную информацию из предложенных сообщений, анализируют, выделяют общие признаки, различия. Расставляют номера сообщений, определяют тематику по рубрикам, оформляют название газеты, рубрик. Вырезают, приклеивают, раскрашивают.
Подведение итогов.
Рефлексия.
Учитель организует самооценку своих достижений на уроке.
Обращает внимание учащихся на то, чему научились на занятии.
Учитель останавливает работу и просит оставить автограф в газете того, кому было интересно и полезно на уроке, предлагает написать заметку об этом занятии.
Газета вывешивается на доску. Обзорно анализируются, предлагается подготовить обзор газеты (д/з), внимательно изучить в течение нескольких дней.
Оценивают свою работу, делятся впечатлениями.
Приложение к уроку:
Газета – периодическое издание в виде больших листов, посвященное различным темам.
РОТКАДЕР РЕДАКТОР
ТНЕДНОПСЕРРОК КОРРЕСПОНДЕНТ
ЬЛЕТИМРОФО ОФОРМИТЕЛЬ
- автор сообщений в газете, журнале.
-работник по содержанию внешнего вида чего-нибудь.
- лицо, руководящее выпуском периодического издания.
Памятка редактору.
1.Организует процесс выполнения работы.
2. Помогает всем участникам.
Памятка корреспонденту.
Отбирает нужный материал по рубрикам:
Кошачьи и собачьи – кто они?, породы кошек и собак, как появились кошки и собаки,
Это интересно.
Помогают
разместить заметки
.
Памятка оформителю.
Раскрась ярко название газеты
Приклей аккуратно названия рубрик, заметки.
Кошачьи и собачьи — кто они?
Семейство кошачьих включает около 40 видов млекопитающих хищников, приспособленных для добывания животной пищи путем подкрадывания, подкарауливания, преследования.
Древнейшие предки современных кошачьих появились более 40 млн лет назад (для сравнения — род, из которого произошел современный человек, выделился 2 млн лет назад).
Размеры кошачьих варьируются: от 34 см в длину и массы 1 кг (пятнисто-рыжая кошка) до 3,8 м
и более 300 кг (тигр).
В семействе кошачьих выделяют два подсемейства — малые и большие кошки.К малым кошкам относятся рыси, пумы, гепарды, каракалы, сервалы и т. д. Род Кошки, к которым относится кошка домашняя, также входит в подсемейство малых кошек.
К большим кошкам относятся род дымчатые леопарды и род пантеры (тигр, леопард, лев ягуар и т. д.).
Дикие кошки распространены на всех материках и крупных островах, кроме Австралии, Антарктиды, островов Новой Гвинеи, Гренландии и Мадагаскара.
Среди кошачьих многие виды находятся под угрозой исчезновения и нуждаются в специальной охране: азиатский гепард, снежный барс, кошка-рыболов и калимантанская кошка, каракал и т. д
Семейство собачьих (псовых) включает около40 видов млекопитающих хищников, приспособленных для добывания животной пищи путем
преследования. Предки современных представителей семейства появились 34 млн лет назад. Представители псовых распространены по всем материкам за исключением Антарктиды и Австралии.
В России водится 8 видов: енотовидная собака, волк, шакал, песец, лисица, корсак, афганская лисица и красный волк.
В семействе собачьих выделяют подсемейство волчьи, собачьи и большеухие лисицы. Предок домашней собаки относится к волчьим. Среди других
представителей этого подсемейства — волки, шакалы, лисицы, песцы, енотовидные собаки и т. д.
Среди исчезающих представителей семейства собачьих — кустарниковая собака, красный волк, гиеновидная собака, корсак.
Как появились домашние собаки и кошки
Наиболее распространенная версия происхождения домашней кошки называет ее предком африканского дикого кота. Ее подтверждают многочисленные анатомические и физиологические сходства, а также приспособленность к жизни в определенных условиях.
