Государственное автономное общеобразовательное учреждение

Новосибирской области

«Школа-интернат с углубленным изучением предметов спортивного профиля»

(ГАОУ НСО «Школа-интернат»)

Программа

«Социально-психологическая адаптация воспитанников интерната

ГАОУ НСО «Школа-интернат с углубленным изучением

предметов спортивного профиля»

 

Новосибирск 2023

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

Пояснительная записка

3

содержание программы

5

этапы

реализации

программы

9

приложение

11

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа содержит теоретический и практический материал, позволяющий всем участникам педагогического процесса (родителям, воспитателям, учителям) способствовать постепенному вхождению ребёнка в новые социальные условия жизни и комфортной его адаптации к учебному учреждению. Организация взаимодействия педагогов и социума отвечает потребностям сегодняшнего уровня общественной жизни, служит объединению усилий образовательной организации и семьи в укреплении здоровья, воспитании и обучении детей различного возраста, поиску новых организационных способов привлечения родителей к сотрудничеству с учебном учреждением, способствует также созданию условий для повышения педагогической культуры всех субъектов образовательного процесса.

Каждый год в спортивный интернат заселяются новые дети разного возраста. Они прибывают из различных регионов нашей страны, из семей с разным социальным статусом, с различным уровнем воспитания и социализации. В этой связи проблема адаптации детей в интернате имеет одно из приоритетных значений.

Адаптация – это процесс изменения характера связей, отношений воспитанников к содержанию и организации учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении. Степень социально-психологической адаптации ребенка к новым условиям жизни определяет множество факторов: индивидуально-психологические особенности человека, его личностные, деловые и поведенческие качества, ценностные ориентации, академическая активность, состояние здоровья, социальное окружение, статус семьи и т. д. Успешная адаптация вновь прибывших воспитанников интерната к новым условиям жизни и учебе в школе является залогом дальнейшего развития каждого ребенка как личности. Очевидным становится, что ускорение процессов адаптации воспитанников к новому для них образу жизнедеятельности, исследование психологических особенностей, психических состояний, возникающих на начальном этапе их проживания и деятельности в школе-интернате, а также выявление педагогических и психологических условий активизации данного процесса являются чрезвычайно важными задачами. Таким образом, становится очевидной необходимость поиска путей активизации социально-психологических и педагогических условий, способных обеспечить процесс адаптации воспитанников нового набора. Этим и объясняется необходимость создания данной программы. Работа по реализации программы рассчитана на первый год пребывания воспитанников в спортивном интернате.

Созданная нами программа предназначена для работы с вновь поступившими детьми и направлена на создание благоприятных социальных и психолого – педагогических условий для быстрой и успешной адаптации воспитанников.

Цели и задачи программы

Цель – создание благоприятных условий для осуществления социальных, психологических, педагогических системных мероприятий, способствующих успешной адаптации вновь прибывших воспитанников к образовательно-воспитательному процессу в спортивном интернате.

Задачи:

Создать условия для социально – психологической адапт

ации воспитанников в интернате –

создание сплоченного группового коллектива, предъявление детям единых обоснованных и последовательных требований, установление норм взаимоотношений со сверстниками и педагогами.

Определить уровень адаптации каждого воспитанника.

Выявить де

задаптированных воспитанников:

детей группы риска, «трудных детей», детей склонных употреблению психотропных веществ, детей – изгоев.

Проследить источники и причины социальной дезадаптации детей.

Разработать индивидуальные

программы социально – психолого

педагогического сопровождения воспитанника.

Оказывать

консультативную помощь

по ликвидации кризисной ситуации в микросреде ребенка.

Формирование позитивных

мотивов

в различных

видах деятельности – учебной, внеучебной, спортивной и другой.

Установить и поддержать социальной статус ребенка

в новом

для него

коллективе.

Оптимизировать стиль общ

ения и взаимодействия в процессе

обучения

и воспитания

.

Создание дополнительных пространств самореализа

ции личности воспитанника.

Пре

дупреждение и снятие у воспитанников

психологического и физического дискомфорта, связанного с новой образовательно-воспитательной средой.

