МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
?Детский сад комбинированного вида № 27?

СОГЛАСОВАНО                                                                       Протокол педагогического совета
   
от ?___?________20___№__                                                                                 
УТВЕРЖДАЮ:
Заведующая МБДОУ № 27
_____________Бицуля Л.В.
Приказ от 
?___?__________20___
№ ____



ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ?МУЗЫКАЛЬНАЯ КАРАМЕЛЬ?НАПРАВЛЕННОСТЬ:  ХУДОЖЕСТВЕННАЯСрок освоения: 9 месяцевУРОВЕНЬ ОСВОЕНИЯ  ПРОГРАММЫ: БАЗОВЫЙ
Возраст детей:  5-7 лет??                                                                                                                                                                                                                                                             
                                                                                                                                                                                                                                                    
                                                                  Разработчик:   Пичак Ольга Борисовна, 
                                                                                     музыкальный руководитель,   
                                                                         первая квалификационная категория       







г.Великие Луки 
2022 г.  




                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   
Информационная карта программы.
1. Учреждение 
МБДОУ  Детский сад № 27

2. Наименование образовательной программы 
?Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности ?Музыкальная карамель? 

3. ФИО разработчика (автора, составителя) 
? Пичак Ольга Борисовна

?4. Сведения о программе 

4.1. Нормативная база 
?Федеральный закон ?Об Образовании в Российской Федерации? № 273-ФР от 29.12.2012 года;
Постановления Правительства РФ от 15.08.2013 года  № 706 ?Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг?


4.2. Область применения 
Дополнительное образование? 

4.3. Направленность 
? Художественное

4.4. Тип программы 
Общеразвивающая ? 

4.5. Уровень 
? Базовый

4.6. Возраст детей 
5-7 лет? 

4.7. Продолжительность обучения 
? 9 месяцев

4.8. Цель программы 
?Приобщение детей к вокальному искусству, обучение пению и развитие их певческих способностей.


4.9. Форма обучения 
? Очная

                                                                                                                                                             
                                        
Структура  программы.
Информационная карта программы.
1.  Целевой раздел программы.
1.1 Пояснительная записка
1.2. Цели и задачи программы по дополнительному образованию.
1.3.  Основные принципы и подходы в  обучении пению.
1.4. Возрастная характеристика особенностей развития детей  5 – 7 лет.
2.Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы 
2.1 Основные характеристики программы.
2.2. Объем программы.
2.3. Содержание программы по дополнительному образованию.
2.4. Планируемые результаты.
3. Комплекс организационно-педагогических условий
3.1. Учебный план.
3.2. Расписание занятий.
3.3. Календарный учебный график.
3.4. Оценочные материалы.
3.5. Методическое обеспечение.
4. Рабочая программа.
5 Материально-техническое обеспечение
6.  Список литературы.
1.1. Пояснительная записка.
Современная образовательная среда - это условия, в которых каждый ребенок развивается соразмерно своим способностям, интересам и потребностям.
В России уделяется огромное внимание развитию эстетического образования детей и подростков. На это направлена деятельность сети учреждений дополнительного образования, школ искусств, Дворцов Творчества детей и молодежи, клубов и студий.
Человек наделен от природы особым даром – голосом. Именно голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни. Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. 
С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребенка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии. Каждый ребенок находит возможность для творческого самовыражения личности через сольное и ансамблевое пение, пение народных и современных песен с музыкальным сопровождением.
В соответствие с ФГОС ДО наиболее эффективным средством поддержания интереса детей к музыкально-оздоровительной деятельности  являются игровые технологии. 
Игровые технологии позволяют:
поддерживать интерес к вокалу, давая специальные знания, умения и навыки; 
создают игровую мотивацию, стимулируя  детей  к деятельности; 
вовлекают в  процесс игры всю личность ребёнка: эмоции, волю, чувства, потребности, интересы; 
позволяют лучше усваивать и запоминать материал занятия; 
доставляют детям удовольствие и вызывают желание повторить игру в самостоятельной деятельности, 
повышают  уровень развития познавательной активности и творческих способностей.

1.2.  Цели и задачи.

Цель Программы: сделать процесс обучения детей пению увлекательным и радостным, развивать певческие способности детей в условиях дополнительного образования детей в ДОУ, используя здоровьесберегающие и игровые технологии.
Задачи: 
Воспитательные
Воспитывать нравственно-коммуникативные качества личности дошкольника;
Формировать музыкальную культуру;
Воспитывать эмоциональную отзывчивость.
Развивающие
Развивать музыкально-эстетический вкус;
Развивать певческий голос и вокально-слуховую координацию,  используя игровые методы и  здоровьесберегающие технологии;
Расширять диапазон певческого голоса;
Развивать звуковую культуру речи, умственные способности.
Обучающие
Обучить навыкам бережного отношения к своему здоровью, охране голоса;
Углубить знания детей в области музыки: классической, народной, эстрадной;
Обучить детей вокальным навыкам;
Привить навыки сценического поведения.
Оздоровительные
Укреплять физическое и психическое здоровье через здоровьесберегающие технологии;
Формировать правильную осанку.
Цель и задачи решаются на основе песенного репертуара, применения соответствующих технологий, методов и приёмов обучения.

1.3.   Основные принципы и подходы в  обучении пению.

