МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КИЩИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ Г.СУЛЕЙМАНОВА»

Классный час

"День памяти жертв Холокоста".

9 класс

Подготовила и провела учитель русского языка и литературы

Мусаева Раисат Багомедовна

Кища - 2024

Классный час "День памяти жертв Холокоста". 9 класс

"Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами,

палачами или равнодушными наблюдателями".  

И. Бауэра 

Цели занятия:

Образовательные:

-дать понятие «толерантность», «Холокост»;

-познакомить учащихся с материалами сайта центра Холокост по истории концлагеря «Освенцим», как одним из примеров бесчеловечной политики нацистов;

-повысить информационную грамотность учащихся;

Развивающие:

- развитие чувства собственного достоинства и умения уважать достоинство других, способности к сочувствию, сопереживанию;

- формирование навыков социальной восприимчивости и доверия;

-развить ключевые компетентности: коммуникативные навыки, навыки монологической речи, навыки выделения главного, составления презентации.

Воспитательные:

-воспитывать у школьников стремление противостоять насилию и жестокости в современном мире, защищать идеи гуманизма;

-вызвать сочувствие к жертвам геноцида с целью формирования толерантного сознания и отношения к людям другой национальности, вероисповедания, расы, другой культуры, демократичных и гуманных взглядов.

Используемые материалы:

 - песня «Бухенвальдский набат»  в исполнении Муслима Магомаева, реквием Моцарта.

«Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями».

И.Бауэр, исследователь Холокоста.

Ход мероприятия

   Сегодня наш классный час посвящён памяти жертв нацизма и героев Сопротивления, жертв Холокоста. Генеральная Ассамблея ООН 27 января провозгласила Международным днём памяти жертв Холокоста.

Его отмечают в честь освобождения в этот день в 1945 году узников польского концентрационного лагеря Освенцим. Среди погибших в концлагере люли разных национальностей.

Формирование толерантности как уважительного отношения к другим культурам и формам выражения человеческой индивидуальности является важной задачей как для всего мира, для России, так и для Еврейской автономной области как полиэтнического региона.

Преподавание темы Холокоста, осмысление его уроков – важный компонент образования и воспитания в духе толерантности. Сегодня тему Холокоста изучают во всех странах, входящих в Совет Европы, государствах Северной и Южной Америки, в Японии.

Что же такое Холокост?

Холокост – это массовое уничтожение евреев, а также других национальных, этнических и социальных групп, проводимое нацистским режимом в период с 1941 по 1945 годы. Миллионы людей, в том числе евреи, цыгане, инвалиды, политические противники и другие, были уничтожены в концентрационных лагерях, расстреляны или погибли от голода, злоупотреблений и жестоких экспериментов.

День памяти жертв Холокоста напоминает нам о страшных преступлениях против человечности, совершенных во время Второй мировой войны, и призывает никогда не забывать ужасы, сопротивляться ненависти и дискриминации, а также стремиться к тому, чтобы такие ужасы больше никогда не повторились.

Так давайте вспомним, как всё это было…

Жертв Холокоста нынче вспомним,
И сердце боль сожмет в тиски,
Сегодня день вселенской скорби,
Большого горя и тоски.

Пусть не сотрет события память,
И мир пусть дань свою отдаст,
Всегда пусть мир и понимание
Господствуют везде у нас.

***

Сегодня скорбный день,
Мы вспомним о погибших,
Всех жертвах Холокоста,
В сердцах навек застывших.

Помолимся тихонько,
Прощения попросим,
За каждого и всех,
Имен у них не спросим.

Где начался Холокост?

Холокост — это инициатива нацистской Германии, которая проводилась по всей территории Европы, контролируемой Германией. Она затронула почти все еврейское население Европы, которое в 1933 году насчитывало 9 миллионов человек. 

Холокост начался в Германии после того, как Адольф Гитлер был назначен канцлером в январе 1933 года. Почти сразу же нацистский режим Германии исключил евреев из экономической, политической, социальной и культурной жизни Германии. В течение 1930-х годов нацистская Германия проводила агрессивную внешнюю политику. Кульминацией этих действий стала Вторая мировая война, которая началась в Европе в 1939 году. Довоенное и военное территориальное расширение в конечном итоге привело к тому, что миллионы евреев оказались под контролем Германии. 