Задачи адаптационного периода по основным направлениям деятельности

Социальная адаптация

Психологическая адаптация

Педагогическая адаптация

Диагностировать состояние

здоровья детей, их

индивидуальные особенности

 

(посредством взаимодействия с

мед. работником, анкетирование).

Способствовать адаптации

воспитанников к жизни в школе и интернате.

Выявить уровень правовой

культуры, познакомить с

нормативно-правовыми

документами образовательного

учреждения.

Способствовать выработке

сознания детей на

необходимость ведения здорового образа жизни.

Способствовать развитию

личностного

самоопределения, формированию нравственно-эстетических, волевых, гражданско-патриотических

качества личности.

Помочь воспитанникам

раскрыть

своеобразие и

богатство своей личности.

Организовать регулярное изучение со

циально-психологического состояния вновь прибывших воспитанников

 

интерната.

Способствовать сплочению

разновозрастного коллектива.

Создание положительного

эмоционального фона для

взаимоотношений и взаимопонимания воспитанников интерната.

Выявить уровень адаптации

детей к учебной нагрузке.

Взаимодействовать с

преподавателями-предметниками с

целью изучения особенностей

адаптации.

Способствовать разрешению

социально-психологических

трудностей конструктивными

методами.

Воспитывать потребность в

самопознании и самооценке.

Провести вводный инструктаж по

ТБ.

Определить степень

сформированности у учащихся общеучебных умений и навыков.

Обеспечить соблюдение

оптимальных санитарно-гигиенических условий в

образовательном учреждении.

Поддерживать и развивать

инициативы воспитанников.

Вовлечение ребят

в работу городских, областных молодежных

объединений.

Способствовать развитию

творческого потенциала личности воспитанников.

 

В результате реализации программы воспитанник должен знать:

 нормы и правила активного развития в образовательном учреждении, безопасного поведения;

 формы организации, содержание и специфику учебно-познавательной деятельности в интернате;

 правила совместного проживания и деятельности в интернате.

 оптимальный стиль общения и взаимодействия всех субъектов образовательно-воспитательного процесса.

В результате реализации программы воспитанник должен уметь:

 самостоятельно использовать полученные знания для анализа, оценки и рационализации процесса самообразования и саморазвития;

 осознавать оптимальный стиль общения и взаимодействия всех субъектов образовательно-воспитательного процесса;

 формировать положительную мотивацию к овладению учебно-воспитательной, спортивно-тренировочной деятельности;

 правильно организовывать режим работы;

 развивать свои возможности и способности, адекватно их оценивать;

Ожидаемый конечный результат: успешная адаптация воспитанников к новой социальной среде без ощущения внутреннего дискомфорта и бесконфликтное сосуществование в новых условиях жизнедеятельности.

СОДЕРЖАНИЕ ПР

ОГРАММЫ

Программа рассчитана на работу с детьми различной возрастной категории, в частности: младшего школьника, подростка, старшего школьника.

Реализация содержания данной программы позволит:

Ближе познакомиться с воспитанником, определить его сп

особности и личностные качества.

Определить уровень социализации

.

Проследить причины дезадаптации детей и на основе полученных данных составить индивид

уальные программы сопровождения.

Оказывать своевременную консультативную помощь воспитаннику в

создавшейся кризисной ситуации.

Организовать взаимодействие всех участников воспитательно – образовательного процесса (учитель, тренер, воспитатель, социальный педагог, психолог, медработник, зам. директора по УВР) и направить их совместную деятельность на помощь детям в этот сложный в их жизни период;

Своевременно провести комплекс мероприятий (беседы, занятия) как с дезатаптированными детьми, так и с окружающими их сверстниками.

Заполнение и ведение документации (дневников наблюдения, индивидуальных программ сопровождения, программа сопровождения по социальной адаптации и др.) помогает отслеживать динамику социализации воспитанника.

Формы и методы реализации программы:

Для реализации программы используются следующие методы и формы работы:

и

ндивидуальные и групповые беседы с детьми;

д

иагностика (тестирование, анкетирование, наблюдение, опросы педагогов и детей, изучение данных личных дел, результатов деятельности воспитанников и т.д.);

и

ндивидуальные и групповые консультации педаг

огов, воспитателей,

тренеров;

и

ндивидуальная и групповая психокоррекционная работа с детьми, имеющими трудности в период адаптации;

с

оциально – психологический практикум для педагогов.

