Праздник славянской письменности и культуры

для детей старшего дошкольного возраста.

Цель: воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за страну, в которой мы живём, уважение к народным традициям.

Задачи:

- познакомить со старославянским алфавитом;

- формировать нравственно-эстетическое отношение к окружающему

Миру.

Слайд 1- 24 мая – День славянской письменности и культуры.

Слайд - 2 – Церковь и памятник К и М. / Звучит праздничный колокольный звон. Дети змейкой заходят в зал с воспитателями и становятся в круг./

Воспитатель1 По широкой Руси нашей, матушке,

Колокольный звон разливается.

Ныне братья святые Кирилл и Мефодий

За труды свои прославляются.

Воспитатель2 Все народы, что пишут кириллицей,

Что зовутся издревле славянскими,

Славят подвиг первоучителей,

Христианских своих просветителей.

/Звучит колокольный звон./

Реб. Русоволосые, сероглазые,

Лицом все светлые и сердцем славные.

Древляне, русичи, славяне

Скажите, кто мы?

Дети (хором) Мы – славяне!

Реб. Своею статью все пригожие,

Все разные и все похожие,

Зовёмся ныне россияне,

Издревле кто мы?

Дети (хором) Мы – славяне!

Реб. Мы чтим берёзы белоствольные,

Мы любим песни наши вольные.

Зовёмся Маши, Юли, Тани

Скажите, кто мы?

Дети (хором) Мы – славяне!

Слайд – 3 Хоровод /Звучит колокольный звон. Мальчики садятся на места.

Девочки с воспитателями перестраиваются в центре зала./

Танцуют Хоровод.

Слайд - 2 – Церковь и памятник К и М.

Воспитатель1

Ребята, сегодня мы поговорим о нашей истории, о возникновении славянской письменности. Ежегодно, в России 24 мая отмечается День славянской письменности и культуры. Без культуры, грамоты, письменности не может жить нация, народ, государство.

Воспитатель2

Письменность - это настоящее сокровище, которым овладел человек.

Так в древности люди обменивались информацией посылая друг другу отдельные предметы. Получалось громоздко и не особенно понятно. Когда люди поняли, что обмениваться предметами-посланиями – дело хлопотное, они стали эти предметы рисовать.

Слайд - 4 Наскальные рисунки.

Воспитатель1

Такие изображения были найдены на стенах пещер, в которых когда-то жили древние люди. Это первые шаги человека к созданию письменности. Постепенно люди стали заменять рисунки – символами.

Слайд - 5 Наскальные рисунки.

Надписи делались на камнях, скале на доске. Конечно переносить такие письма на расстояние было не удобно, да и понять эти знаки можно было по-разному.

Шло время. Постепенно от рисунка люди перешли к знакам, которые стали называть буквами. Так зародилась письменность.

1 Ребенок: По широкой Руси – нашей

Колокольный звон разливается.

Ныне братья святые Кирилл и Мефодий

За труды свои прославляются.

Воспитатель2

Слайд - 6 Кирилл и Мефодий.

Вы видите изображение двух братьев в монашеском одеянии. Это Кирилл и Мефодий. Родом из города Салоники, который находится в Греции.

Просветители славян, создатели славянской азбуки, проповедники. Они были очень образованными людьми. Но просвещение славян оказалось невозможным без книг на их языке. Поэтому Кирилл и Мефодий приступили к созданию славянской азбуки. 24 мая 863 года они объявили о создании славянского алфавита.

Слайд - 7 Кирилл и Мефодий.

Поэтому, ежегодно во всех славянских странах отмечают праздник День славянской письменности и культуры и торжественно прославляют создателей.

Воспитатель1

Слайд - 8 Азбука. Глаголица и Кириллица.

Глаголица и Кириллица – это первые славянские азбуки. Название азбуки «Глаголица» происходит от слова ГЛАГОЛ, что обозначает «речь». А «Кириллица» названа в честь его создателя. В Древней Руси глаголица использовалась для передачи церковных текстов и просуществовала 3 века, а в бытовой письменности использовали кириллицу. В кириллице 43 буквы, в последствии эта азбука стала основой русского алфавита.

Воспитатель2

Слайд - 9 Изображение первых книг.

Книги на Руси были очень дорогими. Их делали на пергаменте, кожу овцы вымачивали в извести, высушивали, потом втирали мёд.

Слайд - 10 Изображение первых книг.

На одну книгу иногда уходило до 30 шкур животных — целое стадо! Вот почему книги стоили дорого и покупали их только очень богатые люди.

