Дети с нарушениями речи. Особенности развития познавательной сферы Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы и деятельности
Грицына И.С.
МАОУ СШ №53, учитель – дефектолог
Нарушения речи – собирательный термин для обозначения отклонений от речевой нормы, принятой в данной языковой среде, полностью или частично препятствующих речевому общению и ограничивающих возможности социальной адаптации человека.
Среди причин, вызывающих нарушения речи, различают две группы: биологические и социальные.
Биологические причины.
различная внутриутробная патология, которая приводит к нарушению развития плода (токсикоз при беременности, вирусные (краснуха) и эндокринные заболевания, травмы, несовместимость крови по резус-фактору);
родовая травма и асфиксия во время родов;
различные заболевания в первые годы жизни ребенка (менингит, энцефалит, ранние желудочно-кишечные расстройства);
травмы черепа, сопровождающиеся сотрясением мозга;
наследственные факторы.
Социальные причины: (связаны с психической депривацией)
недостаточное эмоциональное и речевое общение с ребенком;
педагогическая запущенность;
неправильное воспитание (излишняя стимуляция речевого развития ребенка, усвоение в дошкольном возрасте сразу двух языковых систем, мешают речевые дефекты в речи окружающих).
Классификация нарушений речи:
Существует две классификации речевых нарушений: клинико-педагогическая и психолого-педагогическая (или педагогическая)
Клинико-педагогическая классификация речевых нарушений:
Все речевые нарушения разделены на две группы в зависимости от того, какой вид речи нарушен.
Нарушения устной речи разделены на два типа: расстройства внешнего (фонационного) оформления высказывания и расстройства внутреннего (структурно-семантического) оформления высказывания.
1. Расстройства внешнего оформления высказывания:
Они могут быть разделены в зависимости от нарушенного звена. Это нарушения голосообразования, интонационно-мелодической, звукопроизносительной организации, темпоритмической организации:
дисфония
(или афония) – отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата;
дислалия
– нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата;
брадилалия
– патологически замедленный темп речи;
тахилалия
– патологически ускоренный темп речи;
заикание – нарушение темпо
ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата;
дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата;
ринолалия
– нарушение тембра голоса и
звуко
произносительной стороны, обусловленное
анотомо
физиологическими дефектами речевого аппарата.
2. Расстройства внутреннего оформления высказывания:
афазия – полная или частичная утрата речи в результате локальных поражений головного мозга;
алалия – отсутствие или недоразвитие речи, обусловленное органическими поражениями речевых зон коры головного мозга.
Нарушения письменной речи:
дислексия
(алексия) – частичное (полное) нарушение процессов чтения;
дисграфия
(аграфия) – частичное (полное) специфическое нарушение процессов письма.
Психолого-педагогическая классификация речевых нарушений:
Этот подход ориентируется на особенности обучения и воспитания детей с нарушениями речи.
нарушения средств общения;
а) общее недоразвитие речи (ОНР) – различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы;
б) фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами из-за дефектов восприятия и произношения фонем.
Нарушения в применении средств общения:
а) заикание;
б) проявления речевого негативизма.
Особенности развития познавательной сферы
Среди исследователей, занимавшихся изучением познавательного развития детей с речевой патологией, можно назвать таких ученых как Л.С. Цветкова, Е.М. Мастюкова, Г.С. Сергеева.
Определяющее значение для развития речевой деятельности имеют первые три года жизни ребенка. Для детей с алалией характерно отсутствие лепета или его крайняя бедность. Дети с тяжелыми речевыми нарушениями более поздно произносят первые слова и фразовую речь. В раннем развитии детей с алалией отмечается также более позднее по сравнению с нормой развитие локомоторных функций.
Восприятие: нарушения фонематического восприятия отмечаются у всех детей с нарушениями речи. Исследование зрительного восприятия позволяет сделать выводы о том, что у дошкольников с речевой патологией данная психическая функция отстает в своем развитии от нормы и характеризуется недостаточной сформированностью целостного образа предмета.