Данная программа способствует:

п

ринятию и выполнению норм коллективной жизни большинством вновь поступивших детей;

а

декватному отношению воспитанников

к педагогическому воздействию;

с

озданию гармоничных взаимоотношений между детьми, детьми и взрослыми;

а

ктивному участию вновь поступив

ших детей в жизни группы, коллектива

;

с

озданию комфортной психологической среды

для саморазвития и самореализации

воспитанников;

ф

ормиров

анию удовлетворенности ребенка

своим социальным статусом.

Данная программа может быть использована в работе психологами, социальными педагогами, воспитателями, тренерами, с целью реализации возможности легче и быстрее адаптироваться участникам образовательного процесса, своевременно выявить наличие признаков дезадаптации у вновь поступивших воспитанников и найти эффективные средства её коррекции.

Направления реализации программы:

Адаптация воспитанников

нового набора посредством психологических тренингов взаимодействия.

Аналитико-диагностическая деятельность:

изучение личных дел воспитанников;

с

о

ставление социальных паспортов;

оп

ределение мотивации к учебной,

тренировочно-соревновательной де

я

тельности

.

Социальное сопровождение

(п

омощь детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации).

Социально-психологическое сопровождение родителей

:

индивидуальные беседы с родителями воспитанников в ходе личных встреч и по телефону;

индивидуальное и семейное консультирование родителей на базе школы-интерната;

тематические беседы с родителями воспитанников.

Психологическое сопровождение воспитанников:

анкетирование детей по вопросам адаптации (I и II период адаптации);

анкетирование по вопросам мотивации различны видов деятельности.

изучение уровня толерантности (тестирование);

и

зучение степени

психологического комфорта воспитанников в интернате

(тестирование);

отношение воспитанников

к уче

бному заведению (тестирование);

и

ндивидуальная диагностика

личностных качеств (по запросу);

выявление уровня тревожности воспитанников

;

и

зучение психологического клим

ата в группе

;

и

зучение интеллек

туального потенциала воспитанника

.

Организация учебного процесса – в

заимодействие с педагогами-предметниками с целью изучения особенностей социально-психологической адаптации к специфике учебных предметов:

а) психологическое просвещение педагогов – предметников по вопросам адаптации;

б) посещение уроков;

в) анализ успеваемости по предметам.

7. Организационные мероприятия по адаптации воспитанников к жилищно - бытовым условиям проживания в интернате:

з

накомство с правилами проживания в

интернате;

к

онтроль за соблюдением правил проживания в

интернате;

о

рганизация

воспитательных

мероприятий по плану

воспитательной

работы СП «Интернат при школе»;

и

зучение социально-психологического климата микрогрупп проживающих

в интернате

(беседа, наблюдение

, диагностика).

8. Организация воспитательной деятельности:

Ознакомление

воспитанников

с действующ

им планом

воспитательной работы

интерната

.

Вовлечение детей в планирование воспитательной работы интерната

.

Участие в

оспитанников

восп

итательных мероприятиях интерната

:

Формирование и развитие духовно-нравственных ценностей.

Формирование правовых знаний первокурсников.

Воспитание гражданина, патриота своей Родины.

Формирование навыков ЗОЖ.

Формирование эстетических ценностей.

Привитие трудовых навыков.

Участие в мероприятиях школы

.

Участие в городских мероприятиях

Привлечение в ряды отряда во

лонтеров.

Способствование развитию социально

- активной личности ребенка.

9. Привлечение совета интерната к адаптации вновь прибывших воспитанников:

вовлечение вновь прибывших воспитанников в общественную деятельность интерната;

информированность

воспитанников по

вопросам общественной жизни в школе и интернате.

Контроль за реализацией программы по адаптации вновь прибывших воспитанников осуществляет руководитель СП «интернат при школе», администрация ГАОУ НСО школы-интерната, психолог школы.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Диагностико

прогностический

Составление списков вновь поступивших воспитанников;

Знакомство с факторами среды жизни воспитанника (изучение данных личного, медицинского дела учащегося);

Знакомство и установление контактов с родственниками детей при поступлении их в учреждение;

Социально – психологическая диагностика кач

еств вновь поступившего ребёнка.