Программа соответствует следующим принципам:
Принцип воспитывающего обучения.
Принцип доступности: содержание и объем знаний о музыке, объем вокальных навыков, приемы обучения и усвоение их детьми соответствуют возрасту и уровню музыкального развития детей.

Принцип постепенности, последовательности и систематичности: в начале года даются более легкие задания, чем в конце года; постепенно переходят от усвоенного, знакомого к новому, незнакомому. 

Принцип наглядности: в процессе обучения пению главную роль играет так называемая звуковая наглядность, конкретное слуховое восприятие различных звуковых соотношений. Другие органы чувств: зрение, мышечное чувство дополняют и усиливают слуховое восприятие. Основной прием наглядности – это образец исполнения песни педагогом.


1.4.  Возрастная характеристика особенностей развития детей  5 – 7 лет.
У детей этого возраста достаточно развита речь, они свободно высказывают свои суждения по содержанию песни, оценивают свое пение и пение товарищей. У детей 7-го года жизни появляется способность активного мышления. Они более самостоятельны и инициативны во время обучения. Интенсивно развивается их музыкальное восприятие, оно становится целенаправленным. Дети могут самостоятельно определить характер музыки, изменение динамики, смену темпов в пении, направление движения мелодии, поступенное и скачкообразное понижение и повышение звуков; свободно различают звуки по высоте и длительности; укрепляется, становится более устойчивой вокально-слуховая координация.
В работе по пению с детьми этого возраста следует учитывать не только психические, но и физические особенности развития ребенка. ? ? Голосовые мышцы у детей еще не совсем сформированы, певческое звукообразование происходит за счет натяжения краев связок, поэтому форсированное пение следует исключить. Крикливость искажает тембр голоса, отрицательно влияет и на выразительность исполнения. Надо учить детей петь, не напрягаясь, естественным светлым звуком, и только в этом случае у них разовьются правильные вокальные данные, в голосе появится напевность, он станет крепким и звонким. Огромную роль в звукообразовании играет певческое дыхание. У детей 6-7 лет увеличивается объем легких, дыхание становиться более глубоким, это позволяет педагогу использовать в работе песни с более длинными музыкальными фразами. У детей расширяется диапазон ?(до – ре). Дети правильно интонируют мелодию.



2.Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы .
2.1. Основные характеристики программы.
?При обучении детей пению следить за правильным положением корпуса. 
Формировать умение петь естественным высоким светлым звуком, без крика и напряжения.
Развивать протяжное звукообразование через пение песен, написанных в умеренном и медленном темпах.
Совершенствовать умение правильно брать дыхание перед началом пения и между музыкальными фразами.
Развивать умение произносить слова внятно, отчетливо, осмысленно, выразительно, подчеркивать голосом логические ударения.
Способствовать прочному усвоению детьми разнообразных интонационных оборотов, включающих различные виды мелодического движения и различные интервалы; работать над расширением диапазона детского голоса; выравнивать его звучание при переходе от высоких к низким звукам и наоборот.
Совершенствовать умение детей стройному согласованному пению.

Возрастные особенности детей позволяют включать в работу кружка ?два взаимосвязанных направления: собственно вокальную работу (постановку певческого голоса) и организацию певческой деятельности в различных видах коллективного исполнительства:
песни хором в унисон
группами (дуэт, трио и т.д)
тембровыми подгруппами
при включении в хор солистов 
пение под фонограмму. 



   Объём образовательной нагрузки

Программа рассчитана на 9 месяцев обучения, для детей дошкольного возраста от 5 до 7 лет
Занятия 2 раза в неделю по 2 академических часа. Всего в году – 68 занятий. Это позволяет правильно определять методику занятий, распределить время для теоретической и практической работы.
 