1 сентября 1939 года нацистская Германия начала Вторую мировую войну (1939–1945 гг.), напав на Польшу. В течение следующих двух лет Германия вторглась и оккупировала большую часть Европы, включая западные районы Советского Союза. Нацистская Германия еще больше расширила свой контроль, заключив союзы с правительствами Италии, Венгрии, Румынии и Болгарии, туда также входила Япония. 

Почему нацисты преследовали евреев?

Нацисты преследовали евреев, так как они относились к евреям с предубеждением и ненавистью. Нацисты ошибочно обвиняли евреев в том, что они являются причиной социальных, экономических, политических и культурных проблем Германии. В частности, они обвиняли евреев в поражении Германии в Первой мировой войне (1914–1918 гг.). Некоторые немцы были согласны с этими заявлениями нацистов.

В Европе данная форма нетерпимости возникла еще в древности. В Средние века (500–1400 гг.) предрассудки против евреев основывались, прежде всего, на раннехристианских верованиях и представлениях, в частности, на мифе о том, что евреи виновны в смерти Иисуса.

Нацисты считали, что мир поделен на отдельные расы и некоторые из этих рас превосходят другие. Они считали немцев представителями якобы высшей «арийской» расы. Также они утверждали, что «арийцы» борются за существование с другими низшими расами. Кроме того, нацисты считали, что так называемая «еврейская раса» является самой низшей и опасной из всех. По мнению нацистов, евреи представляли собой угрозу, которую необходимо было устранить из немецкого общества. В противном случае, как утверждали нацисты, «еврейская раса» окончательно развратит и уничтожит немецкий народ.

По мнению Гитлера и других идеологов, поддержание расовой чистоты имеет важное значение, потому что смешение с другими расами со временем привело бы к появлению «неполноценных» детей и вырождению расы, вследствие чего она утратила бы свои отличительные характеристики.

Преднамеренная попытка полного истребления целой нации, включая мужчин, женщин и детей, привела к уничтожению 6 000 000 евреев Европы и около трети еврейского населения мира. Кроме того было уничтожено много цыганского населения, белорусского, поляков, чернокожих, душевно больных и нетрудоспособных.

 По оценкам «Энциклопедии Холокоста» погибло до

3 миллионов польских евреев, 
1,2 миллиона советских евреев из них:

140 тысяч - Литвы 
70 тысяч - Латвии;
800 тысяч - Белоруссии.
560 тысяч евреев Венгрии, 
280 тысяч - Румынии, 
140 тысяч - Германии, 
100 тысяч  - Голландии, 
80 тысяч евреев Франции, 
80 тысяч  - Чехии, 
70 тысяч  - Словакии, 
65 тысяч  - Греции, 
60 тысяч - Югославии.


Где произошло самое массовое убийство?

           Самое массовое убийство при Холокосте произошло в сентябре 1941 года в урочище Бабий Яр недалеко от Киева в Украине, где было убито более 33 000 евреев всего за два дня. Евреев заставили раздеться и подойти к краю оврага. Когда немецкие отряды стреляли в них, они падали вниз. Затем нацисты заваливали стены оврага, погребая под землёй и мертвых, и живых. Полицаи хватали детей и сбрасывали их в овраг.

Воспоминания очевидцев

«На рассвете 29 сентября киевские евреи с разных концов города медленно двигались по улицам в сторону еврейского кладбища. Родственники и друзья провожали их, не подозревая о предстоящей трагедии. Многие из обреченных думали, что предстоит переезд в провинциальные города.

Одни говорили – трудовая мобилизация. Другие заявляли, что немецкое командование договорилось с советским руководством, и предстоит обмен: еврейская семья – на одного военнопленного немца. Кто-то понимал, что это смерть. В этот день было много самоубийств.

Семьи пекли хлеб на дорогу, шили походные вещевые мешки, нанимали подводы, двуколки. Поддерживая друг друга, шли старики и старухи. Матери несли младенцев на руках, везли их в колясочках. Шли люди с мешками, свертками, чемоданами, ящиками. Молодежь с собой почти ничего не брала, а пожилые люди старались взять с собой из дому побольше. Старух, тяжко вздыхающих и бледных, вели под руки внуки. Парализованных и больных несли на носилках, на одеялах, на простынях.

