Конспект занятия по теме «Путешествие по экологической тропе» средняя группа.
Цель: расширять представления детей о сезонных изменениях в природе.
Задачи:
П
оказать объекты экологической тропы весной, дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы, формировать умение детей самим наблюдать и замечать явления природы.
Р
азвивать экологическую сознательность, любознательность, воображение, мышление, внимание, речь.
В
оспитывать любовь и бережное отношение к окружающей природе. Воспитывать эстетические чувства, видеть прекрасное и удивительное в самых обычных живых объектах.
Ход занятия:
В: Ребята, вы любите путешествовать?
Д: Да.
В: Тогда мы с вами отправляемся в путешествие «по экологической тропе». которая находится на нашей площадке.
Но для начала отгадайте загадку:
Зазвенели ручьи,
Прилетели грачи.
В улей пчела
Мёд принесла.
Кто скажет,
Кто знает,
Когда это бывает (весной).
В: Весной, правильно ребята! Кто мне скажет, какие признаки весны вы знаете?
Д: становится тепло, птицы прилетают, природа просыпается.
В: Ребята к нам в гости пришел старичок-лесовичок. Давайте, поздороваемся с ним. Это хозяин тропы. Лесовичок хочет проверить ваши знания. Смотрите, рядом с лесовичком находится коробочка. Давайте посмотрим, что там? Там у нас карточки с заданиями. Первое задание от лесовичка.
Карточка№1
Игра с мячом «Воздух, земля, вода».
Дид. задача: закреплять знания детей об объектах природы. Развивать слуховое внимание, мышление, сообразительность.
Материалы: мяч.
Ход игры: Воспитатель бросает мяч ребенку и называет объект природы, например, «сорока». Ребенок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» ребенок отвечает «вода», на слово «волк» - «земля» и т. д.
В: Молодцы, ребята, а теперь давайте посмотрим следующее задание.
Карточка№2
«Выбери нужное».
Дид. задача: закреплять знания о природе. Развивать мышление, познавательную активность.
Материалы: предметные картинки.
Ход игры: на столе рассыпаны предметные картинки. Воспитатель называет какое – либо свойство или признак, а дети должны выбрать как можно больше предметов, которые этим свойством обладают.
Например: «зеленый» - это могут быть картинки листочка, огурца, капусты кузнечика. Или: «влажный» - вода, роса, облако, туман, иней и т.д.
В: И тут вы справились. Смотрите, лесовичок, подготовил еще задание.
Карточка№3
«Прилетели птицы».
Дид. задача: уточнить представление о птицах.
Ход игры: воспитатель называет только птиц, но если он вдруг ошибается, то дети должны топать или хлопать.
Например. Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи.
Дети топают –
Что не правильно? (мухи
- А мухи это кто? (насекомые)
- Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.
Дети топают.
- прилетели птицы: голуби, куницы…
Дети топают. Игра продолжается.
Прилетели птицы:
Голуби синицы,
Галки и стрижи
Чибисы, стрижи,
Аисты, кукушки,
Даже совы – сплюшки,
Лебеди, скворцы.
Все вы молодцы.
Итог: воспитатель вместе с детьми уточняет перелетных и зимующих птиц.
Лесовичок: Молодцы, а с этим заданием вы справитесь?
Карточка №4
«Когда это бывает?»
Дид. задача: учить детей различать признаки времен года. С помощью поэтического слова показать красоту различных времен года, разнообразие сезонных явлений и занятий людей.
Материалы: на каждого ребенка картинки с пейзажами весны, лета, осени и зимы.
Ход игры: воспитатель читает стихотворение, а дети показывают картинку с изображением того сезона, о котором говорится в стихотворении.
Весна.
На полянке, у тропинки пробиваются травинки.
С бугорка ручей бежит, а под елкой снег лежит.
Лето.
И светла, и широка
Наша тихая река.
Побежим купаться, с рыбками плескаться…
Осень.
Вянет и желтеет, травка на лугах,
Только зеленеет озимь на полях.
Туча небо кроет, солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит.
Зима.
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Л: Правильно. Давайте посмотрим на эти картинки.
Карточка№5
«Сложи животное».
Дид. задача: закрепить знания детей о домашних животных. Учить описывать по наиболее типичных признаках.
Материалы: картинки с изображением разных животных.(каждое в двух экземплярах).
Ход игры: один экземпляр картинок целый, а второй разрезанный на четыре части. Дети рассматривают целые картинки, затем они должны из разрезанных частей сложить изображение животного, но без образца.
Л: У меня для вас осталось последнее сложное задание.
Карточка№6
«Четвертый лишний».
Дид. задача: закреплять знания детей о насекомых.
Ход игры: воспитатель называет четыре слова, дети должны назвать лишнее слово:
1) заяц, еж, лиса, шмель;
2) трясогузка, паук, скворец, сорока;
3) бабочка, стрекоза, енот, пчела;
4) кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;
5) пчела, стрекоза, енот, пчела;
6) кузнечик, божья коровка, воробей, комар;
7) таракан, муха, пчела, майский жук;
8) стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка;
9) лягушка, комар, жук, бабочка;
10) стрекоза, мотылек, шмель, воробей.
Л: Вы ребята справились со всеми заданиями. У меня для вас подарочки.(раскраски весна)
В: Вот и закончилось наше путешествие по экологической тропе.
-Ребята, а вам понравилось наше путешествие?
-А что вы сегодня узнали нового?
-А что вам больше всего понравилось?