Внеурочная деятельность по экологическому образованию и воспитанию экологической культуры обучающихся
****************************************************************************
Тема: «Мы в ответе за тех, кого приручили» (цикл дистанционных видео-занятий)
Педагог дополнительного образования:
Счаснович Алина Ениевна
Образовательная организация:
ГБОУ ДО Зеленоградский дворец творчества детей и молодёжи
Москва
2025 г.
Содержание
Актуальность
Теоретическая часть
Практическая часть
Вывод
Список использованной литературы
АКТУАЛЬНОСТЬ
Бездомные животные- это проблема общества. Одичавших и безнадзорных животных с каждым днем становится все больше. На улицах нашего города, мы всегда видели гуляющих на детских площадках собак, сидящих у подъезда кошек. Они могли быть везде, но мы не наблюдали их хозяев. Как потом выяснялось, они были брошенными на произвол судьбы. Бедные животные обречены на мучение, голод и скитание по жестокому миру. Бездомные животные - это безнадзорные животные видов, которых обычно относят к домашним, потерявшие, либо никогда не имевшие хозяев, проживающие рядом с человеком. Чаще всего среди бездомных животных встречаются собаки и кошки, образующие популяции, которые, не являются изолированными от популяции домашних животных, имеющих владельцев. Бездомные животные обитают стаями и поодиночке на городских улицах или вне населенных пунктов.
Почему же их бросают? Множество животных появилось на улице из-за того, что у хозяев нет времени для должного ухода за питомцем. Какой был смысл заводить питомца, если не можешь нести за него ответственность?
Именно поэтому, уже в детском возрасте, необходимо привить детям ответственное отношение к заведению домашнего питомца.
Т
ЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Взаимоотношение людей и животных начались в глубокой древности. Собаки были нужны для охраны имущества, кошки ловили грызунов, а так же люди начали верить в их магические способности. Человек развивается и он находит другие применения животным. Любые питомцы могут быть прекрасными компаньонами для души. Человек приспособил собак быть полезными в расследовании преступлений, в находке опасных веществ, в помощи слепым (собаки поводыри), в охране имущества, в развитии разных отраслей наук и т.д. Собака — это верный друг, отличный компаньон, защитник, да и просто существо, которое любит вас только за то, что вы у него есть!
Но Н.Рубцов в своем стихотворении «О собаках» высказал свое мнение:
Не могу я видеть без грусти
Ежедневных собачьих драк, —
В этом маленьком захолустье
Поразительно много Собак!
Есть мордастые — всякой масти!
Есть поджарые — всех тонов!
Только тронь — разорвут на части
Иль оставят вмиг без штанов.
Говорю о том не для смеху,
Я однажды подумал так:
Да! Собака — друг человеку.
Одному,
А другому — враг…
Да, это действительно, правда. Кому-то собака друг, а кому-то враг. А что же на счет кошек? Кошки это отличные охотники и такие же прекрасные компаньоны, как и собаки. Но они более ласковые и не предпочитают столь активный образ жизни, по сравнению с собаками. Многие кошки утратили свою функцию как охотники они стали прекрасными психотерапевтами. Да, не удивляйтесь, но у кошек есть способность успокаивать и исцелять сердца одиноких людей. Распространено мнение, что кошки свободолюбивые животные, не способные к верности. То, что они свободолюбивые – это правда, но так же они очень верны к своим хозяевам. В наше время их роль – быть компаньонами.
Стихотворение С. Есенина «Ах, как много на свете кошек…» описывает отношение автора к кошкам. Он считал, что кошки безразличны к человеческим жизням, что они живут, как им вздумается.
Ах, как много на свете кошек,
Нам с тобой их не счесть никогда.
Сердцу снится душистый горошек,
И звенит голубая звезда.
Наяву ли, в бреду иль спросонок,
Только помню с далекого дня —
На лежанке мурлыкал котенок,
Безразлично смотря на меня.
Я еще тогда был ребенок,
Но под бабкину песню вскок
Он бросался, как юный тигренок,
На оброненный ею клубок.
В Древности животных боготворили и уважали. Но с каждым веком росла человеческая хладнокровность. И лишь у немногих в сердцах осталась любовь и сострадание не только к животным, но и к людям. Если посмотреть и оглянуться вокруг, что мы можем увидеть? Люди очень жестоко поступают с животными. Они покупают породистых щенят или котят, ведь это своеобразный показатель богатства.