  Методы исследования:

Анкета «Адаптация»

Диагностика психических состояний воспитанника (психолог, социальный педагог, воспитатель, тренер);

Наблюдения, интервью, беседы, включение в трудовую общественно-полезную деятельность (социальный педагог, воспитатели, мед. работник, психолог, тренеры).

Сочинение – тест по определению творческой направленности ребенка, досуговых мероприятий (социальный педагог, психолог, воспитатели, библиотекарь);

Изучение мотивационной сферы вновь прибывших учащихся. Изучение межличностных отношений ребенка в группе.

Изучение   самооценки;

Анкета для педагогов.

Практико

реализующий

Наблюдение за вновь прибывшими учащимися (посещение уроков и внеклассных мероприятий)

Изучение и анализ сложных ситуаций, осуществление различного рода «вмешательств».

Координирование педагогически обоснованных выборов средств, форм и методов работы с наблюдаемыми учащимися.

Консультирование и оказание поддержки в трудной ситуации вновь прибывшим детям:

Занятия для воспитанников, имеющих проблемы в период адаптации. (Психолог)

Социально – психологическая поддержка ребёнка:

Определение состояния психолого – эмоционального и с

оциального статуса воспитанника

;

Индивидуальная работа с учащимися по преодолению социально – педагогических трудностей;

Социально – педа

гогическая реабилитация воспитанников

;

Индивидуальные

и групповые беседы с воспитанниками интерн

а

та

об их обязанностях, правах и дополнительных гарантиях по социальной защите

Помощь в защите и охране прав

ребенка -

специальные меры по гарантированному обеспечению прав ребенка, предусмотренных российским законодательством и Международной конвенцией о правах ребёнка: образование, медицинское обслуживание, обеспечение жильем, пенсиями,

пособиями, алименты

, судебная защита прав ребенка.

Социально – психологический практикум

для педагогов.

(см.

Приложение)

Формы работы:

Индивидуальные беседы с детьми.

Диагностика. (Анкетирование, тестирование)

Отслеживание

динамики социализации ребенка

через карту

сопровождения воспитанника по социа

льной адаптации.

(см. Приложение

)

Индивидуальные консультац

ии.

Групповая и индивидуальная психокоррекционная работа с детьми, имеющими трудности в период адаптации

.

Социально – психологический практикум для педагогов.

(см. Приложение)

Критерии успешной социальной адаптации:

Осознанное принятие и выполнение норм коллективной жизни;

Адекватное отношение к педагогическим воздействиям;

Гармонизация взаимоотношений: «пед

агог – воспитанник

», «

воспитанник-воспитанник

»

Активное участие в жизни коллектива;

Удовлетворенность своим социальным статусом и отношениями.

Уровень социальной адаптации:

Высокий

1. Осознанное принятие и выполнение норм коллективной жизни.

2. Баланс индивидуального и социального

3. Гармония отношений с взрослыми и сверстниками.

4. Адекватное отношение к педагогическим воздействиям.

5. Самоконтроль поведения

6. Активное участие в жизни детского коллектива

7. Удовлетворенность своим статусом и отношениями

Средний

1. Конформизм в отношении норм коллективной жизни.

2. Преобладает либо индивидуальное, либо социальное.

3. Неустойчивые отношения с окружающими.

4. Противоречивое отношение к педагогическим воздействиям.

6. Периодическое участие в жизни детского коллектива.

7. Неполная удовлетворенность своим статусом и отношениями.

Низкий

1. Неприятие и невыполнение норм коллективной жизни

2. Дисбаланс индивидуального и социального

3. Конфликтные отношения с окружающими

4. Неадекватное отношение к педагогическим воздействиям

5. Неуправляемое поведение

6. Пассивное участие в жизни детского коллектива

7. Неудовлетворенность своим статусом и отношениями

                                          

Приложение 1.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА РЕБЕНКА

1. Ф.И.О.____________________________________________________________

2. Возраст «______» __________________г.

