* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} .Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Strong {font-weight: bold;}

Эхолалия у детей с расстройствами аутистического спектра: понятие, механизмы и методы использования в коррекционно-развивающей работе.

Эхолалия — это повторение слов или фраз, услышанных от других людей. Это распространенное явление среди детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Важно понимать, что эхолалия может быть не просто бессмысленным повторением, а выполнять определенные функции для ребенка.

Типы эхолалии:

Немедленная

эхолалия

:

Повторение слов или фраз сразу после их произнесения другим человеком.

Отсроченная

эхолалия

:

Повторение слов или фраз спустя некоторое время после их произнесения, иногда даже через дни, недели или месяцы.

Функции эхолалии:

Эхолалия может служить разным целям для детей с РАС:

Коммуникация:

Ребенок может использовать

эхолалию

, чтобы выразить потребность, задать вопрос или начать разговор. Например, если ребенок повторяет "Хочешь сок?", это может означать, что он сам хочет сок.

Понимание:

Повторяя слова, ребенок пытается понять их значение и контекст.

Регулирование:

Эхолалия может помочь ребенку успокоиться, снизить тревожность или справиться с сенсорной перегрузкой.

Поддержание разговора:

Даже если ребенок не понимает всего, что говорят, повторение

последних

слов может позволить ему оставаться вовлеченным в разговор.

Память:

Эхолалия может быть способом запомнить информацию.

Просьба о помощи:

Ребенок может повторять фразу, услышанную ранее, в ситуации, когда ему нужна помощь.

Как использовать эхолалию для развития ребенка:

Вместо того, чтобы просто пытаться подавить эхолалию, важно попытаться понять ее функцию и использовать ее в качестве отправной точки для развития речи и коммуникации. Вот несколько стратегий:

Определите функцию

эхолалии

:

Понаблюдайте за ребенком, чтобы понять, что он пытается выразить, повторяя определенные слова или фразы. Задавайте себе вопросы:

В какой ситуации ребенок повторяет эти слова?

Что происходит непосредственно

перед

и после повторения?

Какова реакция ребенка на ваше поведение после повторения?

Предоставьте ребенку альтернативные способы коммуникации:

Если

эхолалия

используется для выражения потребностей, научите ребенка использовать жесты, картинки или другие средства альтернативной коммуникации.

Расширяйте словарный запас и грамматику:

Если ребенок повторяет фразу "Хочешь сок?", вы можете ответить: "Да, я хочу сок. А ты хочешь сок?". Так вы показываете, как правильно использовать фразу в контексте.

Используйте

эхолалию

для обучения новым навыкам:

Если ребенок повторяет инструкции, вы можете использовать это для обучения его новым задачам. Например, если он повторяет "Положи ложку на стол", помогите ему выполнить это действие.

Моделируйте правильную речь:

Говорите четко и просто, используйте короткие фразы и делайте паузы, чтобы ребенок мог вас понять.

Используйте визуальную поддержку:

Картинки, карточки с расписанием и другие визуальные средства могут помочь ребенку понять контекст и лучше общаться.

Будьте терпеливы и поддерживающими:

Развитие речи и коммуникации – это длительный процесс. Важно быть терпеливым, поддерживать ребенка и отмечать даже небольшие успехи.

Пример:

Предположим, ребенок постоянно повторяет фразу из мультфильма: "Мы должны найти дорогу!".

Определение функции:

Возможно, ребенок повторяет эту фразу, когда чувствует себя потерянным или неуверенным в том, что делать дальше.

Использование для развития:

Вы можете использовать эту фразу, чтобы помочь ребенку планировать свои действия. Например, перед тем, как начать игру, вы можете сказать: "Мы должны найти дорогу! Сначала мы построим башню, а потом будем играть с машинками".

Важно:

Консультируйтесь со специалистами (логопедами, дефектологами, поведенческими аналитиками), чтобы разработать индивидуальную программу развития для вашего ребенка.

Не ругайте ребенка за

эхолалию

. Помните, что это способ коммуникации, который нужно понимать и использовать для развития.

Помните, что каждый ребенок уникален, и то, что работает для одного, может не работать для другого.

В заключение, эхолалия – это не простое повторение, а значимый аспект коммуникации детей с РАС. Правильное понимание и использование эхолалии может стать мощным инструментом для развития речи, коммуникативных навыков и социальной адаптации ребенка.

Помимо вышеперечисленного, важно помнить о создании благоприятной и поддерживающей среды для ребенка. Это включает в себя не только терпеливое отношение к эхолалии, но и активное вовлечение в игры и занятия, которые стимулируют речевое развитие. Используйте интерактивные книги, песенки и игры, требующие словесного ответа или повторения. Поощряйте любую попытку ребенка выразить себя, даже если она кажется несовершенной.

Важно адаптировать коммуникацию к уровню понимания ребенка. Используйте простые, короткие предложения и избегайте сложных грамматических конструкций. Визуализация, как уже упоминалось, играет ключевую роль: используйте картинки, фотографии или символы, чтобы помочь ребенку понять смысл слов и фраз. Например, если ребенок повторяет "гулять", покажите ему картинку с изображением прогулки в парке.

Роль родителей и близких в развитии ребенка с эхолалией неоценима. Постоянное взаимодействие, терпение и поддержка создают основу для успешного развития коммуникативных навыков. Важно помнить, что прогресс может быть постепенным, и каждый маленький шаг заслуживает похвалы. Отмечайте успехи ребенка и создавайте положительные ассоциации с общением.

Наконец, не стоит забывать о важности сотрудничества между родителями и специалистами. Логопеды, дефектологи и поведенческие аналитики могут предложить индивидуальные стратегии и методы, адаптированные к потребностям конкретного ребенка. Регулярные консультации и обсуждение прогресса помогут скорректировать программу развития и обеспечить наилучшие результаты. Помните, что эхолалия – это не приговор, а возможность понять ребенка и помочь ему раскрыть свой потенциал.