* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} .Balloon Text {font-family: 'Tahoma'; font-size: 8pt;} .Текст выноски Знак {font-family: 'Tahoma'; font-size: 8pt;} .Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .No Spacing {margin-bottom: 0pt;}

Добрый друг детей С. Я. Маршак

Литературная викторина для детей старшего дошкольного возраста.


Ребята, сегодня я предлагаю вам окунуться в удивительный мир стихов и сказок Самуила Яковлевича Маршака и отправиться в необычное литературное путешествие по его произведениям. Вы готовы? - ДА!

Ну что же, отправляемся в путешествие!

Самуил Яковлевич Маршак родился 3 ноября 1887 года в Воронеже. В этом году ему исполнилось бы 135 лет! Раннее детство и первые школьные годы будущий писатель провёл в маленьком городке Воронежской области. Его семья жила небогато, но дружно. Его отец работал мастером на мыловаренном заводе, а мама была домохозяйкой, ведь детей в семье было шестеро. Книга в семье была любимым другом, и стихи рано вошли в жизнь будущего поэта. Сочинять стихи Маршак начал лет с четырех. К одиннадцати годам он написал уже несколько длиннейших поэм. Творчество его очень разнообразно. Он и поэт, и писатель, и переводчик, и редактор, и драматург. Его произведения написаны просто и увлекательно. Самуил Маршак всю жизнь был добрым другом детей.

Настежь дверь. Быстрый шаг -
Появляется Маршак.
В круглых роговЫх очках,
У него портфель в руках,
Толстый, словно бочка, -
Не замкнуть замочка.
Он поэмами набит,
Он рассказами раздут.
Сел Маршак и говорит:
- Все ребята в сборе тут?

Путешествовать по произведениям С. Я. Маршака сегодня будут 2 команды. Разрешите их вам представить: УМНИКИ и ЗНАЙКИ. Во время нашего путешествия я буду задавать вопросы, а вы будете командой отвечать, обратите внимание, командой! За каждый правильный ответ команда будет получать баллы. Та команда, которая заработает больше баллов и станет победителем! Вы готовы проверить свои знания и посоревноваться между собой?

А оценивать наши конкурсы будет уважаемое жюри! (представление)

Обратите внимание! На столе у каждой команды - колокольчик. Вы совещаетесь и если знаете ответ на вопрос, звените в колокольчик). Но есть важное условие! Просто так не звонить!!! За это жюри будет снимать баллы команде.


Путешествовать с вами мы будем на паровозике! Итак, уважаемые пассажиры! Все заняли свои места? Наш паровозик отправляется в путешествие. Желаю всем счастливого пути!

(На экране – едет поезд, звучит гудок и стук колёс поезда)
Наш поезд прибывает на первую станцию «Угадай-ка».


Станция №1 «Угадай-ка».


Ребята, сейчас мы узнаем, хорошо ли вы знаете названия произведений С. Я. Маршака. Я буду читать отрывок текста, а вы должны назвать из какого произведения эти строки. Посоветуйтесь друг с другом и если знаете ответ, то нажмите в звоночек.

Итак, вопросы для команды «Умники».


1. Сел он утром на кровать
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки -
Оказалось, это брюки… .
Вместо шляпы на ходу
Он надел сковороду. («Вот какой рассеянный»)

2. Люди спрашивают:
- Кто это у вас?
А девочка говорит:
- Это моя дочка.
Люди спрашивают:
- Почему у вашей дочки серые щёчки?
А девочка говорит:
- Она давно не мылась. («Усатый полосатый»)

3. Дама сдавала в багаж:
Диван, Чемодан, Саквояж,
Картину, корзину, картонку
И маленькую собачонку. («Багаж»)

Вопросы для команды «Знайки».

4. Пела ночью мышка в норке:
- Спи, мышонок, замолчи!
Дам тебе я хлебной корки
И огарочек свечи. («Сказка о глупом мышонке»)

5. Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой 5 на медной бляшке
В синей форменной фуражке? («Почта»)

6. Рано, рано мы встаём,
Громко сторожа зовём:
- Сторож, сторож, поскорей
Выходи кормить зверей! («Детки в клетке»)

Наше путешествие продолжается. (На экране – поезд, звучит гудок и стук колёс поезда)
Поезд подъезжает к станции «Зоопарк».