Кошки появились в доме человека более 7 тысяч лет назад. К этому времени человек уже приручил собаку, козу, овцу, свинью, лошадь. Причину,
по которой одомашнивание кошки произошло существенно позже, чем остальных домашних животных, ученые связывают с особенностями образа жизни кошачьих. Поэтому человеку до сих пор так непросто научить кошку выполнять определенные команды.
Для чего человек приручил кошку? На этот счет существует несколько теорий. Одна из них — наиболее распространенная — в качестве основной
причины одомашнивания рассматривает использование кошки для контроля за грызунами. Человек заметил, что дикие кошки умеют прекрасно охотиться на мышей и крыс, которые опустошали зерновые запасы, и стал поощрять их селиться поблизости.
Большинство зоологов уверены в том, что предком домашней собаки был серый волк. Собака была первым домашним животным первобытного человека, считается, что она появилась не менее 10—12 тысяч лет назад. Основная причина приручения волков — использование их для охоты, добычи мяса.
В некоторых древних культурах кошки и собаки рассматривались не просто как полезные существа, но и как священные животные. Так в Египте
убийство кошки считалось страшным преступлением и каралось смертной казнью. Если кошка или собака умирала, то вся семья носила траур,
в знак чего сбривала брови.
Породы кошек и собак
Различные породы кошек стали появляться еще в Древнем Египте, Древнем Китае и Персии. В Европе выведением различных пород кошек стали заниматься в первой половине 18 века, то есть сравнительно не так давно. В настоящее время существует около 90 пород этого животного.
Среди самых популярных следующие:
Персидская кошка. Одна из старейших кошачьих пород. В настоящее время существует несколько десятков ее разновидностей (белая, черная, кремовая, лиловая и т. д.) Кошки отличаются ласковым характером и полным доверием к человеку. Очень спокойны. Их голос редко можно услышать.
При этом персы — одна из самых сложных в уходе пород. За шерстью кошки нужно каждый день тщательно ухаживать, иначе она спутывается, припудривать шерсть тальком или специальным порошком, затем тщательно вычесывать ее гребнем или щеткой. Кроме этого требуется регулярное мытье.
Мейн-кун — порода домашних кошек, предки которых жили в штате Мэн (Северо-Восточная Америка). Отсюда и первая половина названия породы. Вторая половина — «raсcoon», то есть «енот», дана из-за сходства этой породы с енотами.
Кошки породы мейн-кун отличаются своеобразной внешностью и поведением. Среди домашних кошек это крупная порода: самцы могут иметь массу 10—12 килограммов, самкидо 6,5—7 килограммов. Эта порода очень дружелюбна, очень любит общение. Поддается дрессировке.
Британская короткошерстная. Британским кошкам свойственно много различных окрасов, самые популярные — сплошные (серо-голубой, черный,
лиловый, шоколадный). Британские кошки очень независимы и могут спокойно переносить одиночество. Не требуют сложного ухода и подходят людям, которые проводят много времени на работе.
Сфинкс — группа пород бесшерстных кошек. Кожа их покрыта очень тонким слоем шерсти, напоминает замшу. Очень привязчивы к людям,
ласковы, незлопамятны, игривы, очень любят внимание. Достаточно требовательны в уходе. Сфинксов необходимо часто купать. Если этого не делать,
сфинксы становятся грязные и липкие на ощупь, у них могут развиться проблемы с кожей. Важно также регулярно чистить уши и стричь когти.
Сиамская. Активные кошки. Нуждаются во внимании, любят физический контакт. Общительные, ласковые и доверчивые. Поддаются дрессировке.
Порода проста в уходе и содержании.
Сибирская — порода полудлинношерстных кошек. Вплоть до 19 века в России их называли бухарскими.
Скорее всего они были завезены купцами, прибывающими с Востока. Несмотря на очень длинную шерсть, сибирские кошки не очень прихотливы. Их
нужно регулярно расчесывать и раз в полгода мыть.
Среди пород собак выделяют группы служебных, пастушьих, охотничьих, ездовых собак и собак-компаньонов.