2.3.    Содержание программы.
Вокальное воспитание и развитие хоровых навыков объединяются в единый педагогический процесс, представляющий собой планомерную работу по совершенствованию голосового аппарата ребёнка, и способствуют формированию и становлению всесторонне и гармонично развитой личности. Процесс музыкального воспитания как формирование певческой функции в органичном единстве с формированием ладового и метроритмического чувства включает решению следующих задач:
Певческая установка.
0бщие правила пения включают в себя понятие ?певческая установка?. Петь можно сидя или стоя. При этом корпус должен быть прямым, плечи расправлены и свободны. Голову не следует задирать, а нужно держать несколько наклонённой вперёд, не боясь ею в небольших пределах двигать. На репетициях дети, как правило, могут петь сидя, но наилучшее голосовое звучание происходит при пении стоя.
2. Дыхание
Воспитание элементарных навыков певческого вдоха и выдоха. В певческой практике широко распространён брюшной тип дыхания. Современная методика воспитания голоса свидетельствует о том, что певцы всех возрастов пользуются смешанным типом, при этом у одних расширяется живот, у других грудная клетка, у третьих только нижние рёбра. Дыхательный процесс содержит много индивидуальных особенностей, которые не позволяют унифицировать внешне-физиологические признаки дыхания. Практикой выработаны три основных правила по формированию певческого дыхания:
1) вдох делается быстро, легко и незаметно (не поднимая плеч);
2) после вдоха перед пением следует на короткое время задержать дыхание;
3) выдох производится ровно и постепенно (как будто нужно дуть на зажжённую свечу).
 Дети должны знать, что при небольшом вдохе дыхание расходуется быстро, а слишком глубокий вдох приводит к неровному и напряжённому выдоху, что вредно отражается на красоте звука. Для развития навыка продолжительного выдоха следует предложить детям петь на одном дыхании всю фразу, если она не очень длинна. 
     3.Артикуляционная работа.
Правильное формирование гласных звуков. От правильного формирования гласных зависит умение петь связно, красивым, округлённым и ровным звуком. При выработке певческого ?а? опускается нижняя челюсть, полость рта раскрывается широко, глотка становится 
узкой. Использование упражнения для раскрепощения голосового аппарата, освобождает его от зажатости напряжения. Звук ?а? требует округлённости звучания. Гласный ?о? близок к ?а?, но более затемнён по тембру. 
       4.Выработка подвижности голоса.
Это качество приобретается на основе ранее усвоенных навыков связного пения и чёткой дикции. Подвижность или гибкость голоса -искусство исполнения произведения с необходимыми отклонениями от основного темпа (ускорением или замедлением), усилением или ослаблением звучности. В работе над подвижностью соблюдается постепенность: прежде чем петь упражнения и песни в быстром темпе, надо научить детей исполнять их в умеренном темпе и с умеренной силой звучания.
          5. Расширение певческого диапазона детей.
Этому виду работы хорошо способствуют технические упражнения, начиная с примарных звуков среднего регистра, требующих минимума затраты мышечной энергии голосового аппарата. Для определения ширины диапазона следует выявить примарные звуки, которые дети поют правильно в интонационном отношении и с помощью упражнений расширять эту зону, исполняя упражнения полутон за полутоном вверх. Следует следить за звучанием детского голоса - если дети поют форсированным, крикливым звуком, значит, эта зона не доступна для овладения ею ребёнком, следует избегать такого пения. 
         6. Выразительность и эмоциональность исполнения.
Любое исполнение песни - эмоциональное переживание. Следует дать детям прочувствовать содержание, определить характер исполнения, распределить кульминационные зоны. Художественный образ, заложенный в песне, ставит перед детьми сложные исполнительские задачи, решаемые с помощью педагога. 
         7. Работа над чистотой интонирования.
В целях правильного в интонационном отношении песенного материала следует заранее подобрать в процессе разучивания удобную тональность. Хорошей помощью является пение без сопровождения. Применяется упрощённый аккомпанемент с обязательным проигрыванием основной мелодической темы. Для создания условий наилучшего интонирования мелодии стимулируется тихое пение. Работа над трудно вокализуемыми местами решается с помощью специальных тренировочных упражнений. Использовать пропевание мелодии в форме легато и стоккато.
         8. Формирование чувства ансамбля
В хоровом исполнении учить детей прислушиваться друг к другу, соотносить громкость пения с исполнением товарищей, приучать к слаженному артикулированию. Чувство ансамбля воспитывается путём одновременного начала и окончания пения. Исполняя произведение в хоре, дети должны научиться выравнивать свои голосовые тембры, уподоблять свой голос общему звучанию.
         10. Формирование сценической культуры.
Подбирать репертуар для детей, согласно их певческим и возрастным возможностям. Необходимо учить детей пользоваться звукоусилительной аппаратурой, правильно вести себя на сцене. С помощью пантомимических
упражнений развиваются артистические способности детей.
Таким образом, развитие вокально-хоровых навыков сочетает вокально-техническую деятельность с работой по музыкальной выразительности и созданию сценического образа.

Планируемые результаты.
Результатом деятельности вокального кружка станет формирование у детей устойчивых певческих умений и навыков, выступления детей на открытых мероприятиях ДОУ, участие в благотворительных праздниках, конкурсах и фестивалях различного уровня.

Комплекс организационно – педагогических условий.

3.1 Учебный план.

№ 
Наименование раздела 

Формы аттестации? 



теория 
практика 
всего 


1.
Комплектование групп.

1
1
Беседа.

2. 
Вводное занятие . Инструктаж по ТБ, ОБЖ. Игры на знакомство.
1
- 
1
Беседа

3
Прослушивание голосов

1
1
Прослушивание.
Наблюдение.

4
Знакомство с искусством вокала 
2
2
4
Практическая работа.
Наблюдение.


5
Вокальные упражнения
2
2
4
Практическая работа.
Наблюдение.
Дидактические игры.

6
Певческая установка
1
1
2
Практическая работа.
Наблюдение.
Дидактические игры.

7
Работа над дыханием (Дыхательные упражнения без звука, звуковые дыхательные упражнения)
1
2
3
Практическая работа.
Наблюдение.
Дидактические игры.
Групповая оценка деятельности.

8
Дыхательные упражнения под музыку
2
2
4
Практическая работа.


9
Атака звука
1
1
1
?Дидактическая игра.

10
Работа над интонацией
1
1
2
Прослушивание

11
Развитие ладового звука
1
3
4
Прослушивание.
Входная диагностика.
Наблюдение.

12
Артикуляция и дикции
1
1
2
Практическая работа.
Наблюдение.

13
Расширение диапазона
1
1
2
Практическая работа.
Наблюдение.
Дидактические игры.?

14
Работа над  динамикой
1
1
2
Практическая работа.
Наблюдение.
Дидактические игры.

15
Работа над ритмом
2
2
4
Практическая работа.
Наблюдение.
Дидактические игры.
Анализ результатов деятельности.

16
Работа над темпом
1
1
2
Практическая работа.
Наблюдение.
Дидактические игры.
Показ результатов деятельности.

17
Работа над выразительностью
2
2
4
Практическая работа. Прослушивание.