3. Прибытие (когда, откуда) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Данные о семье:

Мать ____________________________________________________________________

Отец ____________________________________________________________________
Родные ____________________________________________________________________

Опекун ____________________________________________________________________

Адрес постоянного места жительства ________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Медицинские показатели (уровень физического развития и здоровья, хронические заболевания, функциональные нарушения):

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Педагогические показатели:

Темп обучения_______________________________________________________

Трудности в обучении ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Преобладающие учебные интересы ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Психологические показатели:

Тип темперамента ________________________________________________________________________________________________________________________________________

Особенности характера, его акцентуации ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Образ «Я»

Общий уровень психического развития (норма, задержка, психофизический инфантилизм, дисгармония)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Особенности познавательных процессов ________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________

Профессиональные интересы ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Особенности поведения, тип отклонений в поведении ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Склонности, способности ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Социально – педагогическая характеристика:

А. Социальные вредности:

Ранняя алкоголизация ________________________________________________________________________________________________________________________________________

Никотиновая зависимость ________________________________________________________________________________________________________________________________________

Употребление токсических и психотропных средств ________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тяга к асоциальным играм ________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сексуальный инстинкт ________________________________________________________________________________________________________________________________________

Негативизм в оценке явлений действительности ________________________________________________________________________________________________________________________________________

Б. Отклонения в социальном поведении:

Грубость __________________________________________________________________

Драки ____________________________________________________________________

Прогулы __________________________________________________________________

Недисциплинированность ____________________________________________________________________

Избиение слабых ____________________________________________________________________

Вымогательство ____________________________________________________________________

Жестокое отношение к животным ____________________________________________________________________

Воровство ____________________________________________________________________

Нарушение общественного порядка ____________________________________________________________________

Немотивированные поступки ____________________________________________________________________

В. Социальная ситуация развития:

Неблагоприятная объективно ____________________________________________________________________

Неблагоприятная субъективно ____________________________________________________________________

Г. Социальный статус:

Лидер ____________________________________________________________________

Приветствуемый в группе ____________________________________________________________________

Принятый без определенных условий ____________________________________________________________________

Примыкающий ценой личностных жертв ____________________________________________________________________

Отверженный ____________________________________________________________________

Изгой ___________________________________________________________________

Приложение 2.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ КАРТЫ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАННИКА

Фамилия, имя воспитанника ____________________________________________________________________

Возраст ____________________________________________________________________

Вид спорта ____________________________________________________________________

Привычки, увлечения, хобби ____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Внешний вид, опрятность (неопрятность) воспитанника

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Поведение в группе – (восприятие воспитанником требований воспитателя, выполнение правил проживания в общежитии; проявление неуверенности, боязливости, плаксивости без видимых причин; необходимость в контроле и многократном повторении требований взрослого)

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Общение с детьми и взрослыми (предпочитает одиночество, конфликтует со сверстниками, кричит, не умеет поддержать отношения, малоконтактен со взрослыми) _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Речевое развитие (внятность речи, наличие нарушения звукопроизношения, бедность словарного запаса, наличие выраженных трудностей при пересказе)
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Отношение к занятиям и их успешность (способность контролировать свою деятельность, потребность в постоянном контроле педагога, наличие трудностей овладения необходимым объемом знаний, неусидчивость, неумение доводить начатое дело до конца,  часто мешает педагогам на занятиях)
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Темповые характеристики деятельности (неравномерность темпа работы на занятиях, частая сонливость и вялость в течение дня, работает медленно и невнимательно, темп работы быстрый, но работает хаотично и бестолково)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Физическое развитие (недостаточно развит физически, быстро устает истощается, становится вялым или наоборот расторможенным, часто болеющий ребенок, как часто болеет более, плохо ест, беспокойно спит или трудно засыпает)

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Моторное развитие (плохо развита мелкая моторика рук, нарушение общей координации, неуклюжесть, медлительность в движениях, предпочитает работать левой рукой или иногда работает левой рукой)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какие дополнительные особенности развития ребенка (его положительные или отрицательные качества) вы хотели бы отметить? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Дата _____________________

______________________

Подпись воспитателя

Приложение 3.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ВОСПИТАННИКА

Ф.И.О. воспитанника__________________________________________________

Психолого-педагогическое заключение ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________

Актуальные проблемы ребенка
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Цель программы
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сроки реализации ________________________________________________________________________________________________________________________________________

Намеченные пути поддержки и коррекции выявленной проблемы
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Содержание и рекомендуемые формы и методы работы
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Прогноз развития ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение 4.

