Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Республики Крым «Керченский учебно-воспитательный комплекс-интернат-лицей искусств»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Общее фортепиано»
(6 лет обучения)
Направленность: художественная
Срок реализации программы: 6 лет
Вид программы: модифицированная
Уровень: базовый
Возраст обучающихся: 8 - 16лет
Составитель: Азизова М.В.,
педагог дополнительного образования
(по классу фортепиано)
Керчь
2024
Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная
записка
Основой разработки дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы (далее – ДООП) «Общее фортепиано» (6 лет обучения) является следующая нормативно-правовая база:
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями на 01.07.2020);
Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями на 31.07. 2020);
Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития России до 2030 года»;
Национальный проект «Образование» - ПАСПОРТ утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проекта
м (протокол от 24.12.2018 № 16)
;
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. № 996-р;
Концепция развития дополнительного образования детей, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р;
Федеральный проект «Успех каждого ребенка» - ПРИЛОЖЕНИЕ к протоколу
заседания проектного комитета
по
национальному
проекту
«Образование» от 07.12.2018 г. № 3;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.12.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем развития дополнительного образования детей»;
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
Письмо Министерства образования и науки РФ от 29.03.016 № ВК- 641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»;
Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 20.02.2019 № ТС – 551/07 «О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью»;
Об образовании в Республике Крым: закон Республики Крым от 06.07.2015 № 131-ЗРК/201
5 (с изменениями на 10.09.2019);
Локальные акты ГБОУ РК «КУВКИЛИ»;
Устав
ГБОУ РК «КУВКИЛИ»
;
Программа является модифицированной и составлена на основе общеобразовательной общеразвивающей программы дополнительного образования ГБОУ РК "КУВКИЛИ".
Направленность ДООП «Общее фортепиано» (6 лет обучения) - художественная.
Она направлена на творческое, эстетическое, духовно-нравственное развитие обучающегося, а также создает условия для приобретения им опыта исполнительской практики, самостоятельной работы в области музыкального искусства.
Актуальность данной программы заключается в том, что в процессе ее реализации у обучающихся формируются умения и навыки игры на инструменте, развивается художественный вкус, любовь к фортепианной музыке. Это позволяет им активно проявлять себя в общественной жизни, воспитывает такие черты как самостоятельность, творческая активность и повышает самооценку детей.
Новизна состоит в том, данная образовательная общеразвивающая программа «Общее фортепиано (6 лет обучения)» написана на обучающихся струнно-смычкового и духового отделений для изучения второго музыкального инструмента – фортепиано.
Отличительной особенностью является то, что программа разработана для детей, которые расширяют свой музыкальный кругозор и свои исполнительские возможности через освоение игры на дополнительном инструменте фортепиано.
Педагогическая целесообразность данной программы состоит в необходимости развивать интерес учащихся к музыкальной деятельности, углублять их теоретические и практические знания в области инструментального исполнительства. Обучение игре на фортепиано включает в себя освоение комплекса исполнительских знаний, умений и навыков, необходимых для творческой самореализации. Идет освоение навыков чтения с листа, игры в ансамбле и аккомпанемента, навыков самостоятельной работы. Приобретенный в процессе обучения комплекс исполнительских знаний и умений даст учащимся возможность самостоятельно осваивать репертуар из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм.
Адресат программы. Учащиеся 2-7 классов, обучающиеся на музыкально-хореографическом отделении лицея искусств, в возрасте 8-14 лет.
Объем и срок освоения программы. Программа рассчитана на 6 лет обучения в общем объеме 204 ч.
Продолжительность учебного года: 2-7 класс составляет 34 недели.
Уровень программы ‒ базовый.
Форма обучения ‒ очная, возможно применение дистанционных форм обучения.
Особенности организации образовательного процесса. Занятия по предметам программы «Общее фортепиано» (6 лет обучения) проходят в индивидуальной форме. Занятия предусматривают практический вид деятельности. При проведении учебных занятий используются теоретические и практические формы организации обучения.
Режим занятий. 2 - 7 классы – 1 урок в неделю (45 минут).
