Праздник славянской письменности и культуры
для детей старшего дошкольного возраста.
Цель: воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за страну, в которой мы живём, уважение к народным традициям.
Задачи:
- познакомить со старославянским алфавитом;
- формировать нравственно-эстетическое отношение к окружающему
Миру.
Слайд 1- 24 мая – День славянской письменности и культуры.
Слайд - 2 – Церковь и памятник К и М. / Звучит праздничный колокольный звон. Дети змейкой заходят в зал с воспитателями и становятся в круг./
Воспитатель1 По широкой Руси нашей, матушке,
Колокольный звон разливается.
Ныне братья святые Кирилл и Мефодий
За труды свои прославляются.
Воспитатель2 Все народы, что пишут кириллицей,
Что зовутся издревле славянскими,
Славят подвиг первоучителей,
Христианских своих просветителей.
/Звучит колокольный звон./
Реб. Русоволосые, сероглазые,
Лицом все светлые и сердцем славные.
Древляне, русичи, славяне
Скажите, кто мы?
Дети (хором) Мы – славяне!
Реб. Своею статью все пригожие,
Все разные и все похожие,
Зовёмся ныне россияне,
Издревле кто мы?
Дети (хором) Мы – славяне!
Реб. Мы чтим берёзы белоствольные,
Мы любим песни наши вольные.
Зовёмся Маши, Юли, Тани
Скажите, кто мы?
Дети (хором) Мы – славяне!
Слайд – 3 Хоровод /Звучит колокольный звон. Мальчики садятся на места.
Девочки с воспитателями перестраиваются в центре зала./
Танцуют Хоровод.
Слайд - 2 – Церковь и памятник К и М.
Воспитатель1
Ребята, сегодня мы поговорим о нашей истории, о возникновении славянской письменности. Ежегодно, в России 24 мая отмечается День славянской письменности и культуры. Без культуры, грамоты, письменности не может жить нация, народ, государство.
Воспитатель2
Письменность - это настоящее сокровище, которым овладел человек.
Так в древности люди обменивались информацией посылая друг другу отдельные предметы. Получалось громоздко и не особенно понятно. Когда люди поняли, что обмениваться предметами-посланиями – дело хлопотное, они стали эти предметы рисовать.
Слайд - 4 Наскальные рисунки.
Воспитатель1
Такие изображения были найдены на стенах пещер, в которых когда-то жили древние люди. Это первые шаги человека к созданию письменности. Постепенно люди стали заменять рисунки – символами.
Слайд - 5 Наскальные рисунки.
Надписи делались на камнях, скале на доске. Конечно переносить такие письма на расстояние было не удобно, да и понять эти знаки можно было по-разному.
Шло время. Постепенно от рисунка люди перешли к знакам, которые стали называть буквами. Так зародилась письменность.
1 Ребенок: По широкой Руси – нашей
Колокольный звон разливается.
Ныне братья святые Кирилл и Мефодий
За труды свои прославляются.
Воспитатель2
Слайд - 6 Кирилл и Мефодий.
Вы видите изображение двух братьев в монашеском одеянии. Это Кирилл и Мефодий. Родом из города Салоники, который находится в Греции.
Просветители славян, создатели славянской азбуки, проповедники. Они были очень образованными людьми. Но просвещение славян оказалось невозможным без книг на их языке. Поэтому Кирилл и Мефодий приступили к созданию славянской азбуки. 24 мая 863 года они объявили о создании славянского алфавита.
Слайд - 7 Кирилл и Мефодий.
Поэтому, ежегодно во всех славянских странах отмечают праздник День славянской письменности и культуры и торжественно прославляют создателей.
Воспитатель1
Слайд - 8 Азбука. Глаголица и Кириллица.
Глаголица и Кириллица – это первые славянские азбуки. Название азбуки «Глаголица» происходит от слова ГЛАГОЛ, что обозначает «речь». А «Кириллица» названа в честь его создателя. В Древней Руси глаголица использовалась для передачи церковных текстов и просуществовала 3 века, а в бытовой письменности использовали кириллицу. В кириллице 43 буквы, в последствии эта азбука стала основой русского алфавита.
Воспитатель2
Слайд - 9 Изображение первых книг.
Книги на Руси были очень дорогими. Их делали на пергаменте, кожу овцы вымачивали в извести, высушивали, потом втирали мёд.
Слайд - 10 Изображение первых книг.
На одну книгу иногда уходило до 30 шкур животных — целое стадо! Вот почему книги стоили дорого и покупали их только очень богатые люди.