Толпы людей непрерывным потоком шли по Львовской улице, а на тротуарах стояли немецкие патрули. Огромное множество людей с раннего утра до самой ночи двигалось по мостовой. Это шествие смерти продолжалось три дня и три ночи. Город притих. На Львовскую улицу, как потоки в реку, вливались толпы с Павловской, Дмитриевской, с Некрасовской…

Выйти из потока уже было невозможно – немцы проверяли документы. За Львовской улицей – голые холмы, овраги с крутыми склонами - Бабий Яр.

Под открытым небом была развернута целая канцелярия, стояли письменные столы. Толпа, ожидавшая у заставы, организованной немцами в конце улицы, не видела этих столов. От толпы отделяли каждый раз 30-40 человек и вели под конвоем якобы «регистрироваться».

У людей отбирали все документы и ценности. Документы бросали на землю. Свидетели говорят, что площадь покрылась толстым слоем брошенных бумаг, порванных паспортов и профсоюзных билетов.

Затем немцы заставляли людей раздеться догола – всех без исключения – и девушек, и женщин, и стариков, и детей. Одежду собирали, аккуратно складывали. Срывали с пальцев кольца. Потом обреченных группами по 30-40 человек палачи с собаками гнали на край глубокого оврага и в упор расстреливали. Тела падали с обрыва. Маленьких детей сталкивали в Яр живыми. Многие, подходя к месту казни, теряли рассудок. Несколько молодых и красивых девушек увели в сторону: ночью их изнасиловали и также расстреляли.

Множество киевлян до последней минуты расправы не знали, что немцы делали в Бабьем Яре.

Немцы и полицейские после расстрелов в Бабьем Яре рыскали по городу в поисках новых жертв. Сотни евреев погибли в своих квартирах. Немцы подвергали сомнению и тщательному исследованию документы всех людей, похожих на евреев».

Черная книга. С. 22-32.

Учитель:

Изначально в газовых камерах использовался угарный газ. Позже для убийства заключенных был разработан инсектицид «Циклон Б». Когда заключенные оказывались в камере, двери закупоривались и в вентиляцию внутри стен сбрасывались шарики «Циклона Б», распространявшие ядовитый газ. Доктор СС Иоганн Кремер рассказывал, что жертвы кричали и боролись за жизнь. Жертв находили с кровью, идущей из ушей, и с пеной у рта в полусидящем положении в камерах с пространством, доступном только для расположения стоя. Газ в камеры в период Холокоста поступал снизу, а затем медленно поднимался к потолку, что заставляло жертв взбираться друг на друга, чтобы вдохнуть воздух. Тех, кто был сильнее, часто находили поверх  груды тел. В некоторых концентрационных лагерях заключенных подвергали медицинским экспериментам, помещая тело в различные условия, например, размещая на высоте, подвергая воздействию низких температур или предельного атмосферного давления. Других использовали в экспериментах с заболеваниями, такими как гепатит, туберкулез и малярия.

Те, кто подвергся экспериментам доктора Йозефа Менгеле, почти всегда были убиты и анатомированы. Многие дети были покалечены или парализованы, и сотни погибли. Дети звали его «дядя Менгеле», он приносил им конфеты и игрушки перед тем, как убить собственными руками. Позже он утонул в Бразилии в 1979 году.Нацистский доктор Йозеф Менгеле, также известный как «Ангел Смерти», восхищался близнецами.  По словам одного очевидца, в попытке создать сиамских близнецов, он сшил спинами друг с другом двух близнецов по имени Гвидо и Нино, которым было около 4 лет. Их родителям удалось достать морфин и убить своих детей, чтобы закончить их страдания.

Фашисты перерабатывали волосы жертв Холокоста в войлок и нити. Волосы также часто использовали для изготовления носков и стелек командам подводных лодок, для запалов бомб, веревок, корабельных шнуров и для набивки матрасов. Начальники лагерей должны были представлять ежемесячные отчеты о количестве собранных волос.

Первыми начали освобождать концентрационные лагеря советские солдаты. 23 июля 1944 они освободили Майданек

 

Просмотр видео «Бабий яр» №2,3

Есть свидетельские показания Дины Проничевой, выжившей в Бабьем Яре (Просмотр)

«Русские мужья провожали своих еврейских жен. Русские жены провожали своих еврейских мужей. Приближаясь к Бабьему Яру, мы услышали стрельбу и нечеловеческие крики. Я начала понимать, что здесь происходит, но маме ничего не говорила. (…)

Когда мы вошли в ворота, нам велели сдать документы и ценные вещи и раздеться. Один немец подошел к маме и сорвал с ее пальца золотое кольцо. Я увидела, как группа за группой раздеваются женщины, старики и дети. Всех подводят к открытой яме, и автоматчики расстреливают их. Затем подводят другую группу. (..)