1.2. Цель и задачи программы
Целью данной ДООП «Общее фортепиано» (6 лет) является формирование правильного художественного вкуса в области музыкального искусства путем развития музыкально-творческих и исполнительских способностей, образного мышления, слуха, чувства ритма, музыкальной памяти.
Задачи:
Развивающие:
- развитие творческого потенциала учащегося;
- развитие памяти и ритма, гармонического и мелодического слуха;
- развитие музыкального мышления;
- развитие умения анализировать произведения искусства;
- развитие интереса к музыке разных направлений;
Образовательные:
- обучение игре на фортепиано и освоение музыкальной грамоты;
- обучение навыкам выразительного исполнения произведений различного музыкально-художественного содержания, различных стилей и жанров;
- обучение техническим умениям и навыкам, необходимых для творческой деятельности;
- обучение навыкам практического музицирования (игра по слуху, чтение нот с листа, самостоятельное освоение нотного текста).
Личностные:
- расширение представлений об окружающем мире;
- формирование нравственных качеств личности;
- формирование художественного вкуса, способности видеть, чувствовать и эстетически оценивать красоту в искусстве и окружающем мире;
- формирование коммуникативных способностей учащихся как основы воспитание у них культуры общения (внимания и уважения к людям);
- воспитание трудолюбия, стремления к сознательному, систематическому, творческому труду;
- формирование навыков публичного выступления на сцене;
1. 3. Воспитательный потенциал программы
Воспитательная работа в рамках ДООП «Общее фортепиано» направлена на воспитание бережного отношения к музыкальному наследию, как своей страны, так и к музыкальной культуре других стран и народов; развитие доброжелательности в оценке творчества других учащихся и воспитание чувства ответственности при выполнении своей работы.
Для решения поставленных воспитательных задач и достижения цели программы учащиеся привлекаются к подготовке и проведению творческих концертов и тематических вечеров, таких как:
Концерт
ы, посвященные
дню Музыки
, дню Учителя
Концерт фортепианной музыки «Союз 3х муз»
Новогодний инструментальный конкурс «Подарок Деду Морозу»
Отчетный концерт отделения
Это способствует повышению интереса к обучению в рамках общеобразовательной общеразвивающей программы, созданию необходимых условий для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального и физического здоровья учащихся.
1.4. Содержание программы
Учебные планы ДООП «Общее фортепиано» 6лет обучения
базовый уровень (рамках обучения на струнно-смычковом и духовом отделениях)
Изучение данной общеобразовательной программы происходит на базе струнно-смычкового и духового отделений ГБОУ РК КУВКИЛИ и призвано развивать интерес участников этих инструментальных отделений к музыкальному исполнительскому искусству, сформировать комплекс определенных умений и навыков. позволяющих освоить и использовать возможности фортепиано, самостоятельно накапливать репертуар из музыкальных произведений различных стилей и направлений. Обучение по данной программе отличается индивидуальным подходом к учащемуся, а также в подборе методов и приемов обучения, направленных на реализацию творческих возможностей всех обучающихся.
Общая часовая нагрузка программы «Общее фортепиано» - 204 часа.
Программа предусматривает обязательное наличие музыкального инструмента для занятий обучающегося. Наряду с традиционным механическим фортепиано возможен вариант качественного электронного инструмента.
Годовые требования по классам
2 класс
К концу первого года обучения обучающийся приобретет навыки организации игрового аппарата, начальные пианистические навыки (нон легато, легато, стаккато). В репертуар обучающегося должны входить разнохарактерные произведения: этюды, пьесы. Сложность пьес и их количество (не менее 10) педагог подбирает исходя из индивидуальных особенностей ученика. Обучающийся получит первоначальные навыки подбора по слуху простейших детских песен от разных звуков.
3 класс
К концу второго года обучения обучающийся должен изучить 4-6 произведений. Из них: 2-3 этюда, 3-4 разнохарактерные пьесы. Также получить навыки чтения с листа, подбора по слуху легких одноголосных мелодий.
4 класс
В течение учебного года ученик должен изучить 6-8 произведений. Из них: 2-3 этюда, 3-4 разнохарактерных пьесы, 1-2 полифонии. Продолжать работу по приобретению навыков чтения с листа, подбору по слуху.
