* {font-family: Arial; font-size: 11pt;}
a.NoteRef {text-decoration: none;}
hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;}
table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;}
td {border: 1px solid black;}
.Normal {margin-bottom: 10pt;}
.List Paragraph {margin-top: 0; margin-bottom: 0;}
.Balloon Text {font-family: 'Tahoma'; font-size: 8pt;}
.Текст выноски Знак {font-family: 'Tahoma'; font-size: 8pt;}
Предмет: Окружающий мир.
Тема урока: День народного единства
Тип урока: Изучение нового материала.
Цель урока: Знакомство с историей возникновения праздника «День народного единства» и событиях, связанных с 1612 г.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить учащихся с историей праздника;
- подчеркнуть значимость событий 1612 года для дальнейшей истории нашей страны;
- расширить представления детей о территории России, народах её населяющих.
Развивающие:
- совершенствовать умения и навыки работы с текстом, дополнительной литературой, анализа и обобщения изучаемого материала;
- развивать воображение.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к изучению истории своей страны, чувство гордости и уважения к защитникам государства;
- содействовать развитию познавательного интереса учащихся к истории.
Формировать УУД:
Личностные:
- понимать важность праздников современного российского гражданского календаря как способа дружеского объединения всех граждан нашего Отечества вне зависимости от местожительства, особенностей этнической культуры и вероисповедания.
- проявлять интерес к изучаемому предмету, понимать его важность
Коммуникативные:
- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
- доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
- читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план;
Регулятивные:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- оценивать свои достижения на уроке;
- ориентироваться в учебнике;
- планировать свои действия на уроке.
Познавательные:
- осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию:
- добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация.);
Оборудование: учебник «Окружающий мир.», 4 класс, 2 часть, презентация, кроссворд, тест.
Ход урока.
Организационный этап.
Цель: Подготовить учащихся к работе на занятии.
Метод: Словесный.
Приём: Диалог.
Время: 1 минута.
Деятельность учителя.
Деятельность учащихся.
Примечание.
- Здравствуйте, ребята.
Прозвенел уже звонок,
Сядьте тихо и неслышно,
И скорей начнём урок.
Будем мы писать, трудиться,
Ведь заданья нелегки.
Нам, друзья, нельзя лениться,
Так как мы ученики.
Приветствуют учителя. Проверяют готовность на уроке.
Стихотворение на слайде.
2. Проверка усвоений предыдущих знаний.
Цель: Организация актуализации изученных способов действий, достаточных для построения новых знаний.
Метод: Словесный. Наглядный.
Приём: Диалог.
Время: 3 минуты.
Деятельность учителя.
Деятельность учащихся.
Примечание.
Прежде, чем изучить сегодняшнюю тему урока, мы с вами вместе вспомним материал, который мы уже проходили. Я буду задавать вопросы, а вы отвечать. Подсказки на слайде вам будут помогать вспоминать пройденный материал.
- Для начала скажите, какой город является столицей России?
- Верно, город Москва.
- Какой год считается годом рождения Москвы?
- Как называется холм, на котором уже в XII веке был построен
деревянный Московский Кремль?
- Куда впадает Москва-река?
- Каким стал Кремль при внуке Ивана Калиты — Дмитрии Донском?
- В каком году были возведены стены Московского Кремля из
белого камня?
- Как называется самая высокая башня Кремля?
- Чем знаменита Спасская башня?
- Кого считают основателем Москвы?
- Молодцы. Вы очень хорошо знаете историю своего Отечества. Сегодня мы начнём подготовку к экскурсии по теме: «Москва как летопись истории России».
Отвечают на вопросы.
- Город Москва.
- Год рождения Москвы 1147.
- Боровицкий холм.
- В Оку.
- Белокаменным.
- 1367 год
- Троицкая башня.
- На ней находятся Кремлевские куранты — главные часы страны.
- Князя Юрия Долгорукого.
На слайде: картина Кремля. Москва.
На слайде вопросы:
Какой год считается годом рождения Москвы?
Как называется холм, на котором уже в XII веке был построен
деревянный Московский Кремль?
Куда впадает Москва-река?
Каким стал Кремль при внуке Ивана Калиты — Дмитрии Донском?
В каком году были возведены стены Московского Кремля из
белого камня?
Как называется самая высокая башня Кремля?
Чем знаменита Спасская башня?
