ДЖАЗ – ЭТО КЛАСС!

сценарий концерта преподавателей и учащихся ДШИ,

посвящённый столетию советского джаза

В зале торжественных актов городского ЗАГСа звучит лёгкая джазовая музыка в фоновом режиме. Зрители занимают места. В 1830 гаснет свет и на экране начинается демонстрация фрагмента из к/ф Карена Шахназарова «Мы из джаза» (регтайм в музыкальном техникуме)…

По окончании ролика зажигается свет и в центр зала выходят ведущие концерта…

ВЕДУЩИЙ: - Здравствуйте, уважаемые любители музыкального искусства!

ВЕДУЩАЯ: - Добрый вечер, друзья!

ВЕДУЩИЙ: - Думаю, что все вы, после блистательного регтайма Анатолия Кролла, настроились на джазовую волну…

ВЕДУЩАЯ: - Волну прекрасного настроения и блистательных импровизаций!

ВЕДУЩИЙ: - Я больше скажу – наш концерт тоже является, в своём роде, импровизацией…

ВЕДУЩАЯ: - … музыкальным поздравлением юбиляру – Советскому джазу…

ВЕДУЩИЙ: - Отметившему недавно (1 октября) сто первый год рождения!

ВЕДУЩАЯ: - Может быть, кто-то и скажет: «Столько не живут!»…

ВЕДУЩИЙ: - Но, как известно, всё преходяще, а Музыка вечна! И значит…

ВЕДУЩАЯ: - И значит, сто лет для джаза не возраст! Это рояль может быть старым…

ВЕДУЩИЙ: - А джаз всегда остаётся вечно молодым!

ВЕДУЩАЯ: - Об этом прекрасно осведомлен композитор Марк Минков и…

ВЕДУЩИЙ: - … и режиссёр Карен Шахназаров, снявший замечательную ленту о первых джазменах в нашей стране

М.Минков «Старый рояль» - исп. Ю.Чутбасова и Я. Попова

ВЕДУЩАЯ: - Джаз – удивительный сплав африканских ритмов и музыкальных ладов с европейской традиционной академической музыкой.

ВЕДУЩИЙ: - Своеобразной «музыкальной плавильной печью» стал Американский континент. Нужно сказать, что очень долго джаз был исключительно «музыкой чёрных» и до сих пор ассоциируется с музыкантами, как это принято сегодня говорить, афроамериканского происхождения…

ВЕДУЩАЯ: - Вот и хорошо, что многие десятилетия в «джазовую кухню» не вмешивались представители академической музыкальной культуры, дав джазу обрести свой неповторимый язык и специфические жанры.

ВЕДУЩИЙ: - И сегодня, кто же не знает спиричуэл и госпел…?

ВЕДУЩАЯ: - Регтайм и буги-вуги…?

ВЕДУЩИЙ: - Диксиленд и блюз…? Кстати, блюз – оказался самым «долгоиграющим» джазовым стилем, практически не изменившимся и в XXI веке…

ВЕДУЩАЯ: - На мой взгляд, лучшим определением этого жанра стали слова Би Би Кинга, человека, посвятившего всю жизнь блюзу. «Блюз - это когда хорошему человеку грустно», -сказал джазмен

ВЕДУЩИЙ: - Тогда сейчас на сцене находится сразу несколько хороших людей, которые исполнят композицию замечательного трубача Клифорда Брауна!

ВЕДУЩАЯ: - «Что нового?», - грустно спрашивает Клифорд Браун…

ВЕДУЩИЙ: - Встречайте!

К.Браун «Что нового?» - исп. инструментальный ансамбль.

ВЕДУЩИЙ (грустно): - Ну, что у нас нового?

ВЕДУЩАЯ: - А почему так печально спрашиваешь?

ВЕДУЩИЙ (грустно): - Моё настроение сейчас в стиле «БЛЮЗ»…

ВЕДУЩАЯ: - Андрей, микрофон держи бодрей! Блюз – это далеко не весь джаз, который называют hot jazz, то есть, «горячей музыкой»!

