Методическая разработка занятия по народно-сценическому танцу «Дроби в русском танце»

Методический материал представлен для преподавателей хореографов по народно-сценическому танцу в создании и использовании специальных методик, которые позволяют подойти к вопросу развития творческих способностей учащихся в танцевальных коллективах.

По мнению специалистов в области хореографического искусства, сценической хореографии будет проходить более успешно, если:

- при проведении занятия, соблюдаются все структурные элементы, в соответствии с конкретным видом урока, прослеживается логика подачи материала и умение организовать работу всех учащихся; - разнообразные методы и приёмы, как инструментарий развития творческой активности своих учащихся;
- учащиеся среднего возраста приобретают опыт самостоятельной разнообразной хореографической деятельности через использование эвристического метода в учебном процессе;
- деятельность преподавателя основывается на уважении и эмпатическом понимании учащихся, стремлении следовать природе ребенка, обеспечивая их свободное развитие, поощряя желание быть самостоятельными, ответственными людьми;
- на уроке народно-сценического танца созданы условия для обогащения информационной и познавательно-развивающей среды учащихся с максимальным использованием технических средств обучения; - выстраивание педагогического процесса, как возможности взаимодействия индивидуального — уникального преподавателя и индивидуального — уникального ученика.

Тема: Дробные выстукивания и дроби в русском характере.
Тип: совершенствование знаний, умений и навыков.
Вид урока: коллективная практическая работа.

Цель:
1. Развитие танцевально-музыкальных, исполнительских и художественно-эстетических способностей учащихся.
2. Совершенствование навыков по усвоению дробных комбинаций в характере русского танца.

Задачи:
Обучающие:
— повторить и закрепить ранее усвоенные дробные комбинации в русском характере, в экзерсисе у станка и танцевальных композициях на середине зала;
применять знания на практике, в ранее изученном материале;
— совершенствовать исполнение русского танца «Девичья плясовая» передавая характерные особенности в хореографической постановке.

Развивающие:
— развивать хореографическую память, музыкальность, ритмичность, артистизм и эмоциональную отзывчивость;
— формировать выразительную и точную передачу национального характера, манеру и стиль исполнения танцевальных движений;
— развивать физические данные: выворотность, гибкость, координацию движений, устойчивость, выносливость.

Воспитывающие:
— воспитывать устойчивый интерес к предмету народно-сценический танец;
— повышать исполнительский уровень, умение работать в ансамбле.

Методы обучения:
Словесный, наглядный, практический, эвристический (создание проблемной
ситуации), репродуктивный.

Средства обучения: баян- аккампониатор музыкальный центр, платочки.

Ход занятия:

Педагог: Добрый день, ребята. На сегодняшнем занятии мы с вами поговорим о русском танце и его движениях в плясках через «дроби».

Дроби - один из самых распространенных элементов русского народного танца.

Дроби любимы народом, их исполняют с большим удовольствием парни и девушки, мужчины и женщины. В них выражается удаль и нежность, они показывают мастерство, ловкость и доносят тонкую музыкальность исполнителя, его характер.

В русском танце имеется весьма распространенный вид движений, выполняемых сильными, четкими, короткими и частыми ударами ног об пол. Танцующий как бы выстукивает ногами ритм танца. Такие движения русской пляски называются «дроби». Дроби весьма разнообразны по ритму и технике исполнения. В некоторых случаях дробь исполняется ударами поочередно одной и сразу же другой ногой в разных ритмических сочетаниях.

Дроби в танце выполняются: на месте, с продвижением вперед, с поворотом, сочетаются с подскоками, хлопушками и т. д. К дробным движениям относятся также притопы, т. е. отдельные удары всей ступней об пол. Притопы в русских плясках очень распространены и применяются в различные моменты танца. Исполнитель, начиная танец, может сделать несколько раз притоп одной ногой, на счет «раз» каждого такта, а потом пуститься в пляс. Притоп одной ногой может заканчивать движение. Притопы выполняются весело, задорно, лихо.

Дробный ход

Небольшие шаги на всю ступню с коротким ударом об пол перед следующим шагом.

И. п. ног: 6-я позиция. Музыкальный размер: 2/4.

«раз»-  Небольшой шаг правой ногой вперед, с ударом на всю ступню, колено присогнуто и направлено вперед.

«и»-  Короткий, отрывистый удар всей ступней левой ноги об пол около правой ноги по 6-й позиции, колено присогнуто и направлено вперед.

«два»- Небольшой шаг вперед левой ногой, как на счет «раз». Короткий, отрывистый удар всей ступней правой ноги об пол около левой ноги, как на счет «раз-и».

Движение продолжается шагом правой ногой вперед. Короткий удар перед шагом на счет «и» можно выполнять не всей ступней, а каблучком. Дробным ходом можно двигаться по кругу, вперед, из стороны в сторону и т. д. Темп, медленный, средний или быстрый. Выполняется дробь четко, легко, ритмично.

Переменный дробный ход

Этот ход выполняется дробными шагами и притопами. Ритмическая схема хода:

И. п.- ног: 6-я позиция. Музыкальный размер: 2/4. Движение занимает два такта.

