Департамент образования администрации города Нижнего Новгорода
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества Московского района»
(МБУ ДО «ЦДТ Московского района»)
Коминтерна ул., д. 20 А, г. Нижний Новгород, 603014
Тел./ факс (8312) 2 24-27-35, 2 24-02-47 DDT20A@mail.ru
Принята на педагогическом совете УТВЕРЖДАЮ:
протокол № 1 _________М.В. Помелова,
от « » 2024 г. директор МБУ ДО
«ЦДТ Московского района»
«____» _______ 2024г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«СПОРТИВНАЯ СКАКАЛКА»
(РОУП СКИППИНГ)
Физкультурно-спортивной направленности
для детей 6-15 лет
срок реализации 2 года
г. Нижний Новгород
2024 год
ОГЛАВЛЕНИЕ
Аннотация
к
программе………………………………………………..…..…
…….
3
Пояснительная
записка………………………….………….………..………
…….
.4
Календарный
учебный
график
на
2024-2025
учебный
год
….……………
……..8
Учебно-тематический
план…………………………………………………
……..
10
Содержание
учебно-тематического
плана…………………………………
..........12
Рабочая
программа
………………………………………………………………
…14
6.1 учебно-тематический план
6.2 формы текущего контроля и аттестации
6.3 планируемые результаты, способы фиксации и демонстрации результатов освоения программы учащимися
6.4 условия реализации программы
Оценочные
материалы………………………………………………………
…….18
Методические
материалы……………………………………………………
……20
Список
литературы…………………………………………………………
…….
..
21
Приложение
План реализации программы на 2023-2024 учебный год
Календарный
план
учебных
занятий
по
программе,
включая
контроль
и
аттестацию
План
воспитательных
мероприятий
по
программе,
не
предусмотренных
расписанием,
включая
каникулярный
период
АННОТАЦИЯ
К
ПРОГРАММЕ
КОМПЛЕКТОВАНИЕ НА 2024-2025 ГОД
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Спортивная скакалка (роуп скиппинг)» имеет физкультурно-спортивную направленность
Актуальность. Проблема занятости детей и юношества, воспитание здорового и духовно и физически молодого поколения является государственной задачей. И именно массовый спорт, при системной организации может решить многие общегосударственные задачи: занять свободное время подростков, поднять общий уровень физической культуры и как следствие – общее оздоровление нации; снизить количество заболеваний; снизить уровень детской преступности через воспитание морально-волевых качеств подростков. Дополнительная образовательная программа «Спортивная скакалка (роуп скиппинг)» предназначена для обучения детей 6-15 лет в период посещения занятий в учреждении дополнительного образования.
Новизна программы. Спортивная скакалка или роуп скиппинг достаточно молодой вид спорта, но уже приобрел популярность среди спортсменов и любителей. Он включает в себя и спортивную хореографию, и акробатику, и прыганье через скакалку. Основное внимание уделяется оздоровлению детей самыми разнообразными средствами. Занятия по скиппингу проводятся интересно, эмоционально, используются различные средства физической рекреации, в том числе самые новые, современные, вызывающие повышенный интерес, знакомят с новым направлением в спорте. Программа предусматривает различные стороны обучения занимающихся данному виду спорта. Такие как получение общих понятий – знание правил, обучение начальной технической подготовке, т.е. Любительских знаний, а так же желающим посвятить себя более серьезной, профессиональной спортивной деятельности. Что дает возможность наиболее работоспособным и талантливым продолжить спортивную деятельность в более профессиональных коллективах, приобрести теоретические и практические знания, как судьи по данному виду спорта и ему смежным. А желающим получить спортивное образование продолжить обучение в спортивных вузах.
Отличительные особенности от уже существующих программ:
Универсальная программа для всех желающих улучшить свои физические данные и научиться прыгать через скакалку различными способами, а также:
1. Не требуются какие-либо специфические физические качества ребенка
2. Нет отбора в группы, принимаются все желающие
3. Нет ограничений по возрасту, начать заниматься можно в любом возрасте
Учебно-тематический план отражает 4 вида деятельности: познавательная, которая включает в себя содержание познавательной деятельности, в результате которой ребенок осваивает новое (для него) знание; исполнительская, включает разнообразные технологические приемы, тренинги, упражнения и т.п., отражающие уровень исполнительского мастерства обучающегося; творческая деятельность, включающая в себя упражнения на развитие личностных характеристик обучающихся; коммуникативная деятельность, включающая решение ситуативных задач в процессе взаимодействия с другими лицами, входящими в то или иное объединение детей и взрослых.