ВЕДУЩИЙ: - Точно! Я вспомнил, что наш любимый фильм «В джазе только девушки» имеет подзаголовок: «Или некоторые любят погорячее».

ВЕДУЩАЯ: - Ну, вот же, вот! Джаз очень быстро шагнул из негритянских церквей на улицы и в различные увеселительные заведения, обретая, свойственную африканцам, танцевальность…

ВЕДУЩИЙ: - И что же получилось?

ВЕДУЩАЯ: - Множество различных жанров подвижной музыки – интерпретирующих, в том числе, и народные песенные мелодии. Одну из них мы сейчас услышим…

ВЕДУЩИЙ: - «Валенки»? «Эх, ухнем»…?

ВЕДУЩАЯ: - Нет, песня Рея Хендерсона, стремительно ставшая народной - «Прощай, чёрный дрозд»! Встречайте…

Р.Хендерсон «Прощай, чёрный дрозд» - исп. Н.Балан.

ВЕДУЩАЯ: - Искусство никогда не стоит на месте. Джаз, безусловно принадлежа к Подлинному искусству, изменялся вместе со временем

ВЕДУЩИЙ: - Изменяется, завоёвывая новых адептов и поклонников.

ВЕДУЩАЯ: - Как только джаз начали исполнять «белые» музыканты, «музыка чёрных» приобрела академические черты. На смену традиционному джазу приходит эпоха свинга…

ВЕДУЩИЙ: - Эпоха, подарившая миру сотни музыкальных шедевров!

ВЕДУЩАЯ: - И среди них композиция британского пианиста Джорджа Ширинга «Колыбельная страны птиц»…

ВЕДУЩИЙ: - Мелодия, написанная буквально за десять минут, как рекламная тема джазового клуба «Бёрдлен», что переводится как «Страна птиц»

ВЕДУЩАЯ: - Реклама (особенно аудио) тоже может быть Высоким Искусством!

Дж

.

Ширинг

«

Lullaby

of

Birdland

» -

исп

.

К.Джиловян.

ВЕДУЩИЙ: - Слушая эту замечательную композицию, отчётливо понимаешь, что истоки джаза, всё же, лежат в области вокальной музыки…

ВЕДУЩАЯ: - Причём, музыки духовной, или как её называют специалисты «евангельской». Всё началось с псалмов «госпел» и «спиричуэл» в церквях, где молились исключительно чернокожие жители Америки.

ВЕДУЩИЙ: - Сегодня музыкальные темы негритянских духовных гимнов стали джазовым стандартом, обретя уже «инструментальное лицо»…

ВЕДУЩАЯ: - И не только инструментальное! Вершиной интерпретации спиричуэл стала композиция Луиса Армстронга «Go Down Moses», где великий трубач и поёт и блестяще исполняет сольную партию трубы…

ВЕДУЩИЙ: - По объективным причинам Луис в нашем концерте участие принять не может…

ВЕДУЩАЯ: - Поэтому в программе прозвучит спиричуэл «Deep River».

ВЕДУЩИЙ: - «Глубокая река»

Спиричуэл

«Глубокая река» - исп. Е.Киисе́ль.

ВЕДУЩАЯ: - Спиричуэл часто приобретает все признаки танцевальных жанров

ВЕДУЩИЙ: - Зажигательные синкопы джазовых композиций породили целое направление в хореографии, запечатлев особую атмосферу Америки начала ХХ века!

ВЕДУЩАЯ: - И сегодня, спустя сто лет, эта музыка…

ВЕДУЩИЙ: - … и эта хореография никого не оставляют равнодушным!

ВЕДУЩАЯ: - Убеждайтесь сами!

Джазовая композиция – исп. танцевальное трио.

ВЕДУЩИЙ: - В каждом виде искусства, в каждом его направлении существуют зна́ковые произведения, которые не только являются образцами стиля, но и, так или иначе, используются другими авторами для цитат, шуток и новых интерпретаций.