5 класс
В течение учебного года ученик должен изучить 6-8 произведений. Из них 2-3 этюда на различные виды техники, 3-4 разнохарактерные пьесы, 1 полифония. Продолжать работу по чтению с листа, подбору мелодий, простейшего аккомпанемента.
6 класс
В течение учебного года ученик должен изучить 6-8 произведений. Из них: 2-3 этюда, 1 полифоническую пьесу, 1 произведение крупной формы, 3-4 пьесы. Продолжать работу по чтению с листа, подбору по слуху мелодий. Знакомство с элементами сочинения и импровизации (по желанию).
7 класс
В течение учебного года ученик должен изучить 5-7 произведений. Из них: 1-2 этюда, 1 полифоническую пьесу, 1 произведение крупной формы, 2-3 пьесы. Необходимо обогащать репертуар произведениями различных авторов (русских, западноевропейских, современных) в целях всестороннего развития музыкального кругозора ученика. Продолжать работу по чтению с листа, подбору по слуху мелодий. Развивать навыки элементарного сочинения и импровизации (по желанию).
1.5. Планируемые результаты освоения программы
В процессе обучения поданной программе ученик должен получить следующие знания и навыки:
- знание характерных особенностей музыкальных жанров и основных стилистических направлений;
- знание музыкальной терминологии;
- умение грамотно исполнять музыкальные произведения сольно;
- умение самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей;
- умение создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения;
- умение самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании несложных музыкальных произведений;
- приобретение навыков чтения с листа и подбора по слуху;
- приобретение знаний в области теории музыки.
Для успешного освоения программы ДООП «Общее фортепиано» обучающимся необходимо овладеть навыками чтения с листа. В результате этого создаются необходимые условия для расширения музыкального кругозора учащегося, способности анализировать и понимать музыку. Чтением с листа необходимо системно заниматься на протяжении всего периода обучения.
К техническому развитию надо подходить индивидуально. Обучающимся необходимо приобрести навыки ощущения клавиатуры, освоить приемы игры гамм, аккордов, арпеджио и простейших гармонических последовательностей.
2.1. Календарный учебный график
2.1. Календарный учебный график
Режим работы музыкально-хореографического отделения обеспечивает организацию здоровьесберегающего образовательного пространства и составлен в соответствии с СанПиН 2.4.3648-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи". Сроки и продолжительность учебного года, каникул определяются календарным учебным графиком учреждения.
Продолжительность учебного года
Даты начала и окончания учебного года
Дата начала учебного года: 02 сентября 2024 года.
Дата окончания учебного года: 26 мая 2025 года.
Продолжительность учебного года
Продолжительность учебного года:
1-е классы – 33 недели;
2–4-е классы – 34 недели.
Сроки и продолжительность каникул 2024/2025
1-е классы
2–11-е классы
График занятий
Для учащихся 1-11-х классов музыкально-хореографического отделения определена пятидневная рабочая неделя.
Учебные занятия на музыкально-хореографическом отделении начинаются в понедельник в 8:20 часов, в остальные дни (вторник – пятница) – в 13:45 часов, продолжительность урока 45 минут, продолжительность перемены – 5 минут.
Утверждено следующее расписание звонков по урокам и длительность перемен с учетом СанПиН 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи
Понедельник
Вторник-пятница
Учебный график программы «Общее фортепиано» 6 лет обучения
в 2024/2025 учебном году:
Декабрь
• Контрольный урок;
Апрель
• Годовой контрольный урок
2.2. Условия реализации программы
Кадровый потенциал для реализации общеобразовательной общеразвивающей программы «Общее фортепиано» дополнительного образования ГБОУ РК «КУВКИЛИ» - 9 педагогов дополнительного образования. Уровень компетенций педагогов соответствуют требованиям Профстандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
Материально-техническое обеспечение. Занятия по программам «Общее фортепиано» (6 лет обучения) на базе музыкально-хореографического отделения лицея искусств (с 2 по 7 класс).