Изучение данной программы в учреждении дополнительного образования педагогически целесообразно, так как скакалка является прекрасным средством для тренировок разных групп мышц, подходит для занятий как девочкам, так и мальчикам. Скакалка не требует больших затрат на приобретение, она не сложна в освоении, чтобы попрыгать на скакалке не нужно много места. Практическая значимость программы состоит в систематическом применении упражнений со скакалкой, способствующих укреплению здоровья.
Цель программы.
Обучение
владению
скакалкой детей
школьного
возраста
;
Развитие
координации
и
скоростно-силовых
способностей
у
обучаю
щихся.
Задачи программы.
Вовлечение
детей
в
регулярные
занятия
со
скакалкой
разной
интенсивности.
Систематическое
проведение
практических
и
тео
ретических
занятий
по
роуп
скиппингу
.
Организация
мероприятий,
способствующих
повышению
физического и интеллектуального
потенциала
подростков
и
воспитанию
морально-этических
каче
ств
сп
ортсмена
.
Реализация тренировочного процесса во время занятий в секции, включающего ознакомление с правилами вида спорта, начальной подготовкой, основами техники. Ознакомление с основами командного и индивидуального видов спорта, формирование личностных качеств. Решение вопроса массовости за счет привлечения к регулярным занятиям спортом всех желающих, обучающихся в данном районе, а также живущих рядом с местом проведения занятий.
Программа предоставляет возможность детям, за время обучения по программе, связать себя с новым, завораживающим, молодым, но интересным и сложно координационным видом спорта – роуп скиппинг, участвовать в общешкольных, муниципальных и городских соревнованиях.
Сроки реализации программы – 2 года. Объем программы – 216 часов.
Уровень программы – базовый.
Адресат программы – дети 6-15 лет. Принимаются дети, закончившие программу «Гимнастика и акробатика», а также все желающие, имеющие достаточную физическую форму. Набор в группы в производится во возрастам и физической подготовленности. Особые условия участие – отсутствие медицинский противопоказаний для занятий спортом (справка врача)
Режим занятий. Занятия проходят три раза в неделю по 1 академическому часу продолжительностью 45 минут,108 часов в год.
Формы обучения. Очная. Групповая, мелко-групповая
При реализации данной ДООП могут реализовываться дистанционные образовательные технологии, электронное обучение с учетом требований. Основная форма организации учебной деятельности — групповая. Состав группы — постоянный. Обучающиеся занимаются два раза в неделю по 1 академическому часу. Академический час – 30 минут. При реализации дистанционной формы обучения занятия проводятся по специальному расписанию.
При организации образовательного процесса с применением дистанционных образовательных технологий учитываются возрастные особенности обучающихся.
Регулярная дистанционная связь обеспечивается с обучающимися и родителями (законными представителями) для информирования о ходе реализации дополнительной образовательной программы с использованием дистанционных образовательных технологий, электронного обучения, расписанием занятий.
Электронное и дистанционное обучение, осуществляемое с помощью компьютерных телекоммуникаций, может иметь следующие способы передачи информации на занятиях в дополнительном образовании детей (ДОД): Чат-занятия - учебные занятия, осуществляемые с использованием чаттехнологий. Чат-занятия проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату. Веб-занятия – дистанционные уроки, игры, творческие работы, практикумы и другие формы учебных занятий, проводимых с помощью средств телекоммуникаций и других возможностей Интернета. Также существуют формы дистанционного обучения, при котором учебные материалы высылаются обучающимся почтой. Мультимедийное представление учебной информации даёт возможность обучающемуся по своему усмотрению иллюстрировать изучаемый текст, сделав его более удобным для освоения.
Основные формы организации – учебно-тренировочные занятия.
в программе «Роуп скиппинг» предлагаются следующие формы работы:
- теоретические занятия;
- групповые практические занятия;
-тренировочные соревнования, спортивные соревнования, выступления на общешкольных спортивных мероприятиях, показательные выступления на отчётных и праздничных концертах центра образования, проведение контрольных зачетов.