Кого считают основателем Москвы?
Подсказки в виде картинок, ребусов, математических выражений, которые нужно решить.
На слайде: «Москва как летопись истории России».
3. Мотивационный этап.
Цель: Создание мотивации к учебному исследованию.
Метод: Наглядный. Словесный. Практический.
Приём: Диалог. Слово учителя.
Время: 3 минуты.
Деятельность учителя.
Деятельность учащихся.
Примечание.
Живут в России разные
Народы с давних пор:
Одним тайга по нраву,
Другим степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд,
Один черкеску носит,
Другой надел халат.
Один рыбак с рожденья,
Другой оленевод,
Один кумыс готовит,
Другой готовит мёд.
Одним милее осень,
Другим милей весна
А Родина – Россия
У нас у всех одна!
- Ребята, что вы можете сказать о народах нашей страны?
- А как вы думаете, дружно ли живут народы в нашей стране?
- Как вы считаете, в какой ситуации страну невозможно победить и завоевать?
- Верно. Если мы все вместе будем едины, то никто и никогда не сможет победить и завоевать нас.
- Как вы думаете, какой будет тема нашего урока? О чем мы будем говорить?
- Сегодня на уроке окружающего мира, мы на личном опыте наших предков убедимся, почему же так важно быть единым целым и к какому выводу это приведёт.
Слушают стихотворение.
Отвечают на вопросы.
- Живут в различной местности – тайге, степи, городах, сёлах; могут разговаривать на разных языках; носить разную национальную одежду.
- Где-то да, где-то нет.
- Когда народ един и дружит друг с другом.
- О дружбе народов.
После ответа учащихся на слайде картинка: люди разных национальностей стоят в кругу, держась за руки.
4. Изучение новых знаний и способов деятельности.
Цель: Знакомство учащихся с историческим событием – подвиге ополченцев изгнавшим под руководством Минина и Пожарского иноземных захватчиков с Русской земли.
Метод: Словесный. Наглядный. Работа с книгой.
Приём: Диалог. Работа с иллюстрацией. Рассказ учителя.
Время: 25 минут.
Деятельность учителя.
Деятельность учащихся.
Примечание.
С историей не спорят,
С историей живут,
Она объединяет
На подвиг и на труд
Едино государство,
Когда един народ,
Когда великой силой
Он движется вперед.
Врага он побеждает,
Объединившись в бой,
И Русь освобождает,
И жертвует собой.
Во славу тех героев
Живем одной судьбой,
Сегодня День единства
Мы изучим с тобой!
- Откройте учебник страницу 93. Прочитайте тему, которую мы начинаем изучать.
- Ребята, а что такое летопись?
- Назовите одну из древнейших русских летописей?
- Как думаете, почему говорят, что город Москва – это летопись, в которой уместилась вся история России?
- Верно. В начале урока мы уже кое-что вспомнили о Москве. А теперь давайте посмотрим на ленту времени на странице 93. Скажите по каким
векам пройдет наше путешествие по Москве?
- Молодцы ребята. Прочитай тему нашего сегодняшнего урока.
- Праздник 4 ноября многие воспринимают как новый праздник. Отмечаем его с 2005 г. Сколько лет мы его уже отмечаем?
Рассказ учителя. Приложение № 1.
- Вспомните, какое событие произошло в 1380 году.
- Верно, 8 сентября 1380 года на поле Куликовом все полки русских княжеств сошлись под знаменами великого князя московского Дмитрия Ивановича и под этими знаменами одержали полную победу над монгольскими полчищами. Это первый пример единения русского народа.
- В начале 17 века над Россией нависла новая угроза. В 1584 году в Москве умер царь Иван IV, прозванный за крутой нрав Грозным. С его смертью и наступило в России Смутное время. Как вы понимаете, что такое Смута?
- Что нужно для того, чтоб в государстве был порядок?
Рассказ учителя. Приложение № 2
Работа в группах.
- Ребята, я предлагаю вам мысленно перенестись на городскую площадь Нижнего Новгорода того времени. На площади шум, гам. Нижегородцы обсуждают грамоту (письмо), полученную ими от монахов одного из подмосковных монастырей.
До нас дошли документы того времени в плохом состоянии.
Ваша задача, объединившись в группы по рядам, расшифровать отрывок из этой грамоты.