Воспитатель1
Слайд - 11 Берестяные грамоты.
На Руси долго использовали и другой материал – бересту.
Слайд 12 Берестяные грамоты.
Знаки на бересту наносились костяным стерженьком.
Слайд - 13 Старинные книги.
С 10 века на о основе глаголицы и кириллицы на древнерусском языке распространяется литература. Чаще всего это были церковные книги, поучения, учёные труды.
/ Зал украшен буквами славянского алфавита./
Воспитатель2
Внешний вид букв славянского алфавита помогает нам увидеть мир глазами наших предков. Посмотрите повнимательней на эти буквы.
Не напоминают ли они уже знакомые вам буквы?
Каждая буква в древней славянской азбуке была
Особенной. Она имело своё имя. Послушайте, как звучит
старинная азбука: аз, буки, веди, глагол…(показывает)
Названия букв напоминали людям об их жизни:
«добро», «люди», «земля», «покой» и т.д.
/Воспитатели держат в руках Аз и Буки/
Воспитатель1
Аз и буки получилось слово АЗБУКА. В народе так говорят: «Сначала «аз», «буки», а потом все науки». С познания азов начинается путь каждого из вас в мир знаний!
Воспитатель2
Сейчас мы проведём конкурс «Нарисуй букву». Вы получите листочки с точками. Нужно будет их соединить и мы посмотрим, что получится.
Конкурс Рисование букв. / Дети фломастерами соединяют точки. Получается буква русского алфавита. Воспитатель называет её и сравнивает со старославянской./
Пока дети рисуют, послушайте пословицы:
- Кто грамоте горазд, тому не пропасть.
- Побольше грамотных, поменьше дураков.
- Кто хочет много знать, тому мало надо спать.
- Идти в науку – терпеть муку.
Воспитатель1
«Азбуку учат – на всю избу кричат» Послушайте, как в старину учили грамоту. Стихотворение «Как церковный грамотей в старину учил детей». (ребёнок читает стих).
В старину учились дети –
Их учил церковный дьяк, –
Приходили на рассвете
И твердили буквы так:
А да Б – как Аз да Буки,
В – как Веди, Г – Глаголь.
Вот какой чудной вначале
Наша грамота была!
Вот каким пером писали –
Из гусиного крыла!
Слайд - 14 Азбука
Воспитатель2
Шло время и из алфавита трудные буквы исключили, другие заменили. И наш алфавит теперь выглядит так.
А буквы мы учим теперь вот по такому букварю (показывает букварь или азбуку)
(Дети читают стихи)
Буквы каждому нужны,
Буквы каждому важны,
Формируем из них слово,
А из слова будет речь!
Не писать и не читать
Люди б не умели,
Если б не было букв,
Не было б общенья.
/Двое детей выходят с плакатом с изображением современного алфавита./
Реб. Буква к букве – будет слово.
Слово к слову – речь готова.
И напевна, и стройна,
Музыкой звучит она.
Реб. Так восславим буквы эти!
Пусть они приходят к детям.
И пусть будет знаменит
Наш славянский алфавит!
А сейчас поиграем в народную игру древних славян «Золотые ворота».
Золотые ворота
Пропускают не всегда.
Первый раз прощается,
Второй запрещается.
А на третий раз,
Не пропустим вас.
Слайд – 15-17 Памятники Кириллу и Мефодию.
Воспитатель1
Духовный подвиг Кирилла и Мефодия запечатлён в камне, бронзе во многих городах России и мира. Братья Кирилл и Мефодий – гордость всего славянского мира. Они говорили: разве не для всех светит солнце, разве не для всех идет дождь, разве не всех кормит земля? Все люди равны, все люди – братья, все равны перед Господом, и всем нужна грамота. Православная церковь братьев Кирилла и Мефодия причислила к лику святых.
Два брата Кирилл и Мефодий,
Спасибо хотим вам сказать
За буквы, что очень нужны нам,
Что научили нас читать!
Воспитатель2
Мы бесконечно благодарны святым Кириллу и Мефодию за то, что они создали славянскую азбуку. Сейчас мы даже не можем себе представить, как бы мы обходились без книг. Из книг мы познаём много нового и интересного, книга нас многому учит.
Я к вам обращаюсь, товарищи дети!
Полезнее книги нет вещи на свете!
Пусть книги друзьями приходят в дома
Читайте всю жизнь набирайтесь ума.
И вам в подарок раскраски букв славянской азбуки.