МБУ ДО «Сунтарская детская школа искусств»
с.Эльгяй
Открытый урок –план конспект
«Декоративная живопись»
Тема урока: Натюрморт
предмет: «Живопись»
Составил: Поротов Александр Николаевич
Преподаватель художественного отделения.
2025уч.г
Тема: «Натюрморт»
Вид урока: Декоративная живопись.
Цель урока: Познакомить с линейно-плоскостным типом живописи.
Задачи:
1. Учить детей рассматривать натуру, выделять форму, цвет, расположение предмета и передавать его характерные особенности и выразительность красками, смешивая их на палитре добиваясь нужного цвета или оттенка.
2. Развитие чувства цвета, формы, ритма, творческого воображения, фантазии.
3. Воспитание аккуратности, художественного вкуса, эстетической отзывчивости на прекрасное в мире.
Оборудование:
Для учителя: Презентация, цветовой круг, предметы для натюрморта;
Для учащихся: краски гуашевые, кисти, тушь, альбом.
План урока:
Организационный момент (1
мин.)
Изучение нового материала (15 мин.
)
Практическая работа (20мин.
).
Анализ и оценка работ (5мин
).
Итог урока (4мин
).
Организационный момент.
- приветствие;
- проверка готовности учащихся к уроку;
- настрой учащихся на работу.
Изучение нового материала.
Ребята, сегодняшний урок, является завершающим в 3-й четверти, поэтому сегодня мы вспомним то, что уже пройдено и познакомимся с одним жанром изобразительного искусства.
(Натюрмо́рт (фр. nature morte — «мёртвая природа») — изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве, в отличие от портретной, жанровой, исторической и пейзажной тематики.)
- Какие вопросы вы можете задать, услышав это название?
Дети предлагают варианты:
- Что такое натюрморт?
- О чем расскажет натюрморт?
- По каким признакам мы можем определить, что перед нами – натюрморт?
- Какие знания нужны?
-Как поставить натюрморт?
Вижу, о натюрморте вы знаете достаточно, а давайте поговорим о том, как создаётся живописное изображение с натуры. Художники могут создавать произведения по памяти, «сочиняя» различные сюжеты, подбирая детали и подробности в соответствии с замыслом. А для того, чтобы уметь создавать произведения изобразительного искусства по памяти или воображению, художники очень много работают с натуры. Вот и мы сегодня будем изображать натюрморт именно с натуры, но для начала поговорим о двух типах живописи, немного о композиции и, конечно же, о самом главном в живописи, о цвете.
В изобразительном искусстве можно встретить два типа живописного изображения: линейно-плоскостное и объемно-пространственное. Мы будем заниматься первым типом. При создании линейно-плоскостного изображения художник ставит перед собой следующие задачи – передать силуэты, контуры, очертания предметов и их основные (локальные) цвета, расположить эти силуэты на плоскости. Изображение приобретает черты декоративности, обретает сходство с орнаментом. А что такое орнамент?
-ответы детей;
Верно, теперь обобщим ваши ответы. Орна́мент (лат. ornemantum — украшение) — узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов. Обратите пожалуйста внимание на представленные примеры.
Ваша задача сделать отбор наиболее важных, по вашему мнению, качеств. В процессе работы нужно преобразовать увиденное довольно значительно, изменить форму, цвет в большей или меньшей степени.
Приступая к передаче цветовых особенностей, стремитесь передать цветовые отношения – покажите, как относятся друг к другу цвета предметов, нужно будет определить, цвет которого из предметов теплее или холоднее, ярче или приглушеннее, светлее или темнее. Возвращаемся к примерам на доске, не забываем заглядывать на цветовой круг и таблицу контрастов.
И последнее вам нужно будет выделить главное в этой композиции, т.е. найти центр. Для этого можно, например, увеличить или уменьшить предмет в размерах, или же за счёт цвета, сделав его ярче, контрастнее, или за счёт тона, сделав светлее или темнее окружающего фона. Также в декоративно живописи в отличии от реалистичной можно использовать обводку.
Если нет вопросов, приступаем к работе.
Самостоятельная работа учащихся.
Индивидуальная помощь отстающим, исправление ошибок.
Анализ работ.
(Сначала выходит первый ряд, затем второй и т.д.)
1. Ребята, оставшиеся на местах, давайте обсудим, в чём особенность индивидуального художественного стиля каждого из вышедших к доске ваших товарищей?
2. Какие изобразительные приёмы помогают им связать все элементы композиции в единое гармоничное целое?
Итог урока.
Вот и закончилась наша работа. Молодцы! Посмотрите еще раз, какие замечательные работы у вас получились. Спасибо за урок. До свидания.
Уборка рабочих мест.