Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №31 г. Лениногорска» муниципального образования
«Лениногорский муниципальный район»
Республики Татарстан
Доклад из опыта работы
«Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию»
Подготовила воспитатель:
Насыбуллина Эльвира Маратовна
Воспитатель высшей квалификационной категории
Лениногорск, 2022 г.
«Школа не должна вносить резкой перемены в жизни детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое проявляется в его жизни постепенно и не ошеломляется лавиной впечатлений» - так писал Василий Александрович Сухомлинский о преемственности между дошкольным и начальным обучением.
Поступление в школу - это начало нового этапа в жизни ребёнка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.
Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. Для того, чтобы он прошёл как можно "мягче", "безболезненно" необходимо тесное сотрудничество детского сада, школы и семьи. Поэтому проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена.
Между МБДОУ «Детский сад № 31» и МБОУ «Cредней общеобразовательной школой №6 г. Лениногорска" налажено тесное сотрудничество на протяжении многих лет.
Цель нашей работы: обеспечить создание системы непрерывного образования, связь и согласованность целей, задач, методов и средств воспитания и обучения в детском саду и школе.
Задачи:
1. Согласовать цели и задачи дошкольного и школьного начального образования.
2. Создать психолого-педагогические условия, обеспечивающие сохранность и укрепление здоровья, непрерывность психофизического развития дошкольника и младшего школьника.
3. Обеспечить условия для реализации плавного, бесстрессового перехода детей от игровой к учебной деятельности.
4. Преемственность учебных планов и программ дошкольного и школьного начального образования.
При поступлении в начальную школу происходят кардинальные изменения в статусе, образе жизни и деятельности детей, посещавших дошкольные образовательные учреждения. Доброжелательно-демократичный стиль общения сменяется урочно-официальным и авторитарным. Начинается трудный, болезненный процесс приспособления ребенка к новым условиям обучения и воспитания в начальной школе – адаптация, которая продолжается в среднем 3-6 месяцев. В этот период и последующие 1-1,5 года особенно важно и необходимо осуществление преемственности в содержании образования, формах, методах, технологиях ДОУ и начальной школы.
В практике дошкольных учреждений сложился определенный опыт связи детского сада и школы. Наша вся работа проводится по четырем основным направлениям:
• организационная работа с детьми
• работа с родителями;
• методическая работа;
• психологическая и коррекционно – развивающая.
I. Организационная работа с детьми.
Работа с детьми в течение года была направлена на ознакомление дошкольников с понятием «школа» Для поддержания у детей устойчивого интереса мы использовали разнообразные формы работы:
1. Организованная образовательная деятельность (Проводили совместные уроки)
2. Беседы о школе.
3. Рассматривание картины «Школа» и иллюстраций на школьную тематику.
4. Чтение и анализ детской художественной литературы о школьной жизни, заучивание стихотворений. В группе оборудован книжный уголок, в котором систематически обновляется содержание. В нем имеются книги специальные для чтения самими детьми (с крупным шрифтом и доступным содержанием).
5. Ознакомление с пословицами и поговорками.
6. Рассматривание школьных принадлежностей и загадывание загадок о них.
7. Словесные и дидактические игры на школьную тематику. В достаточном количестве приобретены настольно – печатные игры для развития логики детей, мышления, воображения, игр, направленных на интеллектуальное развитие.
8. Сюжетно-ролевая игра «Школа». В старшей разновозрастной группе создан уголок школьника, в который входят: мольберт, наборные полотна для цифр, букв, и т. д. В этих уголках дети с удовольствием играют в школу, то, отображая роль учителя, то роль ученика.
9. Развитие мелкой моторики рук и подготовка к письму. Для этого используем прописи, настольные игры: «Шнуровка», «Пазл», «Мозайка», конструкторы.
10. Экскурсии в школу, в библиотеку.
Данные экскурсии вызывают у наших воспитанников восторг, удивление, радость и желание учиться в школе.
Ежегодно воспитанники подготовительной группы 1 сентября посещают школу и поздравляют учеников с началом учебного года.
11.Совместные мероприятия:
• на протяжении ряда лет наши дети принимают совместно со школой участие в митингах «День Победы», в шествии «Бессмертный полк», «День памяти и скорби», рассказывают стихи, поздравляют ветеранов и тружеников тыла с праздниками.
• спортивные праздники, на территории ДОУ «Папа, мама, я – спортивная семья», «А ну-ка, мальчики», «А ну-ка, девочки»
•совместные экскурсии (посещение краеведческого музея и библиотеки)
Результатом такой работы стало появление у дошкольников интереса к школьному обучению, мотивации на учёбу, сформировалось положительное отношение к школе, к учителю.
II. Работа с родителями.
Работа с родителями будущих первоклассников направлена на просвещение родителей по вопросам подготовки детей к школьному обучению. Специально для родителей оформляем стенд "Скоро в школу", где они могут найти полезную информацию.
Проводим консультации на темы: «Трудности адаптации ребенка к школе и пути их преодоления», «Дошкольник становится школьником», «Режим будущего школьника», «Портрет первоклассника» и др.
Проводим родительские собрания: «На пороге школьной жизни», «Готовы ли вы стать родителем первоклассника?», «О результатах готовности к школе», «Нам пора в школу».
Встречи учителей начальных классов с родителями выпускников подготовительной группы, на которых родителей будущих первоклассников познакомят с тем, что должен знать и уметь ребёнок перед поступлением в школу, какие необходимо иметь школьные принадлежности.
III. Методическая работа.
Методическая работа в системе «детский сад – школа» направлена на плодотворное сотрудничество воспитателей, учителей, детей и родителей. Педагоги имеют возможность ближе познакомиться с формами и методами работы, которые используются в детском саду и школе, узнать основные требования программы, основные направления работы, отметить проблемы в преемственности и качество образования.
Мероприятия:
• Проводим совместные педагогические советы (в начале и конце учебного года). В этом году мы отметили, что необходимо улучшить работу по развитие речи, увеличивается количество детей с дефектом речи, что усложняет обучению детей к чтению и письму.
• День открытых дверей. Ежегодно учителя посещают открытые занятия в подготовительной группе.
IV. Психологическая и коррекционно-развивающая работа.
Анализ психологического развития детей седьмого года жизни включает в себя диагностику уровня интеллектуального, эмоционально-волевого и личностного развития воспитанников и степени их овладения разными видами деятельности, что в целом составляет так называемую «школьную зрелость» ребенка 6-7 лет. Диагностику проводим в самом начале учебного года и конце. По её результатам составляем план коррекционной работы с детьми. В течение года проводим как групповую и индивидуальную работу с дошкольниками по решению выявленных проблем. Помощь оказывали родителям и детям, у которых были затруднения в освоение учебного материала. В конце года диагностика детей определяет уровень школьной готовности.
Таким образом, анализируя диагностические данные готовности наших детей к школьному обучению, мы отмечаем устойчивые положительные показатели по все компонентам психологической готовности.
Цель нашей работы по преемственности – подготовить ребенка – дошкольника к успешному восприятию школьной программы, развить у него словесно-логическое мышление, воображение, дать стимул к познанию окружающего мира, обеспечить условия, направленные на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и на развитие индивидуальности каждого ребенка.
Отслеживая результаты обучения детей в школе, мы поддерживаем связь с родителями выпускников и учителями начальных классов.
Анализ проведённой работы подтверждает правильность выбранных направлений в решении преемственности между детским садом и школой. Они актуальны, помогают понять воспитателю и учителю друг друга, а нашим детям – войти в школьный мир безболезненно и спокойно.