Я своими глазами видела весь этот ужас. Хотя я находилась не совсем близко от ямы, я все равно слышала жуткие крики обезумевших людей и приглушенные голоса детей, звавшие: «Мама, мама…».

Так как расстрелять всех прибывших за одни сутки не успели, в качестве пункта временного содержания использовались помещения военных гаражей. За два дня 29-30 сентября 1941 расстреляли в этом овраге 33 771 человек — практически всё еврейское население Киева. Дальнейшие расстрелы евреев состоялись 1, 2, 8 и 11 октября 1941, за это время было расстреляно около 17 000 евреев.

Массовые казни продолжались вплоть до самого ухода немцев из Киева. 10 января 1942 года были расстреляны 100 матросов Днепровского отряда Пинской военной флотилии. В 1941—1943 годах в Бабьем Яру был расстрелян 621 член ОУН (фракция С. Бандеры), среди них украинская поэтесса Елена Телига и её муж, у которого была возможность спастись, но он предпочел остаться с женой и друзьями по редакции «Украинского слова». Кроме того, Бабий Яр послужил местом расстрела пяти цыганских таборов. В общей сложности, в Бабьем Яру в 1941—1943 было расстреляно от 70 000 до 200 000 человек. 

Какие же лагеря смерти были построены немцами?

Лагеря смерти

В конце 1941 года нацистская Германия начала строить в оккупированной Польше специальные стационарные лагеря смерти, которые также иногда называют «лагерями уничтожения» или «концлагерями». Нацистская Германия построила несколько лагерей смерти: Освенцим ( Аушвиц-Биркенау), Бухенвальд, Дахау, Заксенхаузен, Собибор, Маутхаузен, Саласпилс…, Треблинка , Майданек. Они были построены с единственной целью — проведение массовых убийств евреев. Основным средством убийства в лагерях смерти был ядовитый газ, выпускаемый в герметичные газовые камеры или фургоны. 

Немецкие власти при содействии своих союзников и сторонников перевозили евреев со всей Европы в эти лагеря смерти. Нацисты скрывали свои намерения и называли перевозку «акциями по переселению» или «эвакуацией». Эти перевозки также часто называют «депортациями». Большинство  депортаций выполнялось по железным дорогам. Для перевозки использовали обширную систему европейских железных дорог, а также другие виды транспорта. Во многих случаях евреев перевозили в железнодорожных вагонах для скота или грузовых вагонах,  также использовались пассажирские вагоны. 

Условия в вагонах для перевозки были ужасными. Людям часто приходилось стоять, иногда по несколько дней, пока поезд добирался до места назначения. Преступники лишали их пищи, воды, туалета, тепла и медицинской помощи. Евреи часто умирали в пути от нечеловеческих условий.

Подавляющее большинство евреев почти сразу после прибытия подвергались отравлению газом.

Чтобы избежать паники, детей убеждали в необходимости раздеться для душа и дезинфекции. Нацисты использовали «Особые отряды» пленных (других еврейских заключенных), которые должны были поддерживать спокойную обстановку и убеждать тех, кто отказывался раздеваться. Дети часто плакали, но после того как члены «Особого отряда» утешали их, они уже спокойно входили в газовые камеры, смеясь, играя или разговаривая  друг с другом, часто всё еще с игрушками в руках. 

Во всех пяти лагерях смерти нацисты заставляли некоторых еврейских заключенных помогать в убийствах. Среди прочего, они  должны были сортировать вещи жертв и выносить их тела из газовых камер. Специальные подразделения избавлялись от миллионов трупов путем массового захоронения, сжигания в ямах или в больших специально сконструированных крематориях.

В пяти лагерях смерти было убито почти 2,7 миллиона еврейских мужчин, женщин и детей

После оккупации фашистами Польши, всем евреям, в том числе и детям с 6 лет, было приказано носить белую или желтую повязки с шестиконечной звездой Давида. За появление на улице без повязки евреев убивали на месте.

