Экскурсия в зимний лес « В гостях у зимушки – зимы».

Цель: Показать детям чудо белого цвета, увидеть деревья зимой, разнообразие коры деревьев.

Уточнить и расширить представление детей о лесе.

Дать представление о лесе как о сообществе растений и животных проживающих на одной территории.

Воспитывать у детей интерес к жизни леса, его обитателям.

Учить соблюдать правила поведения в лесу. Развивать познавательный интерес к тем событиям, которые происходят в лесу зимой.

Учить видеть красоту лесного пейзажа на картинах.

Предварительная работа:

Рассматривание картин И. Шишкина, А. Пластова, А.Саврасова, И. Левитана и других, серии сюжетных картин о жизни животных в лесу.

Чтение художественных произведений поэтов и писателей: Пушкина, Одоевского, Некрасова, Бианки.

Ход экскурсии:

Сегодня вы отправляетесь на экскурсию в зимний лес. Помните, пожалуйста, что в лесу вы гости. Не шумите, не пугайте лесных жителей. Не обижайте деревья, не задевайте кустов - зимой замерзшие ветки легко ломаются, ходите по дорожкам, протоптанным в снегу. Будьте внимательны, чтобы не пропустить следы на снегу и увидеть красивые пейзажи. Я желаю вам интересной прогулки.

На опушке леса воспитатель предлагает остановиться и поздороваться с лесом:

Здравствуй, лес дремучий лес, полный сказок и чудес!

Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи: ты же видишь - мы свои!

Воспитатель обращает внимание детей на красоту зимнего леса, на внешний вид деревьев и кустов. Предложить детям посмотреть, как красиво голые ветки вырисовываются на фоне неба. Обращает внимание детей на характерные признаки деревьев, рассказывает о том, что зимой деревья не погибают, а отдыхают, как только наступит тепло, из почек разовьются листочки. В зимнее время года деревья и кустарники находятся в состоянии покоя (не растут, не цветут), т. к. условия для жизни не достаточны: холодно, мало света, вместо воды снег. К таким условиям деревья приспособились – сбрасывают листву, а сами отдыхают.

Воспитатель предлагает детям прислушаться, как стало тихо в лесу.

Показать дошкольникам дуб, какой у него толстый ствол, какие неровные корявые ветки, какого цвета у дуба кора и что она шероховатая. Показать детям кору березы.

Воспитатель предлагает отыскать еще одно дерево.

Какое? Послушайте:

Ее всегда в лесу найдешь,

Пойдем гулять и встретим.

Стоит колючая, как еж,

Зимою в платье летнем.

А к нам придет под Новый год –

Ребята будут рады,

Хлопот веселых полон рот

Готовят ей наряды.

Обратить внимание детей на характерные особенности ели, которые отличают ее от других деревьев. Предложить детям погладить ствол, потрогать иголочки, показать руками строение дерева. Прочитать стихотворение «Елочка»:

Ни листочка, ни травинки!

Тихим стал наш сад.

И березки, и осинки

Скучные стоят.

Только елочка одна

Весела и зелена.

Видно ей мороз не страшен –

Видно смелая она.

Воспитатель: - Давайте найдем ель и сосну. Посмотрите, только эти деревья зимой зеленые, а потому самые красивые. Рассмотрим иголочки сосны (иглы сосны твердые, покрытые плотной кожицей, им не страшен мороз). Ребята, выберете себе дерево. Подойдите к нему, посочувствуйте – обнимите, погладьте кору, погрейте дыханием. Скажите дереву ласковые слова. (Дети выбирают себе дерево, обнимают его, гладят, разговаривают с ним).

Воспитатель: - Вы молодцы! Очень добрые и чуткие ребята. От ваших слов деревьям стало теплей. А сейчас давайте посмотрим на снег. Что вы видите?

(Дети рассматривают снег, делятся увиденным - на снегу осыпавшиеся семена, упавшие шишки, веточки, следы птиц).

- А сейчас заглянем под снег и узнаем , что находится под ним.

Дети вместе с воспитателем отыскивают места, где под снегом есть зелена я трава, рассматривают ее, обсуждают, почему она могла остаться зеленой.

(Некоторые травянистые растения не очень боятся холода, прикрытые снегом, они всю зиму остаются зелеными, чтобы они не погибли от холода, их нужно засыпать снегом)

Воспитатель: - Ребята, а каких животных можно встретить в зимнем лесу?

Животные, которые не впадают в спячку, хорошо приспособлены к жизни в зимнем лесу.

Воспитатель: - А сейчас давайте постоим тихо- тихо, послушаем звуки леса, тишину, шорохи. Что ж, пришла пора расставаться с лесом. Надо поблагодарить его за гостеприимство, попрощаться с ним:

Лес дремучий, до свидания! Ты расти на радость людям!

Мы дружить с тобою будем, добрый лес,

могучий лес, полный сказок и чудес!

В группе детского сада дети обмениваются впечатлениями, вспоминают загадки, поговорки, пословицы о лесе.