АНКЕТА «АДАПТАЦИЯ»

Ф.И. воспитанника ________________________________________________________________________________________________________________________________________

Нравится ли тебе распорядок дня? ______________________________________

Какое отношение складываются у тебя со сверстниками по группе, комнате? ____________________________________________________________________

Какие предметы тебе изучать сложно? ___________________________________

____________________________________________________________________

В чем заключаются эти затруднения? ____________________________________

____________________________________________________________________

Чувствуешь ли усталость на занятиях? (да, нет) ____________________________________________________________________

Какие из предложенных кружков или секций ты посещаешь?

____________________________________________________________________

Чем бы тебе хотелось заняться в сводное время?

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Испытываешь ли ты чувство голода, когда? ____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Устраивает ли тебя твоя успеваемость на сегодняшний день?

____________________________________________________________________

Какую роль в группе хотелось бы тебе выполнять?

____________________________________________________________________

Доволен ли ты своими отношениями:

С взрослыми _________________________________________________________

Со сверстниками _____________________________________________________

Приложение 5.

ИЗУЧЕНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ

АНКЕТА

Ф.И. воспитанника____________________________________________________

1. Тебе нравится в школе-интернате или не очень? ____________________________________________________________________

2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь на занятия? ____________________________________________________________________

3. Если бы преподаватель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам, ты бы пошел бы на занятия? ____________________________________________________________________

4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие – нибудь уроки? ____________________________________________________________________

5. А какие уроки тебе больше всего не нравятся? ________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Ты хотел бы, чтобы не задавали домашних заданий? ____________________________________________________________________

7. Ты часто рассказываешь об успехах на занятиях своим воспитателям ____________________________________________________________________

8. Ты бы хотел, чтобы у тебя был менее строгий преподаватель? ____________________________________________________________________

9. У тебя в группе много друзей? ____________________________________________________________________

10. Назови своих друзей? ________________________________________________________________________________________________________________________________________

11.Тебе нравятся твои соседи по комнате? ____________________________________________________________________

12. Назови своего любимого педагога, воспитателя, администратора: ________________________________________________________________________________________________________________________________________

        Оценивать уровень школьной мотивации можно с помощью специальной анкеты, ответы на 11 вопросов которой оцениваются от 0 до 3 баллов (отрицательный ответ – 0 баллов, нейтральный – 1 балл, положительный – 3 балла)

ШКАЛА ОЦЕНОК:

Учащиеся, набравшие:

25 – 30 баллов, характеризуются высоким уровнем школьной адаптации,

20 – 24 балла характерны для средней нормы

15 – 19 баллов указывают на внешнюю мотивацию,

10 – 14 баллов свидетельствуют о низкой школьной мотивации

Ниже 10 баллов – о негативном отношении к школе, школьной адаптации.

                                               

Приложение 6.

ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ САМООЦЕНКИ

Методика «Лесенка»

На бланке изображено несколько лесенок, состоящих из 7 – 11 ступенек. Количество лесенок и оцениваемые качества могут меняться в зависимости от необходимости. Первый желательно выявлять общую самооценку «хороший – плохой».

Методика проводится индивидуально.

Инструкция для ребенка: «Это волшебная лесенка. Давай представим с тобой, что на ней располагаются все ребята. На верхней ступеньке – самые лучшие ребята. На следующей – тоже хорошие, но все – таки чуть – чуть похуже. Чем ниже – тем хуже (показать рукой). Посредине – дети не хорошие и не плохие. На последней, самой низкой ступеньке – самые плохие».

После того, как взрослый убедиться, что ребенок правильно понял и запомнил инструкцию, он последовательно задает ребенку следующие вопросы:

На какую ступеньку ты себя поставишь? Почему?

На какую ступеньку ты хотел бы себя поставить? Почему?

А на какой ступеньке ты можешь оказаться, если очень – очень постараешься? Почему?

А как ты думаешь, куда тебя поставить воспитатель? Почему?

А куда она тебя поставит, если ты будешь очень стараться? Почему?

А ребята тебя куда поставят? Почему?

А куда они тебя поставят, если ты будешь очень стараться? Почему?