В реализации задачи по перцептивному действию (приравнивание к эталону) дети данной категории чаще пользуются элементарными формами ориентировки, т.е. промериванием к эталону, в отличие от детей с нормальной речью, которые преимущественно используют зрительное соотнесение. При исследовании дошкольников с общим недоразвитием речи отмечается, что дети данной категории с трудом дифференцируют нормальное и зеркальное написание букв, не узнают буквы, наложенные друг на друга, у них наблюдаются трудности в назывании и сравнении букв, сходных графически. Дети в основном затрудняются в дифференциации понятий «справа» и «слева», также наблюдаются трудности ориентировки в собственном теле, особенно при усложнении заданий. Особенно стойко пространственные нарушения проявляются в рисовании человека: изображение отличается бедностью, примитивностью и малым количеством деталей.
Зрительная роль пространственных нарушений усматривается в выраженности и стойкости расстройств письменной речи.
Нарушения зрительной сферы у детей с выраженной речевой патологией проявляются в основном в бедности и недифференцированности зрительных образов, инертности и непрочности зрительных следов, а также в отсутствии прочной и адекватно связи слова со зрительным представлением предмета.
Внимание: внимание детей с речевым недоразвитием характеризуется рядом особенностей: неустойчивостью, более низким уровнем показателей произвольного внимания, трудностями в планировании своих действий. Детям с патологией речи гораздо труднее сосредоточить внимание на выполнении задания в условиях словесной инструкции, чем в условиях зрительной.
Распределение внимания между речью и практическим действием для детей с патологией речи оказывается трудной, практически невыполнимой задачей.
У детей с ОНР ошибки внимания присутствуют на протяжении всей работы и не всегда самостоятельно замечаются, и устраняются ими.
Память: объем их зрительной памяти практически не отличается от нормы. Исключение касается возможности продуктивного запоминания серии геометрических фигур детьми с дизартрией (связано с выраженными нарушениями восприятия формы, слабостью пространственных представлений). Дети часто забывают сложные инструкции (тех-, четырехступенчатые), опускают некоторые их элементы и меняют последовательность предложенных заданий.
Нарушения структуры деятельности, неточное и фрагментарное восприятие инструкции связаны не только со снижением слуховой памяти, но и с особенностями внимания.
Однако при имеющихся трудностях у детей данной категории остаются относительно сохранными возможности смыслового, логического запоминания.
Мышление и воображение: Дети отстают в развитии наглядно-образного мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом, синтезом, сравнением, классификацией, исключением лишнего понятия и умозаключением по аналогии. Для детей с речевой патологией характерно использование штампов и однообразность, им требуется значительно больше времени для включения в работу. В целом для детей с речевым недоразвитием характерны: недостаточная подвижность, инертность, быстрая истощаемость процессов воображения. Так, количество образов, возникающих при восприятии недифференцированных изображений (пятна Роршаха) у детей с речевой патологией оказывается меньшим, чем у нормально-развивающихся детей. ответы детей с недоразвитием речи как правило односложны и сводятся к простому называнию изображенных предметов либо носят форму короткого предложения.
Речь и общение: у данной категории детей такие особенности речевого развития, как бедность и недифференцированность словарного запаса, явная недостаточность глагольного словаря, своеобразие связного высказывания, препятствуют осуществления полноценного общения, следствием этих трудностей являются снижение потребности в общении, несформированность форм коммуникации, особенности поведения: незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм.
Они с интересом откликаются на предложение педагога, взрослого почитать книгу, достаточно внимательно слушают несложные занимательные тексты, но по окончании чтения книги организовать с ними беседу достаточно трудно: как правило, дети почти не задают вопросов по содержанию прочитанного, не могут сами пересказать услышанное в силу несформированности репродуцирующей фазы монологической речи. В процессе беседы часто перескакивают в одном темы на другую, познавательный интерес у него кратковременен, и беседа не может длиться более 5-7 минут.
