Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение ?Средняя общеобразовательная школа №1? г. Емвы






ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ 
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ? ПРОГРАММА

?Школа будущего первоклассника?




Составитель:
учитель начальных классов Мингалева С.В.






Емва 2024 г.




ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
1
Наименование программы
Школа будущего первоклассника ?Школа будущего первоклассника?

2
Основание для разработки программы
Программа является программой подготовки будущих первоклассников к школьному обучению

3
Разработчики программы
Мингалева С.В.

4
Основная цель программы
Создание условий для формирования готовности к обучению будущих первоклассников в начальной школе, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, которые обеспечивают успешность адаптации первоклассника, достижения в учебе и положительное отношение к школе

5
Задачи программы
организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста;
укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться;
формирование социальных черт личности будущего первоклассника, необходимых для благополучной адаптации к школе.

6
Условия достижения цели и задач программы
Организация обучения дошкольников будущим учителем первого класса 

7
Основные направления программы
1.?Выравнивание стартовых возможностей дошкольников;
2.?Снятие психологического стресса перед школой;
3.?Формирование навыков учебного сотрудничества: умение договариваться, обмениваться мнениями, понимать и оценивать себя и других;
4.?Развитие речи и мелкой моторики руки.
5.?Развитие фонематического слуха, анализа, синтеза. Подготовка к обучению грамоте.
6.?Развитие элементарных математических представлении.

8
Сроки реализации 
Февраль- апрель 2024г.

9
Пользователи основных мероприятий программы
Дети 6-летнего возраста, которые готовятся поступить в 1 класс

10
Ожидаемые результаты
обеспечение единых стартовых возможностей будущих первоклассников,
развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста, 
формирование его готовности к систематическому обучению

11
Исполнители мероприятий
Администрация, педагогический состав, будущие первоклассники, родители

12
Управление программой
Управлением реализации программы осуществляет педагогический совет школы. Контроль за исполнением программы осуществляется администрацией школы






ВВЕДЕНИЕ
?
Проблема адаптации первоклассников к школе является актуальной для всей системы образования. Приходя в школу, попадая в новую для себя ситуацию, практически все дети переживают и волнуются. Выражается это по-разному: одни стараются всячески привлечь к себе внимание и действительно привлекают его своей подвижностью и не всегда оправданной активностью, другие, наоборот, как будто замирают, говорят тише, чем обычно, с трудом вступают в контакт с другими учениками и учителем. При всем многообразии различных проявлений поведении детей в период адаптации, можно сказать, что все первоклассников этот нелегкий для них период нуждаются в помощи и поддержке со стороны взрослых.
?? Что же является наиболее сложным для первоклассников?
1.????? Прежде всего, им очень непросто сориентироваться в пространстве?школы, оно незнакомо для них.
2.????? Первоклассникам неизвестны многие правила поведения ученика в школе, на уроках.
3.????? Кроме того, им предстоит познакомиться друг с другом и построить свои отношения с одноклассниками.
Конечно, и учитель, и родители заинтересованы в том, чтобы первоклассники как можно быстрее и успешнее вошли в школьную жизнь, чтобы высокий уровень внутренней напряженности уступил место ощущению эмоционального комфорта.
Программа ?Школа будущего первоклассника? представляет собой комплексную дополнительную образовательную услугу по подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе. В рамках программы разработана система развивающих занятий.
Система учебных занятий по подготовке к школьному обучению состоит из интегрируемых курсов: ?Введение в школьную жизнь?, ?Занимательная математика?, ?Основы грамоты? и ориентирована на различный возрастной состав дошкольников:
Обучение направленно на общее развитие детей, на освоение отношений сотрудничества (умение договариваться, обмениваться мнениями, понимать и оценивать друг друга, взаимодействовать с учителем, одноклассниками)
Основные формы развивающей работы: психологические уроки (т.к. ставит детей на учебно-познавательную активность), игры (т.к. расширяет горизонты, погружая ребенка в иные миры и отношения., дает опыт их создания, выбора, построения), тренинг (т.к. в тренинге открыто ставится?задача обучения. Тренинг предполагает остановку, рефлексию, возвращение к получившемуся и непонятному).
Особенностью данного курса является то, что дети не работают по учебникам. На каждом занятии их ждет что-то новое, чего они не ожидают и не могут предугадать. Для работы с дошкольниками используются индивидуальные “рабочие листы”, которые состоят из различных заданий и упражнений, направленных не только на изучение буквы или цифры, но и на развитие высших психических функций. Главный принцип, которым мы руководствуемся – ребенок должен приходить в школу, чтобы знакомиться с ней.

