Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение ?Средняя общеобразовательная школа №1? г. Емвы ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ? ПРОГРАММА ?Школа будущего первоклассника? Составитель: учитель начальных классов Мингалева С.В. Емва 2024 г. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ 1 Наименование программы Школа будущего первоклассника ?Школа будущего первоклассника? 2 Основание для разработки программы Программа является программой подготовки будущих первоклассников к школьному обучению 3 Разработчики программы Мингалева С.В. 4 Основная цель программы Создание условий для формирования готовности к обучению будущих первоклассников в начальной школе, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, которые обеспечивают успешность адаптации первоклассника, достижения в учебе и положительное отношение к школе 5 Задачи программы организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста; укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться; формирование социальных черт личности будущего первоклассника, необходимых для благополучной адаптации к школе. 6 Условия достижения цели и задач программы Организация обучения дошкольников будущим учителем первого класса 7 Основные направления программы 1.?Выравнивание стартовых возможностей дошкольников; 2.?Снятие психологического стресса перед школой; 3.?Формирование навыков учебного сотрудничества: умение договариваться, обмениваться мнениями, понимать и оценивать себя и других; 4.?Развитие речи и мелкой моторики руки. 5.?Развитие фонематического слуха, анализа, синтеза. Подготовка к обучению грамоте. 6.?Развитие элементарных математических представлении. 8 Сроки реализации Февраль- апрель 2024г. 9 Пользователи основных мероприятий программы Дети 6-летнего возраста, которые готовятся поступить в 1 класс 10 Ожидаемые результаты обеспечение единых стартовых возможностей будущих первоклассников, развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста, формирование его готовности к систематическому обучению 11 Исполнители мероприятий Администрация, педагогический состав, будущие первоклассники, родители 12 Управление программой Управлением реализации программы осуществляет педагогический совет школы. Контроль за исполнением программы осуществляется администрацией школы ВВЕДЕНИЕ ? Проблема адаптации первоклассников к школе является актуальной для всей системы образования. Приходя в школу, попадая в новую для себя ситуацию, практически все дети переживают и волнуются. Выражается это по-разному: одни стараются всячески привлечь к себе внимание и действительно привлекают его своей подвижностью и не всегда оправданной активностью, другие, наоборот, как будто замирают, говорят тише, чем обычно, с трудом вступают в контакт с другими учениками и учителем. При всем многообразии различных проявлений поведении детей в период адаптации, можно сказать, что все первоклассников этот нелегкий для них период нуждаются в помощи и поддержке со стороны взрослых. ?? Что же является наиболее сложным для первоклассников? 1.????? Прежде всего, им очень непросто сориентироваться в пространстве?школы, оно незнакомо для них. 2.????? Первоклассникам неизвестны многие правила поведения ученика в школе, на уроках. 3.????? Кроме того, им предстоит познакомиться друг с другом и построить свои отношения с одноклассниками. Конечно, и учитель, и родители заинтересованы в том, чтобы первоклассники как можно быстрее и успешнее вошли в школьную жизнь, чтобы высокий уровень внутренней напряженности уступил место ощущению эмоционального комфорта. Программа ?Школа будущего первоклассника? представляет собой комплексную дополнительную образовательную услугу по подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе. В рамках программы разработана система развивающих занятий. Система учебных занятий по подготовке к школьному обучению состоит из интегрируемых курсов: ?Введение в школьную жизнь?, ?Занимательная математика?, ?Основы грамоты? и ориентирована на различный возрастной состав дошкольников: Обучение направленно на общее развитие детей, на освоение отношений сотрудничества (умение договариваться, обмениваться мнениями, понимать и оценивать друг друга, взаимодействовать с учителем, одноклассниками) Основные формы развивающей работы: психологические уроки (т.к. ставит детей на учебно-познавательную активность), игры (т.