1-й такт

«раз»- Небольшой шаг правой ногой вперед с ударом на всю ступню.

«и»- Короткий удар всей ступней левой ноги об пол около правой ноги по 6-й позиции.

«два»- Небольшой шаг левой ногой вперед с ударом на всю ступню.

«и»- Короткий удар всей ступней правой ноги об пол около левой по 6-й позиции.

2-й такт

«раз»- Небольшой шаг правой ногой вперед на всю ступню. Левая нога отделяется от пола.

«и»- Пауза.

«два»- Левая нога с ударом опускается на всю ступню около правой ноги по 6-й позиции; тяжесть тела остается на правой ноге.

«и»- Пауза.

Движение продолжается с левой ноги. Выполняется ход сильно, жизнерадостно, с продвижением по кругу, по прямой, вперед или назад. В этом дробном ходе удар перед шагом на счет «и» может выполняться не всей ступней, а каблуком.

Мелкий дробный ход на всей ступне

Исполнитель делает три быстрых и коротких переступания одной и другой ногой.

И. п. ног: 6-я позиция. Музыкальный размер: 2/4. Ритмическая схема хода:

«и»- Правая нога с ударом опускается на всю ступню около левой ноги по 6-й позиции, колено свободно. На вторую шестнадцатую левая нога с ударом опускается на всю ступню около правой ноги по 6-й позиции, колено свободно.

«раз»- Правая нога с ударом опускается на всю ступню около левой ноги по 6-й позиции, сгибаясь в колене. Левая нога резко отделяется от пола, согнутая в колене, колено направлено вперед, подъем свободен.

«и»-  Повторение движения на «затакт» с другой ноги.

«два»- Повторение движения на счет «раз».

«и»- Повторение движения на «затакт».

Выполняется дробь четко, легко, в быстром темпе. Удары короткие, отрывистые. Движение может выполняться на месте или с продвижением вперед, в виде хода. Исполнитель может усложнять эту дробь, добавляя к шести ударам с одной и другой ноги еще семь переступаний на каждую шестнадцатую, с остановкой на счет «два» 2-го такта. Ритмический рисунок этих двух тактов следующий:

Дробный боковой ход

Выполняется как «припадание», но с двойными ударами.

И. п. ног: 3-я позиция, правая нога впереди. Музыкальный размер: 2/4.

«раз»- Исполнитель делает слегка выворотный боковой шаг правой ногой вправо с ударом на всю ступню, колено присогнуто. Левая нога в выворотном положении отделяется сзади от пола, сгибаясь в колене, подъем свободен.

«и»- Левая нога ударяет подушечкой стопы позади пятки правой ноги, колено присогнуто.

«два»- Левая нога опускается позади правой ноги на всю ступню, чуть заметно сгибаясь в колене. Правая нога спереди отделяется от пола, присогнутая в колене, с не вытянутым подъемом.

«и»- Удар каблуком правой ноги спереди по 3-й позиции, около середины стопы левой ноги.

Ход выполняется все время с одной ноги: с правой ноги - вправо или с левой ноги - влево. Удар спереди на счет «два-и» может выполняться не каблуком, а всей ступней.

Мелкий дробный ход с каблука

Исполнитель делает сначала короткий удар об пол - каблуком, слегка проскальзывая им вперед, затем перескакивает на всю ступню той же ноги.

И. п. ног: 6-я позиция. Музыкальный размер: 2/4.

«и»- Удар каблуком правой ноги об пол около середины стопы левой ноги; колено присогнуто и направлено вперед, носок поднят вверх.

«раз»- Чуть заметный перескок на всю ступню правой ноги, колено слегка при согнуто и направлено вперед. Левая нога чуть отделяется от пола с не вытянутым подъемом.

«и»- Удар каблуком левой ноги об пол, как на «затакт»

«два»- Перескок на всю ступню левой ноги, как на счет «раз»

«и»- Повторение движения на «и».

Ход выполняется в быстром темпе.

Дробный ход с ударами каблуком и подушечкой стопы

Исполнитель делает два коротких удара каблуком и подушечкой правой ноги, затем с ударом переступает левой и правой ногой.

И. п. ног: 6-я позиция. Музыкальный размер:2/4.

«раз»- Удар каблуком правой ноги об пол, колено присогнуто и направлено вперед, носок поднят вверх.

«и»- Удар подушечкой стопы правой ноги об пол около носка левой ноги, колено присогнуто и направлено вперед. Тяжесть тела переносится на правую ногу.

«два»- Чуть заметный шаг вперед левой ногой, с ударом на всю ступню, колено свободно.

«и»- Правая нога с ударом опускается около левой ноги на всю ступню по 6-й позиции, колено свободно. Движение, может продолжается с другой ноги.

Ход с подсоком и ударами каблуком и всей ступней об пол

Исполнитель с подскоком проскальзывает вперед на всей ступне одной ноги, ударяет об пол каблуком другой ноги и с ударом опускает эту ногу на всю ступню.

