МБУ ДО «Сунтарская детская школа искусств»

сльгяй

Открытый урок –план конспект

«Декоративная живопись»

Тема урока: Натюрморт

предмет: «Живопись»

Составил: Поротов Александр Николаевич

Преподаватель художественного отделения.

2025уч

Тема:  «Натюрморт»

Вид урока: Декоративная живопись.

Цель урока: Познакомить с линейно-плоскостным типом живописи.

Задачи:

1. Учить детей рассматривать натуру, выделять форму, цвет, расположение предмета и передавать его характерные особенности и выразительность красками, смешивая их на палитре добиваясь нужного цвета или оттенка.

2. Развитие чувства цвета, формы, ритма, творческого воображения, фантазии.

3. Воспитание аккуратности, художественного вкуса, эстетической отзывчивости на прекрасное в мире.

Оборудование:

Для учителя: Презентация, цветовой круг, предметы для натюрморта;

Для учащихся: краски гуашевые, кисти, тушь, альбом.

План урока:

Организационный момент (1

мин.)

Изучение нового материала (15 мин.

)

Практическая работа (20мин.

).

Анализ и оценка работ (5мин

).

Итог урока (4мин

).

Организационный момент.

- приветствие;

- проверка готовности учащихся к уроку;

- настрой учащихся на работу.

Изучение нового материала.

Ребята, сегодняшний урок, является завершающим в 3-й четверти, поэтому сегодня мы вспомним то, что уже пройдено и познакомимся с одним жанром изобразительного искусства.

(Натюрмо́рт (фр. nature morte — «мёртвая природа») — изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве, в отличие от портретной, жанровой, исторической и пейзажной тематики.)

- Какие вопросы вы можете задать, услышав это название?

Дети предлагают варианты:

- Что такое натюрморт?

- О чем расскажет натюрморт?

- По каким признакам мы можем определить, что перед нами – натюрморт?

- Какие знания нужны?

-Как поставить натюрморт?

Вижу, о натюрморте вы знаете достаточно, а давайте поговорим о том, как создаётся живописное изображение с натуры. Художники могут создавать произведения по памяти, «сочиняя» различные сюжеты, подбирая детали и подробности в соответствии с замыслом. А для того, чтобы уметь создавать произведения изобразительного искусства по памяти или воображению, художники очень много работают с натуры. Вот и мы сегодня будем изображать натюрморт именно с натуры, но для начала поговорим о двух типах живописи, немного о композиции и, конечно же, о самом главном в живописи, о цвете.

В изобразительном искусстве можно встретить два типа живописного изображения: линейно-плоскостное и объемно-пространственное. Мы будем заниматься первым типом. При создании линейно-плоскостного изображения художник ставит перед собой следующие задачи – передать силуэты, контуры, очертания предметов и их основные (локальные) цвета, расположить эти силуэты на плоскости. Изображение приобретает черты декоративности, обретает сходство с орнаментом. А что такое орнамент?

-ответы детей;

Верно, теперь обобщим ваши ответы. Орна́мент (лат. ornemantum — украшение) — узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов. Обратите пожалуйста внимание на представленные примеры.

Ваша задача сделать отбор наиболее важных, по вашему мнению, качеств. В процессе работы нужно преобразовать увиденное довольно значительно, изменить форму, цвет в большей или меньшей степени.

Приступая к передаче цветовых особенностей, стремитесь передать цветовые отношения – покажите, как относятся друг к другу цвета предметов, нужно будет определить, цвет которого из предметов теплее или холоднее, ярче или приглушеннее, светлее или темнее. Возвращаемся к примерам на доске, не забываем заглядывать на цветовой круг и таблицу контрастов.

И последнее вам нужно будет выделить главное в этой композиции, т.е. найти центр. Для этого можно, например, увеличить или уменьшить предмет в размерах, или же за счёт цвета, сделав его ярче, контрастнее, или за счёт тона, сделав светлее или темнее окружающего фона. Также в декоративно живописи в отличии от реалистичной можно использовать обводку.

Если нет вопросов, приступаем к работе.

Самостоятельная работа учащихся.

Индивидуальная помощь отстающим, исправление ошибок.

Анализ работ.

(Сначала выходит первый ряд, затем второй и т.д.)

1.      Ребята, оставшиеся на местах, давайте обсудим, в чём особенность индивидуального художественного стиля каждого из вышедших к доске ваших товарищей?

2.      Какие изобразительные приёмы помогают им связать все элементы композиции в единое гармоничное целое?

Итог урока.

Вот и закончилась наша работа. Молодцы! Посмотрите еще раз, какие замечательные работы у вас получились. Спасибо за урок. До свидания.

Уборка рабочих мест.