Содержание программы
Требования к занятиям
роуп
скиппингом
Изучение базовых элементов
роуп
скиппинга
Специальная физическая подготовка по
роуп
скиппингу
Хореографическая подготовка спортсмена
Разучивание техники элементов смежных стилей спорта
Подготовка и участие в соревнованиях
.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
В
результате
учебно-тренировочной
деятельности
в
период
обучения
необходимо
привлечь
максимально
возможное
количество
детей
и
подростков
к
систематическим
занятиям.
В
результате
регулярной
тренировочной
работы
дети
должны
сформировать
стойкий
интерес
к
занятиям.
Для
успешно
го
овладения
навыками
вида
спорта
,
воспи
тать
следующие
способности:
координацию,
выносливость,
скорость
,
уверенность
в
своих
умениях.
Овладет
ь
базой
работы
со
скакалкой
.
Привить
навыки
соревновательной
деятельности
в
соотве
тствии
с
правилами
вида
спорта
.
Совершенствовать
и
углублять
знания
техники
выполнения
сложных
элементов.
Привлекать
обучающихся
к
желанию
передавать
свой
наработанный
опыт
более
младшему
поколению.
КА
ЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК НА 2023-2024
УЧЕБНЫЙ ГОД
1. Продолжительность 2024-2025 учебного года
Продолжительность учебного года: 52 недели, включая:
36 недель (с 01.09.2024г. по 31.05.2025г.) согласно календарному плану учебных занятий по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе;
16 недель - с 01.06.2025г. по 31.08.2025г., согласно плану воспитательных мероприятий по реализации программы, не предусмотренных расписанием, включая каникулярные периоды (за исключением периода государственного отпуска педагога)
2. Сроки проведения каникул:
осенние с 28.10.2024 по 04.11.2024 - 8 дней
зимние с 30.12.2024 по 12.01.2025 – 14 дней
весенние с 24.03.2025 по 31.03.2025 – 8 дней
летние каникулы с 01.06.2025 по 31.09.2025-91 дня
3. Организационный период комплектования
с 01.09. по 15.09.2024 г. для групп 1 года обучения при наличии вакансий
4. Режим обучения учащихся в соответствии с комплектованием
5. Выходные дни в связи с общегосударственными праздниками (нерабочими праздничными днями в Российской Федерации) являются:
1,2,3,4,5,6 и 8 января – новогодние каникулы;
7 января – Рождество Христово;
23 февраля – День защитника Отечества;
8 марта – Международный женский день;
1 мая – Праздник Весны и Труда;
9 мая – День Победы;
12 июня – День России;
4 ноября – День народного единства.
6. корректировка календарного графика
Корректировка календарного учебного графика производится в календарном плане для каждой группы.
Основаниями для корректировки являются:
-учет праздничных дней
-больничный лист/учебный или административный отпуск педагога
-перенос учебных периодов, сроков аттестации в связи с возникающими образовательными ситуациями
-приказ по учреждению об изменениии в календарном графике
4 .УЧЕБНЫЙ ПЛАН
СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНОГО
ПЛАНА
6. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
6.1 .УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2 год обучения гр.1.1, 1.2, 1.3
6.2 Формы текущего контроля и аттестации
Программа предполагает комплексный контроль, проводимый регулярно и основывающийся на объективных и количественных показателях.
Форма контроля - контрольные испытания подготовленности учащихся, с определение соответствующего уровня (балла) при выполнении обязательной программы, при сдаче аттестационных зачетов на промежуточных этапах обучения.
Форма аттестации – сдача нормативов по общей, специальной физической подготовке и по тактико-технической подготовке.
Предусмотрены следующие виды контроля :
6.3. Планируемые результаты и способы фиксации и демонстрации результатов освоения программы учащимися.
6.4 условия реализации программы
7. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Протокол о проведении промежуточной/итоговой аттестации учащихся в 2024 – 2025 учебном году
Объединение_______________ группа ____
Руководитель объединения______________
Дата проведения___________________ форма аттестации промежуточная
Результаты итоговой аттестации
По результатам промежуточной/ итоговой аттестациизакончили_________этап ______год (а) обучения по дополнительной образовательной программе______________ ____учащихся.
