Проект ?Здоровье и безопасность? Е.И.Гагарина, учитель русского языка ГКОУ КШ № 8 г. Арзамаса Забота о здоровье детей – это важнейший труд педагога. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. В. А. Сухомлинский Состояние здоровья детей и подростков в любом обществе и при любых социально-экономических и политических условиях является проблемой первоочередной важности, так как именно хорошее самочувствие позволяет человеку реализовать физические, духовно-нравственные и социальные возможности, составляющие его потенциал. Сегодня в обществе наблюдаются снижение культуры здорового образа жизни, недостаточно развитые навыки социальной адаптации, низкий уровень знаний способов выживания в неблагоприятных условиях, неумение оказывать помощь себе и окружающим. И как результат – ослабление здоровья нации, гибель большого количества людей в экстремальных ситуациях. Обучение школьников бережному отношению к своему здоровью начиная с раннего детства – актуальная задача современного образования, поскольку мы видим резкое уменьшение количества здоровых детей. Этому может быть много объяснений: неблагоприятная экологическая обстановка, снижение уровня жизни, нервно-психические нагрузки и т. д. Весьма существенным фактором ?школьного нездоровья? является неумение самих детей быть здоровыми, то есть невладение ими элементарными навыками здоровьесбережения. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании. Итак, мы можем сформулировать проблему – недостаточное понимание учащимися важности и ценности ЗОЖ, в связи с чем необходимо формирование положительных мотивационных установок на ведение здорового и безопасного образа жизни. На ее решение и направлен проект ?Здоровье и безопасность?, который реализуется в рамках программы развития школы и носит социально-педагогический, краткосрочный характер. Цель: создание благоприятных условий для формирования у учащихся с интеллектуальными нарушениями ценностного и ответственного отношения к своему здоровью, устойчивой потребности в ЗОЖ. Задачи: расширять информационное пространство по вопросам формирования у обучающихся здорового образа жизни; обучать практическим способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья; содействовать развитию у учащихся навыков ЗОЖ; формировать в семейной среде системы мотивации к активной деятельности и здоровому образу жизни, занятиям физкультурой и спортом, развивать культуру здорового питания; организовать сотрудничество с партнерскими учреждениями и организациями по пропаганде ЗОЖ. Ожидаемые результаты: для детей: повышение интереса к физкультурным занятиям и спорту; сформированные представления о здоровом образе жизни и правилах безопасности жизнедеятельности; отношение учащихся к своему здоровью как к основному фактору успеха на последующих этапах жизни; для педагогов: укрепление физического, психического и социального здоровья детей; повышение уровня профилактической работы; умение планировать проектную деятельность; систематизация методических материалов по итогам реализации проекта; совершенствование профессионального мастерства через подготовку, организацию и проведение мероприятий проекта; доверительные, партнерские отношения с детьми и родителями; для родителей: активизация участия в школьной жизни ребенка; сформированная мотивация сотрудничества со школой; повышение коммуникативной, психолого-педагогической культуры; самореализация как субъектов образовательной деятельности; доверительные, партнерские отношения с детьми и педагогами. Формы и методы: информационно-аналитические: анкетирование; опросы; консультации; тренинги; дискуссии; наглядно-информационные: фотовыставки; презентации; видеоролик по итогам проекта для учащихся и родителей; познавательные: акции; круглый стол; информационно-практические занятия; родительские встречи; досуговые: спортивные мероприятия; совместные праздники, экскурсии; воспитательные занятия; итоговые мероприятия проекта – коллективно-творческое дело ?Тропинками безопасности?, игровая программа ?Молодое поколение выбирает здоровье!? Проект ?Здоровье и безопасность? разработан и реализован творческой группой классных руководителей, воспитателей группы продлённого дня, педагога-психолога, социального педагога, руководителя детского общественного объединения, педагогов дополнительного образования. Материально-технические условия: специализированные кабинеты, спортивные залы, мультимедийное оборудование, цифровой фотоаппарат, оргтехника. Целевая аудитория: В проекте принимают участие учащиеся 5–6-х классов и их родители. План мероприятий проекта Мероприятия Цель Ответственные Вводная диагностика; психологическое заключение по ее итогам Определение исходного уровня сформированности стремления учащихся к здоровому образу жизни и навыков его поддержания Педагог-психолог Выставка детских рисунков ?Моя семья за ЗОЖ!? Популяризация здорового образа жизни среди учащихся Воспитатели группы продлённого дня Фестиваль спортивных игр Формирование у подростков потребности в ЗОЖ; развитие интереса к различным видам спорта Преподаватель спортивно-массовой работы Информационный час ?Моя личная безопасность? Ознакомление школьников с различными опасными ситуациями и правильным поведением для их предотвращения Социальный педагог Акция ?Мы говорим вредным привычкам – НЕТ!? Пропаганда здорового образа жизни; воспитание чувства коллективизма, товарищества, взаимовыручки; развитие творческого мышления Председатель детского общественного объединения Интеллектуально-спортивная игра ?Молодое поколение выбирает здоровье!? Популяризация ЗОЖ среди детей и родителей Классные руководители Квест-игра ?В поисках здоровья? Формирование представлений о здоровом образе жизни и изучение практических приемов его поддержания Классные руководители Спортивная эстафета ?