Элективный курс

«Решение экономических задач»

Содержание программы

стр.

1

Пояснительная записка

3

2

Планируемые результаты освоения учебного курса

5

3

Содержание учебного курса

7

4

Тематическое планирование

8

5

6

Поурочное планирование

Список информационных источников

9

11

Пояснительная записка

Рабочая программа элективного курса «Решение экономических задач» для класса на учебный год и составлена на основе:

Закона

РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 27З – ФЗ;

Федерального

государственного

образовательного

стандарта

среднего

общего

образования (с изменениями и дополнениями) Приказ Министерства образования

и

науки РФ

от 17

мая 2012

г.

N

413

;

Данная программа является авторской, разработана на основе методических рекомендаций к использованию учебных пособий:

- Садовничий Ю.В. ЕГЭ. Математика. Профильный уровень. Задания с развернутым ответом. М.: издательство «Экзамен», 2019.- 654с.

- Шестаков С.А. ЕГЭ 2018. Математика. Задачи с экономическим содержанием. Задача 17 (профильный уровень) /под ред. И.В. Ященко. - М.: МЦНМО, 2018. – 208с.

Необходимо отметить, что учебные пособия издательства «Экзамен» допущены к использованию в общеобразовательных организациях приказом Министерства образования и науки РФ №699 от 09.06.2016г., а издательство МЦНМО (Математического центра непрерывного математического образования) создано при МГУ им. М.В.Ломоносова, учебные пособия которого также допущены к использованию в ОО согласно этому приказу.

Актуальность данной программы обусловлена тем, что задачи экономического содержания (вклады, кредиты, на производственные и бытовые отношения, на оптимизацию) включены с 2016 года в ЕГЭ (задача №17) , но решение таких задач отсутствует в программе среднего (полного) общего образования на профильном уровне по математике (задачи на оптимизацию представлены в ограниченном объеме и в основном не соответствуют содержанию предлагаемых задач для подготовки к единому государственному экзамену). Включение таких задач в ЕГЭ объясняется тем, что ориентация выпускников на социально-экономические профессии требует экономического мышления, в немалой степени, основанного на специальных математических методах.

Цель курса: формирование и развитие умений в работе с математическими моделями при решении задач экономического содержания.

 

Задачи курса:

научить

анализировать

информацию

экономического

содержания,

представленную

в

виде графиков,

таблиц,

диаграмм;

сформировать

понятия

о

простых

и

сложных

процентах,

о

дифференцированных

и

аннуитетных

платежах,

о

целевых

функциях;

показать

применение

математических

знаний

(об

арифметической

и

геометрической

прогрессиях,

о

производной,

интеграле

и

т.д.)

в

решении

прикладных задач на

вклады,

кредиты,

оптимизацию

и т.п.;

углубить

знания

обучающихся

по

теме

«Функции,

их

применение

на

практике»;

формировать умения перевода задач экономического содержания на язык математики;

расширить

представления

обучающихся

о

сферах

применения

математики;

способствовать

развитию

алгоритмического

мышления

обучающихся;

убедить

 

школьников

 

в

 

практ

ической

 

необходимости

 

овладения

способами

выполнения

математических

действий;

развивать

навыки

и

потребности

в

самостоятельной

учебной

деятельности;

создать

условия

для

подготовки

к

единому

государственному

экзамену;

расширить

сферу

математических

знаний,

общекультурный

кругозор

учащихся.

Данная программа рассчитана на преподавание элективного курса в объеме 1 час в неделю, 34 часов в год.

Планируемые результаты освоения учебного курса

В результате изучения курса обучающийся должен знать/понимать:

понятия

о

простых

и

сложных

процентах,

дифференцированных

и

аннуитетных

платежах,

о

целевых

функциях;

формулу

сложных

процентов;

формулы

для

вычисления

n–

го

члена

и

суммы

арифметической

и

геометрической

прогрессий

для

решения задач на вклады;

формулы

для

вычисления

суммы выплаты

и

долга

при

погашении

кредитов;

правила

и

формулы

дифференцирования

и

интегрирования;

алгоритм

 

отыскания

 

наи

меньшего

 

и

 

наибольшего

 

значений

непрерывной

функции

на

промежутке;

знать

 

этапы

 

математич

еского

 

моделирования

 

в

 

процессе

решения задач, особенности моделирования экономических процессов;

знать

типологию

задач

с

экономическим

содержанием;

значение

математической

науки

для

решения

задач,

возникающих

в

теории

и

практике;

широту

и

ограниченность

применения

математических

методов

к

анализу

и

исследованию

процессов

и явлений в

природе

и обществе;

значение идей, методов и результатов алгебры и математического анализа для

построения моделей реальных процессов и ситуаций, связанных с некоторыми

экономическими

задачами.

