Проект ?Здоровье и безопасность?
Е.И.Гагарина,
 учитель русского языка
 ГКОУ КШ № 8 г. Арзамаса

Забота о здоровье детей – 
это важнейший труд педагога.
От жизнерадостности, бодрости детей
зависит их духовная жизнь, 
мировоззрение, умственное развитие,
прочность знаний, вера в свои силы.
В. А. Сухомлинский
Состояние здоровья детей и подростков в любом обществе и при любых социально-экономических и политических условиях является проблемой первоочередной важности, так как именно хорошее самочувствие позволяет человеку реализовать физические, духовно-нравственные и социальные возможности, составляющие его потенциал.
Сегодня в обществе наблюдаются снижение культуры здорового образа жизни, недостаточно развитые навыки социальной адаптации, низкий уровень знаний способов выживания в неблагоприятных условиях, неумение оказывать помощь себе и окружающим. И как результат – ослабление здоровья нации, гибель большого количества людей в экстремальных ситуациях.
Обучение школьников бережному отношению к своему здоровью начиная с раннего детства – актуальная задача современного образования, поскольку мы видим резкое уменьшение количества здоровых детей. Этому может быть много объяснений: неблагоприятная экологическая обстановка, снижение уровня жизни, нервно-психические нагрузки и т. д. Весьма существенным фактором ?школьного нездоровья? является неумение самих детей быть здоровыми, то есть невладение ими элементарными навыками здоровьесбережения. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании.
Итак, мы можем сформулировать проблему – недостаточное понимание учащимися важности и ценности ЗОЖ, в связи с чем необходимо формирование положительных мотивационных установок на ведение здорового и безопасного образа жизни. На ее решение и направлен проект ?Здоровье и безопасность?, который реализуется в рамках программы развития школы и носит социально-педагогический, краткосрочный характер.
Цель: создание благоприятных условий для формирования у учащихся с интеллектуальными нарушениями ценностного и ответственного отношения к своему здоровью, устойчивой потребности в ЗОЖ.
Задачи:
расширять информационное пространство по вопросам формирования у обучающихся здорового образа жизни;
обучать практическим способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья;
содействовать развитию у учащихся навыков ЗОЖ;
формировать в семейной среде системы мотивации к активной деятельности и здоровому образу жизни, занятиям физкультурой и спортом, развивать культуру здорового питания;
организовать сотрудничество с партнерскими учреждениями и организациями по пропаганде ЗОЖ.
Ожидаемые результаты:
для детей:
повышение интереса к физкультурным занятиям и спорту; 
сформированные представления о здоровом образе жизни и правилах безопасности жизнедеятельности;
отношение учащихся к своему здоровью как к основному фактору успеха на последующих этапах жизни;
для педагогов:
укрепление физического, психического и социального здоровья детей;
повышение уровня профилактической работы;
умение планировать проектную деятельность;
систематизация методических материалов по итогам реализации проекта;
совершенствование профессионального мастерства через подготовку, организацию и проведение мероприятий проекта;
доверительные, партнерские отношения с детьми и родителями;
для родителей:
активизация участия в школьной жизни ребенка;
сформированная мотивация сотрудничества со школой;
повышение коммуникативной, психолого-педагогической культуры;
самореализация как субъектов образовательной деятельности;
доверительные, партнерские отношения с детьми и педагогами.
Формы и методы:
информационно-аналитические:
анкетирование;
опросы;
консультации;
тренинги;
дискуссии;
наглядно-информационные:
фотовыставки;
презентации;
видеоролик по итогам проекта для учащихся и родителей;
познавательные:
акции;
круглый стол;
информационно-практические занятия;
родительские встречи;
досуговые:
спортивные мероприятия;
совместные праздники, экскурсии;
воспитательные занятия;
итоговые мероприятия проекта – коллективно-творческое дело ?Тропинками безопасности?, игровая программа ?Молодое поколение выбирает здоровье!?
Проект ?Здоровье и безопасность? разработан и реализован творческой группой классных руководителей, воспитателей группы продлённого дня, педагога-психолога, социального педагога, руководителя детского общественного объединения, педагогов дополнительного образования.
Материально-технические условия: специализированные кабинеты, спортивные залы, мультимедийное оборудование, цифровой фотоаппарат, оргтехника.
Целевая аудитория: В проекте принимают участие учащиеся 5–6-х классов и их родители.
План мероприятий проекта
Мероприятия
Цель
Ответственные