к. расширяет горизонты, погружая ребенка в иные миры и отношения., дает опыт их создания, выбора, построения), тренинг (т.к. в тренинге открыто ставится?задача обучения. Тренинг предполагает остановку, рефлексию, возвращение к получившемуся и непонятному). Особенностью данного курса является то, что дети не работают по учебникам. На каждом занятии их ждет что-то новое, чего они не ожидают и не могут предугадать. Для работы с дошкольниками используются индивидуальные “рабочие листы”, которые состоят из различных заданий и упражнений, направленных не только на изучение буквы или цифры, но и на развитие высших психических функций. Главный принцип, которым мы руководствуемся – ребенок должен приходить в школу, чтобы знакомиться с ней. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ. Программа ?Школа будущего первоклассника?' предназначена для развития и обучения детей седьмого года жизни в условиях подготовительной группы (класса) образовательного учреждения . Работа с детьми по данной программе обеспечивает их общее психическое развитие, формирование предпосылок к учебной деятельности и качеств, необходимых для адаптации к?успешному обучению. Проблема адаптации первоклассников к школе является актуальной для всей системы образования. В настоящее время многие учителя считают, что и детям, и учителям сейчас очень трудно учить и учиться, чем раньше. Изменилось все: и дети, и их родители, и отношение семьи к школе. Для многих детей очень трудным, становится взаимодействовать с другими. Изменилась и атмосфера в семьях, поменялась школа ценностей, изменился круг интересов детей. И поэтому, сегодня усилия многих людей, родителей, воспитателей ДОУ, учителей и психологов направлены на создание позитивного отношения будущего первоклассника к школе, а так же сохранение психофизического здоровья ребенка. Для большинства, школа- это важный жизненный опыт, нередко, к сожалению, опыт неприятный и стрессовый. Школа ставит будущего первоклассника в “жесткие рамки правил и требований”, которые он должен соблюдать, у некоторых детей эти правила вызывают сопротивление. Это связано с тем, что некоторые правила им не всегда понятны. Будущим первоклассникам так же очень трудно сориентироваться в пространстве школы, а так же новый детский коллектив. Как помочь ребенку адаптироваться к новой жизненной ситуации? Учитель и родители заинтересованы в том, чтобы быстрее и легче дети вошли в школьную жизнь, чтобы высокий уровень тревожности уступил место положительным эмоциям связанным со школой. Современному учителю необходимо стать мудрее и ближе к ребенку, чтобы обучение стало ценным и позитивным и способствовало бы личностному развитию ребенка, а так же установлению положительного эмоционального контакта между будущим учеником и его первым учителем. Проект ориентирован на удовлетворение: Потребностью школы в адаптации к школе будущих первоклассников Потребностью детей сориентироваться в пространстве школы, в умении осознавать и понимать новый статус школьника Методы: Стимулирование и мотивация Коррекция и самокоррекция Социальные пробы и ситуации Убеждение и самоубеждение. Цель программы: Программа ?Школа будущего первоклассника? предназначена для подготовки к школе детей, которые посещают (не посещают) дошкольное учреждение. Эта позиция определяет две важнейшие цели данной комплексной программы: • социальная цель – обеспечение возможности обучения шестилетних первоклассников, • педагогическая цель – развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста, формирование его готовности к систематическому обучению. Задачи программы: организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста; укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться; формирование социальных черт личности будущего первоклассника, необходимых для благополучной адаптации к школе. Основные направления программы: 1.?Выравнивание стартовых возможностей дошкольников. 2.?Снятие психологического стресса перед школой. 3.?Формирование навыков учебного сотрудничества: умение договариваться, обмениваться мнениями, понимать и оценивать себя и других. 4.?Развитие речи и мелкой моторики руки. 5.?Развитие фонематического слуха, анализа, синтеза. Подготовка к обучению грамоте. 6.?