рекомендовано к переводу на следующую ступень обучения/к выпуску ___учащихся
рекомендовано продолжить обучение по индивидуальному маршруту_______-_______
___________________________________________________________________________
Председатель:____________ , руководитель СП
Члены аттестационной комиссии:_____._________________
ТАБЛИЦА АНАЛИЗА ПРОХОЖДЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Гимнастика с элементами акробатики
ТАБЛИЦА АНАЛИЗА ДВИЖЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
И СОХРАННОСТИ КОНТИНГЕНТА
ТАБЛИЦА УЧЁТА ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
8. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
1.Организации образовательного процесса :
Очно, очно-заочно, дистанционно.
2.Методы обучения:
-Словесные (рассказ, объяснение, распоряжения ,задания, указание, беседа, разбор)
-Наглядные( показ упражнений или их элементов тренером, демонстрация кино- и видеоматериалов,фотографий.
- Практические (основаны на активной двигательной деятельности детей. Упражнения предполагают многократное повторение движений для овладения техникой базовых элементов. Разучивание техники может производиться в целом и по частям. При изучении выполнения техники базовых элементов акробатики используются подводящие упражнения: имитация отдельных фаз, положения тела.)
-Соревновательные (участие в соревнованиях различного уровня)
3.Формы организации образовательного процесса:
-мелко-групповая-групповая ,
-групповая.
4.Формы организации учебного занятия:
-лекция,
-практическое занятие(тренировка)
-открытое занятие.
5. Формы проведения контроля и способы организации аттестации :
Важнейшей функцией подготовки тренирующихся, является контроль в процессе учебно-тренировочной работы, включающий текущую оценку усвоения изучаемого материала, выполнение контрольных нормативов по общей и специальной физической подготовке для разных возрастных групп, технической подготовки выполнения базовых элементов акробатики, оценка результатов выступления в соревнованиях.
6.Педагогические технологии :
-технология индивидуализации обучения,
- технология группового обучения,
-технология коллективноговзаимообучения.
7. Алгоритм учебного занятия:
подготовительная часть,основная часть,заключительная часть.
8.Дидактические материалы:
-теоретические документы (правила соревнований).
-видео и фотоматериалы.
9. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Литература для педагога
Буренина А.И. «Ритмическая мозаика», Санкт-Петербург, Ленинградский областной институт развития образования, 2000
– 12
с
Властовский
В.Г. Акселерация роста и развития детей / В.Г.
Властовский
. - М.: МГУ, 2006.
– 204 с.
Гальперин С.И. Анатомия и физиология человека (возрастные особенности с основами школьной гигиены) / С.И. Гальперин. - 2-е изд.: Высшая школа, 1974.
Джазовые танцы / [Авт.-сост.
Диниц
Елена Владимировна]. - М.
;
Донецк : АСТ
Сталкер
, 2002. - 62, [1] с.
:
ил.
Иванова О.А.,
Шарабарова
И.Н. «Занимайтесь ритмической гимнастикой», М., «Советский спорт», 1988
– 87с.
Кавеева
А.И. Гимнастика в хореографии. Занятия на полу: Уч. пособие для студентов вузов культуры и искусств // Казань, 2001
– 122с.
Казакевич Н.В., Сайкина Е.Г.,
Фирилева
Ж.Е. Ритмическая гимнастика: Методическое пособие. - СПб.: Изд-во «Познание», 2001
– 98
с
Касицына
М.А., Бородина И.Г. «Коррекционная ритмика», М., «Гном и Д», 2005
Колодницкий
Г.А., Кузнецов В.С. «
Ритмические упражнения
, хореография и игры», М., «Дрофа», 2003
– 201с
Левин М.В. Гимнастика в хореографической школе / М.В. Левин. - М.: Терра-спорт, 2001
-
50
с
Лисицкая Т.С., Ритм + пластика,
/ Татьяна Лисицкая;
Худож
. А. Литвиненко; Фот. Р. Максимов. - М. : Физкультура и спорт, 1987. - 158,[1] с. : ил.;
Лисицкая,
Т.
С. Хореография в гимнастике
:
учеб, пособие для вузов / Т. С. Лисицкая. — 2-е изд.,
испр
. и доп., 2018. — 223 с.