Для оценки могут использоваться следующие качества:

Умный – глупый

Добрый – злой

Веселый – грустный

Внимательный – невнимательный

Довольный собой – не довольный собой

Хорошо учиться – плохо учиться

Обработка и интерпретация результатов:

      1. Сопоставляются уровни желаемой, возможной, реальной самооценке при ответах «за себя».

      2. Сопоставляются уровни желаемой, возможной, реальной самооценки при ответах «за себя», учителя и воспитателя.

           Оценка ответов:

      1. Благоприятный вариант – если дети считают, что взрослые поставят их на одну из верхних ступенек лестницы, а сами ставят себя на одну ступеньку ниже. Такой результат свидетельствует о том, что дети, чувствуя поддержку и принятие со стороны взрослых, умеют уже достаточно реалистично посмотреть на себя.

     2. Случаи, когда дети ставят себя на ту же ступеньку, на которую, по их мнению, могут поставить их взрослые, могут свидетельствовать: (об инфантилизме, об отсутствии самостоятельного взгляда на себя, некритическое восприятие оценок взрослых, о том, что ребенок чувствует отвержение со стороны взрослых, о компенсирующей самооценке).

Случаи, когда дети ставят себя на ступеньках выше,

чем, по их мнению

, их поставили бы взрослые, являются неблагоприятными вариантами, характеризующими осознание ребенком неприятие со стороны взрослых и негативного противопоставления оценке взрослого собственной оценке.

Приложение 7.

АНКЕТА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

        Уважаемые педагоги просим вас ответить на перечисленные вопросы. Среди данных вариантов ответов подчеркните тот, который более всего характеризует данного ребенка.

Фамилия, имя ребенка _________________________________________________

Охотно ли

воспитанник

идет на

контакт

?

Как правило, не охотно; Как правило, охотно, с радостью; Когда как, затрудняюсь ответить.

Приспособился ли он к

режиму

интерната

?

Пока нет; В целом да; Абсолютно приспособился; Затрудняюсь ответить.

Переживает ли он по поводу своих учебных успехов или неудач?

Нет; Скорее нет, чем да; Скорее да, чем нет; Да.

Сколько времени ежедневно тратит

воспитанник

на выполнение домашних заданий?

Укажите конкретно: __________________________________________________

Нуждается ли ребенок в вашей помощи при выполнении домашних заданий?

Помощь нужна всегда; Нуждается довольно часто; Нуждается иногда; в помощи не нуждается; Сложно ответить однозначно.

Как обычно ребенок преодолевает трудности в работе?

Перед трудностями сразу пасует; Обращается за помощью; Трудности старается преодолеть сам; Затрудняюсь ответить.

Способен ли ребенок самостоятельно проверить свою работу, найти и исправить ошибки?

Самостоятельно этого сделать не может; Может, если побудить к этому; Как правило, может.

Часто ли воспитанник

жалуется на товарищей по интернату

, обижается на них?

Довольно часто; Такое бывает, но редко; Такого практически не бывает; Затрудняюсь ответить.

Справляется ли

воспитанник

с учебной нагрузкой без перенапряжения?

Нет, не справляется; Скорее нет, чем да; Скорее да, чем нет; Да.

 

Приложение 8.

КОМПЛЕКС ОБЩЕУКРЕПЛЯЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ

Упражнение №1

Стать спиной к стене, так, чтобы стены касались затылка, лопатки, ягодицы и пятки Напряжением мышц зафиксировать это положение и запомнить его. Отойти от стены и сохранить эту позу в течение 15 – 30 секунд.

Упражнение №2

Проделать указанное в упражнении №1, но, отойдя от стены, сделать несколько движений руками, туловищем и снова принять положение правильной осанки. Затем встать к стене и проверить принятую позу.

Упражнение №3

Самостоятельно принять позу, соответствующую правильной осанке, после чего встать к стене и проверить её.

Упражнение №4

Встать спиной к стене (см. упражнение №1), выполнить несколько движений руками, ногой, головой, не нарушая позы, соответствующей правильной осанке.

Упражнение №5

Встать боком перед зеркалом, принять положение правильной осанки и, отойдя от него, сохранить принятую позу. Затем проделать то же самое, но без помощи зеркала.