- Молодцы. А теперь представьте, что от вас зависит судьба Москвы, а значит, всей России. Какое вы примете решение, первое или второе?
- Почему выбрали именно этот вариант? Те из вас. Кто выбрал второй вариант, повели себя точно так же, как и нижегородский староста, купец Кузьма Минин, которому и принадлежат выбранные вами слова.
Групповая работа.
- Теперь каждая группа получила отрывки предложений. Из этих отрывков вам нужно составить рассказ (устно) о последующих действиях Кузьмы Минина. На выполнение этого задания у вас есть 4 минуты. Выберите представителя группы и расскажите то, что составили вы.
- В такой обстановке даже городские нищие, просившие милостыню на пропитание, не могли оставаться в стороне. Они тоже хотели помочь. Но у них ничего не было. И все-таки они что-то отдавали на общее дело. Как вы думаете, что это было? Оказывается, нищие снимали с себя медные крестики. Самое святое, что у них было. Были собраны необходимые средства. Оставалось выбрать предводителя народного ополчения.
Слушают стихотворение.
Открывают учебники.
- Москва как летопись истории России.
- Летопись - это запись исторических событий по годам.
- Повесть временных лет.
- Потому что Москву постоянно пытались захватить (Наполеон), сжечь. Это голова России.
Работа в учебнике с лентой времени.
- с 18 по 21 века. С 18 века по наши дни.
- День народного единства.
- 11 лет.
Слушают учителя.
- В нашей стране в этом году войско Дмитрия Донского разбили татар на Куликовом поле.
Слушают учителя.
- Смута – это когда всё смешалось, ничего не понять.
- Правительство, армия, законы.
Слушают учителя.
Учащиеся объединяются в группы. Отвечают.
- «Гибнет Москва от поляков, а столица есть основание. Не забудьте, что пока крепок корень, то и дерево крепко; не будет корня, на чём оно будет держаться?»
- Не пожалеем жизни своей. Продадим дома свои. Всё отдадим, чтобы ратным (военным) людям ни в чем нужды не было. Лучше смерть, чем иноземное иго!
- Потому что нужно помогать друг другу.
Обдумывают в группе ответ. Отвечают.
- Кузьма Минин не только призывал других отдавать свое имущество, но и первым показал пример. Он принес на площадь все накопленные им деньги и украшения жены. Нижегородцы вслед за ним, и богатые, и бедные, и молодые, и старые, несли на городскую площадь, кто что имел. Кто деньги, кто дорогую одежду и меха, кто посуду.
На слайде: Москва как летопись истории России.
На слайде: Летопись - это рукописные русские исторические повествования, рассказывающие о событиях в жизни страны по годам.
На слайде: День Народного Единства – 4 ноября.
Рассказ учителя сопровождается слайдами. На слайде: вид Москвы в 17 веке.
На слайде: Дмитрий Донской.
На слайде: Иван Грозный.
На слайде: Смутное время или Смута — период в истории России с 1598 по 1613 год, ознаменованный стихийными бедствиями, польско-шведской интервенцией, тяжелейшим государственно-политическим и социально-экономическим кризисом.
Отрывок из грамоты: «Гибнет…. от поляков, а…. есть основание. Не забудьте, что пока крепок….., то и….. крепко; не будет корня, на чем оно будет держаться?» (Слова для справок: Россия, Москва, Новгород, столица, Киев, Лондон, империя, корень, дерево)
На слайде:
1)«У Москвичей своя земля, а у нас своя! Каждый сам за себя!»
2)«Не пожалеем жизни своей. Продадим дома свои. Всё отдадим, чтобы ратным (военным) людям ни в чем нужды не было. Лучше смерть, чем иноземное иго!».
На слайде: портрет Кузьмы Минина.
Отрывки последующих действий Минина:
Первым показал пример
Принес все деньги и украшения жены
Все нижегородцы
Несли деньги, дорогую одежду, меха, посуду
И богатые, и бедные.
Физ. минутка.
Цель: Снятие эмоционального напряжения с целью переключения на другой вид деятельности.
Метод: Упражнение.
Приём: Динамическая пауза. Упражнение.
Время: 2 минуты.
Деятельность учителя.
Деятельность учащихся.
Примечание.
Показ упражнения. Выполнение.
Выполняют упражнение.
Аудиозапись «Soku-soku- Bachi-Bachi».
Упражнение выполняется с увеличением темпа движений.