Разведением пород собак человек стал заниматься очень давно. Изображение собак различных пород есть на древнеегипетских памятниках.
Большинство из них похожи на борзых. На более поздних памятниках этого периода изображены собаки, схожие с гончими и норными (таксами).
А на ассирийском памятнике, которому около 2 тысяч лет, есть изображение большого мастифа.
В настоящее время в мире существует около 400 различных пород. Из них в России выведены: русский черный терьер, русская псовая борзая,
кавказская овчарка, восточно-европейская овчарка, московская сторожевая, русская гончая.
Среди наиболее распространенных пород:
Ротвейлер. Крупная, с крепким костяком собака, обладающая устойчивым сильным характером. Ротвейлеры выносливы и энергичны. Способны
отважно защищать хозяина, однако считаются агрессивной породой. Поэтому требуют специального воспитания, иначе могут вырасти очень злобными и опасными, даже для самого хозяина. Не рекомендуются для семей, где есть маленькие дети.
Кокер-спаниель. Охотничья собака, отличающаяся веселым, дружелюбным характером. Очень энергична и нуждается в длительных прогулках, движении.
Требует специфического ухода — собаку нужно мыть один раз в неделю, стричь и триминговать.
Йоркширский терьер. Одна из самых маленьких пород собак. Согласно стандартам, вес йорка не должен превышать 3 кг. Очень преданная и веселая собака, прекрасный компаньон, нежно относящаяся к детям.
Немецкая овчарка. Собаки этой породы изначально использовалась в качестве пастушьей и служебно-розыскной. Считается одной из самых умных
пород, способна к разнообразной дрессировке, легко обучается. Очень преданна по отношению к своим хозяевам, бережно и заботливо относится
к маленьким детям. Но как большая, сильная собака нуждается в физических нагрузках. Поэтому хозяин должен позаботиться о физической форме своего питомца.
Пудель. Порода декоративных собак. Существует несколько разновидностей этой породы, отличающихся размерами и окраской. Так же, как и овчарка, относится к наиболее умным породам. Очень активна, умна, внимательна. Легко дрессируется.
Где могут помочь с выбором питомца. Фелинологические и кинологические ассоциации
Цель кинологических и фелинологических ассоциаций — способствовать выведению и сохранению пород кошек и собак, развивать гуманное
отношение к животным.
Среди наиболее крупных кинологических ассоциаций — Международная кинологическая федерация (FCI), членом которой является Россия.
Приложение 2
к Порядку проведения муниципального этапа Первого регионального отборочного тура методического конкурса «Развитие интереса к различным видам искусства в рамках программы «Мы – твои друзья»
Согласие на обработку персональных данных
Я, Цыганкова Елена Евгеньевна, учитель начальных классов, МБОУ СОШ №42
[Ф. И. О. участника, должность и наименование образовательной организации]
проживающая (-щий) по адресу Краснодарский край, Абинский район, пгт Ахтырский, ул Пушкина дом 2 кв 7, участник конкурса методик программы «Мы – твои друзья!», ознакомлена (ознакомлен) с условиями конкурса и полностью с ними согласна (согласен). Я даю свое согласие ООО «Нестле Россия», а также региональному организатору ГБОУ ИРО Краснодарского края на обработку представленных мною персональных данных.
Настоящее согласие действует в течение срока хранения документов, установленных действующим законодательством Российской Федерации.
31.03.2021г Цыганкова Елена Евгеньевна
[расшифровка]
Исполняющий обязанности
директора Е.В. Елефтериади
Приложение 3
к Порядку проведения муниципального этапа Первого регионального отборочного тура методического конкурса «Развитие интереса к различным видам искусства в рамках программы «Мы – твои друзья»
Описание системы работы по развитию интереса к различным видам искусства в рамках программы «Мы – твои друзья»
Данная система работы по развитию интереса
к различным видам искусства в рамках программы «Мы – твои друзья» включает такие виды, как художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного творчества, музыка, техника
декупаж
, коллаж.