Развитие элементарных математических представлении. Принципы программы: Программа обучения и развития детей седьмого года жизни "Школа будущего первоклассника" построена на основе следующих принципов: реальный учет особенностей и ценностей дошкольного периода развития, актуальность для ребенка чувственных впечатлений, знаний, умений и др.; личностная ориентированность процесса обучения и воспитания; учет потребностей данного возраста, опора на игровую деятельность – ведущую для этого периода развития; сохранение и развитие индивидуальности каждого ребенка; обеспечение необходимого уровня сформированности психических и социальных качеств ребенка, основных видов деятельности, готовности к взаимодействию с окружающим миром; обеспечение поступательности в развитии ребенка, его готовности к обучению в школе, к принятию новой деятельности; создание условий для единого старта детей в первом классе, обеспечение педагогической помощи детям с отставанием в развитии; развитие эрудиции и индивидуальной культуры восприятия и деятельности ребенка, его ознакомление с доступными областями культуры (искусство, литература, история и др.). Порядок организации работы школы будущих первоклассников ?Школа будущего первоклассника?: группы формируются из детей 6,6 лет; продолжительность обучения составляет 10 занятий (февраль – апрель) наполняемость групп 20 человек; режим занятий:? 1 раз в неделю (суббота) – 3 занятия по 30 минут ? Содержание программы предусматривает комплекс занятий, включающих следующие блоки: Курс ?Развитие речи? Цель: Помочь будущему первокласснику сделать его представление об образе настоящего школьника более содержательным. Обучать навыкам учебного сотрудничества. Освоить отношения: умение договариваться, обмениваться мнениями, понимать и оценивать друг друга и себя так, ?как это делают настоящие школьники?. Ввести ребенка в ?атрибутику школьной жизни?. Обеспечить знакомство ребенка со школьным пространством, новой организацией времени, правилами поведения вне урока. Обучать общению и сотрудничеству через материал дидактические игры на конструирование, классификацию, рассуждение, запоминание, внимание. Выявить стартовые возможности ребенка. В области знаний – наличный уровень знаний и умений (как ребенок уже может читать, писать, считать); В области развития детей – уровень предпосылок учебной деятельности: умение внимательно и точно выполнять последовательные указания взрослого, самостоятельно действовать по его заданию, ориентироваться на систему условий задачи: уровень развития памяти, воображения, наглядно – образного мышления, служащего основой для последующего полноценного развития логического мышления, овладения учебным материалом. В области структурных компонентов развития личности – ?уровень сформированности взаимоотношений со взрослыми, произвольность, сформированность взаимоотношений со сверстниками, адекватность самооценки, на основании которых определяется степень готовности учащихся класса к школе (игровой, предучебный, учебный, коммуникативный тип), уровень мотивации. развитие творческих и совершенствование коммуникативных навыков дошкольников. Развитие (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация), умение группировать предметы по нескольким признакам, комбинировать их, подмечать в предметах сходства и различия, составлять композиции, используя подручный материал(клей, ножницы, цветная бумага). Развитие коммуникативных способностей дошкольника – это привитие правильных (социально адаптированных) форм поведения и умения работать в группе. Помочь выявить творческие способности ребенка: внимание, фантазию, воображение; создать условия для выявления творческих способностей каждого ребенка. Создание условий для выявления творческих способностей ребенка: внимание, фантазию, воображение; создать условия для выявления творческих способностей каждого ребенка. Курс ?Занимательная математика? Цель: Формирование основ логического мышления, освоение и развитие логических способностей: сравнение, обобщение, абстрагирование, делать умозаключения, выносить суждения. Развитие речи и коммуникативных навыков. На занятиях курса будущие первоклассники путешествуют по стране цифр и знаков, знакомятся с ?