Однажды во двор домов, где жили рабочие меховой фабрики, въехали грузовики. Взрослые были на фабрике. Полицаи проверяли каждый укромный уголок. Впрочем, дети шли навстречу своим палачам сами: они верили, что их везут на медосмотр. В Кракове их сдали в немецкий госпиталь, где у одних брали кровь, у других снимали кожу с лица для раненых и обожжённых немцев.

Учитель

Сколько детей прошло через ужасы, ад и пекло фашистских лагерей смерти? Бухенвальд, Треблинка, Освенцим, Саласпилс - в трубах этих лагерей стоял дым от сожжённых детских тел и душ. Этого нельзя забыть.

Рекомендую посмотреть фильм «Мальчик в полосатой пижаме»

Крупнейший концентрационный лагерь - Освенцим – был одновременно и "трудовым" лагерем. Стариков и женщин с детьми отправляли в "душегубку" сразу, буквально через несколько часов. Что же касается здоровых мужчин и женщин, то их посылали работать в мастерские и на фабрики, специально построенные при лагере. Некоторых заключенных заставляли обслуживать сам "производственный цикл" уничтожения. В Освенцим направляли не только евреев, но и поляков, русских военнопленных, а также цыган и политических заключенных со всей Европы. В этом и других лагерях проводились чудовищные, зачастую приводившие к смертельному исходу, эксперименты, как в области традиционной медицины, так и с целью отработки наиболее эффективных методов массовой стерилизации "расово неполноценных" групп. Изучались действия химических веществ на человеческий организм. Испытывались новейшие фармацевтические препараты. Заключенных искусственно заражали малярией, гепатитом и другими опасными заболеваниями в качестве эксперимента. Нацистские врачи тренировались в проведении хирургических операций на здоровых людях. В качестве "подопытных" предпочитали использовать женщин и детей.

ДЕТИ В ОСВЕНЦИМЕ Наум Коржавин

Умно. Намеренно. Умело.

Творили будничное дело,

Трудились – мучили детей.

И это каждый день опять,

Кляня, ругаясь без причины.

А детям было не понять,

Чего хотят от них мужчины.

За что обидные слова,

Побои, голод, псов рычанье.

И дети думали сперва,

Что это за непослушанье.

Они представить не могли

Того, что могут быть убиты:

По древней логике земли

От взрослых дети ждут защиты.

А дни все шли, как смерть страшны,

И дети стали образцовы;

Но их все били. Так же. Снова.

И не снимали с них вины.

Они хватались за людей.

Они молили. И любили.

Но у мужчин идеи были:

Мужчины мучили детей.

(И по приказу, точно в срок,

вконец измучив, убивали,

и подводя всему итог,

на склады туфельки сдавали.)

Я жив. Дышу. Люблю людей.

Но жизнь бывает мне постыла,

Как только вспомню: это было –

Мужчины мучили детей.

Самые крупные лагеря смерти были в Польше… Их оборудовали газовыми камерами и печами для сжигания трупов – крематориями. Но прежде, чем люди попадали в газовые камеры, их осматривал зубной врач, чтобы вырвать золотые зубы. Многие фирмы отправляли в лагеря заявки на поставку человеческих волос. Еврейские дети, по личному приказу Гитлера, уничтожались в первую очередь. Всех детей до 14 лет с матерями отправляли прямо в газовые камеры. Когда газа для уничтожения не хватало, маленьких детей живыми бросали в печи крематориев. Наиболее высокопроизводительным с позиции технологии убийства был лагерь в Освенциме, где за один день подобным образом убивали 12 тысяч человек, которые впоследствии сжигались в печах крематория.

Стихотворение Э.Межелайтиса “Пепел”

Эта рыжая пыль под ногами, щебёнка 
Из костей – не осколки ль, покрытые ржой? 
Это, может быть, резвые ноги ребёнка, 
Что за белою бабочкой гнался межой; 
Или ручки, – дитя ими тянется к маме, 
Обнимая за шею, ласкается к ней… 
Или был этот щебень большими руками, 
Что с любовью к груди прижимали детей. 
Этот пепел, который разносится с ветром, 
Был глазами, смеялся и плакал порой, 
Был губами, улыбкою, музыкой, светом, 
Поцелуями был этот пепел седой. 
Был сердцами, тревогою, радостью, мукой, 
Был мозгами, сплетеньем извилин живых, – 
Словно жизнь до конца, словно буква за буквой, 
Точно белым по чёрному вписано в них. 
Эти волосы – локоны, косы и пряди, 
Что навалены мёртвой, косматой горой, 
Кто-нибудь расплетал и взволнованно гладил. 
И сухими губами касался порой. 
Чистый трепет сердец, вдохновенные речи, 
Золотые надежды, сияние глаз… 
Крематориев страшных горящие печи. 
Пепел… пепел… Лишь пепел остался от вас…..