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ.
Программа ?Школа будущего первоклассника?' предназначена для развития и обучения детей седьмого года жизни в условиях подготовительной группы (класса) образовательного учреждения . Работа с детьми по данной программе обеспечивает их общее психическое развитие, формирование предпосылок к учебной деятельности и качеств, необходимых для адаптации к?успешному обучению.
Проблема адаптации первоклассников к школе является актуальной для всей системы образования. В настоящее время многие учителя считают, что и детям, и учителям сейчас очень трудно учить и учиться, чем раньше. Изменилось все: и дети, и их родители, и отношение семьи к школе. Для многих детей очень трудным, становится взаимодействовать с другими. Изменилась и атмосфера в семьях, поменялась школа ценностей, изменился круг интересов детей. 
И поэтому, сегодня усилия многих людей, родителей, воспитателей ДОУ, учителей и психологов направлены на создание позитивного отношения будущего первоклассника к школе, а так же сохранение психофизического здоровья ребенка. Для большинства, школа- это важный жизненный опыт, нередко, к сожалению, опыт неприятный и стрессовый. Школа ставит будущего первоклассника в “жесткие рамки правил и требований”, которые он должен соблюдать, у некоторых детей эти правила вызывают сопротивление. Это связано с тем, что некоторые правила им не всегда понятны. Будущим первоклассникам так же очень трудно сориентироваться в пространстве школы, а так же новый детский коллектив.
Как помочь ребенку адаптироваться к новой жизненной ситуации? Учитель и родители заинтересованы в том, чтобы быстрее и легче дети вошли в школьную жизнь, чтобы высокий уровень тревожности уступил место положительным эмоциям связанным со школой. Современному учителю необходимо стать мудрее и ближе к ребенку, чтобы обучение стало ценным и позитивным и способствовало бы личностному развитию ребенка, а так же установлению положительного эмоционального контакта между будущим учеником и его первым учителем.

Проект ориентирован на удовлетворение: 
Потребностью школы в адаптации к школе будущих первоклассников
Потребностью детей сориентироваться в пространстве школы, в умении осознавать и понимать новый статус школьника

Методы:
Стимулирование и мотивация
Коррекция и самокоррекция
Социальные пробы и ситуации
Убеждение и самоубеждение. 

Цель программы:
Программа ?Школа будущего первоклассника? предназначена для подготовки к школе детей, которые  посещают (не посещают) дошкольное учреждение. Эта позиция определяет две важнейшие цели данной комплексной программы:
• социальная цель – обеспечение возможности обучения шестилетних первоклассников,
• педагогическая цель – развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста, формирование его готовности к систематическому обучению.

Задачи программы:
организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста;
укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться;
формирование социальных черт личности будущего первоклассника, необходимых для благополучной адаптации к школе.

Основные направления программы:
1.?Выравнивание стартовых возможностей дошкольников.
2.?Снятие психологического стресса перед школой.
3.?Формирование навыков учебного сотрудничества: умение договариваться, обмениваться мнениями, понимать и оценивать себя и других.
4.?Развитие речи и мелкой моторики руки.
5.?Развитие фонематического слуха, анализа, синтеза. Подготовка к обучению грамоте.
6.?Развитие элементарных математических представлении.

Принципы программы:
Программа обучения и развития детей седьмого года жизни "Школа будущего первоклассника" построена на основе следующих принципов:
реальный учет особенностей и ценностей дошкольного периода развития, актуальность для ребенка чувственных впечатлений, знаний, умений и др.; 
личностная ориентированность процесса обучения и воспитания;
учет потребностей данного возраста, опора на игровую деятельность – ведущую для этого периода развития; 
сохранение и развитие индивидуальности каждого ребенка;
обеспечение необходимого уровня сформированности психических и социальных качеств ребенка, основных видов деятельности, готовности к взаимодействию с окружающим миром;
обеспечение поступательности в развитии ребенка, его готовности к обучению в школе, к принятию новой деятельности; создание условий для единого старта детей в первом классе, обеспечение педагогической помощи детям с отставанием в развитии;
развитие эрудиции и индивидуальной культуры восприятия и деятельности ребенка, его ознакомление с доступными областями культуры (искусство, литература, история и др.).