В результате изучения курса обучающийся должен уметь:

анализировать информацию экономического содержания, представленную в виде

графиков

и

диаграмм;

решать задачи на вклады, кредиты с применением формул простых и сложных

процентов;

решать

задачи

на

оптимизацию,

производственного

и

бытового

характера

с

применением аппарата математического анализа и без него (через исследование

функций

без

производной);

уметь

реализовывать

этапы

построения

моделей

при

решении

задач

с

экономическим

содержанием.

К метапредметным результатам освоения элективного курса относятся регулятивные, познавательные и коммуникативные.

Регулятивные:

ставить

цель

и

организовывать

её

достижение,

уметь

пояснить

свою

цель;

осознанно

выбирать

наиболее

эффективные

способы

решения;

соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль

своей

деятельности

в процессе

достижения

результата,

определять

способы

действий

в рамках

предложенных

условий

и требований,

корректировать

свои

действия

в

соответствии с изменяющейся

ситуацией.

Познавательные:

обозначать

 

свое

 

понимание

 

или

 

непонимание

 

по

 

отношению

 

к

изучаемой

проблеме;

ставить

познавательные

задачи

и

выдвигать

гипотезы,

описывать

результаты,

формулировать

выводы;

докладывать

устно

и

письменно

о

результатах

своего

исследования;

уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы

для

решения

учебных

и

познавательных

задач;

владеть

навыками

работы

с

различными

источниками

информации:

книгами,

учебниками,

справочниками,

Интернет;

самостоятельно

и

осмысленно

искать,

извлекать,

систематизировать,

анализировать

и

отбирать

необходимую

информацию,

организовывать,

преобразовывать,

сохранять

и передавать

ее;

ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и

необходимое.

Коммуникативные:

владеть способами взаимодействия с окружающими людьми; выступать с устным

сообщением,

уметь

задать

вопрос,

корректно

вести

учебный диалог;

уметь

организовывать

учебное

сотрудничество

и

совместную

деятельность

с учителем

и сверстниками;

работать

индивидуально

и в

группе:

находить

общее

решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;

формулировать,

аргументировать

и отстаивать

свое

мнение;

уметь

осознанно

использовать

речевые

средства

в соответствии

с задачей

коммуникации

для

выражения

своих

чувств,

мыслей

и потребностей,

планирования

и

регуляции своей

деятельности;

владеть

устной

и

письменной речью.

Содержание учебного курса

Основы

математического

моделирования

при

решении

задач

с

экономическим

содержанием.

Понятие о математической модели. О математических моделях в экономике. Схема процесса математического моделирования. Чтение и анализ данных, представленных в виде графиков, диаграмм, таблиц. Примеры использования математических знаний: проценты, функции, формулы n-го члена и суммы арифметической и геометрической прогрессий, уравнения и неравенства, производная в решении задач с экономическим содержанием.

Текстовые арифметические задачи

на товарно-денежные отношения (2ч)

Практико-ориентированные

 

задачи

товарно

-

денежные

отношения

базового

и

повышенного уровней сложности из открытого банка

ЕГЭ на

сайте Федерального

института

педагогических

измерений.

Текстовые

арифметические

задачи

на

проценты

(5

ч)

Задачи, связанные с налогами. Сравнение стоимости товара в процентах. Задачи на последовательное увеличение и уменьшение цены на определенное количество процентов. Задачи на проценты с экономическим содержанием по теории вероятностей.

Задачи

о

вкладах и

кредитах (10ч)

Формула сложных процентов. Проценты по вкладам (депозитам). Дифференцированные платежи. Аннуитетные платежи.