Продолжение темы урока.
Деятельность учителя.
Деятельность учащихся.
Примечание.
- Вот мы немного взбодрились и отдохнули. Теперь сделали глубокий вдох. Выдох. Успокаиваемся. Настраиваемся на работу.
Рассказ учителя. Приложение № 3.
Работа с иллюстрацией.
- Откройте в учебнике страницу 95. Посмотрите на левую иллюстрацию.
- Как думаете, в каком городе установлен этот памятник?
- Где установлена копия памятника? - Почему в этом городе?
- Памятник установлен в Москве на Красной площади, возле храма Василия Блаженного установлен памятник Минину и Пожарскому. Это самый первый памятник в России.
- Давайте рассмотрим этот памятник. На его пьедестале отлиты две бронзовые картины с выпуклыми изображениями. На его пьедестале отлиты две бронзовые картины с выпуклыми изображениями. Как вы думаете, что изображено на первой картине?
- А что изображено на второй картине?
- Фигуры Минина и Пожарского стоят на высоком гранитном пьедестале. Каким изображен Пожарский?
- На лицевой стороне пьедестала надпись: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия. Лета 1818».
- Добрый памятник поставлен
Двум героям всей страной
В знак того, что был избавлен
От бесчестья край родной.
Настраиваются на работу.
Слушают учителя.
Работают с иллюстрацией. Отвечают на вопросы.
- Памятник установлен в городе Москва.
- Копия установлена в Нижнем Новгороде.
- В Москве, потому что они защитили столицу России. В Новосибирске, потому что они родом оттуда.
- На первой картине изображено, как граждане Нижнего Новгорода несут свое имущество на площадь и приводят в ополчение своих сыновей.
- Вторая картина иллюстрирует бегство поляков из Москвы, преследуемых русскими воинами.
- Пожарский изображен сидящим, перед ним стоит Минин – правой рукой он показывает на Кремль, а левой подает Пожарскому меч.
Иллюстрация памятника в учебнике и на слайде.
На слайде:
Добрый памятник поставлен
Двум героям всей страной
В знак того, что был избавлен
От бесчестья край родной.
5. Первичная проверка понимания изученного
Цель: Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала.
Метод: Словесный.
Приём: Фронтальный опрос.
Время: 3 минуты.
Деятельность учителя.
Деятельность учащихся.
Примечание.
- А теперь давайте проверим, как вы усвоили новый материал. На слайдах будут вопросы, я их зачитываю, а вы мне быстро отвечаете. Кто будет активнее всех – получит положительную отметку.
Вопросы:
- Какая беда обрушилась в те года на Русь?
- Кто призвал русских людей на объединение для защиты своей Родины?
- Кто возглавил русское войско?
- Скажите, ребята, а знаете ли вы, как россияне отблагодарили героев ополчения?
- Можно ли утверждать, что народ горячо любит свою Родину? Из каких слов и дел это видно?
- Сделайте заключение о чертах характера Минина и Пожарского, выбрав нужные слова.
- Что же такое 4 Ноября для русского народа?
- А теперь, возвращаясь к теме нашего урока, попытайтесь ответить, почему праздник носит название День народного единства? Что означает название праздника?
- Освобождение Москвы от иноземных захватчиков было всенародным делом. В едином порыве объединились все патриоты страны. Поэтому мы отмечаем 4 ноября как День Народного Единства, который чтили наши предки.
- Он символизирует единение общества, населения страны перед внешней угрозой, опасностью.
Отвечают на вопросы.
- Смутное время.
- Минин.
- Пожарский.
- Поставили памятник.
- Да. Они отдавали всё, что у них есть на вооружение ополченцев и защиты своей Родины.
Ответ детей.
- Праздник. День народного единства.
- Это день единства всех российских народов. Это день спасения России от самой большой опасности, которая когда-либо ей грозила.
На слайде вопросы:
Какая беда обрушилась в те года на Русь?
Кто призвал русских людей на объединение для защиты своей Родины?
Кто возглавил русское войско?
Скажите, ребята, а знаете ли вы, как россияне отблагодарили героев ополчения?
Можно ли утверждать, что народ горячо любит свою Родину? Из каких слов и дел это видно?
Сделайте заключение о чертах характера Минина и Пожарского, выбрав нужные слова: спокойный, уравновешенный, решительный, храбрый, бескорыстный, сильный, ответственный, беззаветно преданный Родине и любящий ее, самоотверженный, мужественный, стойкий, авторитетный, жертвенный, умеющий воодушевить людей и повести их за собой.