Виды учебной деятельности: наблюдение, эксперимент, работа с книгой, систематизация знаний, решение познавательных задач.
Методы: исследовательский, обьяснительно-иллюстративный, практический, поисковый.
Подходы: групповая работа
Педагогические технологии:
- личностно – ориентированного обучения;
- словесной продуктивной и творческой деятельности;
- педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия, работа в группах);
Основные формы реализации перечисленных методов работы: беседа, самостоятельная работа, работа с раздаточным материалом.
В формах организации познавательной деятельности преобладает общеклассная, групповая, индивидуальная работа.
Система контроля: взаимоконтроль в сочетании с контролем классного руководителя
Обоснование: актуальность выбора определена следующими факторами:
Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно-деятельностной самореализации, к проявлению активности и творчества в решении жизненно важных проблем. Федеральный государственный образовательный стандарт диктуют нам сегодня направление на развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, интеллектуального развития, детской одарённости. Сформировать у учащихся такие ключевые для сегодняшнего общества качества, как креативность. Главное условие работы с детьми – ориентироваться на их возможности и развивать деятельность, направленную на изучение мира и окружающего пространства.
Основной акцент сделан на формировании ценностного, глубоко-эмоционального отношения детей к животным. Важно, чтобы ребенок воспринимал животное не только как объект наблюдения и изучения, но и понимал, что перед ним живое существо, которое может испытывать боль и радость, страх и удовольствие, резвиться и недомогать. Домашний питомец способен быть преданным и надежным другом, вызывать восхищение своей особой красотой, удивлять физическими способностями.
Краткое описание работы по развитию интереса к различным видам искусства:
-темы и занятия, в рамках которых происходит формирование интереса к заявленным видам искусства.
Рубеж 20- 21 века ознаменовался кризисом чтения во всемирном масштабе. Выросло поколение «экранных» детей, не имеющих интереса к чтению. Книга как носитель духовности перестала воздействовать на юного читателя. Плоды этого мы начали пожинать сегодня: низкий уровень развития речи, воображения, восприятия, коммуникативных навыков, вообще нравственных устоев.
Умение работать с информацией сейчас занимает одно из важных мест в жизни ребенка . Периодические издания, созданные для детей и тем более детьми, включающие три вида искусства- слова, живописи и дизайна,- являются источником образов мира для восприятия и чтения с целью формирования и развития личности.
Детская литература выполняет две функции: эстетико – гедонистическую и мировоззренческую, т.е. функцию удовольствия, наслаждения, радости от восприятия книги.
Художественное слово является средством общения взрослых и детей, оно помогает ребенку в обогащении словаря и речи.
Целью занятия Проект газета «Про хвостатых - полосатых» является способствовать формированию самостоятельности учащихся, способности к самообразованию и саморазвитию.
Основные задачи:
Первоначальное знакомство младших школьников с домашними питомцами (кошками и собаками) как представителями крупных семейств животных.
Знакомство учащихся с историей одомашнивания кошек и собак, причинах одомашнивания.
Развитие представления учащихся о разнообразии пород домашних кошек и собак, особенностях их внешнего строения и особенностях содержания.
Развитие у учащихся понимания того, что неважно, является ли животное породистым или беспородным, оно способно подарить своему хозяину нежность и любовь
формирование умения создавать собственные творческие замыслы и доводить их до воплощения в творческий проект.
создать условия для принятия, планирования и реализации учебной задачи.
воспитывать толерантное отношение друг к другу, взаимное сотрудничество
На занятии я ставлю вопросы аналитического характера, задания, которые побуждают мыслить над прочитанным, сопоставлять, сравнивать. Считаю, что форма внеурочного занятия доставит удовольствие ребятам, процесс изготовления газеты будет познавательным, а новые знания о братьях наших меньших не только расширят их кругозор, но и станут источником размышлений на тему «Мы- твои друзья».