18
Методика работы над песней
1
4
5
Прослушивание.

19
Певческая работа
2
4
6
Участие в смотре конкурсе.

20
Концертная практика

6
6
Открытое занятие. Творческий отчет (участие?в смотре-конкурсе.


Итого:


70







3.2. Расписание занятий

Дни недели                          
                Группа


Вторник

10.20 – 10.50

Четверг

10.20 – 10.50


3.3 Календарный учебный график.

Год обучения 
1-й год 

Количество учебных недель 
34

Количество учебных дней 
70 

Комплектование группы 
15.09. – 22. 09.2022 г. 

Дата начала учебного периода 
15.09.2022 г. 

Дата окончания учебного периода 
31.05.2023 г. 

Продолжительность каникул 
 0 

Режим занятий 
2 раза в неделю по 2 академических часа 


Оценочные материалы.
В мониторинг входит:
Педагогическая диагностика на выявление специальных знаний, умений и навыков, развития уровня творческих и коммуникативных способностей воспитанников.
Оценка качества промежуточных результатов программы.
Диагностика уровня усвоения материала по программе проводится два раза в год (сентябрь-май) в форме группового и индивидуального обследования. Все данные заносятся в таблицу, по которым делаются соответствующие выводы:

Ф.И.О.
Восприятие

Пение
Музыка и движение
Музыкальное творчество


1
2
3
4
5
6
7
8
1
2
3
4
1
2
3
4
5
1
2
3
4

1.






















2.























Диагностические задания

Восприятие

Цель
Методика выявления
Уровни
Баллы
Оборудование

1.Выявить умение ребенка эмоционально отзываться на музыку разного характера 
Педагог предлагает ребенку прослушать произведение и наблюдает за его эмоциональными проявлениями 
III. Ребенок эмоционален, во время звучания музыки внимательно и увлеченно слушает, просит повторить.
II. Ребенок слушает музыку, иногда отвлекаясь, не выражая особенных эмоций.
I. Слушает музыку без интереса, часто отвлекаясь.
3
2
1


2. выявить умение детей определять музыкальный жанр (танец: пляска, полька, вальс; песня – марш)
Педагог предлагает ребенку прослушать произведения и определить их жанр
III. Ребенок самостоятельно определяет жанр произведений 
II. Педагог предлагает определить характер музыки и подумать, что можно делать (как двигаться) под эту музыку, предлагает рассмотреть картинки, на которых изображены танцы: пляска, вальс; марширующие солдаты, и певцы. 
I. Ребенок не справился с заданием.
3
2
1
Иллюстрации к пьесам 

3.Выявить умение определить форму музыкального произведения
Педагог предлагает ребенку прослушать произведение и просит ребенка определить его форму
III. Ребенок самостоятельно определяет форму произведения.
II. Если затрудняется с ответом, педагог задает наводящие вопросы ?как звучала музыка вначале??, ?какой она стала потом??, предлагает ребенку рассмотреть картинки. 
I. Не справился с заданием.
3
2
1
Картинки и иллюстрации к пьесам

4. Выявить умение детей определять средства музыкальной выразительности, высказываться о них, соотнося свои высказывания с эмоционально – образным содержанием музыки.
Педагог предлагает прослушать произведение. ?О чем рассказала эта музыка? Как она рассказала об этом? Что ты услышал в музыке??.
III. Ребенок самостоятельно отметил все средства выразительности (темп, динамику, регистр)
II.Педагог просит определить характер музыки, средства выразительности, создающие образ, предлагает рассмотреть иллюстрации. Ребенок определил 1-2 средства музыкальной выразительности
I. Ребенок не справился с заданием 
3
2
1
Иллюстрации к пьесам 

5. Выявить умение соотнести содержание музыки с эмоционально – образным содержанием картины, стихотворения
Педагог предлагает прослушать музыкальное произведение, стихотворения, рассмотреть иллюстрации и определить, какое стихотворение и иллюстрация созвучно музыке.
III. Ребенок справился самостоятельно 
II. Педагог предлагает определить характер и настроение музыки, настроение и содержание картины, о чем рассказывает стихотворение и соотнести их 
I. ребенок не справился с заданием 
3
2
1


6.Определить умение ребенка различать высокие и низкие звуки в пределах квинты, кварты.
(методика Э.Костиной)
Педагог говорит ребенку, что сегодня утром, он слышал, как птичка мама разговаривала со своим сыночком. Вот так пела птичка мама (играет), а вот так ей отвечал сыночек (играет). Послушай и скажи, кто сейчас поет (играет низкий – высокий- низкий).
III.Ребенок определяет звуки самостоятельно либо с незначительной подсказкой взрослого: педагог показывает птицу и птенчика, сажает их на соответствующие ветки и снова повторяет их "голоса". Затем предлагает послушать, чей голос звучит? 
II.Педагог: "Птичка-мама пела "низким" голосом. Посади птичку на нижнюю ступеньку ?музыкальной лесенки? сыграй на ней и послушай, как она звучит... а птенчик поет "высоким" голосом, посади птенчика на верхнюю ступеньку, сыграй на ней и послушай, какой высокий голос у птенчика... Теперь отвернись, послушай и скажи, кто тебя зовет?" 
I. Не справился с заданием.
3
2
1
Дерево, игрушки птичка и птенчик, металлофон.