Воспитатель1

Слайд - 11 Берестяные грамоты.

На Руси долго использовали и другой материал – бересту.

Слайд 12 Берестяные грамоты.

Знаки на бересту наносились костяным стерженьком.

Слайд - 13 Старинные книги.

С 10 века на о основе глаголицы и кириллицы на древнерусском языке распространяется литература. Чаще всего это были церковные книги, поучения, учёные труды.

/ Зал украшен буквами славянского алфавита./

Воспитатель2

Внешний вид букв славянского алфавита помогает нам увидеть мир глазами наших предков. Посмотрите повнимательней на эти буквы.

Не напоминают ли они уже знакомые вам буквы?

Каждая буква в древней славянской азбуке была

Особенной. Она имело своё имя. Послушайте, как звучит

старинная азбука: аз, буки, веди, глагол…(показывает)

Названия букв напоминали людям об их жизни:

«добро», «люди», «земля», «покой» и т.д.

/Воспитатели держат в руках Аз и Буки/

Воспитатель1

Аз и буки получилось слово АЗБУКА. В народе так говорят: «Сначала «аз», «буки», а потом все науки». С познания азов начинается путь каждого из вас в мир знаний!

Воспитатель2

Сейчас мы проведём конкурс «Нарисуй букву». Вы получите листочки с точками. Нужно будет их соединить и мы посмотрим, что получится.

Конкурс Рисование букв. / Дети фломастерами соединяют точки. Получается буква русского алфавита. Воспитатель называет её и сравнивает со старославянской./

Пока дети рисуют, послушайте пословицы:

- Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

- Побольше грамотных, поменьше дураков.

- Кто хочет много знать, тому мало надо спать.

- Идти в науку – терпеть муку.

Воспитатель1

«Азбуку учат – на всю избу кричат» Послушайте, как в старину учили грамоту. Стихотворение «Как церковный грамотей в старину учил детей». (ребёнок читает стих).

В старину учились дети –

Их учил церковный дьяк, –

Приходили на рассвете

И твердили буквы так:

А да Б – как Аз да Буки,

В – как Веди, Г – Глаголь.

Вот какой чудной вначале

Наша грамота была!

Вот каким пером писали –

Из гусиного крыла!

Слайд - 14 Азбука

Воспитатель2

Шло время и из алфавита трудные буквы исключили, другие заменили. И наш алфавит теперь выглядит так.

А буквы мы учим теперь вот по такому букварю (показывает букварь или азбуку)

(Дети читают стихи)

Буквы каждому нужны,

Буквы каждому важны,

Формируем из них слово,

А из слова будет речь!

Не писать и не читать

Люди б не умели,

Если б не было букв,

Не было б общенья.

/Двое детей выходят с плакатом с изображением современного алфавита./

Реб. Буква к букве – будет слово.

Слово к слову – речь готова.

И напевна, и стройна,

Музыкой звучит она.

Реб. Так восславим буквы эти!

Пусть они приходят к детям.

И пусть будет знаменит

Наш славянский алфавит!

А сейчас поиграем в народную игру древних славян «Золотые ворота».

Золотые ворота

Пропускают не всегда.

Первый раз прощается,

Второй запрещается.

А на третий раз,

Не пропустим вас.

Слайд – 15-17 Памятники Кириллу и Мефодию.

Воспитатель1

Духовный подвиг Кирилла и Мефодия запечатлён в камне, бронзе во многих городах России и мира. Братья Кирилл и Мефодий – гордость всего славянского мира. Они говорили: разве не для всех светит солнце, разве не для всех идет дождь, разве не всех кормит земля? Все люди равны, все люди – братья, все равны перед Господом, и всем нужна грамота. Православная церковь братьев Кирилла и Мефодия причислила к лику святых.

Два брата Кирилл и Мефодий,

Спасибо хотим вам сказать

За буквы, что очень нужны нам,

Что научили нас читать!

Воспитатель2

Мы бесконечно благодарны святым Кириллу и Мефодию за то, что они создали славянскую азбуку. Сейчас мы даже не можем себе представить, как бы мы обходились без книг. Из книг мы познаём много нового и интересного, книга нас многому учит.

Я к вам обращаюсь, товарищи дети!

Полезнее книги нет вещи на свете!

Пусть книги друзьями приходят в дома

Читайте всю жизнь набирайтесь ума.

И вам в подарок раскраски букв славянской азбуки.