И. п. ног: 6-я позиция. Музыкальный размер: 2/4.

«и»- Подскок на всей ступне левой ноги, проскальзывая вперед. Правая нога, сгибаясь в колене, отделяется от пола, колено направлено вперед, подъем не вытянут. На вторую шестнадцатую следует отрывистый удар каблуком правой ноги об пол около левой ноги. «раз»- Правая нога с ударом опускается на всю ступню, чуть продвигаясь вперед. Левая нога, сгибаясь в колене, отделяется от пола, колено направлено вперед, подъем не вытянут.

«и»- Повторение движения на «затакт» с другой ноги,

«два»- Повторение движения на счет «раз» с другой ноги.

Движение выполняется живо, четко, в быстром темпе.

Дробь в сочетании с подскоком на опорной ноге

 И. п. ног: 6-я позиция. Музыкальный размер: 2/4.

«раз»- Удар каблуком правой ноги об пол около середины стопы левой ноги. Тяжесть тела на левой ноге.

«и»- Маленький подскок на всей ступне левой ноги. Правая нога отделяется от пола, согнутая в колене, которое направлено вперед, подъем не вытянут. На вторую шестнадцатую правая нога ударяет всей ступней об пол около левой ноги по 6-й позиции, и тут же отделяется от пола.

«два»-  Правая нога с ударом опускается на всю ступню, чуть продвигаясь вперед,

«и»-  Небольшой шаг левой ногой вперед с ударом на всю ступню.

Движение продолжается или с той же ноги, или с другой ноги.

 Дробь «в три ножки» (трилистник)

Исполнитель с ударом опускается на каблук, с каблука на всю ступню одной ноги; затем на всю ступню другой ноги.

И. п. ног: 6-я позиция. Музыкальный размер: 2/4.

«и»- Правая нога с ударом опускается на каблук около левой ноги, колено слегка присогнуто, носок поднят вверх. На вторую шестнадцатую правая нога опускается с каблука на всю ступню, ударяя подушечкой стопы об пол.

«раз»- Левая нога с ударом подставляется на всю ступню к правой ноге по 6-й позиции. Колени присогнуты, носки направлены вперед,

«и»-  Повторяется движение на «затакт»

«два»- Повторяется движение на счет «раз».

Движение исполняется в быстром темпе, четко, живо, на месте, с продвижением вперед или с поворотом. Выполняется дробь все время с одной ноги: или с правой, или с левой.

 Дробь «трилистник» с  двумя притопами

И. п. ног: 6-я позиция. Музыкальный размер: 2/4.

«и»- Правая нога с ударом опускается на каблук около левой ноги, колено слегка присогнуто и направлено вперед. На вторую шестнадцатую правая нога с ударом опускается с каблука на всю ступню.

«раз»- Чуть заметный шаг вперед левой ногой с ударом на всю ступню, колено свободно.

«и»- Притоп правой ногой с ударом на всю ступню около левой ноги по 6-й позиции,

«два»- Притоп левой ногой с ударом на всю ступню по 6-й позиции,

«и»-  Повторение движения на «затакт» с той же ноги.

Выполняется движение все время с одной ноги: с правой или с левой.

«Простой ключ»

И. п. ног: 6-я позиция. Музыкальный размер: 2/4.

Движение занимает два такта.

1-й такт

«раз»- Притоп правой ногой или чуть заметный подскок на всей ступне обеих ног по 6-й позиции. Колени согнуты и направлены вперед.

«и»- Исполнитель делает маленький подскок и опускается на всю ступню левой ноги, колено согнуто. Правая нога слегка отделяется от пола, согнутая в колене, которое направлено вперед, с невытянутым подъемом.

«два»- Правая нога с ударом опускается на всю ступню по 6-й позиции.

«и»- Левая нога отделяется от пола, согнутая в колене, с невытянутым подъемом.

Левая нога с ударом опускается на пол на всю ступню около правой ноги по 6-й позиции.

2-й такт

«раз»- Маленький подскок на всей ступне правой ноги, чуть проскальзывая вперед, колено присогнуто. Левая нога отделяется от пола, присогнутая в колене, которое направлено вперед.

«и»- Левая нога с ударом опускается на всю ступню по 6-й позиции. Правая нога слегка отделяется от пола, согнутая в колене, которое направлено вперед, подъем не вытянут.

«два»- Правая нога с ударом опускается на всю ступню около левой ноги по 6-й позиции. Колени свободны.

«и»- Пауза.

«Двойной ключ»

Отличается от простого тем, что на счет «раз-и» 1-го такта исполнитель после подскока на всей ступне левой ноги на вторую шестнадцатую коротко ударяет всей ступней правой ноги об пол, тут же отделяя ее от пола.

Ритмический рисунок “двойного ключа”

Заключительная часть занятия:

Поклон в русском характере.

Подведение итогов:

Обучающимся рекомендовано больше внимания уделять работе над ансамблем, над синхронным исполнением дробей. Стараться овладевать виртуозной техникой русского народно- сценического танца, не останавливаясь на достигнутом.