Видео «Бухенвальдский набат» песня в исполнении М.Магомаева

Чтец « Мама, мне страшно

“Мама, мне страшно!”

“Не бойся, малыш.

Это не долго –

Представь, что ты спишь.

Закрой свои глазки

и вспомни меня…

Потом все, как в сказке.

Вся вместе семья”.

“Мама, мне больно!

Зачем?! Почему?!” 

“Хватит! Довольно!

Скажите ему!”

“Мама, спаси!

Не хочу умирать!”

“Спрячь! Унеси!

Мы устали страдать.

Вот уже смерть

повернулась лицом…”

“Мама, не плачь!

Я умру храбрецом!”

Кто был ответственен за проведение Холокоста?

Сам Адольф Гитлер вдохновлял, приказывал, одобрял и поддерживал геноцид евреев Европы. Однако Гитлер действовал не в одиночку. Также точный план реализации операции «Окончательного решения» был предложен не им. Координирование, планирование и осуществление массовых убийство выполнялось другими нацистскими лидерами. Среди них были Герман Геринг, Генрих Гиммлер, Рейнхард Гейдрих и Адольф Эйхман. 

Также в Холокосте участвовали миллионы немцев и других европейцев. Без их участия геноцид еврейского народа в Европе был бы невозможен. Нацистские лидеры опирались на помощь немецких учреждений и организаций, других держав Оси, местных органов власти и структур, а также частных лиц.  

Учитель

И закончить хочется словами И.Бауэра, исследователя Холокоста: «Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями».

Ученик 1. Каждый из нас должен помнить: многое начинается с меня, моих мыслей, поступков, моих действий.

Ученик 2. Совершая действия, помни, что ты – Человек!

Ученик 3. Прислушайся к своему сердцу, загляни себе в душу, посмотри на мир справедливыми глазами и помни, что ты – Человек!

Ученик 4. Протяни руку не для удара, а для помощи. Радуйся тому, что кто-то может быть тебе за это благодарен.

Учитель:  Холокост – это не только трагедия народа еврейского, это Катастрофа всего человечества, это, в сущности, кризис мировой цивилизации, получивший продолжение в Афганистане, Югославии, Израиле, Чечне, в терактах по всему миру. И мы не должны об этом забывать, а знание свое обязаны передавать детям и внукам. Они должны знать правду. Я надеюсь после нашего классного часа вы осознали, прочувствовали всю трагическую сущность слова «Холокост».

    А сейчас давайте подведём итоги нашего классного часа.

(Учащиеся отвечают на вопросы учителя)

- О чем мы сегодня говорили?

-Что такое Холокост?

-Какой день считается « Международным днем памяти жертвам Холокоста»?

-Кто стал его жертвами?

-Каково общее значение явления Холокост для каждого из нас?

     Мы не просто должны помнить ужас тех лет, мы должны быть терпимыми к другим людям, вне зависимости от расы, нации, вероисповедания и других отличий, чтобы не повторились события, унесшие жизни миллионов людей, виновных лишь в том, что были евреями. Пока мы помним – мы живы. И жива память о миллионах погибших в аду Геноцида и Холокоста. Мы обязаны знать причины Холокоста, обязаны думать о том, почему такое стало возможным, и делать все, чтобы этот ужас никогда больше не повторился. Сохранится   память — сохранится народ.

Наш классный час мне хотелось бы закончить стихотворением:

Все можно сокрушить,

Смести, предать забвенью,

Заасфальтировать и заковать в бетон,

Взорвать собор, как лишнее строенье,

На месте кладбища построить стадион.

Все можно растерять, что собрано веками,

Все может замолчать, расправами грозя,

И только человеческую память

Забетонировать и истребить нельзя.

Звучит Реквием «Моцарта»