В наши дни это то, чем хвастаются все, но не многие могут похвастаться чистым сердцем. Покупают породистых и маленьких, милых питомцев, но со временем все животные растут, естественный биологический процесс. За каждым существом нужен уход, так устроен мир. И если щенок или котенок требует меньших сил, средств и ухода, но чем взрослее животное, тем больше нужно ухода за ним. Не всем «занятым» личностям это подходит. Сначала это здорово и необычно, человек ухаживает за кем-то и ему это приносит удовольствие. Но у человека могут появиться другие интересы, просто начинает не хватать сил или времени для должного ухода за питомцем.
Бессердечные люди просто выставят бедное животное за дверь…
Для предотвращения подобных ситуаций хочется познакомить детей с несколькими видами домашних животных и рассказать об особенностях их содержания, чтобы в дальнейшем сформировалось ответственное отношение к питомцам.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Цикл видео-занятий по теме «Мы в ответе за тех, кого приручили» готовит детей к осознанному выбору домашнего питомца и пониманию ответственности за живое существо.
Цели:
- расширять представления детей о повадках домашних питомцев, уходе за ними;
- учить детей делиться со сверстниками информацией;
- воспитывать ответственное отношение к домашним питомцам.
Задачи:
- воспитывать у детей любовь к животным;
- формировать у детей представление о домашних питомцах;
- расширять знания об условиях жизни животных, их потребностях, особенностях их питания и ухода за ними;
- развивать в процессе совместной деятельности творческие способности детей, любознательность, наблюдательность;
- формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.
Цикл практических занятий «Мы в ответе за тех, кого приручили» подготовлен для применения в дистанционном обучении и включает в себя следующие видео-занятия:
1-й
урок.
Маленькие собачки
.
https://disk.yandex.ru/i/vBPMpSuwRGcG0w
2-й у
рок
. Самые добрые породы собак
.
https://disk.yandex.ru/i/687rH2ZFpL2ETA
3-й урок.
Умные собаки
.
https://disk.yandex.ru/i/C0Owi4KxqP87kA
4-й урок
. Забавные собачки.
https://disk.yandex.ru/i/8uGnu7g9Pzi5FQ
5-й урок.
Домашние
«
пушистики
» (морские свинки, хомяки, кролики)
.
https://disk.yandex.ru/i/CHqkqN49krpzJw
Цикл занятий проводится в дистанционном формате, что позволяет применить основные положительные моменты данной формы занятий:
- обучение проходит в индивидуальном темпе (каждый выбирает, когда и как долго ему заниматься творчеством, может пересматривать видеоуроки, останавливать на нужном месте, перематывать, спрашивать у педагога непонятные моменты в онлайнчате)
- доступность (работать можно везде и в любое время, важно только иметь гаджет и доступ в интернет)
- ребенок работает в своей привычной, комфортной обстановке, может сделать паузу, прогуляться, а затем снова приняться за работу
- процесс обучения доступен для всех детей не в зависимости от состояния здоровья.
4.ВЫВОД
Отношение детей к животным – это та область деятельности ребёнка, где можно наиболее успешно осуществлять нравственное воспитание. Кроме прямой цели: воспитание доброго отношения к животным, уважение к их жизни, - при этом достигается и другая цель – формирование нравственного человека в целом. Милосердие, доброта, отзывчивость – это черты характера, которые являются базовой характеристикой личности, неотъемлемы от неё. Если человек научился сопереживать с другим существом – пусть это животное – он также сочувственно отнесётся к чужой боли, если страдает человек.
В.А.Сухомлинский говорил: «Добрый ребенок не сваливается с неба. Его надо воспитывать».
СПИСОК ИСПОЛЬ
ЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Бездомные животные в России: суть проблемы
. — Официальный сайт Центра правовой
зоозащиты
«Трибуна защиты животных» / [Электронный ресурс]:
http://www.animalsprotectiontribune.ru/
.
Белова Е. Бездомные животные - это ответственность человека [Электронный ресурс]:
http://fb.ru/article/83450/bezdomnyie-jivotnyie---
eto-otvetstvennost-cheloveka
.
Гризли О. О проблеме бездомных животных / [Электронный ресурс]:
http://zoozabota.ru/publ/statja_o_probleme_bezdomnykh_zhivotnykh/1-1-0-25
.
Единый информационный проект о приютах и проблемах бездомных животных / [Электронный ресурс]:
http://priut.info/
.
Сафонова С. Статья «Жизнь бродячих собак» / [Электронный ресурс]:
http://animal.ru/dog/articles/Жизнь_бродячих_собак/
.