Порядок организации работы школы будущих первоклассников ?Школа будущего первоклассника?:
группы формируются из детей 6,6 лет;
продолжительность обучения составляет 10 занятий (февраль – апрель)
наполняемость групп 20 человек;
режим занятий:? 1 раз в неделю (суббота) – 3 занятия по 30 минут
?
Содержание программы предусматривает комплекс занятий, включающих следующие блоки:

Курс ?Развитие речи?
Цель:
Помочь будущему первокласснику сделать его представление об образе настоящего школьника более содержательным. Обучать навыкам учебного сотрудничества. Освоить отношения: умение договариваться, обмениваться мнениями, понимать и оценивать друг друга и себя так, ?как это делают настоящие школьники?. Ввести ребенка в ?атрибутику школьной жизни?. Обеспечить знакомство ребенка со школьным пространством, новой организацией времени, правилами поведения вне урока.
Обучать общению и сотрудничеству через материал дидактические игры на конструирование, классификацию, рассуждение, запоминание, внимание.
Выявить стартовые возможности ребенка.
В области знаний – наличный уровень знаний и умений (как ребенок уже может читать, писать, считать);
В области развития детей – уровень предпосылок учебной деятельности: умение внимательно и точно выполнять последовательные указания взрослого, самостоятельно действовать по его заданию, ориентироваться на систему условий задачи: уровень развития памяти, воображения, наглядно – образного мышления, служащего основой для последующего полноценного развития логического мышления, овладения учебным материалом.
В области структурных компонентов развития личности – ?уровень сформированности взаимоотношений со взрослыми, произвольность, сформированность взаимоотношений со сверстниками, адекватность самооценки, на основании которых определяется степень готовности учащихся класса к школе (игровой, предучебный, учебный, коммуникативный тип), уровень мотивации.
развитие творческих и совершенствование коммуникативных навыков дошкольников. 
Развитие (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация), умение группировать предметы по нескольким признакам, комбинировать их, подмечать в предметах сходства и различия, составлять композиции, используя подручный материал(клей, ножницы, цветная бумага).
Развитие коммуникативных способностей дошкольника – это привитие правильных (социально адаптированных) форм поведения и умения работать в группе. Помочь выявить творческие способности ребенка: внимание, фантазию, воображение; создать условия для выявления творческих способностей каждого ребенка.
Создание условий для выявления творческих способностей ребенка: внимание, фантазию, воображение; создать условия для выявления творческих способностей каждого ребенка.

                                            Курс ?Занимательная математика?
Цель:
Формирование основ логического мышления, освоение и развитие логических способностей: сравнение, обобщение, абстрагирование, делать умозаключения, выносить суждения.
Развитие речи и коммуникативных навыков.
На занятиях курса будущие первоклассники путешествуют по стране цифр и знаков, знакомятся с ?волшебными клеточками?, изучают подвижные игры с математическими заданиями. Дети учатся соотносить цвета, определять форму предметов, используя геометрические фигуры как эталон, ориентироваться в количественных характеристиках предметов, пересчитывать предметы в пределах 10, ориентироваться в пространстве, Подготовка к изучению математики в школе осуществляется в трех направлениях: Формирование базовых умений, лежащих в основе математических понятий, изучаемых в начальной школе; Логическая пропедевтика, которая включает формирование логических умений, составляющих основу формирования понятия числа; Символическая пропедевтика – подготовка к оперированию знаками. 