Для занятий по программе «Общее фортепиано» имеются 9 кабинетов для индивидуальных занятий и самоподготовки учащихся, 3 кабинета для изучения теоретических предметов, музыкальный актовый зал на 50 мест. Для проведения групповых учебных занятий все кабинеты оснащены фортепиано, имеется 2 экрана и 2 проектора. В музыкальном зале для проведения концертов и праздников цифровое пианино, кабинетный рояль.
Методическое обеспечение образовательной программы. Учебный процесс проходит в форме очных занятий. В обучении используются словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный методы обучения. Методы увлечения, поощрения, стимулирования, мотивации, убеждения, метод личного примера.
Формы организации образовательного процесса: индивидуальные занятия. Виды занятий – теоретические, практические, комбинированные.
Возможные формы организации учебного занятия: практическое занятие, тренинг, репетиция, беседа, теоретический анализ, открытый урок, концерт, контрольный урок.
Педагогические технологии - технология индивидуального обучения, технология группового обучения, технология коллективного взаимообучения, технология развивающего обучения, технология дистанционного обучения, технология игровой деятельности, технология коллективной творческой деятельности, технология портфолио.
2.3. Формы аттестации
Входной контроль успеваемости проходит на итоговом занятии программы «Первые шаги»
Текущий контроль успеваемости проводится в виде оценивания домашней работы и работы на уроке.
Промежуточная аттестация проводится: в форме контрольных уроков в конце первого полугодия.
Итоговая аттестация проводится в форме контрольных уроков в конце учебного года.
Для оценки текущей успеваемости обучающихся по программе «Общее фортепиано» ГБОУРК «КУВКИЛИ» используется бальная система:
5-отлично,
4-хорошо,
3-удовлетворительно,
2-неудовлетворительно,
а также на недифференцированном зачете (зачет/незачет) осуществляются контроль знаний, умений и навыков обучающихся.
Для промежуточной аттестации осуществляются контрольные мероприятия в форме контрольных уроков. Промежуточная аттестация является неотъемлемой частью учебного процесса, обязательна для всех обучающихся музыкально-хореографического отделения. Промежуточная аттестация проводится для определения результативности освоения программы и призвана отражать достижения цели и задач данной образовательной программы. Формами аттестации могут быть контрольные уроки.
Таблица 2
По всем остальным программам результаты аттестации фиксируются в журналах педагогов, в журналах академических концертов и технических зачетов, в индивидуальных планах учащихся. Выставленные оценки или оценивание в виде зачета (без выставления оценки) должны отражать уровень знаний и умений учащихся на фоне планируемых результатов освоения дополнительной общеобразовательной программы.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: видеозаписи концертных и конкурсных выступлений, грамоты, дипломы, обучающихся, новостная информация на сайте учебного заведения, годовые отчеты отделений, отчеты по достижениям солистов и творческих коллективов музыкально-хореографического отделения.
Формы контроля.
Текущий контроль - проводится в течение года, возможен на каждом занятии; определяет степень усвоения учащимися учебного материала, готовность к восприятию нового материала, выявляет учащихся, отстающих или опережающих обучение; позволяет педагогам подобрать наиболее эффективные методы и средства обучения.
Промежуточный контроль - проводится по окончании изучения темы, в конце учебной четверти, полугодия, года. Данным видом контроля изучается динамика освоения предметного содержания обучающимся, динамика его личностного развития.
Итоговый контроль - проводится в конце обучения по программе с целью определения изменения уровня развития качеств личности каждого ребенка, его творческих возможностей, определения результатов обучения, ориентирования на дальнейшее обучение.
При выведении итоговой оценки учитывается следующее:
1) текущие оценки работы ученика на занятиях;
2) результаты контрольных уроков;
При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями, в том числе:
знание творческих биографий зарубежных и отечественных композиторов, музыкальных произведений, основных исторических периодов развития музыкального искусства во взаимосвязи с другими видами искусств;
знание
профессиональной терминологии;
достаточный технический уровень владения инструментом для воссоздания художественного образа и стиля исполняемых произведений разных форм и жанров зарубежных и отечественных композиторов;
умение определять на слух, записывать, воспроизводить голосом аккордовые, интервальные и мелодические построения;
наличие кругозора в области музыкального искусства и культуры.