Вводная диагностика; психологическое заключение по ее итогам
Определение исходного уровня сформированности стремления учащихся к здоровому образу жизни и навыков его поддержания
Педагог-психолог


Выставка детских рисунков ?Моя семья за ЗОЖ!?
Популяризация здорового образа жизни среди учащихся
Воспитатели группы продлённого дня 

Фестиваль спортивных игр
Формирование у подростков потребности в ЗОЖ; развитие интереса к различным видам спорта
Преподаватель спортивно-массовой работы 

Информационный час ?Моя личная безопасность?
Ознакомление школьников с различными опасными ситуациями и правильным поведением для их предотвращения
Социальный педагог


Акция ?Мы говорим вредным привычкам – НЕТ!?
Пропаганда здорового образа жизни; воспитание чувства коллективизма, товарищества, взаимовыручки; развитие творческого мышления
Председатель детского общественного объединения 


Интеллектуально-спортивная игра ?Молодое поколение выбирает здоровье!?
Популяризация ЗОЖ среди детей и родителей
Классные руководители


Квест-игра ?В поисках здоровья?
Формирование представлений о здоровом образе жизни и изучение практических приемов его поддержания
Классные руководители


Спортивная эстафета  ?Мы – ребята бравые!?
Укрепление здоровья учащихся, развитие физических качеств,  обучение умению быстро и точно выполнять поставленные задания
Классные руководители


Веселые старты ?Дорожная азбука? 
Повторение правил дорожного движения
Преподаватель спортивно-массовой работы

Спортивный КВН ?Богатырские забавы?
Развитие ловкости, внимательности, двигательных навыков, умения взаимодействовать в команде; формирование дружеских отношений между детьми
Преподаватель спортивно-массовой работы

Оформление памятки ?Детская безопасность?
Напоминание родителям о необходимости обучения детей навыкам здорового образа жизни
Педагог-психолог 

Спортивный лабиринт на базе центра внешкольной работы города
Развитие внимания, ловкости, точности движений
Воспитатели группы продлённого дня

Оздоровительная лыжная прогулка (физкультурно-оздоровительная база ?Снежинка?)
Обеспечение активного отдыха, пропаганда здорового образа жизни
Классные руководители

Просмотр фильма ?Движение вверх? с дальнейшим обсуждением
Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну
Классные руководители

Игра по станциям ?Здоровье и безопасность?
Формирование представлений об основных источниках опасности на улице и дома
Классные руководители


Викторина ?Знатоки правильного питания?
Расширение и систематизация знаний учащихся о правильном питании
Классные руководители

Круглый стол с родителями ?Наша семья – за здоровый образ жизни!?
Создание условий для осознания родителями важности проблемы здорового и безопасного образа жизни
Педагог-психолог

Дискуссионная площадка ?Безопасность на улице?
Совершенствование навыков наблюдательности; формирование осознания ответственности за свою жизнь и здоровье
Воспитатели группы продлённого дня

Обсуждение на тему ?Почему погибли люди?? на основе материалов печатных СМИ
Развитие умения работать с печатными изданиями, получать и передавать нужную информацию
Классные руководители

Сюжетно-ролевая игра ?Мои действия в чрезвычайной ситуации?
Закрепление знаний об основах безопасности жизнедеятельности, о правилах поведения в чрезвычайных ситуациях
Воспитатель группы продлённого дня


