«Экологическое воспитание дошкольников летом»

Составила: Заместитель заведующего по ВО и МР Вавилова С.М.

В настоящее время, как никогда, остро стоит вопрос экологического воспитание дошкольников. Прививать любовь к природе надо с раннего возраста. Малыш восторгается при виде цветка, бабочки, и в тоже же время может бездумно раздовить бегущего по тропинке муравья.

Как же приучить детей беречь и охранять природу, всё живое, что окружает нас? В.А.Сухомлинский считал необходимым вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день открывал в нём, что то новое для себя, чтобы каждый его шаг был путишествием к истокам чудес в природе.

Привлекая детей к тесному общению сприродой, к познанию мира растений и животных, мы, взрослые, способствуем активному развитию у детей таких качеств, как добрата, терпение, трудолюбие и милосердие. Эти черты, заложенные в раннем возрасте, прочно войдут в характер человека, станут его основой.

Систиматические наблюдения учат детей быть внимательными. В летний период, дети наблюдают за солнцем. "Солнце разбудило своими лучами траву, цветы, бабочек, птиц." Оно греет землю, помогает расти всему живому.

Когда начинаются летние грозы, дети боятся грома, нужно доступно объяснить им это явление природы, через беседу, чтение рассказов, стихов.

Много радости принисут детям наблюдения за насекомыми: бабочками, кузнечиками, шмелями и т.д.

Так же детям очень нравится наблюдать за растениями. Отличать одно растение от другого, ребёнок может научиться не только по цветам, но и по листьям, по стеблю. Иными словами постепенно он запоминает всё большее число признаков одного и того же предмета.

В солнечный день можно детям показать, как работают "цветочные часы". В шесть часов утра просыпается одуванчик, через час полевой осот, в восемь-вьюнок. В пасмурную пагоду ход часов нарушается. В дождь они совсем останавливаются. Необходимо с детьми по размышлять вместе над этими явлениями, попробывать связать это с наблюдениями за жизнью насекомых.

Большая роль в экологическом воспитании играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. В любом городе, посёлке есть интересные для наблюдения объекты: деревья, травы, насекомые, птицы. Изучать их лучше в процессе исследовательской деятельности.

Походы и экскурсии летом с детьми в природу, дают им ни с чем не сравнимые живые и яркие впечатления о красоте и аромате цветов, травы, о разноголосом пении птиц, о причудливой форме облаковак же в летний период проводят праздники и досуги, чтобы вызвать у детей положительные имоции на природное содержание.

Летом с дошкольниками можно собрать гербарий, и в течение учебного года его рассматривать. Предложить детям провести опыт: какие растения растут лучше, за которыми ухаживают, поливают, удобряют, или за которыми не ухаживают. Экологическая тропа помагает в воспитании у детей осознанного отношения к родной природе, так как дети принимают действенное участие в создании и сохранении природных богатств.

У каждого ребёнка есть место, где он любит играть, лес, парк, двор. В прочем, любой уголок природы можно сделать экологической тропой. Предложить детям стать скорой помащью для природы. Вместе сделать сумку скорой помощи. Положить туда воду, тряпочки, бинт, хлеб, зерно. Идя с детьми по экологической тропе, найдя сломанную веточку, предложить её подвязать. Пройдя около муравейника попросить детей не разрушать его. В конце прогулки обязательно подвести итоги полезных дел. В конце лета с детьми нужно подвести итоги наблюдения, провести беседу о том, что полезного узнали и сделали. Провести игру "Что нам дарит природа летом?"

Экологическое воспитание проходит через весь воспитательно-познавательный процесс в летний период. Воспитатели учат детей беречь и любить природу.

Основным содержанием экологического воспитания является формирования у ребёнка осознано-правильного отношения к природным явлениями объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.