2.4. Список используемой методической литературы
- Артоболевская А. Первая встреча с музыкой. Из опыта работы педагога-пианиста с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Российское музыкальное издательство. 1996.
Методические рекомендации по организации учебно-воспитательной работы в инструментальных классах детских музыкальных школ (музыкальных отделений школ искусств). М. 1991.
Милич Б. Воспитание ученика-пианиста. 1-2 классы ДМШ. Киев. 1977.
Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. М. 1961.
Программа для ДМШ (музыкальных отделений школ искусств). Музыкальный инструмент (фортепиано). М. 1988.
Программа для детских музыкальных школ (музыкальных отделений школ искусств). М. 1991.
Смирнова Т. Беседы о музыкальной педагогике и о многом другом. М. 1997.
Тургенева Э. Организация учебного процесса в младших классах фортепиано. М. 1990.
Список литературы для детей и родителей
- Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь. - М.,1985.
- Вихарева Г. Играем с малышами. – СПб.: Композитор., 2012
- Литовко Ю. Музыкальный букварь – СПб., 2010
- Поплянова Е. Кто стоит на трёх ногах. Музыкальные загадки.- СПб.: Композитор, 2011
Шуман Р. Жизненные правила для музыкантов.
М. 1959
- Финкельштейн Э. Музыка от А до Я.- М., 2005
- Чайковский П.И. Щелкунчик. Музыкально-литературная композиция.- М., 1989
- Чайковский П.И. Спящая красавица. Музыкально-литературная композиция.- М .,1974.
- Мир моего детства. Сборник статей. – Авторы составители: Волошина
А. А., Ищенко Е. А. и. д. – РИС ГБОУ ЦО «СПб ГДТЮ». – 2012
Электронные образовательные ресурсы
http://burskytest.narod.ru/HTML/TrainingEquipments/TrainingEquipmentsFrameset.htm
http://sozvuchie.ucoz.ru/index/muzykalnye_igry/0-4
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
3.1. Предметные результаты обучения по программе «Общее фортепиано»
(6 лет)
2 класс.
Примерные программы контрольных уроков
Русская народная песня «Пастушок
»
А. Руббах «Воробей»
Русская народная песня «
Я на горку шла»
К. Черни «Этюд» до мажор
Русская народная песня «Как под яблонькой»
И. Филипп «Колыбельная»
Ожидаемые практические навыки 1 года обучения:
развитие начальных пианистических навыков – ощущение опоры, свободное снятие и перенос руки
;
освоение
приемов
игры
non legato, legato, staccato;
чтение нотного
текста в пределах первой и второй октавы, знание нот басового ключа.
3 класс.
Примерные программы контрольных уроков.
Л. Моцарт Менуэт ре минор
А. Гедике Танец
Л. Кехлер Вариации на народную немецкую песню
А. Караманов «Птички»
Русская народная песня «Отчего соловей»
С. Майкопар Детская пьеса
Ожидаемые практические навыка 2 года обучения:
вырази
тельное исполнение как минимум 4-х произведений
соответствующего уровня;
уверенное владение приемами игры non legato, legato, staccato;
исполнение пьес двумя руками с демонстрацией достаточной координации;
уверенное
чтение нотного текста в скр
ипичном ключе в пределах первой, второй
октавы
, в
басовом ключе.
Овладение первичными навыками педализации (прямая педаль).
4 класс.
Примерные программы контрольных уроков
Бах И. С. Менуэт Соль мажор
Ю. Слонов «Скерцино»
А. Гедике Сонатина До мажор
А. Гречанинов Мазурка
Ожидаемые практические навыки 3-го года обучения:
выразительное, художественно-осмысленное исполнение как минимум 3-х пьес соответствующего уровня;
владение
навыком прямой и запаздывающей педали;
осознанное отношение к качеству фортепианного звука, владение фортепианным туше;
чтение нотного текста репертуара за первый класс двумя руками.
5 класс.
Примерные программы контрольных уроков
Д. Кабалевский Вариации на тему русской народной песни
А. Хачатурян Андантино
М. Клементи Сонатина До-мажор 1 ч. ор.36 №1
В. Косенко Пастораль
Ожидаемые практические навыка 4 года обучения:
выразительное, художественно-осмысленное исполнение как минимум 3-х пьес соответствующего уровня;
уверенное владение аппликатурными навыками;
уверенное владение навыками педализации;
уверенное чтение нот с листа репертуара за
1-2
классы.