7. Выявить умение ребенка слышать долгие и короткие звуки. 
(методика Э.Костиной)
Педагог объясняет, что в гости пришли игрушки, каждый из гостей любит "свою" музыку. Играет музыкальные при-меры и объясняет, кому они соответствуют. Затем ребенку только по хлопкам предлагается отгадать музыку: "Слушай внимательно. Я буду хлопать так, как сейчас звучала музыка. А ты отгадай, для какой игрушки я хлопаю?".
III. Ребенок самостоятельно определил, кому соответствует ритм.
II. Ребенку ещё раз дают послушать музыку и характеризуют движения игрушек под соответствующую музыку (можно предложить прохлопать её самому). Затем ещё раз предлагается по хлопкам отгадать ритмические рисунки. 
I. Не справился с заданием. 
3
2
1
Игрушки петух, курица, цыпленок

8.  Выявить умение узнавать знакомую мелодию по ритмическому рисунку 
Педагог предлагает ребенку узнать песню, проигрывает ритмический рисунок какой-либо песни и спрашивает ?Какая это песня??
III. Ребенок узнал все песни 
II. Педагог предлагает ребенку спеть песни из ?Музыкального букваря? Н.Ветлугиной, рассмотреть иллюстрации, прохлопать их ритмический рисунок, затем проигрывает ритмический рисунок песни и просит сказать, мелодия какой песни сейчас прозвучала.
I. Ребенок не справился с заданием
3
2
1
Иллюстрации из ?Музыкального букваря?

ПЕНИЕ

1.Выявить умение ребенка петь естественным голосом, напевно
Педагог предлагает ребенку спеть знакомую песенку
III. Ребенок поет без напряжения, естественным голосом
II. Педагог обращает внимание на то, что петь нужно напевно, не напрягаясь, не кричать и просит спеть еще раз 
I. Не справился с заданием.
3
2
1
Иллюстрации к песне

2. Выявить умение ребенка петь выразительно, передавая характер песни, ее темповые и динамические особенности
Педагог предлагает ребенку исполнить знакомую песню
III. Ребенок исполняет песню выразительно, передавая характер песни, ее темповые и динамические особенности
II. Педагог обращает внимание на средства музыкальной выразительности, характер песни и просит спеть выразительно. Ребенок исполняет песню недостаточно выразительно
I. Не справился с заданием (не поет вообще).
3
2
1
Иллюстрации к песне

3. Выявить умение ребенка чисто интонировать с музыкальным сопровождением и без него
Педагог предлагает ребенку исполнить знакомую песню 
III. Ребенок исполняет песню, чисто интонируя мелодию.
II. Педагог предлагая ребенку обратить внимание. Ребенок частично справился с заданием.
I.Не справился с заданием
3
2
1
Иллюстрации к песне

4. выявить умение ребенка дать оценку качества пения других детей
Педагог предлагает детям спеть знакомую песню, а ребенку предлагает оценить пение других детей 
III. Ребенок правильно оценивает пение детей, самостоятельно дает характеристику исполнения песни (темп, динамика, эмоциональная выразительность, четкость пропевания текста)
II. Ребенок частично может оценить пение других детей, дает однозначный ответ.
I. Не справился с заданием 
3
2
1



МУЗЫКА И ДВИЖЕНИЕ

1. Выявить умение ребенка выразительно и ритмично двигаться в соответствии с характером музыки, ее жанром
Педагог исполняет произведение и предлагает ребенку подвигаться в соответствии с характером.
III. Двигается самостоятельно ритмично и выразительно, в соответствии с характером и жанром музыки
II. Педагог повторно исполняет произведение и просит определить характер музыки, жанровую основу (можно рассмотреть иллюстрации), обсуждает движения и просит ребенка еще раз выполнить задание.
I. Не справился с заданием.
3
2
1
Иллюстрации к музыке

2. Выявить умение ребенка отражать особенности музыкальной речи в движении 
Педагог исполняет произведение и предлагает ребенку подвигаться 
III. Ребенок отражает особенности музыкальной речи в движении (музыкальные фразы)
II.Педагог повторно исполняет произведение и обсуждает с ребенком строение, фразировку, темп и др. И предлагает снова выполнить задание.
I. Ребенок не справился с заданием.
3
2
1


3. Выявить умение ребенка реагировать на смену частей музыкального произведения, фраз
Педагог исполняет произведение и предлагает ребенку подвигаться
III. Дети самостоятельно меняет движения в соответствии со сменой частей музыки. Подбирает движения адекватно характеру музыки.
II. Педагог обсуждает с ребенком характер музыки, как он меняется и напоминает ему, что движения должны соответствовать характеру музыки, и в соответствии со сменой характера музыки нужно менять и движения 
I. Не справился с заданием.
3
2
1


4. Выявить умение ребенка двигаться под музыку легко и пластично
Педагог предлагает ребенку исполнить знакомую композицию или пляску 
III. Ребенок двигается под музыку легко и пластично
II. Педагог напоминает, что движения должны быть легкими, свободными, показывает ребенку движения, обращая внимание на легкость, плавность, пластичность, и предлагает снова исполнить композицию.
I. Не справился с заданием (руки и ноги напряжены).
3
2
1


5. Выявить владеет ли ребенок достаточным для своего возраста объемом танцевальных движений
Звучит танцевальная музыка, педагог предлагает ребенку выполнить танцевальные движения, называя их 
III.Ребенок выполняет все движения четко и правильно, без напряжения
II. Ребенок частично справился с заданием 
I. Не справился с заданием.
3
2
1


МУЗЫКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО

1. Определить способность ребенка к импровизации простейших мелодий на заданный текст соответствующего характера
Педагог предлагает ребенку сочинить песенку на заданный текст
III. Песенная импровизация ребенка соответствует характеру и настроению текста
II. Педагог просит определить настроение четверостишья и придумать песенку с таким же настроением и характером. Песенные импровизации не отличаются оригинальностью, однообразны.
I. Не справился с заданием.
3
2
1
Игрушки или куклы би-ба-бо 

2. Выявить умение ребенка дать музыкальный ответ на простой музыкальный вопрос
Педагог задает ребенку музыкальный вопрос и предлагает дать музыкальный ответ
III. Ребенок придумывает и дает музыкальный ответ на вопрос.
II. Педагог предлагает свой вариант ответа и просит придумать и спеть другой вариант
I. Не справился с заданием.
3
2
1
Игрушка кошечка, зайчик и др.

3. Выявить способность ребенка находить тонику в предложенном варианте.
Педагог предлагает прослушать незаконченную песенку и заключительные слова этой песни, и говорит, что он сейчас начнет петь, а ребенок должен закончить песню.
III. Ребенок самостоятельно закончил песенку на тонике.
II. Педагог предлагает прослушать песенку еще раз, он начнет петь и закончит. И снова предлагает ребенку выполнить задание - закончит песню (меняется тональность). Ребенок заканчивает на устойчивом звуке (звуки тонического трезвучия – III или V ступени)
I. Не справился с заданием (диссонанс- неустойчивые ступени).
3
2
1


4. Выявить умение ребенка проявлять творческое воображение, фантазию в передаче игровых образов, самостоятельно выбирать способы действий: походку, жест, мимику, движения.
Педагог играет произведение и просит ребенка изобразить персонаж.
III. Ребенок самостоятельно двигается в соответствии с характером музыки и образом, выразительно передавая в движении походку, движения, жесты и мимику (сердится, ластится, пугается, веселится). 
II. Педагог обсуждает с ребенком характер музыки, действия того или иного образа в той или иной ситуации и просит изобразить.
I. Ребенок не проявляет интереса.
3
2
1


 
3.5  Методическое обеспечение.

Наименование услуги
Наименование программы
На основании какой программы разработана

Развитие вокальных способностей у детей 5-7 лет
Программа для
проведения занятий по развитию
вокальных способностей у детей
5-7 лет ?Музыкальные 
карамельки?

О.П Радынова. Музыкальные шедевры. – М.: Гуманист. ВЛАДОС, 2006.
Мерзлякова С.И. Учим детей петь 3 – 7 лет. Песни и упражнения для развития голоса. – М.: ТЦ Сфера, 2015.
Мерзлякова С.И. Фольклор – музыка – театр: Программы и конспекты занятий для педагогов дополнительного образования, работающих с дошкольниками. – М: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.
Костина Э.П. Диагностика музыкально – сенсорного развития детей 5 – 7 лет (выявление уровня восприятия основных свойств музыкальных звуков). Нижний Новгород, 1991










Рабочая программа.









МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
?Детский сад комбинированного вида № 27?

СОГЛАСОВАНО                                                                       Протокол педагогического совета
   
от ?___?________20___№__                                                                                 
УТВЕРЖДАЮ:
Заведующая МБДОУ № 27
_____________Бицуля Л.В.
Приказ от 
?___?__________20___
№ ____




РАБОЧАЯ ПРОГРАММАк дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе

________ ?Музыкальная карамель?_________(название программы)
на 2022-2023 учебный год
 Год обучения  _1_
Педагог дополнительного образования -________ Пичак Ольга Борисовна____(фамилия, имя, отчество)
















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Пение является важнейшим средством музыкального воспитания и играет существенную роль в решении задач всестороннего и гармонического развития ребёнка. А дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. Голос ребёнка – естественный инструмент, который обладает особыми качествами, отличающими его от голоса взрослых. Детские голосовые связки короткие и тонкие – отсюда особое звучание детских голосов, нёбо малоподвижное, дыхание слабое, поверхностное. Поэтому обучение детей певческим умениям связано с задачей очень осторожного развития детского голоса и сохранения его естественного звучанияКраткая характеристика программы:
Вокальное воспитание и развитие хоровых навыков объединяются в единый педагогический процесс, представляющий собой планомерную работу по совершенствованию голосового аппарата ребёнка, и способствуют формированию и становлению всесторонне и гармонично развитой личности. Процесс музыкального воспитания как формирование певческой функции в органичном единстве с формированием ладового и метроритмического чувства включает решению следующих задач:
Певческая установка.
2. Дыхание
     3.Артикуляционная работа.
     4.Выработка подвижности голоса.
     5. Расширение певческого диапазона детей.
     6. Выразительность и эмоциональность исполнения.
     7. Работа над чистотой интонирования.
     8. Формирование сценической культуры.
Цель программы: сделать процесс обучения детей пению увлекательным и радостным, развивать певческие способности детей в условиях дополнительного образования детей в ДОУ, используя здоровьесберегающие и игровые технологии.Задачи : Развивать музыкально-эстетический вкус;
Развивать певческий голос и вокально-слуховую координацию,  используя игровые методы и  здоровьесберегающие технологии;
Расширять диапазон певческого голоса;
Развивать звуковую культуру речи, умственные способности.
Углубить знания детей в области музыки: классической, народной, эстрадной;
Обучить детей вокальным навыкам;
Ожидаемые результаты: 
Результатом деятельности вокального кружка станет формирование у детей устойчивых певческих умений и навыков, выступления детей на открытых мероприятиях ДОУ, участие в благотворительных праздниках, конкурсах и фестивалях различного уровня.