                                                               Курс ?Основы грамоты?
Цель:
Формирование и развитие фонематического слуха, расширение словарного запаса, обогащение активного словаря, формирование правильного звукопроизношения, звуковой культуры речи; умение составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически правильно строить фразы, композиционно оформлять их содержание.
Формировать и закреплять у ребенка правильный захват карандаша; упражнять в последовательной смене тонуса мускулатуры руки ребенка; развивать мелкую моторику руки; упражнять в ориентировке на плоскости листа.
Большая роль на занятиях этого курса отводится играм со словами, в ходе которых дети приобретают навыки словоизменения и словообразования, лексической и грамматической сочетаемости слов, осваивают структуру предложения. Главной задачей этого курса являются развитие умений говорения и слушания, обогащения активного, пассивного и потенциального словаря ребенка.
Основная форма организации деятельности – это урок. Используются различные виды уроков – урок-путешествие, урок-игра.

План занятий:
 ?Развитие речи? - 10 часов
?Занимательная математика? -10 часов
?Основы грамоты? - 10 часов










Тематический план занятий     курса ?Занимательная математика?
№
Тема занятия
Цель занятия

1
Выявление подготовленности детей по математике: счёт в пределах десяти (прямой и обратный); соотнесение цифры и числа предметов. Цифра 0.
В и  Выражать в речи признаки сходства и различия  отдельных предметов и совокупностей;
Порядковый и ритмический счет.

2
Число 1. Образование числа1.Сравнение предметов по цвету, форме, размеру.
Соотношение предметов по разным признакам. Знать  названия геом. фигур и уметь их отличать

3
Числа 1,2. Образование числа2.
Ориентировка на листе бумаги в клетку (левее, правее, выше, ниже, от, до, над, под).
Пространственное  ориентирование по клеткам

4
Числа 1,2,3. Образование числа 3.
Понятие ?столько же?, ?сколько?.
Счёт и сравнение предметов.

5
Числа 1,2,3,4. Образование числа  4.
Понятие ?больше?, ?меньше?.
Сравнение  количества предметов на наглядной основе. 
Ср
Счёт и сравнение предметов.
Соотношение количества предметов  между двумя группами. Рисование по клеточкам.

6
Сра   Числа 1- 5. Образование числа 5.
          Составление фигур из частей и деление  фигур 
           на части
Ори
Соотношение количества предметов  между двумя группами.
Конструирование фигур по заданному образцу

7
Числа 1- 6. Образование числа 6.
Ориентировка на листе бумаги (перед, за, между, рядом)
Ориентирование на листе бумаги.

8
Числа 1-7. Образование числа 7.
Установление равночисленности двух групп с помощью составления пар (равно – не равно).
Сравнение предметов в группах разного количества

9
Числа 1-8. Образование числа 8.
Счёт и сравнение предметов.
Закрепление пространственных представлений.

10
Числа 1-9. Образование числа 9.
 Понятие ?однозначное число?.
Ориентирование на листе бумаги.
Обобщение всего изученного материала.


Тематический план занятий    курса ?Основы грамоты?
№
Тема занятия
Цель занятия

1
Знакомство с разлиновкой тетради. Узкая строка. Письмо прямых коротких линий. Считалки
Развитие правильного дыхания при разговорной речи, знакомство с линовкой

2
Письмо коротких линий с закруглением внизу и вверху. Игры со звуками.
Развитие фонематического слуха и зоркости.

3
Письмо прямой длинной линии с петлёй внизу. Русские былички, бывальницы и сказки о мифологических персонажах. Домовой.
Знакомство с русским фольклором. 
Знакомство с правилами штриховки

4
Письмо элементов букв вида: с, с- обратное. Штриховка.  
Продолжаем знакомиться с правилами штриховки.

5
Письмо элементов волнистая линия большая, маленькая. Штриховка.
Видим строку, наклон. Штриховка волнистыми линиями.

6
Письмо элементов: Сс письменные.
Раскрашивание картинок. 
Обогащение словарного запаса. Учимся раскрашивать разными цветами, не выходя за границы рисунка.

7
Письмо элементов букв: а, о, у, и.
Загадки. 
Развитие логического мышления. Отработка навыков письма.

8
Речь (устная и письменная) - общее представление. 
Штриховка-копирование
Уточнение, обогащение и активизация словаря детей.


9
Письмо элементов букв: в, у. Обведение по контуру. Раскрашивание. 
Закрепление умения правильно писать элементы букв. Закрепление правил раскрашивания по контуру. 

10
Закрепление пройденного.
Обобщение знаний, полученных за время курса.