волшебными клеточками?, изучают подвижные игры с математическими заданиями. Дети учатся соотносить цвета, определять форму предметов, используя геометрические фигуры как эталон, ориентироваться в количественных характеристиках предметов, пересчитывать предметы в пределах 10, ориентироваться в пространстве, Подготовка к изучению математики в школе осуществляется в трех направлениях: Формирование базовых умений, лежащих в основе математических понятий, изучаемых в начальной школе; Логическая пропедевтика, которая включает формирование логических умений, составляющих основу формирования понятия числа; Символическая пропедевтика – подготовка к оперированию знаками. Курс ?Основы грамоты? Цель: Формирование и развитие фонематического слуха, расширение словарного запаса, обогащение активного словаря, формирование правильного звукопроизношения, звуковой культуры речи; умение составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически правильно строить фразы, композиционно оформлять их содержание. Формировать и закреплять у ребенка правильный захват карандаша; упражнять в последовательной смене тонуса мускулатуры руки ребенка; развивать мелкую моторику руки; упражнять в ориентировке на плоскости листа. Большая роль на занятиях этого курса отводится играм со словами, в ходе которых дети приобретают навыки словоизменения и словообразования, лексической и грамматической сочетаемости слов, осваивают структуру предложения. Главной задачей этого курса являются развитие умений говорения и слушания, обогащения активного, пассивного и потенциального словаря ребенка. Основная форма организации деятельности – это урок. Используются различные виды уроков – урок-путешествие, урок-игра. План занятий: ?Развитие речи? - 10 часов ?Занимательная математика? -10 часов ?Основы грамоты? - 10 часов Тематический план занятий курса ?Занимательная математика? № Тема занятия Цель занятия 1 Выявление подготовленности детей по математике: счёт в пределах десяти (прямой и обратный); соотнесение цифры и числа предметов. Цифра 0. В и Выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей; Порядковый и ритмический счет. 2 Число 1. Образование числа1.Сравнение предметов по цвету, форме, размеру. Соотношение предметов по разным признакам. Знать названия геом. фигур и уметь их отличать 3 Числа 1,2. Образование числа2. Ориентировка на листе бумаги в клетку (левее, правее, выше, ниже, от, до, над, под). Пространственное ориентирование по клеткам 4 Числа 1,2,3. Образование числа 3. Понятие ?столько же?, ?сколько?. Счёт и сравнение предметов. 5 Числа 1,2,3,4. Образование числа 4. Понятие ?больше?, ?меньше?. Сравнение количества предметов на наглядной основе. Ср Счёт и сравнение предметов. Соотношение количества предметов между двумя группами. Рисование по клеточкам. 6 Сра Числа 1- 5. Образование числа 5. Составление фигур из частей и деление фигур на части Ори Соотношение количества предметов между двумя группами. Конструирование фигур по заданному образцу 7 Числа 1- 6. Образование числа 6. Ориентировка на листе бумаги (перед, за, между, рядом) Ориентирование на листе бумаги. 8 Числа 1-7. Образование числа 7. Установление равночисленности двух групп с помощью составления пар (равно – не равно). Сравнение предметов в группах разного количества 9 Числа 1-8. Образование числа 8. Счёт и сравнение предметов. Закрепление пространственных представлений. 10 Числа 1-9. Образование числа 9. Понятие ?однозначное число?. Ориентирование на листе бумаги. Обобщение всего изученного материала. Тематический план занятий курса ?Основы грамоты? № Тема занятия Цель занятия 1 Знакомство с разлиновкой тетради. Узкая строка. Письмо прямых коротких линий. Считалки Развитие правильного дыхания при разговорной речи, знакомство с линовкой 2 Письмо коротких линий с закруглением внизу и вверху. Игры со звуками. Развитие фонематического слуха и зоркости. 3 Письмо прямой длинной линии с петлёй внизу. Русские былички, бывальницы и сказки о мифологических персонажах. Домовой. Знакомство с русским фольклором. Знакомство с правилами штриховки 4 Письмо элементов букв вида: с, с- обратное. Штриховка. Продолжаем знакомиться с правилами штриховки. 5 Письмо элементов волнистая линия большая, маленькая. Штриховка. Видим строку, наклон. Штриховка волнистыми линиями. 6 Письмо элементов: Сс письменные. Раскрашивание картинок. Обогащение словарного запаса. Учимся раскрашивать разными цветами, не выходя за границы рисунка. 7 Письмо элементов букв: а, о, у, и. Загадки. Развитие логического мышления. Отработка навыков письма. 