Лукьянова Е.А. Дыхание в хореографии / Е.А. Лукьянова. - М.: Искусство, 2009. – 114 с.
Морель
Ф.Р. Хореография в спорте / Ф.Р.
Морель
. - М.:
ФиС
, 2001. – 111 с.
Полятков
С.С., Основы современного танца,/ С.С. Поляков,
Ростов
-
на
-
Дону
, Издательство: Феникс,
2005
г., 80 стр.
Попова Е.Г. «Общеразвивающие упражнения в гимнастике», М., «Терра-Спорт», 2000
Попова Е.Я. Основы обучения дыханию в хореографии / Е.Я. Попова. - М.: Искусство, 2008.
Потапчук
А.А.,
Дидур
М.Д. «Осанка и физическое развитие детей», Санкт-Петербург, «Речь», 2001
Тер-Ованесян A.A. Педагогические основы физического воспитания / А.А. Тер-Ованесян. - М.:
Физк
. и спорт, 2008.
Третьякова М.В., Методическая разработка: Упражнения в партере по коррекции фигуры, устранения физических недостатков и подготовке мышц к физическим нагрузкам, Бор, НОКК, ПЦК хореографических дисциплин, протокол №6, 2001 – 51 с.
Фирилева
Ж.Е., Сайкина Е.Г. «СА-ФИ-ДАНСЕ», Санкт-Петербург, «Детство-пресс», 2003
Фомичева, Е.И. Сберечь здоровье – задача урока / Е.И. Фомичева // Физическая культура в школе.- 2010.- № 1. - С. 17-19.
Хавилер
Д.С., Тело танцора. Медицинский взгляд на танцы и тренировки,/
Д.С.Хавилер
СПб
.,
Новое слово 2007 – 116 с.
Цыпина И. Программно-методические материалы (коррекционно-развивающее обучение) /И. Ципина. - М.: Дрофа, 2001. – 80 с.
Шапошникова,
Т. Е.
Возрастная и педагогическая психология: учебник и практикум для академического
бакалавриата
/ Т. Е. Шапошникова, В. А. Шапошников, В. А.
Корчуганов
. — 2-е изд.,
испр
. и доп., 2018. — (Серия
:
Университеты России).
Шкурко Т.А., Танцевально-экспрессивный тренинг, СПб
.,
2005
[Электронный ресурс] / Т. А. Шкурко. — Электронные данные (1 файл
:
124 Мб). — Санкт-Петербург: Речь, 2005 — 187 с.: ил
.;
Щипилина
И.А. Хореография в спорте / И.А.
Щипилина
// Образовательные технологии в массовом и олимпийском спорте - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 224с
Эллис
Броунинг
Миллер, Кэрол
Блэкмэн
«Упражнения на растяжку», М., «ФАИР - ПРЕСС»,2001
Литература для учащихся
Буренина А.И. «Ритмическая мозаика», Санкт-Петербург, Ленинградский областной институт развития образования, 2000
Иванова О.А.,
Шарабарова
И.Н. «Занимайтесь ритмической гимнастикой», М., «Советский спорт», 1988
Казакевич Н.В., Сайкина Е.Г.,
Фирилева
Ж.Е. Ритмическая гимнастика: Методическое пособие. - СПб
.:
Изд-во «Познание», 2001
Касицына
М.А., Бородина И.Г. «Коррекционная ритмика», М., «Гном и Д», 2005
Колодницкий
Г.А., Кузнецов В.С. «
Ритмические упражнения
, хореография и игры», М., «Дрофа», 2003
Попова Е.Г. «Общеразвивающие упражнения в гимнастике», М., «Терра-Спорт», 2000
Потапчук
А.А.,
Дидур
М.Д. «Осанка и физическое развитие детей», Санкт-Петербург, «Речь», 2001
Фирилева
Ж.Е., Сайкина Е.Г. «СА-ФИ-ДАНСЕ», Санкт-Петербург, «Детство-пресс», 2003
Эллис
Броунинг
Миллер, Кэрол
Блэкмэн
«Упражнения на растяжку», М., «ФАИР - ПРЕСС»,2001
Интернет-ресурсы
https://vk.com/russiasport_nn
http://russiasport.su/
Видео Кубка Федерации Роуп скиппинга России