* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;}

ГКДОУ «ДЕТСКИЙ САД №8

КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

ШАХТЕРСКОГО М.О» ДНР

ДЬЯЧЕНКО Л.А.

«Экспериментальная деятельность с дошкольниками на прогулке по закреплению познавательного интереса»

Экспериментирование по праву считается одним из самых эффективных способов познания окружающего мира для детей любого возраста. В процессе экспериментирования ребёнок открывает новые знания, изучает явления, процессы, которые характеризуют окружающий мир. Такие сведения необходимы воспитанникам для составления целостной картины мира, расширения кругозора, возникновения первоначального интереса к точным наукам, где возможно проведение различных экспериментов.

Одной из основных задач современного педагога в ДОУ является развитие у ребёнка познавательного интереса, который в последующем поможет ему обрести новые знания, осваивать умения и навыки. Для этого необходимо создавать благоприятные условия, такие, чтобы у ребёнка была возможность взаимодействовать с предметами, манипулировать ими, проделывать самостоятельные эксперименты и эксперименты по инструкции воспитателя.

Тяга к экспериментированию свойственна всем детям, поэтому привлечь их к этой деятельности довольно легко, если учесть, что их активность итак находится на высоком уровне.

Конечно, хотелось бы отметить, что эксперименты не всегда должны проводиться в процессе образовательной деятельности. Они могут стихийно проходить во время режимных моментов (например, во время умывания можно провести эксперимент с водой, который займёт пару минут), во время самостоятельной деятельности, во время прогулки.

Именно вопрос организации экспериментирования во время прогулки хотелось бы осветить конкретнее. Улица для ребёнка – это целая лаборатория. На улице он открывает для себя огромное количество различных природных материалов: песок, вода, камни, палочки, лёд, снег и т.д. Это и многое другое можно использовать в процессе проведения экспериментов.

Нужно отметить, что инициатива проведения экспериментальной деятельности может исходить не только от педагога, который подготовил эксперимент, необходимый для решения ряда образовательных задач, но и от самого ребёнка. Важно здесь поддержать инициативу, привлечь к эксперименту других детей, помочь ребёнку расширить опыт, сделать его более ёмким, а значит, более информативным. Конечно, необходимо научить ребят делать выводы из опытов, анализировать действия, проделанные в эксперименте.

Итак, чтобы организовать эффективную экспериментальную деятельность на улице, прежде всего, необходимо привлечь внимание детей. Сделать это можно при помощи сюрпризного момента, с появлением какого- либо героя, а можно призвать детей к совместным играм колокольчиком, бубном и т.д. Когда группа в сборе, необходимо ввести воспитанников в курс дела, рассказать, что натолкнуло вас на мысль провести эксперимент на улице. К примеру, перед прогулкой прошёл небольшой дождь. Песок, покрывающий часть площадки, стал мокрым, в таком состоянии ему можно придать какую-либо форму. После чего можно открыть песочницу, песок в которой был защищён от дождя. Там он остался сухим, сыпучим. Он не может принять форму ведёрка, в которое его накладывают дети, просто рассыпается. После того, как дети провели эксперимент, воспитателю необходимо помочь им сделать выводы: сырой и сухой песок имеют совершенно различные свойства.

В заключение стать хотелось бы подвести итог и отметить, что познавательный интерес в разы увеличивается, когда ребёнок участвует в процессе экспериментирования на прогулке. После того, как педагог покажет детям способы взаимодействия с окружающими предметами, дети будут пробовать проводить эксперименты и самостоятельно, узнавая всё новые факты об окружающем мире и его явлениях.

Список использованных источников:

Вахрушева, Л. Н. Воспитание познавательных интересов у детей 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2012.

Дыбина О. В. Поисково-познавательная деятельность детей дошкольного возраста. Учебное пособие. – М., 2005.

Дыбина О. В. Предметный мир как источник познания социальной действительности. – М., 2007.

Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М., 2013.

Иванова А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Методическое пособие. «Сфера»,2009.

Железнова Е. Р. «Оздоровительная гимнастика и подвижные игры для старших дошкольников»«Детство-Пресс»2013г. ,

Королева, Л.А. Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. Тематические дни. — СПб.: Детство-Пресс, 2016.

Нищева Н. В. Опытно - экспериментальная деятельность в ДОУ. - СПб, 2013.