8 Речь (устная и письменная) - общее представление. Штриховка-копирование Уточнение, обогащение и активизация словаря детей. 9 Письмо элементов букв: в, у. Обведение по контуру. Раскрашивание. Закрепление умения правильно писать элементы букв. Закрепление правил раскрашивания по контуру. 10 Закрепление пройденного. Обобщение знаний, полученных за время курса. Тематический план занятий ?Развитие речи? № Тема занятия Цель занятия 1. Знакомство. Коллективная работа ?Панно из наших ладошек? Умение работать в группе. Создание условий для предварительного осознания детьми своего будущего статуса школьника. Выработать школьное правило “Приветствие учителя” Познакомить с правилом “Готов к уроку”, “Урок окончен”. Учить хоровому ответу и ответу цепочкой. Помочь детям освоить школьную норму общения, уточнить возможности школьного общения, познакомить с правилом “ Поднятая рука”. 2. Моя семья. Вырезывание фигурок человечков. Составление рассказа о своей семье. Деление речи на смысловые части (предложения). Умение складывать лист бумаги и вырезывание по шаблону. 3. Мой город. Конструирование ?Домик у дороги? Составление рассказа о своём городе (посёлке). Слова – названия предметов. Определение количества слов в предложении. Подбор слов с одинаковыми звуками. Аппликация из геометрических фигур 4. Моя любимая игрушка. Рисование медвежонка на поляне Составление рассказа о любимой игрушке. Развитие связной речи. Подбор слов с одинаковыми звуками. Развитие творческой инициативы 5. Моя любимая сказка. Раскрашивание сказочных героев. Определение места звука в слове, слова с данным звуком в предложении. Отработка навыка раскрашивания разными цветами. 6. Чтение и рассказывание сказки ?Репка?. Беседа о пользе овощей. Штриховка ?Овощи?. Определение количества звуков и букв в слове. Развитие у детей внимания к звуковой стороне слышимой речи (своей и чужой). Закреплять правила штриховки. 7. Чтение и рассказывание сказки ?Колобок?. Раскрашивание героев сказки. Нахождение и определение гласных звуков. Умение раскрашивать, не выходя за контур. 8. Времена года. Составление рассказа о весне. ?Радуга над полянкой?, ?бабочка? Составление предложений из 3-4 слов. Определение гласных звуков. Закрепление умения составлять простые предложения. Беседа о пользе прогулок на свежем воздухе. Использование красок, технику складывания листа пополам 9. Дикие животные. Аппликация ? Павлин? Составление рассказов о диких животных. Работа с предложением из 3-4 и более слов. Определение количества звуков в слове. Умение правильно держать ножницы, обводить свою ладонь, вырезать по контуру, применять творчество в оформлении. 10. Домашние животные. Обведение и штриховка по шаблону. Составление рассказов о домашних животных. Определение количества звуков в слове, количества слов в предложении. Ожидаемые результаты: обеспечение единых стартовых возможностей будущих первоклассников, развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста, формирование его готовности к систематическому обучению Литература: Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! – М.: Просвещение, 1983 - 190с. Архипенко Ф.А. Игра в учебной деятельности младшего школьника/ Начальная школа, 1992, № 4 - с.4-6 Бабкина Н.В. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе / Начальная школа, 1998г., № 4 - с.11-19 Бурс Р.С. Готовим детей к школе – М: Просвещение, 1997 Васильева – Гангнус Л.П. Азбука вежливости – М.:Педагогика, 1989 - 89с. Волина В. Праздник числа. Занимательная математика – М.: Просвещение, 1996 - 208с. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л и др. Я готовлюсь к школе (популярное пособие для родителей и педагогов) - Ярославль: Академия развития, 2000 – 33с. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. и др. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать (популярное пособие для родителей и педагогов) - Ярославль: Академия развития, 2000 – 187с. Гин С.И., Прокопенко И.Е. Первые дни в школе. (Пособие для учителей первых классов) – М.: Вита-пресс, 2000 – 79с. Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа /Сборник программ 2100 – М.: Баласс, 2004 Дубровина Н.В., Акимова и др. Рабочая книга школьного психолога – М.: Просвещение, 1991 - 303с. Поливанова К. Н., Цукерман Г.А, “Введение в школьную жизнь”- В кн. Учимся общаться с ребенком.1993г HYPER13PAGE HYPER15 2
Дополнительная образовательная программа "Школа будущего первоклассника"