6 класс.
Примерные программы контрольных уроков
Бах И. С. Маленька
я прелюди
я № 2 из 2 т.
Р. Шуман «Охотничья песенка»
Ф. Кулау Сонатина До-мажор соч.55
Г. Пахульский «В мечтах»
Ожидаемые практические навыка 5 года обучения:
выразительное, художественно-осмысленное исполнение как минимум 4-х пьес соответствующего уровня;
включение в репертуар полифонической пьесы и крупной формы;
включение в репертуар пьес с различными видами техники;
уверенное чтение
нотного текста;
умение гармонизовать мелодию, владение несколькими видами фактуры аккомпанемента.
7класс.
Примерные программы контрольных уроков
Я. Дюссек Сонатина № 6 Ми бемоль-мажор соч.20 1ч.
Р. Глиэр Романс
К. Вебер Анданте с вариациями соч.3
В. Калинников Грустная песенка
Ожидаемые практические навыка 6 года обучения:
выразительное, художественно-осмысленное исполнение 4-х пьес соответствующего уровня;
включение в репертуар полифонической пьесы и крупной формы;
владение приемами ансамблевого музицирования;
умение подбирать мелодию с аккомпанементом.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Примерные репертуарные списки
2, 3, 4 год обучения.
Этюды.
- Беренс Г. Соч. 70. 50 маленьких фортепианных пьес без октав. №1-30
- Гнесина Е. Маленькие этюды для начинающих. №№1-3, 7, 9-13, 15-19.
Черни К. Избранные этюды (ред. Г. Гермер). Ч.
I
. №№1-6.
Шитте А. Соч. 108.
25 маленьких этюдов: №№1-15.
Соч. 160. 25 легких этюдов: №№1-20
Школа игры на фортепиано (Фортепианная игра) Ред. А. Николаев (по выбору).
Пьесы.
Артоболевская А. Первая встреча с музыкой. Учебное пособие (по выбору). Изд. Ю. Челкаускаса. Москва, 1996.
Библиотека юного пианиста. Вып. 1. Сост. В. Натансон (по выбору).
Библиотека юного пианиста. Тетр. 1 (под. ред. В. Катанского),
Москва,
2002.
Бриль И. Джазовые пьесы для фортепиано. 1-3 классы ДМШ. Изд. «Кифара», Москва 2002:
Гречанинов А. Соч. 98. Детс
кий
альбом (по выбору)
Кабалевский Д. Соч. 27. Избранные пьесы для детей: Ночью на реке, Вроде вальса
Майкапар С. Соч. 28. «Бирюльки»
Маленькому пианисту. Под ред. Б. Милича (по выбору).
Первая встреча с музыкой. Под ред. А. Артоболевской (по выбору).
Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей. Часть
I
. Сост. С. Ляховицкая (по выбору).
Хрестоматия педагогического репертуара (ред. Н. Любомудрова). 1-2 выпуски (по выбору).
Хрестоматия педагогического репертуара (ред. А. Бакулов и К. Сорокин) Пьесы 1 класс (любые выпуски).
5-6 год обучения
Этюды
- Лак Т. Соч. 172. Этюды №№5, 6, 8.
Лемуан А. Соч. 37. 50 характерных прогрессивных этюдов: №№4, 5, 9, 11, 12, 15, 16, 20-23.
Лешгорн А. Соч. 65. Избранные этюды для начинающих (по выбору).
Шитте А. Соч. 68. 25 этюдов: №№ 2, 3, 6, 9.
Черни К. Избранные фортепианные этюды. Под ред. Г. Гермера. Ч.
I
– по
выбору.
Пьесы
Глинка М. Полька, Чувство, Простодушие.
Гречанинов А. Соч. 118, Восточный напев. Соч. 123, Бусинки, Грустная песенка.
Кабалевский Д. Соч. 27. Токкатина. Соч. 39. Клоуны.