Мы – ребята бравые!? Укрепление здоровья учащихся, развитие физических качеств, обучение умению быстро и точно выполнять поставленные задания Классные руководители Веселые старты ?Дорожная азбука? Повторение правил дорожного движения Преподаватель спортивно-массовой работы Спортивный КВН ?Богатырские забавы? Развитие ловкости, внимательности, двигательных навыков, умения взаимодействовать в команде; формирование дружеских отношений между детьми Преподаватель спортивно-массовой работы Оформление памятки ?Детская безопасность? Напоминание родителям о необходимости обучения детей навыкам здорового образа жизни Педагог-психолог Спортивный лабиринт на базе центра внешкольной работы города Развитие внимания, ловкости, точности движений Воспитатели группы продлённого дня Оздоровительная лыжная прогулка (физкультурно-оздоровительная база ?Снежинка?) Обеспечение активного отдыха, пропаганда здорового образа жизни Классные руководители Просмотр фильма ?Движение вверх? с дальнейшим обсуждением Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну Классные руководители Игра по станциям ?Здоровье и безопасность? Формирование представлений об основных источниках опасности на улице и дома Классные руководители Викторина ?Знатоки правильного питания? Расширение и систематизация знаний учащихся о правильном питании Классные руководители Круглый стол с родителями ?Наша семья – за здоровый образ жизни!? Создание условий для осознания родителями важности проблемы здорового и безопасного образа жизни Педагог-психолог Дискуссионная площадка ?Безопасность на улице? Совершенствование навыков наблюдательности; формирование осознания ответственности за свою жизнь и здоровье Воспитатели группы продлённого дня Обсуждение на тему ?Почему погибли люди?? на основе материалов печатных СМИ Развитие умения работать с печатными изданиями, получать и передавать нужную информацию Классные руководители Сюжетно-ролевая игра ?Мои действия в чрезвычайной ситуации? Закрепление знаний об основах безопасности жизнедеятельности, о правилах поведения в чрезвычайных ситуациях Воспитатель группы продлённого дня Посещение пожарной части Расширение кругозора учащихся; воспитание уважения и интереса к опасной профессии пожарного Классные руководители Консультация для родителей детей группы риска ?Организация активного семейного отдыха в каникулы? Формирование представлений родителей о значимости активного семейного отдыха в каникулы Социальный педагог Создание видеоролика ?По страничкам проекта “Здоровье и безопасность”? Формирование у учащихся чувства удовлетворения своей деятельностью в рамках реализации проекта Руководитель проекта Коллективное оформление плаката ?Везде и всюду будем осторожны!? Обучение школьников планированию, обобщению и оформлению собранного материала Классные руководители; воспитатели группы продлённого дня Фотоотчет по реализации проекта ?Здоровье и безопасность? Иллюстрированный отчет о проведенных мероприятиях в фойе школы Руководитель проекта Коллективно-творческое дело ?Тропинками безопасности? Формирование у учащихся навыков здорового и безопасного образа жизни Воспитатели группы продлённого дня Совместное посещение детьми и родителями физкультурно-оздоровительного комплекса (ледовой арены) с последующим оформлением фоторепортажа Обучение учащихся и родителей практическим приемам организации совместного досуга в семье Классные руководители Итоговая диагностика по проекту ?Здоровье и безопасность? Оценка уровня сформированности у обучающихся знаний о здоровом и безопасном образе жизни Педагог-психолог Обобщение и систематизация материалов проекта Подведение и обобщение итогов проекта, анализ эффективности проектной деятельности, оформление отчетной документации Руководитель проекта Оценка эффективности проекта проходила при помощи опросов и анкетирования его участников и организаторов, совместного обсуждения промежуточных и заключительных результатов, отзывов учащихся, педагогов и родителей о проведенных мероприятиях. Полученные результаты позволили сделать выводы о том, что: проект оказался успешным и значимым для образовательной организации; участники удовлетворены своей деятельностью в рамках его реализации; были применены эффективные формы и методы работы с учетом возрастных и психофизических особенностей детей; повысился уровень понимания учащимися и родителями ценностного и ответственного отношения к здоровью; у участников проекта были сформированы мотивационные установки на ведение безопасного и здорового образа жизни; совместные мероприятия положительно повлияли на удовлетворенность родителей результатами взаимодействия и партнерских взаимоотношений с педагогами и специалистами образовательной организации и позволили включить семьи в развивающее образовательное пространство школы. ЛИТЕРАТУРА: Горохова, Н. А. Организация здоровьесбережения в школе / Н. А. Горохова // ОБЖ. - 2010. - № 7. - С. 33-38. Дик, Н. Ф. Как прожить долгую и здоровую жизнь / Н. Ф. Дик. – Ростов н/Д. : Феникс, 2010. – 316 с. Дичев, Т. Осторожно, дети! / Т. Дичев // Спортивная жизнь России. – 2009. – № 10. – С. 19–21. Козлова, В. Рациональная пирамида / В. Козлова // Будь здоров. – 2010. – № 8. – С. 5–10. Положение молодежи в России : аналитический доклад / М. Л. Агранович, Н. Королева, А. В. Полетаев [и др.]. – М. : Машмир, 2005. – 168 с. Синягина, Н. Ю. Здоровье как образ жизни / Н. Ю. Синягина, И. В. Кузнецова // Здоровье всех от А до Я. – 2007. – № 2. – С. 41–47. Факторы риска и состояние здоровья учащихся / М. В. Антропова, Г. Г. Манке, Г. В. Бородкина [и др.] // Здравоохранение Российской Федерации. – 2008. – № 3. – С. 29–30. http://www.maam.ru. http://www.nsportal.ru. http://www.rfsport.info. http://www.spbstu.ru. http://www.zdorovajaplaneta.ru.
Проект «Здоровье и безопасность»