Посещение пожарной части
Расширение кругозора учащихся; воспитание уважения и интереса к опасной профессии пожарного
Классные руководители

Консультация для родителей детей группы риска ?Организация активного семейного отдыха в каникулы?
Формирование представлений родителей о значимости активного семейного отдыха в каникулы
Социальный педагог


Создание видеоролика ?По страничкам проекта “Здоровье и безопасность”?
Формирование у учащихся чувства удовлетворения своей деятельностью в рамках реализации проекта
Руководитель проекта


Коллективное оформление плаката ?Везде и всюду будем осторожны!?
Обучение школьников планированию, обобщению и оформлению собранного материала
Классные руководители; воспитатели группы продлённого дня

Фотоотчет по реализации проекта ?Здоровье и безопасность?
Иллюстрированный отчет о проведенных мероприятиях в фойе школы
Руководитель проекта


Коллективно-творческое дело ?Тропинками безопасности?
Формирование у учащихся навыков здорового и безопасного образа жизни
Воспитатели группы продлённого дня


Совместное посещение детьми и родителями физкультурно-оздоровительного комплекса (ледовой арены) с последующим оформлением фоторепортажа
Обучение учащихся и родителей практическим приемам организации совместного досуга в семье
Классные руководители

Итоговая диагностика по проекту ?Здоровье и безопасность?
Оценка уровня сформированности у обучающихся знаний о здоровом и безопасном образе жизни
Педагог-психолог

Обобщение и систематизация материалов проекта
Подведение и обобщение итогов проекта, анализ эффективности проектной деятельности, оформление отчетной документации
Руководитель проекта



Оценка эффективности проекта проходила при помощи опросов и анкетирования его участников и организаторов, совместного обсуждения промежуточных и заключительных результатов, отзывов учащихся, педагогов и родителей о проведенных мероприятиях.
Полученные результаты позволили сделать выводы о том, что: 
проект оказался успешным и значимым для образовательной организации;
участники удовлетворены своей деятельностью в рамках его реализации;
были применены эффективные формы и методы работы с учетом возрастных и психофизических особенностей детей;
повысился уровень понимания учащимися и родителями ценностного и ответственного отношения к здоровью;
у участников проекта были сформированы мотивационные установки на ведение безопасного и здорового образа жизни;
совместные мероприятия положительно повлияли на удовлетворенность родителей результатами взаимодействия и партнерских взаимоотношений с педагогами и специалистами образовательной организации и позволили включить семьи в развивающее образовательное пространство школы.



ЛИТЕРАТУРА:
Горохова, Н. А. Организация здоровьесбережения в школе / Н. А. Горохова // ОБЖ. - 2010. - № 7. - С. 33-38. 
Дик, Н. Ф. Как прожить долгую и здоровую жизнь / Н. Ф. Дик. – Ростов н/Д. : Феникс, 2010. – 316 с.
Дичев, Т. Осторожно, дети! / Т. Дичев // Спортивная жизнь России. – 2009. – № 10. – С. 19–21. 
Козлова, В. Рациональная пирамида / В. Козлова // Будь здоров. – 2010. – № 8. – С. 5–10. 
Положение молодежи в России : аналитический доклад / М. Л. Агранович, Н. Королева, А. В. Полетаев [и др.]. – М. : Машмир, 2005. – 168 с.
Синягина, Н. Ю. Здоровье как образ жизни / Н. Ю. Синягина, И. В. Кузнецова // Здоровье всех от А до Я. – 2007. – № 2. – С. 41–47.
Факторы риска и состояние здоровья учащихся / М. В. Антропова, Г. Г. Манке, Г. В. Бородкина [и др.] // Здравоохранение Российской Федерации. – 2008. – № 3. – С. 29–30.
http://www.maam.ru.
http://www.nsportal.ru.
http://www.rfsport.info.
http://www.spbstu.ru.
http://www.zdorovajaplaneta.ru.