Характеристика контингента.
У детей этого возраста достаточно развита речь, они свободно высказывают свои суждения по содержанию песни, оценивают свое пение и пение товарищей. У детей 5-7 года  жизни появляется способность активного мышления. Они более самостоятельны и инициативны во время обучения. Интенсивно развивается их музыкальное восприятие, оно становится целенаправленным. Дети могут самостоятельно определить характер музыки, изменение динамики, смену темпов в пении, направление движения мелодии, поступенное и скачкообразное понижение и повышение звуков; свободно различают звуки по высоте и длительности; укрепляется, становится более устойчивой вокально-слуховая координация.
Голосовые мышцы у детей еще не совсем сформированы, певческое звукообразование происходит за счет натяжения краев связок, поэтому форсированное пение следует исключить. Крикливость искажает тембр голоса, отрицательно влияет и на выразительность исполнения. У детей 6-7 лет увеличивается объем легких, дыхание становиться более глубоким, это позволяет педагогу использовать в работе песни с более длинными музыкальными фразами. У детей расширяется диапазон ?(до – ре). Дети правильно интонируют мелодию.

                                                  Календарно-тематический план.

№ п/п
Период прохождения материала
Программное содержание
Репертуар 

1.

























   



















2.









































































3.










































    
Сентябрь


















Октябрь-
ноябрь
























Декабрь – 
Январь 



















Январь
Промежуточная
аттестация








Февраль – 
Март 





























































Апрель - май























































1. Восприятие музыки.: 
    -   обогащать музыкальные впечатления детей;
развивать умения различать эмоциональное содержание песен, высказываться о характере песен;
учить слушать и слышать себя и товарищей
2. Развитие музыкального слуха и голоса:
расширять диапазон детского голоса;
способствовать прочному усвоению детьми разнообразных интонационных оборотов, включающих различные виды мелодического движения (вверх – вниз) и различные интервалы 
учить детей точно попадать на первый звук мелодии
3. Усвоение певческих навыков:
учить детей петь легко, не форсируя звук, с четкой дикцией;
учить петь хором, небольшими ансамблями, по одному, с музыкальным сопровождением и без него;
учить петь, ускоряя и замедляя темп, усиливая и ослабляя звук; 
добиваться выразительного исполнения песен;
учить детей передавать характер и смысл каждой песни
4. Певческая установка:
во время пения дети должны сидеть прямо, не прислоняться к спинке стула. Ноги твердо стоят на полу, руки свободно лежат вдоль туловища. Если стоя  - спину  держать ровно без напряжения, руки двигаются в такт песни, ногами ?пританцовывать?. Голову держать прямо, без напряжения, рот открывать свободно (не в ширину, а вертикально). Губы  упруги, подвижны. Не рекомендуются искусственные позы: ?руки за спиной?, ?лодочкой?, ?замочком?.

1. Восприятие музыки:
развивать эмоциональную отзывчивость на песни разного характера;
учить детей высказываться о форме песни, о темповых и динамических изменениях в музыкальном сопровождении, о характере песни в целом, ее жанре.
2. Развитие музыкального слуха и голоса:
уточнить умение детей различать высокие и низкие звуки в пределах терции;
упражнять в чистом пропевании этого интервала сверху вниз; 
упражнять в чистом интонировании поступенных и скачкообразных движений мелодии;
закреплять умение различать долгие и короткие звуки, отмечать длительности движением руки;
учить детей удерживать интонацию на одном звуке
3. Усвоение певческих навыков:
продолжать учить петь без форсирования звука, естественным голосом;
удерживать дыхание до конца фразы, концы фраз не обрывать, заканчивать мягко;
правильно выполнять логические ударения;
продолжать учить детей чисто интонировать мелодию в поступенном движении вверх и вниз, а также скачки вниз на квинту и кварту (вверх и вниз); 
упражнять в точном интонировании трезвучий (фа – ля – до2, ре – фа - ля), удерживать интонацию на повторяющихся звуках, точно интонировать тонический ход на сексту вверх;
петь выразительно, меняя интонацию в соответствии с характером песни (ласковая, игривая, светлая, задорная и т.д.).
Певческая установка:  та же

Открытое занятие.



1. Восприятие музыки:
развивать эмоциональную отзывчивость детей на песни веселого – радостного, веселого – лирического, нежного и энергичного характера;
учить осмысленно воспринимать жанровую канву каждой песни: песня-марш, песня-танец;
подводить детей к умению самостоятельно давать оценку качеству пения товарищей, отмечая не только правильное и неправильное пение, но и выразительное исполнение
2. Развитие музыкального слуха и голоса:
продолжать учить различать и самостоятельно определять направление мелодии, слышать и точно интонировать повторяющиеся звуки;
упражнять в чистом пропевании постепенного и скачкообразного движения мелодии;
упражнять в четкой дикции;
формировать хорошую артикуляцию
3. Усвоение певческих навыков:
уточнить умение детей вовремя вступать после музыкального вступления, точно пропадая на первый звук; чисто интонировать в заданном диапазоне;
учить самостоятельно реагировать на одинаковые музыкальные фразы с разным окончанием;
совершенствовать умение детей петь с динамическими оттенками, не форсируя звук при усилении звучания;
добиваться выразительного исполнения песен различного характера;
петь с музыкальным сопровождением и без него
4. Певческая установка:  та же



