Токаржевская Тамила Доминиковна,

Шаповал Наталия Петровна,

МБОУ «ШКОЛА №14 ГОРОДА ДОНЕЦКА», ДНР

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В СИСТЕМЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье рассматриваются направления духовно-нравственного воспитания в начальной школе.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, начальная школа, урочная и внеурочная деятельность.

Мальчишка не научится любить природу,

пока не пожалеет замерзшего в снегу воробья;

девчонка не оценит красоты окружающего мира,

пока не увидит какой-нибудь тихий закат на реке,

вдруг ударивший по сердцу с неожиданной силой…

А с таких вот крошеных открытий и начинается

духовный рост человека. К сожалению мы редко

задумываемся об этом.

Э.Шим

Ключевой задачей нынешней общегосударственной политической деятельности, является обеспечение духовно-нравственного воспитания и развития личности. Правопорядок, законопослушность, доверие, развитие социальной сферы и экономики, качество труда и общественных отношений – все это непосредственно зависит от принятия гражданином общенациональных и общечеловеческих ценностей и следование им в личной и общественной жизни.

В настоящее время в обществе идет модернизация образования, которая сопровождается переосмыслением, переоценкой и утверждением новых ценностей. Большие преобразования произошли и в общем образовании, где системно-деятельностный подход является определяющим и высоко значение ценностно-ориентированого нравственного воспитания личности гражданина..

Юрий Константинович Бабанский отмечает, что «задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство». [5, с.79]

Цель статьи – познакомить с направлениями духовно-нравственного воспитания.

Духовно – нравственное воспитание подрастающего поколения было и есть одной из главных педагогических проблем. Во все времена люди высоко ценили нравственную воспитанность. Многогранность духовно-нравственного воспитания, неоднозначное понимание его сущности, содержания обусловливает многообразие путей, средств и методов его осуществления. В основе понимания сущности духовно-нравственного воспитания лежат две основополагающие категории – «духовность» и «нравственность».

Очень частой проблемой, которую выделяют для себя учителя является недостаток доброты у школьников. К сожалению, позабылась и главная миссия человека в этом мире – быть человеком. Неслучайно все отчетливее проявляет себя тенденция повышения внимания к издержкам воспитания и необходимости его существенной корректировки в сторону развития высших человеческих качеств. Поэтому главным предназначением учителя является воспитание: питать, готовить пищу для ума, сердца, души ребенка.

Невольно вспоминаются слова Василия Александровича Сухомлинского: «В детские годы закладывается человеческий корень». Духовная индивидуальность взрослого человека находится в зависимости от того, что было положено в его основу от рождения, как он развивался в детские годы, что было заложено в его душу от рождения. Вовремя ли мы способствуем развитию человеческих качеств ребенка, своевременно ли закладываем в ребенке человеческий корень? Обучая детей знаниям, не забываем ли мы о том, что труд ума без труда души недостаточен для формирования личности. Ведь человеческий корень - это стремление уже в раннем возрасте дарить богатство своего сердца людям.

Нынешние дети уделяют мало внимания чтению классической литературы. Это им заменяет телевизор и компьютер. Всё это делает достояния всемирной культуры ненужным, появляется риск, что опыт по духовно-нравственному воспитанию не будет передан из поколения в поколение.

В сегодняшней системе школьного обучения бесконечно ведется поиск максимально эффективных методов и форм нравственного воспитания.

Самым действенным, на наш взгляд, является путь формирования эмоциональной культуры через произведения, художественной литературы – неоспоримое сильнодействующее средство воспитания эмоций и чувств ребенка. Слово имеет очень большую силу влияния на человека. Оно всемогуще. Если же это слово произнесено мастером, то воспитательная роль его неоценима.

Любить, радоваться, возмущаться, сопереживать, заставляют юных читателей и слушателей персонажи (герои) книг. Притрагиваясь к сокровищам художественной литературы, ребенок ощущает разнообразные чувства.

Наша задача, как учителя – помочь детям не только лишь пережить различные чувства с персонажами произведений, но и подумать над тем, какие чувства испытывают эти персонажи, почему именно эти чувства, каким образом они отвечают на различные жизненные ситуации, как бы себя повели сами дети, если бы находились вместо персонажей.