На слайде: иллюстрация памятника «Минин и Пожарский» и текст «День народного единства».
Просмотр видеоролика «Моя Россия»
6. Информация о домашнем задании.
Цель: Пояснение содержания домашнего задания, инструктаж по его выполнению.
Метод: Словесный.
Приём: Объяснение. Разъяснение. Инструктаж.
Время: 2 минуты.
Деятельность учителя.
Деятельность учащихся.
Примечание.
- Домашнее задание: прочитать текст из 2-й части учебника «Минин и Пожарский»
(с. 145–147) ответить на вопрос после текста и составить рассказ.
Дополнительное задание: найти и прочитать в дополнительных источниках информации (справочниках, детских энциклопедиях, Интернете) материал о войне 1812 года.
Записывают домашнее задание.
На слайде домашнее задание: прочитать текст из 2-й части учебника «Минин и Пожарский»
(с. 145–147) ответить на вопрос после текста и составить рассказ.
Дополнительное задание: найти и прочитать в дополнительных источниках информации (справочниках, детских энциклопедиях, Интернете) материал о войне 1812 года.
7. Рефлексия.
Цель: Фиксация самооценки своего психоэмоционального состояния своей деятельности.
Метод: Наглядный.
Приём: Иллюстрация.
Время: 1 минута.
Деятельность учителя.
Деятельность учащихся.
Примечание.
- На столах у вас лежат карточки красная, жёлтая и зелёная.
Красная – урок понравился, я доволен своей работой, мне было интересно.
Жёлтая – было интересно, но я мало участвовал в обсуждении.
Зелёная – было не интересно, я не участвовал в обсуждении с другими детьми.
Проводят самооценку своей работы.
Приложение № 1.
День народного единства в России – это государственный праздник, который ежегодно отмечается 4 ноября. Дата эта была выбрана отнюдь не случайно. Самое главное, что это не вновь придуманный праздник, а восстановленный праздник. У него очень древняя история. Перенесемся на 400 лет назад, в начало 17 века.
В истории нашей страны было немало дней, когда весь народ как один человек поднимался на защиту Родины. Сегодня мы вспомним некоторые моменты, которые свидетельствуют о том, что, объединившись, русский народ способен противостоять любому врагу.
Приложение № 2
За это время на Руси произошло много трагических событий. Было страшное время: неурожаи, голод, восстания.
В стране назревало недовольство. Во всем обвиняли царя, Бориса Годунова, который пришел к власти после смерти Ивана Грозного.
Всем этим и воспользовались поляки. Со стороны Польши в Россию пришли войска, возглавляемые самозванцем Григорием Отрепьевым, который выдавал себя за сына Ивана Грозного Дмитрия, доказывая всем, что он и есть царевич Дмитрий, которого Борис Годунов много лет назад пытался убить, но чудом Дмитрий остался жив. Народ поверил в «воскресшего» царевича и Лжедмитрий I был с почестями встречен в Москве.
Пришедшие с Лжедмитрием I поляки держали себя в Москве заносчиво – они оскорбляли москвичей, грабили их.
За это время русский трон неоднократно переходил из рук в руки: Борис Годунов, Лжедмитрий 1, Лжедмитрий 2, боярские группировки – все боролись за право быть русским царем.
К осени 1611 года Россия перестала существовать как единое государство. Значительная часть территории, включая Москву, была захвачена поляками. В стране хозяйничали многие самозванцы. Более или менее нормальным было положение в Нижнем Новгороде, Ярославле, Вологде, где правили дворяне и горожане.
Приложение № 3.
Были собраны необходимые средства. Оставалось выбрать предводителя народного ополчения.
Им стал Дмитрий Пожарский. Весной 1612 года оно выступило из Нижнего Новгорода в Ярославль. Там войско значительно пополнилось отрядами из других городов. Пожарский посылал своих людей расчищать дороги на Москву от шаек польских грабителей. Районы постепенно освобождались от врага и осуществляли охват Москвы с севера и юга. Большие неприятности полякам приносили и партизаны из местных сел.
В октябре 1612 года поляки силой народною были изгнаны из Москвы, а потом и со всей территории земли русской. Подвиг героев остался не только в памяти народной.