Тематический план занятий  ?Развитие речи?

№
Тема занятия
Цель занятия

1.
Знакомство.
Коллективная работа ?Панно из наших ладошек?
Умение работать в группе.
Создание условий для предварительного осознания детьми своего будущего статуса школьника. Выработать школьное правило “Приветствие учителя”
Познакомить с правилом “Готов к уроку”, “Урок окончен”. Учить хоровому ответу и ответу цепочкой. 
Помочь детям освоить школьную норму общения, уточнить возможности школьного общения, познакомить с правилом “ Поднятая рука”.

2.
Моя семья. 
Вырезывание фигурок человечков.
Составление рассказа о своей семье. Деление речи на смысловые части (предложения). Умение складывать лист бумаги и вырезывание по шаблону.

3.
Мой город.
Конструирование  ?Домик у  дороги?
Составление рассказа о своём городе (посёлке). Слова – названия предметов. Определение количества слов в предложении. Подбор слов с одинаковыми звуками. Аппликация из геометрических фигур

4.
Моя любимая игрушка.
Рисование медвежонка на поляне
Составление рассказа о любимой игрушке. Развитие связной речи. Подбор слов с одинаковыми звуками. Развитие творческой инициативы

5.
Моя любимая сказка.
Раскрашивание сказочных героев.
Определение места звука в слове, слова с данным звуком в предложении. Отработка навыка раскрашивания разными цветами.

6.
Чтение и рассказывание сказки ?Репка?. Беседа о пользе овощей.
Штриховка ?Овощи?.
Определение количества звуков и букв в слове. Развитие у детей внимания к звуковой стороне слышимой речи (своей и чужой). Закреплять правила штриховки.

7.
Чтение и рассказывание сказки ?Колобок?. Раскрашивание героев сказки.
Нахождение и определение гласных звуков. Умение раскрашивать, не выходя за контур.

8.
Времена года. Составление рассказа о весне.
?Радуга над полянкой?, ?бабочка?
Составление предложений из 3-4 слов. Определение гласных звуков. Закрепление умения составлять простые предложения. Беседа о пользе прогулок на свежем воздухе. Использование красок, технику складывания листа пополам

9.
Дикие животные.
Аппликация ? Павлин?
Составление рассказов о диких животных. Работа с предложением из 3-4  и более слов. Определение количества звуков в слове. Умение правильно держать ножницы,
обводить свою ладонь, вырезать по контуру, применять творчество в оформлении.

10.
Домашние животные.
Обведение  и штриховка по шаблону.
Составление рассказов о домашних животных. Определение количества звуков в слове, количества слов в предложении.


Ожидаемые результаты:
обеспечение единых стартовых возможностей будущих первоклассников,
развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста, 
формирование его готовности к систематическому обучению

Литература:
Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! – М.: Просвещение, 1983 -  190с.
Архипенко Ф.А. Игра в учебной деятельности младшего школьника/ Начальная школа, 1992,  № 4 - с.4-6
Бабкина Н.В. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе / Начальная школа, 1998г., № 4 -  с.11-19
Бурс Р.С. Готовим детей к школе – М: Просвещение, 1997
Васильева – Гангнус Л.П. Азбука вежливости – М.:Педагогика, 1989 -  89с.
Волина В. Праздник числа. Занимательная математика – М.: Просвещение, 1996 -  208с.
Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л и др. Я готовлюсь к школе  (популярное пособие для родителей и педагогов)  - Ярославль: Академия развития,  2000 – 33с.
Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. и др. Развиваем руки  - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать (популярное пособие для родителей и педагогов)  - Ярославль: Академия развития,  2000 – 187с.
Гин С.И., Прокопенко И.Е. Первые дни в школе. (Пособие для учителей первых классов) – М.: Вита-пресс, 2000 – 79с.
 Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа /Сборник программ 2100 – М.: Баласс, 2004
Дубровина Н.В., Акимова  и др. Рабочая книга школьного психолога – М.: Просвещение, 1991 - 303с.
Поливанова К. Н., Цукерман Г.А, “Введение в школьную жизнь”- В кн. Учимся общаться с ребенком.1993г










HYPER13PAGE  HYPER15


2