ВЕДУЩАЯ: - Одной из таких образцовых музыкальных тем стала композиция «Караван», созданная в 30-х годах ХХ века великим Дюком Эллингтоном в сотрудничестве с Хуаном Тизолом – тромбонистом его оркестра…

ВЕДУЩИЙ: - С тех пор, кто только не обращался к этой мелодии! Её играли на разных музыкальных инструментах…,

ВЕДУЩАЯ: - …использовали в эстрадных репризах и пародиях…,

ВЕДУЩИЙ: - Включали в репертуар вокальных и инструментальных ансамблей.

ВЕДУЩАЯ: - В нашей программе вместе с «Караваном» Дюка Эллингтона в путь отправляется ансамбль гитаристов.

ВЕДУЩИЙ: - Встречайте!

Дюк Эллингтон «Караван» - исп. ансамбль гитаристов.

ВЕДУЩАЯ: - Джаз, развиваясь, ассимилировал музыку разных стран народов.

ВЕДУЩИЙ: - Ближе всего к Соединённым Штатам находится Южная Америка, и ритмы латиноамериканских танцев очень быстро обретают джазовое воплощение.

ВЕДУЩАЯ: - И сегодня уже невозможно представить джазовых музыкантов, игнорирующих танго и румбу…,

ВЕДУЩИЙ: - … сальсу и босса-нову…,

ВЕДУЩАЯ: - … а так же танец мамбо.

ВЕДУЩИЙ: - Мамбо?

ВЕДУЩАЯ: - Мамбо! Именно этот танец вдохновил бразильского композитора Зекилья де Абреу на создания подлинного музыкального шедевра – «Тико-тико».

ВЕДУЩИЙ: - Шедевра, который прозвучит и в нашей программе!

З

екилья

де Абреу

«Тико-тико» - исп. А.Будагян.

ВЕДУЩИЙ: - Как-то мы увлеклись с тобой историей джаза вообще, позабыв о главном поводе нашей сегодняшней встречи – юбилее Советского, а значит, и российского джаза...

ВЕДУЩАЯ: - Да, но джаз пришёл в нашу страну уже сформировавшимся музыкальным направлением. И, благодаря энтузиастам, начал своё…

ВЕДУЩИЙ: - Триумфальное шествие…

ВЕДУЩАЯ: - Не всегда триумфальное и не всегда шествие…

ВЕДУЩИЙ: - А если поподробней…?

ВЕДУЩАЯ: - Поподробней? Тогда, внимание на экран!

ВИДЕО-ВСТАВКА

(история джаза в СССР)

А.Цфасман «Неудачное свидание» - исп. вок.ансамбль

«Акварель».

ВЕДУЩАЯ: - Что бы там не говорили, а «джазовая прививка» советскому музыкальному искусству пошла на пользу. По-сути, вся эстрадная музыка Страны Советов развивалась под влиянием джаза, порой маскируя термином «эстрада» подлинный джаз.

ВЕДУЩИЙ: - А в период Великой Отечественной войны джазовая песенная и танцевальная музыка стала образом мирной и счастливой жизни, за которую сражались солдаты и офицеры Красной Армии и Военно-морского флота.

ВЕДУЩАЯ: - Эти песни живут и волнуют нас до сих пор: «Песенка военных корреспондентов», «Случайный вальс»…,

ВЕДУЩИЙ: - «Мишка- одессит», «Тёмная ночь», «Парень-паренёк»…,

ВЕДУЩАЯ: - «Дорога на Берлин» и, конечно же, «Песенка фронтового шофёра», кстати, написанная уже после войны…

Б.Мокроусов и

Б.Ласкин «Песенка фронтового шофёра» - исп. Е.Ермишкин.

Э.Рознер

и Н.Лабковский «Парень-паренёк» - исп. А.Пархоменко.

