Учитель музыки МБОУ «Литвиненковская СШ» Белогорского района Республики Крым

Дрaматизация – вид музыкально-прakтической деятельности

Этот вид эффективно использовать в начальном и среднем звене школы. Нужно помнить - драматизация не может использоваться на всех уроках музыки.

Используется два вида музыкально0 практической деятельности -- игровая; учебная.

Основными приёмами драматизации и возможностью их использования в видах музыкальной деятельности могут быть :

Вокально-фольклорная игра - направлена на развитие вокальных данных у детей, вовлекает их в хоровую деятельность. Смысл игры - этo пение соло в круговой очерёдности. Часто используются жанровые и незатейливые песни, имеющие ролевые диалоги.

Использование драматизации в инструментальной деятельности, объединяет метод ритмической полифонии и театрализацию с участием детского шумового оркестра.

Музыкальнo-пластическое интонирование посредством метода драматизации предполагает воспроизведение в пластических движениях характера и настроения музыкального произведения.

Важным является и подбор материала для музыкальной драматизации. Он должен соответствовать вoзрасту, интересам и уровню развития детей.

Литературно-хоровое повествование - это хоровая программа с драматическим действием, где основа сюжета - приключения сказочных героев.

Это может быть фортепианная пьеса, народные драматические игры - «Медвежья потеха»;

хороводные песни - «Уж я сеяла, сеяла ленок»; детские драматические игры - «Кувшинчики», «Волк и овцы»; несложные драмы, связанные с деятельностью человека - собирание цветов, посадка, прыжки через лужу.

Постепенно можно переходить к инсценировкам сказок, песен, стихотворений. Задача учителя - выбор произведения, которое наполнено действиями и удовлетворяющие детей своим содержанием.

Идея метода драматизации -это перевоплощение ребёнка, создание в его душе драматического переживания. Поэтому, главным становится сам процесс работы, а не результат. Разбор содержания, персонажей, их чувств, переживаний - тут главное чтоб педагог не навязывал своего понимания и видения произведения, а производил лишь руководство над работой детей. Ребёнок проявляет своё творчество в импровизации, постановке и создании собственных пьес самими детьми.

Правильное использование метода музыкальной драматизации подразумевает участие всех детей, а не только талантливых или избранных учеников.

В момент разработки сценария урока, в котором будут пересекаться различные виды искусства, такие как музыка, театр, литература, важно понимать, что между драматическим произведением и уроком музыки есть, как и сходство, так и различие.

Идея в драматическом произведении раскрывается посредством сюжета, содержания, композиции. Благодаря сюжету создаются конфликтные ситуации. Однако так же можно и сказать о сюжете урока. Урок нужно строить, используя метод художественно-педагогической драматургии.

Для создания урока, как единого художественно-педагогического произведения, необходимо построить композицию, или другими словами сценарий урока. Под словом композиция следует понимать действия учеников при возникновении замысла, реализация его на последующих этапах урока. Использование драматизации на уроках музыки создаёт условия для раскрытия разносторонних способностей учеников.