Станция №2 «Зоопарк»
Ребята, вы знаете, что такое зоопарк (зоосад) и зачем он нужен? (Зоопарк нужен для того, чтобы показать людям зверей и птиц из разных уголков планеты. В зоопарках учёные наблюдают за животными, изучают их повадки. Побывав в зоопарке, можно узнать много интересного и нового о животных).
Самуил Маршак любил бывать в зоопарке и наблюдать за животными. Поэтому свою первую книгу он посвятил животным. И называлась она «Детки в клетке» (1923 г.). В следующем году у книги будет юбилей. Ей исполнится 100 лет. А вы её читали? (Да) Вот сейчас и проверим.

(вопросы задаются командам через одного)


1. Кто сказал, что ему нужно четыре широкие туфельки? (медведь; носорог; слон)
2. Кому нелегко рвать цветы? (кенгуру; жирафу; верблюду)
3. О чём предупреждает тигренок посетителей? (чтобы не стояли близко от клетки; чтобы не мусорили; чтобы не кормили зверей)
4. Какая птица умеет быстро бегать, но не умеет летать? (ворона; страус; колибри)
5. Кто из питомцев зоопарка похож на большой мешок? (кенгуру; бегемот; пингвин)
6. У каких зверят папа с большой косматой головой и большими тяжелыми лапами? (у медвежат; у львят; у тигрят).


МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА: Звучит песня «Поросята» на стихотворение С. Маршака. (слайд - скрипичный ключ)

Едем дальше. (На экране – едет поезд, звучит гудок и стук колёс поезда)
Мы прибываем на следующую станцию. На станцию «Бюро находок».

Станция №3 «Бюро находок»


Каждая команда получает карточки с изображением предметов или животных. Надо отгадать из каких произведений эти предметы. Подумайте, посовещайтесь и когда будете готовы ответить, нажмите на звонок.


Команда 1. Письма («Почта»), собачка («Багаж»), кроватка («Сказка о глупом мышонке»).
Команда 2. Котёнок («Усатый полосатый»), клетка («Детки в клетке»). Сковорода («Вот какой рассеянный»).


Физминутка: (выйти из-за столов)

- Ребята, я вижу, что у некоторых из Вас изменилось настроение. Но если

понаблюдать за окружающими, когда они сердятся, плачут, радуются, смеются – то мы увидим, как при этом меняются черты лица.

-Я буду читать Вам двустишие, а Вы с помощью мимики изобразите

настроение и покажите движениями.

«Двустишие» Сочинил С. Я. Маршак

1) На цветы смотреть приятно -

Это каждому понятно.

2) Дом не строится как надо,

Развалился - вот досада.

3) Удивляет всё вокруг,

Всё и бабочка, и жук.

4) Ох, какие забияки,

А малыш боится драки.

5) Не случайно слёзы льются,

Оказалось - чашки бьются.

6) Наш сластёна очень рад.

7 пирожных съел подряд.

7) 1-2 - не зевайте,

3-4 - приседайте,

5-6 - повернитесь,

7-8 - улыбнитесь,

9-10 - не зевайте. Своё место занимайте.

- Думаю, что эти стихи помогли поднять Вам настроение. (Дети возвращаются на свои места).

-Ребята, С. Я. Маршак был убеждён, что хорошие книги могут помочь

людям, сумеют утешить, развеселить, сделать добрее, храбрее, умнее, терпеливее. Продолжаем наше путешествие…


Сейчас наш поезд прибывает на станцию «Мышкино».


Станция №4 «Мышкино».
(На экране доска объявлений) Ребята, кто написал это объявление: «Требуется няня к капризному мышонку». (Мама-мышь, героиня «сказки о глупом мышонке»).
В 1925 году в издательстве «Радуга» впервые вышла «Сказка о глупом мышонке». В 2020 году у книги был юбилей. Ей исполнилось 95 лет! Давайте проверим, насколько внимательно вы её читали.

(Вопросы командам задаются через одного)


1. Что обещала дать мышонку мама мышь, чтобы тот заснул? (кусочек сыра; хлебную корку; конфету на палочке).
2. Что пообещала дать мышонку тётя жаба, когда тот проснется? (улитку; пиявку; комара).
3. Кто не приходил укладывать мышонка спать? (лошадь; корова; свинья)
4. Чья песенка понравилась мышонку больше всего? (кошки; утки; мышки).