1. Восприятие музыки:
воспитывать эмоциональную отзывчивость на песни,;
развивать восприимчивость к весёлым, жизнерадостным и нежным лирическим песням;
продолжать учить детей самостоятельно оценивать правильное и неправильное пение товарищей, выразительность их исполнение, проявляя при этом и самокритичность к собственному пению
2. Развитие музыкального слуха и голоса:
закреплять умение детей различать долгие и короткие звуки, отмечать длительность движением руки;
продолжать упражнять в умении удерживать интонацию на одном, повторяющемся звуке;
упражнять в чистом пропевании секунды вверх и вниз, в чистом интонировании поступенного движения мелодии вниз, ход мелодии на квинту вверх, малую терцию вверх и вниз, сексту вверх, кварту – вниз и мажорное трезвучие сверху вниз
3. Усвоение певческих навыков:
продолжать учить детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения;
петь выразительно, передавая динамику не только от куплета к куплету, но и по музыкальным фразам; выполнять паузы, точно передавать ритмический рисунок, делать логические (смысловые) ударения в соответствии с текстом произведения;
петь выразительно, легким, подвижным звуком, напевно, широко, с музыкальным сопровождением и без него
Певческая установка:  та же

?Бубенчики?, муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Долинова; ?Качели? муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Долинова


?Лиса по лесу ходила? (р.н.пр.), обр. Т. Попатенко; ?На зеленом лугу? (р.н.п.); ?Кукушка? муз. Е. Тиличевой, сл. М. Долинова






?Часики с кукушкой? А.Савина
?Песенка неунывайка? А.Морозова























?Спите куклы?, муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Долинова; 
?В школу? муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Долинова; 
?Конь?, муз. Е. Тиличеевой, сл. Н. Найденовой;
 ?Горошина?, муз. В. Карасевой, сл. Н. Френкель;
 ?Как под наши ворота? (р.н.п.); ?Вальс?, муз. Е. Тиличеевой

?Топает малыш? Т. Кулинова
?Прадедушка? Е.Ермолова








































?Труба?, муз. Е.Тиличеевой, сл. Н.Найденовой
?Горошина? муз. В.Карасевой, сл. Н.Френкель











?Куда летишь кукушечка?? (р.н.п.)
?Лошадки? муз. Ф.Лещинского, сл. Н.Кучинской

?Гармонист Тимошка? Т.Морозова 
?Мама? К.Костина




?В школу?, муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Долинова; ?Скок-поскок? (р.н.п.), обр. Г. Левкодимова; ?Вальс?, муз. Е. Тиличеевой; ?Лошадки?, муз. Ф. Лещинской, сл. Н. Кучинской; ?Куда летишь кукушечка?? (р.н.п.)



?Песенка о счастье? сл. Н.Камышова, муз. П.Хайруллина
?Гномики? Е.Зарицкой



5.    Материально-техническое обеспечение

1. Музыкальный кабинет.
2. Музыкальный зал.
3. Электронное фортепиано.
4. Музыкальный центр, компьютер.
5. Записи фонограмм в режиме ?+? и ?-?.
6. Шумовые инструменты (бубны, треугольники, шекеры, маракасы).
7. Нотный материал, подборка репертуара.
8. Записи аудио, видео, формат CD, MP3. 
9. Записи выступлений, концертов.

6. Список литературы
О.П Радынова. Музыкальные шедевры. – М.: Гуманист. ВЛАДОС, 2006.
Мерзлякова С.И. Учим детей петь 6 – 7 лет. Песни и упражнения для развития голоса. – М.: ТЦ Сфера, 2015.
Мерзлякова С.И. Учим детей петь 5 – 6 лет. Песни и упражнения для развития голоса. – М.: ТЦ Сфера, 2015.
Мерзлякова С.И. Учим детей петь 4 – 5 лет. Песни и упражнения для развития голоса. – М.: ТЦ Сфера, 2015.
Каплунова И., Новоскольцева И. Хи-хи-хи да ха-ха-ха! Методическое пособие с аудиопреложением для музыкальных руководителей детских садов, учителей музыки, педагогов выпуск 1-2. Спб. Невская нота, 2009.
Мерзлякова С.И. Фольклор – музыка – театр: Программы и конспекты занятий для педагогов дополнительного образования, работающих с дошкольниками. – М: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.
Каплунова И., Новоскольцева И. Я живу в России.  Песни и стихи о Родине, мире и дружбе. Для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.  ?Композитор. Санкт-Петербург?,  2006.
Олифирова Л.А. Подружись с песенкой: Песни упражнения, музыкальная сказка для дошкольников и младших школьников. – М.: Издательский Дом ?Воспитание дошкольника?, 2010.
Железнова Е. Читаем, рисуем, играем, поем. Альбом для обучения пению от 3 – 6 лет. – М.: Издательский дом Катанского. 2012
 Костина Э.П. Диагностика музыкально – сенсорного развития детей 4 – 7 лет (выявление уровня восприятия основных свойств музыкальных звуков). Нижний Новгород, 1991









31