ВЕДУЩАЯ: - Джазмены часто говорят, что джаз подобен вирусу, мгновенно проникающему в чувствительный к музыкальному искусству организм и подчиняющий его своему влиянию…

ВЕДУЩИЙ: - Но, если бы некоторые советские композиторы не были «инфицированы джазом», мы бы сегодня лишились огромной части музыкального наследия Советской эпохи. Ну, разве можно представить себе нашу музыку без песен и киномузыки Исаака Дунаевского?

ВЕДУЩАЯ: - «Весёлые ребята», «Весна», «Цирк» - это не только кинематографические шедевры, но и великая джазовая музыка Дунаевского…,

ВЕДУЩИЙ: - … мелодии которого, сами уже стали настоящим джазовым стандартом, украшая репертуар музыкальных коллективов и солистов-певцов!

И.Дунаевский и В.Лебедев-Кумач «Колыбельная» из к/ф «Цирк» - исп. К.Джиловян.

ВЕДУЩАЯ: - Сегодня джаз, развиваясь и изменяясь, сохранил свою главную особенность – импровизационность, которая даёт исполнителю удивительное чувство свободы…

ВЕДУЩИЙ: - К традиционным для этого направления музыкальным инструментам (фортепиано, банджо, саксофону, трубе и контрабасу) давно присоединились инструменты симфонического и даже народного оркестра

ВЕДУЩАЯ: - Да и сама джазовая музыка обрела глубину содержания, свойственные ранее симфонии или фортепианной сонате

ВЕДУЩИЙ: - Но, каждый раз, когда звучит эта удивительная музыка, мы безошибочно узнаём в ней джаз. Впрочем, убеждайтесь сами!

В.Зельченко «Пульс времени» - исп. М.Пискарёва.

А.Шпенёв «Я табун стерегу» - джазовая импровизация –

исп. Т.Галишникова и Ю.Чутбасова.

ВЕДУЩИЙ: - Искусство джаза уже давно стало частью учебных планов в музыкальных колледжах и высших учебных заведениях

ВЕДУЩАЯ: - А последние пару десятков лет джаз стали исполнять и ученики ДМШ и ДШИ!

ВЕДУЩИЙ: - В нашей школе, например, давно работает отделение эстрадно-джазового вокала и, певшая сегодня для вас Карина Джилавян, является его выпускницей!

ВЕДУЩАЯ: - А сейчас микрофон будет в руках Вики Лешкевич – нашей ученицы, старательно изучающей все секреты джазового вокала и импровизации…

ВЕДУЩИЙ: - Встречайте!

И.Берлин «Этот замечательный день» - исп. В.Лешкевич.

ВЕДУЩАЯ: - Возвращаясь к истокам джаза, сегодня эта музыка вновь украшает репертуар хоровых коллективов, в том числе и в нашей стране.

ВЕДУЩИЙ: - Мы поём не только спиричуэл или госпел, но и джазовую музыку, созданную в Советском Союзе и России, композиторами-основателями «джаза с русским лицом»…

ВЕДУЩАЯ: - Мы поём музыку, созданную для души…

А.Варламов «Уходит вечер» - исп. хор преподавателей ДШИ п/у Е.Ермишкина.

ВЕДУЩИЙ: - Давным-давно, композитор Исаак Дунаевский написал для джазового оркестра Леонида Утёсова песню, которая завершала концертную программу…

Следуя традициям основоположников отечественного джаза, мы тоже прощаемся с вами замечательной песней советского композитора…, предварительно поработав с текстом!

И.Дунаевский «Прощальная» - исп. все участники концерта.

ВЕДУЩИЙ: - Северяне, родные друзья, мы от всей души благодарим вас за ваше доброжелательное внимание!

ВЕДУЩАЯ: - Благодарим и надеемся, что не прощаемся с вами, а говорим лишь…

ВМЕСТЕ: - ДО СЛЕДУЮЩИХ ВСТРЕЧ!

Звучит фонограмма «минус» «Прощальной» с мелодией. Участники покидают актовый зал.