Исходя из тезиса, что культура чувств и эмоций – это культура души, учителям нужно влиять на душу ребенка, через произведение художественной литературы, культивируя их эмоции и чувства.

Местом различных коллективных действий и переживаний является урок, где дети учатся действовать самостоятельно, сравнивать свои успехи с успехами друзей, сопоставлять свои знания со знаниями других, свою точку зрения, помогать и принимать помощь.

В процессе развития и обучения, происходит нравственное воспитание школьников. Так на уроках литературного чтения, когда дети знакомятся с различными сказками, рассказами, они учатся отличать добро от зла. Учащиеся объясняют, «добрый» - это тот, кто помогает всем бескорыстно, заботиться об окружающих. При изучении пословиц и поговорок, учащиеся объясняют значение пословиц, путем подбора интересных примеров из литературы и жизни.

Знакомясь с языком, дети входят в мир народной мысли, народной жизни. Приступая к изучению рассказов, стихотворений, басен дети знакомятся с народным творчеством, воспитывается тем самым частичка духовности и нравственности.

На уроках гражданственности и духовности Донбасса, окружающего мира, учащиеся изучают историю и природу родного края, его настоящее, прошедшее и будущее. Что воспитывает у них гордость за свою малую родину и за страну в целом. Чувство гордости за страну, ее богатства, историю, достижения, прослеживается на каждых уроках этих дисциплин. Воспитание любви и уважения к родному краю является важнейшей составляющей духовно – нравственного воспитания.

Огромные возможности для реализации духовно-нравственного развития и воспитания дает внеурочная деятельность. Это творческая среда, которая дает дополнительные возможности для формирования патриотических чувств. Воспитание духовности и нравственности прослеживается периодически во всей внеурочной деятельности. Взаимодействие педагога с детьми строится на принципах сотрудничества. Для достижения максимальной пользы занятий, нужно отметить следующие правила коллективной работы: слушать и слышать своего товарища; не критиковать, а раздумывать над предложенными ситуациями; высказывать свое мнение, свою точку зрения на обговариваемые ситуации; ставить вопросы перед собой и своими товарищами.

В своей работе, решая задачи духовно – нравственного воспитания, мы используем таки блоки внеурочной деятельности:

1. «Верность Родине»;

2. «Семейные ценности»;

3. «Узы дружбы»;

4. «Секреты трудолюбия»;

5. «Планета Земля – наш дом»;

6. «Уроки вежливости»

Блок «Верность Родине» ориентирован на обсуждение проблем патриотического воспитания в начальной школе, на создание и формирование личности гражданина и защитника Отечества. Бернард Шоу сказал: «Патриотизм – это когда вы считаете, что эта страна лучше всех остальных оттого, что вы здесь родились». С этим можно согласиться, или не согласиться, но ясно одно, что патриотизм – это любовь к Родине, какой бы она не была. Как мы любим мать за то, что она есть, мы любим Родину за то, что она у нас есть. Это и есть патриотизм. Без любви к Отечеству и уважению к его истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота, сформировать у ребенка чувство собственного достоинства, привить ему положительные качества. Таким образом, воспитание патриотизма – эта важнейшая задача нашего времени.

Для реализации этой задачи, мы проводим в школе такие мероприятия: ежегодный конкурс военно – патриотической песни ко Дню Победы, «А ну-ка мальчики» ко Дню Защитника Отечества, встречи с ветеранами, воинами – интернационалистами, защитниками ДНР; конкурс чтецов «Люблю Отчизну»; праздничный концерт для ветеранов и учащихся школы посвященный Дню Победы; посещение музея Великой Отечественной войны, краеведческого музея; классные часы «Дети – герои», «Подвиг – что это?», «Мужество, стойкость, верность Родине»; акция «Спасибо деду, за победу» и многие другие.

Блок «Семейные ценности» подразумевает возрождение высоконравственно-моральных традиций семьи; организация модели осознанных взаимоотношений с родными с точки зрения нравственности; формирование положительной самооценки, формирование доверительных взаимоотношений. В.А.Сухомлинский считал, что нравственное воспитание учащихся – мудрое ограничение, в котором ребёнок должен понять три вещи: можно, нельзя и надо.[ 6]

В этом блоке самыми запоминающими мероприятиями были: «Папа, мама, я – спортивная семья», проект «Мудрые мысли о семье», конкурс пословиц и поговорок о семье, классные часы «Семья вся вместе и душа на месте», «История моей семьи в фотографиях», «Я горжусь своей семьей», «Памятные даты моей семьи» и т.д.

