Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Банищанская СОШ»
Курская область Льговский район с. Банищи
Конспект урока
на тему:
«Заглавная буква в словах»
1 класс
Выполнила: Березина Г. Л.
учитель начальных классов
2024 год
Тема: Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках литературного чтения». (Слайд 1)
Цель: познакомить с приёмами работы на уроках литературного чтения, способствующих развитию грамотности чтения; привитию интереса к чтению.
Задачи: показать практическую значимость использования данных приёмов работ в практике, убедить педагогов в целесообразности их использования в практической деятельности на уроках. (Слайд 2)
Я хочу начать свой доклад со слов основоположника педагогики Яна Каменского: «Читать и не понимать – тоже, что совсем не читать». (Слайд 3)
Формирование и развитие функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы.
Что же такое функциональная грамотность?
(Слайд 4)
Функциональная грамотность рассматривается, как способность человека использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию.
(Слайд 5)
Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. Это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной сфере.
Для того, чтобы начало школьного обучения стало стартовой точкой нового этапа развития детей, оно должно быть основано на знании уровня готовности к обучению каждого будущего школьника. С этой целью в 1 классе проводится диагностика детей, которая помогает выявить уровень речевой культуры, развитие речевого слуха.
Исходя из результатов проведенной диагностики и собственного анализирования, можно сделать вывод, что обычная подача программного материала не сможет реализовать главную цель, а именно развитие литературных способностей младших школьников и приобщение их к литературе. И только лишь интересные, развивающие задания творческого характера могут решить эту задачу.
(Слайд 6)
Средства формирования читательской грамотности. Оценка достижения планируемых результатов обучения.
Литературные диктанты. (Слайд 7)
Виды литературных диктантов: информационный, литературоведческий, лексический.
Информационные диктанты включают имена, отчества и фамилии писателей, имена героев произведений.
(Слайд 8)
Информационный диктант с дополнением « Я знаю фамилии русских поэтов».
Учитель диктует имя и отчество поэта, учащиеся записывают имя, отчество и самостоятельно дописывают фамилию.
Александр Сергеевич, Фёдор Иванович, Николай Алексеевич, Апполон Николаевич, Афанасий Афанасьевич.
Самопроверка информации по интерактивной доске, учебная литература.
Александр Сергеевич Пушкин, Фёдор Иванович Тютчев, Николай Алексеевич Некрасов, Апполон Николаевич Майков, Афанасий Афанасьевич Фет.
(Слайд 9)
Литературоведческие диктанты содержат литературоведческие и общекультурные понятия.
(Слайд 10)
2 класс. Пословица, песня, загадка, шутка, потешка, скороговорка, рассказ, басня.
Например: Запиши названия данных литературных жанров.
– один из видов народной повествовательной литературы, произведение в прозе или реже в стихах, в котором идёт речь о вымышленных событиях иногда фантастического характера (Сказка)
(Слайд 11)
– короткое нравоучительное произведение, в котором есть иносказание (аллегория) и специально выделенная автором мораль (Басня)
Самопроверка по учебной литературе.
Слайд 12)
Для закрепления литературоведческих понятий можно использовать, упражнения в форме таблицы.
Соедини стрелочкой слово с определением.
(Слайд 13)
Лексические диктанты включают слова и выражения из словарей, которые даны в учебниках и учебных хрестоматиях.
Например: Допиши предложения.
Поклажа – это ________________________
Пятак – это ________________________
Самопроверка по учебной литературе, словари.
Место проведения литературных диктантов на уроке.
– в начале урока (этап повторения изученного);
– в середине урока (этап изучения нового материала);
– в конце урока (во время обобщения материала).
(Слайд 14)
Приёмы формирования читательской грамотности.
С целью развития стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, креативность, самостоятельность, ответственность, строю свою работу на уроке, используя приёмы Технологии «Развития критического мышления» через чтение и письмо, которая представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма.
Рассмотрим несколько приёмов данной технологии.
Приём «Ассоциации».
Даёт возможность определить тему урока, развивать воображение, интуицию.
Ребята высказывают предположения о содержании произведения, обсуждают название, называют ассоциации, которые оно вызывает.
Например:
– Почему именно так называется произведение?
– Что может произойти в рассказе с таким названием?
(Слайд 15)
Упражнение «Ассоциативная цепочка».
На уроках литературного чтения использую тематические ассоциативные цепочки. Учащиеся выстраивают цепочку по заданной теме.
При работе по разделу «Люблю природу русскую. Весна». Можно выстроить следующую линейную цепочку: таяние льда, бурление воды, тепло, ручьи, трава, солнце, пение птиц, праздники, каникулы.
(Слайд 16)
Приём «Чтение с остановками».
На начальной стадии урока, обучающиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении, на основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета.
(Слайд 17)
Приём «Тонкие и толстые вопросы»
Дети учатся различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить определённо невозможно, (толстые) вопросы.
(Слайд 18)
Рассмотрим данный приём, на примере изучения сказки К.И.Чуковского «Федорино горе».
Вопросы предлагаются в таблице, В левой части таблицы, простые «тонкие» вопросы, на которые легко ответить «да» или «нет», а в правой части – «толстые» вопросы, требующие более сложного развёрнутого ответа.
(Слайд 19)
Приём «Знаю, узнал, хочу узнать».
Применяется как на стадии объяснения нового материала, так и на стадии закрепления. Например, при изучении творчества А.С. Пушкина дети самостоятельно записывают в таблицу, что знали о Пушкине и его произведениях, что узнали нового, какие его стихи и что хотели бы узнать. Работа с этим приемом чаще всего выходит за рамки одного урока. Графа «Хочу узнать» дает повод к поиску новой информации, работе с дополнительной литературой.
(Слайд 20)
Приём работы с пословицами. Логическо-поисковое задание.
Развивает мышление учащихся, прививает любовь к родному языку, повышает культуру речи, способствует лучшему усвоению грамматики и более глубокому изучению литературы, обогащает учащихся народной мудростью.
(Слайд 21)
Задание: все пословицы разделены на части. Участникам необходимо их собрать и объясните смысл наиболее понравившихся.
(Слайд 23)
Рефлексия.
Рассмотренные приёмы работы на уроках литературного чтения позволяют вовлечь обучающихся в процесс развития читательского интереса, культуры чтения и, как следствие, читательской грамотности.
Существует огромное количество методов и приёмов по формированию читательской грамотности школьников и каждый педагог сам выбирает тот путь к достижению цели, который будет эффективным именно для его обучающихся.
(Слайд 24)
Спасибо за ваше внимание!