Упражнение №6

Сохранять равновесие, стоя на рейке или бруске толщиной 5 – 10 см. Проделать то же с закрытыми глазами.

В качестве дополнительных упражнений   для развития правильной осанки могут использоваться упражнения на тренировку гибкости, такие, как наклоны вперед, в сторону, назад, махи ногами; упражнения, способствующие выработке чувства равновесия: ходьба на носках и стойка на носках на определенное время.

Приложение 9.

СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

1 ЧЕТВЕРТЬ.

Изгои в коллективе

Как появляются изгои в коллективе

Что делать, если в коллективе изгой.

Консультация психолога

2 ЧЕТВЕРТЬ

Организация работы школы – интерната с «трудными учащимися»

Отклоняющееся от нормы поведение;

Профилактика девиантного поведения у учащихся;

Модель работы с «трудными» учащимися.

Консультация психолога.

3 ЧЕТВЕРТЬ

Работа с детьми, совершающими побеги

Классификация побегов у детей;

Уточнение списков детей, совершающих побеги из школы – интерната.

Технология работы с детьми, совершающими побеги.

Консультация психолога.

4 ЧЕТВЕРТЬ

Смысл жизни и ценности детей группы риска

Дети группы риска в школе – интернате;

Особенности детей группы риска;

Нормальные условия для детей группы риска

Классификация детей группы риска

Консультация психолога.

Приложение 10.

Методическое сопровождение программы тренинга взаимодействия по вопросам адаптации

Цель: способствовать формированию социально-психологической устойчивости детей нового набора к новым учебно-воспитательным условиям. Оптимизировать стиль общения и взаимодействия процесса воспитания.

Методы и приемы, используемые в тренинге:

—демонстрация;

— импровизация;

— наблюдение;

— беседа;

— анализ;

— игра;

— монолог;

— диалог;

— дискуссия;

—диагностика;

— эксперимент.

Организационные приемы ведения тренинга

1. При формировании группы учитывается принцип добровольности, соблюдением правил ведения тренинга, обсуждения их с участниками.

2. Состав группы в соответствии со списочным составом. На время проведения тренинга отводится просторное помещение, относительно изолированное.

3. Тренинг должен начинаться и заканчиваться в соответствии с учебным расписанием.

4. Время проведения —1,5 часа, 1 раз в неделю.

5. Ведущий является активным участником группы.

6. При выполнении упражнений в парах желательна частая смена партнеров, тем самым обогащается индивидуальный познавательный опыт, нарабатывается больше стратегий общения, взаимопонимания

7. Стимульный материал готовится заранее и находится «под рукой» ведущего. Материал для тренинга: альбомные листы, мини-карточки, бумага, фломастеры, авторучки.

Методические приемы ведения тренинга

1. На начальном этапе обучающимся предлагаются фронтальные задания. Это позволяет быстрее вовлечь всю группу в активную творческую работу. В целом же смена упражнений такова: общегрупповые упражнения, индивидуальное задание, работа в микрогруппе, работа в паре.

2. С помощью игр-шуток, двигательной активности происходит выравнивание эмоционального фона группы, активизация или концентрация внимания перед предстоящей работой.

3. При выполнении упражнений максимально создается ситуация успеха, что позволяет участникам находить наиболее конструктивные стратегии решения, определять свои внутренние ресурсы, обогащать индивидуальный познавательный опыт.

4. Каждая встреча имеет конкретную цель (тематику) на весь тренинг.

5. Велика роль первой встречи (то есть первого дню занятий), особенно процедура знакомства.

6. Центральная процедура всех занятий — рефлексия, выраженная на языке чувств. Сначала она носит схематический характер, затем — обобщенный и постепенно переходит в личностный.

7. Выводы ведущего осуществляются только на материале, который получает от членов группы через обратную связь с ведущим и друг с другом.

8. Позиции, стили, методы работы тренера в течение тренинга разнообразны, гибки, мобильны. Стратегия работы находится в зависимости от потребностей и целей участников, контекста групповой ситуации, уровня развития группы и др.

9. Стратегия участия тренинга такова, что участники учатся действовать думая, а думать действуя.

10. Каждый «прожитый» группой день подлежит анализу ведущим тренинга и в зависимости от результата корректируется план следующего дня.