Блок «Узы дружбы» дает возможность вскрыть идею бескорыстия в дружеских и товарищеских отношениях; выработать личные представления о действиях и поступках, способствующих укреплению дружеских и товарищеских взаимоотношений в коллективе; сформировать правила «Законы дружбы». Дружба является одной из важнейших жизненных ценностей в судьбе каждого человека. Ларошфуко Франсуа де писал «Самый прекрасный подарок после мудрости, которым могла бы одарить нас природа, - это дружба». Учащиеся с удовольствием принимали участие в таких внеклассных мероприятиях: «Человек без друзей, что дерево без корней», «Весь наш класс от «А» до «Я» - очень дружная семья», «Мы разные, но мы вместе», «Поговорим о дружбе», конкурс чтецов «Дружба начинается с улыбки».

Блок «Секреты трудолюбия» дает возможность каждому учащемуся осознать понятие «труд» как основу жизни нынешнего человека, формировать уважение к труду и людям труда на примерах трудовой жизни старшего поколения. Одно из главнейших качеств, которое мы должны воспитать - это любовь к труду, готовность трудиться. Труд должен стать жизненной потребностью будущего гражданина. С этой целью мы проводим экскурсии на предприятия «Почта Донбасса», «Пожарная часть»; встречи с родителями разных профессий; классные часы «Учись все делать сам», «Землю украшает солнце, а человека труд», «профессии моих родителей».

Блок «Планета Земля – наш дом» способствует расширению экологических познаний у детей; обучению их экологической культуре и необходимости принять свое участие в сохранении окружающей среды. Наша задача убедить учащихся на примерах из жизни в том, что природа является основой жизни общества и каждого человека в отдельности, воспитывать нравственные качества. Для решения этих задач проводим акции «Вместо елочки – зимний букет», «Сохраним первоцветы», «Очистим планету от мусора», «Покормите птиц» (изготовление кормушек); экологическую операцию «Чистый двор»; фотовыставку «Красота вокруг нас»; КВН «Мы друзья природы»; устный журнал «Зелеными страничками родного края»; конкурс рисунков «Зимние зарисовки».

Блок «Уроки вежливости». Знания данного блока демонстрируют достоинства поведения, базой которого является позиция уважения, доброжелательного отношения к другому человеку. В этом блоке положительные эмоции вызвали такие мероприятия : праздник «доброта и вежливость»; «Путешествие в страну Вежливости»; классные часы 2Поделись своей добротой», «Волшебные слова».

Данные внеклассные мероприятия, это средство постижения каждым из учащихся себя, собственного места и предназначения в мире.

Воплотить эти задачи и цели невозможно без участия родителей, так как они обладают бесспорным превосходством перед всеми участниками воспитания. Так как именно в семье дети учатся разделять горести и радости других, что является одной из наибольших ценностей жизни.

В ходе семейного воспитания, дети учатся вести себя так, как заведено в семье, при этом отец с матерью должны объяснять и обсуждать правила и нормы, их смысл и значение, вследствие чего, у них формируется своё мнение о них. Особое значение в воспитании ребенка в семье имеет личный пример взрослых, «демонстрация ими своего поведения, поступков, суждений по поводу тех или иных ситуаций». [2 с.57]

Поэтому весь смысл работы по нравственному воспитанию личности учащегося начальной школы, заключается в том, чтобы помочь ему продвинуться от простых норм, правил и навыков поведения к более высокому уровню, где нужно самому принимать решения и делать моральный выбор.

Список литературы:

Государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки ДНР. 2018

Иванов Д.А. Экспертиза образования. Учеб. пос. для студентов

высш

. учеб

. заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2008

Власова Е.В., Соломатина Е.М. Воспитание словом. // Начальная школа – 2010.-№1-С.36-40

Курганская Л.М. Воспитание души. // Начальная школа- 2003.-№12 –

С.17-21

Педагогика /Под ред. Ю.К.

Бабанского

. М.: Просвещение, 1983

Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: В. 3т. Т.2.

М.: Педагогика, 1980