Задачи

оптимизации

производства

товаров

и

услуг

(9

ч)

Понятие о задачах оптимизации. Линейное программирование. Понятие о целевой функции. Логический перебор в задачах оптимизации. Линейные целевые функции с целочисленными точками экстремума. Линейные нецелевые функции с целочисленными точками экстремума. Графическая иллюстрация в задачах на оптимизацию. Нелинейные целевые функции с целочисленными точками экстремума. Нелинейные целевые функции с нецелочисленными точками экстремума. Применение производной к исследованию нелинейных целевых функций.

Другие

задачи

(2ч

)

Задачи с экономическим содержанием, не вошедшие в предыдущие разделы: на распределение, прибыль и т.п.

Тематическое планирование

Название раздела

Количество часов

1

Основы математического моделирования при решении задач с экономическим содержанием

6

2

Текстовые арифметические задачи на товарно-денежные отношения

2

3

Текстовые арифметические задачи на проценты

5

4

Задачи о вкладах и кредитах

10

5

Задачи оптимизации производства товаров и услуг

9

6

Другие задачи (не вошедшие в предыдущие разделы: на распределение, прибыль и т.п.)

2

Итого:

34 часа

Тематическое планирование

п/п

Содержание материала

Дата проведения

1

Предмет и задачи курса. Понятие о математической модели, о математических моделях в экономике.

2

Чтение и анализ данных, представленных в виде графиков, диаграмм, таблиц

3

Чтение и анализ данных, представленных в виде графиков, диаграмм, таблиц

4

Примеры использования математических знаний: проценты, функции, формулы n-го члена и суммы арифметической и геометрической прогрессий.

5

Примеры использования математических знаний: уравнения и неравенства.

6

Примеры использования математических знаний:

производная в решении задач с экономическим содержанием.

7

Текстовые арифметические задачи на товарно-денежные отношения

8

Текстовые арифметические задачи на товарно-денежные отношения

9

Задачи, связанные с налогами

10

Задачи, связанные с налогами

11

Сравнение стоимости товара в процентах

12

Задачи на последовательное увеличение и уменьшение цены на определенное количество процентов

13

Задачи на проценты с экономическим содержанием по теории вероятностей

14

Формула сложных процентов

15

Решение задач на вклады

16

Решение задач на вклады

17

Дифференцированные и аннуитетные платежи

18

Решение задач на кредиты с аннуитетными платежами

19

Решение задач на кредиты с аннуитетными платежами

20

Решение задач на кредиты с аннуитетными платежами

21

Решение задач на кредиты с дифференцированными платежами

22

Решение задач на кредиты с дифференцированными платежами

23

Решение задач на кредиты с дифференцированными платежами

24

Понятие о задачах оптимизации. Линейное программирование. Понятие оцелевой функции.

25

Логический перебор в задачах оптимизации.

26

Линейные целевые функции с целочисленными точками экстремума.

27

Графическая иллюстрация в задачах на оптимизацию.

28

Линейные целевые функции с нецелочисленными точками экстремума

29

Нелинейные целевые функции с целочисленными точками экстремума .

30

Применение производной к исследованию нелинейных целевых функций.

31

Нелинейные целевые функции с нецелочисленными точками экстремума

32

Нелинейные целевые функции с нецелочисленными точками экстремума

33

Задачи с экономическим содержанием, не вошедшие в предыдущие разделы: на распределение, прибыль и т.п.

34

Задачи с экономическим содержанием, не вошедшие в предыдущие разделы: на распределение, прибыль и т.п.

Итого: 34 часа.

Список информационных источников

Прокофьев

А.А.,

Корянов

А.Г.

ЕГЭ.

Математика.

Профильный

уровень.

Социально-экономические

задачи.

Задание

17.

М.:

Легион,

2019.

-160с.

Садовничий

Ю.В.

ЕГЭ.

Математика.

Профильный

уровень.

Задания

с

развернутым

ответом.

– М.:

издательство

«Экзамен»,

2019.-

654с.

Шестаков

С.А.

ЕГЭ

2018.

Математика.

Задачи

с

экономическим

содержанием. Задача 17 (профильный уровень) /под ред. И.В. Ященко. -

М.:

МЦНМО,

2018.

208с.

ИНТЕРНЕТ ресурсы:

https://4ege.ru/video-matematika

/

-

видеоуроки

по

решению

задачи

№17

https://

www.legionr.ru/webinars/matematika/

 

-

 

вебинары

 

издательства

«Легион»