Значительная часть детей данной категории старается отгородиться от взрослых. Эти дети замыкаются в себе, очень редко обращаются к старшим, стесняются и избегают контактов с ними.
Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы:
Эмоционально-волевая сфера характеризуется неустойчивость. Детям свойственны быстрая смена настроения, иногда даже проявление агрессии, навязчивости, беспокойства, они не могут спокойно сидеть на уроке, плохо переносят жару, духоту, длительные поездки в общественном транспорте, жалуются на головные боли, головокружение, тошноту.
В отличие от детей с нормой речевого развития многим детям с нарушениями речи свойственна пассивность, сензитивность, зависимость от окружающих, склонность к спонтанному поведению.
У девочек с нарушенной речью самооценка оказывается выше, чем у девочек с нормальной речью. Исследования показывают дети с тяжелыми нарушениями речи недостаточно критично оценивают свои возможности, чаще переоценивая их.
Расстройства в эмоционально-волевой сферах детей с нарушениями речи не только снижают и ухудшают их работоспособность, но и могут приводить к нарушениям поведения и явлениям социальной дезадаптации, в связи с чем особую значимость приобретает дифференцированная психопрофилактика и психокоррекция имеющихся у этих детей особенностей эмоционально-личностного развития.
Особенности деятельности:
Для детей, страдающих различными речевыми расстройствами, игровая деятельность сохраняет свое значение и роль как необходимое условие всестороннего развития их личности и интеллекта. Однако недостатки звукопроизношения, ограниченность словарного запаса, нарушения грамматического строя речи, а также изменения темпа речи ее плавность – все это влияет на игровую деятельность детей, порождает определенные особенности поведения в игре. Дети нередко теряют возможность совместной деятельности со сверстниками в игре из-за неправильного звукопроизношения, неумение выразить свою мысль. Ослабленность условно-рефлекторной деятельности, нестойкость памяти затрудняют включение этих детей в коллективные игры. У детей с речевыми нарушениями нередко возникают трудности при необходимости быстрой переделки динамического стереотипа, поэтому в играх они не могут сразу переключаться с одного вида деятельности на другой. Для детей с алалией, у которых наблюдается задержка интеллектуального развития, содержание игр и их правила долгое время остаются недоступными. Игры этих детей носят однообразный, подражательный характер.
Заикающиеся дети ведут себя в игре иначе. Эти дети робки, не верят в свои силы, не умеют поставить себе цель в игре. Они чаще выступают в играх зрителями.
Игровая деятельность детей с речевой патологией складывается только при непосредственном воздействии направляющего слова взрослого и обязательного повседневного руководства ею.
У детей с речевой патологией часто наблюдаются нарушения моторики, что указывает на недостаточное развитие тактильно-моторных ощущений, являющихся организующим моментом любой деятельности. Эти нарушения влияют, прежде всего, на способность детей к изобразительному творчеству. У детей с алалией наблюдается узость тематики рисунков и многократные повторения темы, отсутствие способов изображения предметов и явлений, бедность приемов лепки и конструирования, неумение владеть ножницами.
Для детей с речевой патологией характерно своеобразие учебной деятельности. Например, для заикающихся детей характерна зависимость качества учебной работы от условий, в которых она протекает. Изменение привычных условий приводит к неустойчивости деятельности, рассеиванию внимания.
У некоторых детей наблюдается неумение самостоятельно проконтролировать результаты как собственной, так и чужой работы. Дети с трудом анализируют образец, сопоставляя написанное с печатным текстом с трудом находят ошибки. Эти дети испытывают определенные трудности на занятиях, когда нужно, обдумывая собственные ответ. В процессе чтения они не замечают собственных ошибок, при чтении «по ролям» диалогов произносят свои слова несвоевременно.
В ходе подготовки к урокам такие дети прибегают к механическим приемам выполнения заданий, предпочитая заучивать, а не осмысливать прочитанное.