Ребята! Вы помните, чем закончилась «Сказка о глупом мышонке»? (Кошка унесла мышонка к себе домой) Есть продолжение этой истории – «Сказка об умном мышонке».
Унесла мышонка кошка
И поёт: - Не бойся крошка.
Поиграем час-другой
Мы с тобою, дорогой!


Команда «Знайки» ответьте:


5. В какую игру играл мышонок с кошкой? (кошки-мышки; жмурки, салочки)

Команда «Умники» для вас вопрос:


6. В какую игру сыграл мышонок с совой? (догонялки; жмурки; прятки)


Продолжим путешествие. (Звучит гудок и стук колёс поезда)
Поезд подъезжает к станции «Загадкино».

Станция №5 «Загадкино».

Ребята, Самуил Яковлевич Маршак очень любил не только писать сказки, но и сочинил для вас много загадок. Его загадки – это не просто вопросы о разных предметах, а это маленькие литературные произведения. Попробуйте их отгадать. Итак, Чёрный ящик (звучит музыка). В этом ящике спрятаны отгадки. (дерево, сапоги, мяч, часы, спички, утюг, пила, тапочки).
Кто знает отгадку, должен быстро нажать на звонок и сказать отгадку. Ответ не будет засчитываться, если вы будете выкрикивать и не нажмёте на звонок.

1. Его весной и летом

Мы видели одетым.

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки.

Но зимние метели

В меха его одели.  (Дерево)

2. В Полотняной стране
По реке Простыне
Плывёт пароход
То назад, то вперёд.
А за ним такая гладь –
Ни морщинки не видать! (Утюг).

3. Бьют его рукой и палкой,
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут!  (Мяч).

4. Мы ходим ночью, ходим днем,
Но никуда мы не уйдем.
Мы бьём исправно каждый час.
А вы, друзья, не бейте нас! (Часы).

5. Из темницы сто сестёр
Выпускают на простор,
Осторожно их берут,
Головой о стенку трут,
Чиркнут ловко раз и два –
Загорится голова.  (Спички).

6. Всегда шагаем мы вдвоём,
Похожие, как братья.
Мы за обедом – под столом,
А ночью под кроватью. (Сапоги)

7. Принялась она за дело,

Завизжала и запела,

Ела, ела Дуб, дуб

Поломала Зуб, зуб. (Пила)

8. Что такое перед нами:

Две оглобли за ушами,

На глазах по колесу

И сиделка на носу. (Очки)


Молодцы! Отгадали все загадки!

Итак, наша викторина заканчивается, путешествие по произведениям С. Я. Маршака подошло к концу. Я прошу жюри подвести итоги. А в заключение нашей встречи я хочу прочитать вам, ребята, «Пожелания друзьям», которое Самуил Яковлевич написал всем детям. Ведь все дети были его верными друзьями!


Желаю вам цвести, расти,
Копить, крепить здоровье.
Оно для дальнего пути —
Главнейшее условье.

Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.

Вам от души желаю я,
Друзья, всего хорошего.
А всё хорошее, друзья,
Дается нам недешево!

Оглашаются итоги викторины. Объявляется команда-победитель. Всем детям вручаются медали за участие в игре.

Звучит песня «Багаж» (последний слайд)


Использованные материалы
1. Маршак С. Я. Двенадцать месяцев / С. Я. Маршак ; художн. В. З. Алексеев. – Калининград : Калининградское книжное издательство, 1988. – 14 с. : ил.
2. Маршак С. Я. Жил человек рассеянный и другие истории : стихи, повесть в стихах / С. Я. Маршак ; художн. А. Елисеев, М. Скобелев. – М. : ООО «Издательство Астрель», 2011. – 96 с. : ил.
3. Маршак С. Я. Любимые детские стихи / С. Я. Маршак ; художн. Е. В. Шорина. – СПб. : Химия, 1994. – 272 с. : ил.
4. Маршак С. Я. Рассказы в стихах / С. Я. Маршак ; художн. А. Ермолаев, В. Лебедев и др. – Переизд. – М. : Детская литература, 1978. – 126 с. : ил.

Презентация на тему: Самуил Яковлевич Маршак