Косенко В. Соч. 15. 24 детских пьесы: Вальс, Полька, Скерцино.
Майкапар С. Соч. 23. Миниатюры: Тарантелла. Соч. 28. Бирюльки: Эхо в горах, Весною.
Раков Н. 8 пьес на тему русской народной песни: Песня, Полька. До мажор.
Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано. Вып.
I
3-4 кл. Сост. и ред. Н. Любомудровой, К. Сорокина. По выбору.
В. Ходош. «У Лукоморья». Ростов-на-Дону. «Феникс» 1999.
В. Коровицын. Детский альбом. Ростов-на-Дону. «Феникс» 2001.
Т. И. Смирнова «Аллегро». 4,5,6 тетради.
Произведения крупной формы
- Андре А. Соч. 34. Сонатина №5 Фа мажор, ч. I.
Беркович И. Сонатина До мажор.
Бетховен Л. Сонатина Фа мажор, ч. 1.
Глиэр Р. Соч. 43. Рондо.
Гнесина Е. Тема и шесть маленьких вариаций Соль мажор.
Диабелли А. Соч. 151. Сонатина №1. Рондо.
Кабалевский Д. Соч. 27. Сонатина Ля минор.
Клементи М. Соч.
36. Сонатина До мажор ч. 2, 3,
Сонатина Соль мажор ч. 1, 2.
Кулау Ф. Вариации Соль мажор. Соч. 55, №1. Сонатина До мажор, ч. 1, 2.
Мелартин Э. Сонатина Соль минор.
Раков Н. Сонатина До мажор.
Чимароза Д. Сонатина Ре минор.
Полифонические произведения
- Бах И. С. Нотная тетрадь А. М. Бах. Менуэт №3 До минор, Менуэт №12 Соль мажор, Марш №16, Полонез №19.
Избранные произведения композиторов
XVI
,
XVII
,
XVIII
, начала
XIX
веков. Вып. 2 под ред. Н. Кувшинникова. По выбору.
7 год обучения
Этюды
Беренс Г. 32 избранных этюда
Бертини А.28 избранных этюдов из соч. 29 и 32: №№ 4, 5, 9
Лак Т. Соч. 172 Этюды: №№ 4, 5
Лемуан А. Соч. 37 Этюды по выбору
Лешгорн А. Соч. 66 Этюды №№ 1 – 4
Черни К. Избранные фортепианные этюды. Под ред. Г. Гермера
I
,
II
ч. по выбору.
Пьесы
- Бетховен Л. Аллеманда, Элегия, багатель соль минор, Элизе.
Гайдн И. Избранные пьесы для фортепиано (по выбору)
Косенк
о В. Соч. 15. 24 детских пьесы (по выбору)
Чайковский П. Соч. 39. Детский альбом.
(по
выбору
)
Шуман Р. Соч. 68. Альбом для юношества. По выбору.
В.Коровицин «Музыкальные путешествия по странам Западной Европы» Ростов-на-Дону «Феникс» 2008.
В.Птушкин «Пьесы и ансамбли для фортепиано» Харьков «Фактор» 2006
И.
Мохначева «Музыкальные приношения – 1и2 тетради Симферополь
«Диайпи» 2011
Произведения крупной формы
- Хрестоматия пед. репертуара. 3, 4, 5 класс. Ред. Н. Любомудрова (по выбору).
Хрестоматия пед. репертуара. Пьесы. 3, 4, 5 класс.
Ред. А. Бакулов и
К. Сорокин (по выбору).
Произведения крупной формы старшие классы
.
Росто-на Дону «Феникс» 2009
Вариации для средних и старших классов
.
Санкт-Петербург «Композитор» 2001
Полифонические произведения
Бах И. С. Маленькие прелюдии и фуги. Тетр. 1: До мажор, Фа-мажор; тетр.
2: Ре мажор.
Хрестоматия пед. репертуара. 3, 4, 5 класс. Полифонические произведения. Ред. Н. Любомудрова и Ред. А. Бакулов и К. Сорокин.
Е. Обухова Полифонические пьесы для фортепиано.
Ростов-на-Дону.
«Феникс»2010.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
3.4. Лист корректировки
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Общее фортепиано» (6 лет)