Г. Льгов

Методическая разработка

“ВОСПИТАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА”

Автор: учитель русского языка и литературы МБОУ “Средняя общеобразовательная школа №5 города Льгова” Курской области Пивоварова Елена Михайловна

2024 г.

Государственный стандарт образования нацелен на сохранение психического и физического здоровья обучающихся, так как это определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал нашей Родины. В соответствии с Законом РФ “Об образовании”, здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования.

Динамическое наблюдение за состоянием здоровья детского населения выявило стойкую тенденцию ухудшения показателей здоровья. По данным Научно - исследовательского института гигиены и охраны здоровья детей и подростков, количество здоровых детей снизилось в три раза. Здоровыми можно назвать лишь десять процентов от общего количества учеников.

Поскольку в школе ребята проводят большую часть своего времени, необходимо, чтобы содержание урока, формы организации учебной и внеурочной деятельности являлись источником информации о здоровье и здоровом образе жизни. Урок - это основная единица образовательного процесса.

Материал, представленный вашему вниманию, авторский. Он появился благодаря наблюдениям за детьми: их образом мысли, поведением, импульсивными действиями. Тексты оснащены грамматическим сопровождением. Надеюсь, выполняя задания, обучающиеся станут грамотнее не только в науке «Русский язык», но и в науке о сохранении собственного здоровья и здоровья социума.

Основные темы текстов:

1)Гигиена и режим. 2)Дисциплина. 3)Вредные привычки. 4)Действия и поступки.

Грамматическое сопровождение к текстам соответствует изучаемым или уже изученным темам.

ГИГИЕНА И РЕЖИМ

РУКИ МОЙ ПЕРЕД ЕДОЙ !!! (5 -6 класс)

По ногтям ползут микробы: Руки грязные у Вити. Вы, микробы, поживите: Пять минут - и кушать Вите.

Будет он микробы кушать Вместе с хлебом и котлеткой, Потому что даже слушать Никого не хочет детка!

Скоро заболеет Витя… «Нет! Не надо!»- говорите?! - Ну тогда совет простой: Руки мой перед едой!

1) Назовите основную мысль текста.

2) Выпишите глаголы, определите их спряжение и вид.

3) Выпишите глаголы в повелительном наклонении. Выполните их морфемный разбор. 4) Выпишите предложение с обращением, объясните постановку знаков препинания.

5) Объясните лексическое значение слова «микроб».

Подберите синоним к этому слову. 6) К какой части речи можно отнести слово « мой»? Докажите, составив предложения. Как называются такие слова?

КИСКУ ЦЕЛОВАЛА… (5 - 6 класс)

Маша киску целовала. Киска мыла лапки, хвостик…

Эта девочка не знала,

Что спешат проблемы в гости…

Скоро заболит животик…

Гости, как вы там живёте?.. Счастлив будет яйцеглист,

Если рот у вас нечист!!!

1) Назовите основную мысль текста.

2) Выпишите глаголы. Определите их спряжение.

3) Выпишите слова с проверяемыми безударными гласными в корне слова. Письменно объясните выбор орфограммы.

4) Выполните морфемный разбор глаголов в прошедшем времени. 5) Выпишите предложение с обращением. Объясните постановку знаков препинания. 6) Выполните фонетический разбор слова «живёте».

ПОМОГАЕТ ЗЕЛЁНКА… ((5 -6 класс)

Маша бежала по скользкой дорожке. Вдруг подвели её резвые ножки…

Сбито колено. Обидно до слёз, Что поцарапан хорошенький нос.

Слёзы не лей, успокойся, девчонка! Детям от ссадин поможет зелёнка! Капнешь на ватку - и нету проблем! Ведь красоту не испортишь ничем!

1) Какова основная мысль текста? 2) Какое средство выразительности лежит в основе текста?

3) Назовите разговорные слова. Объясните их роль в тексте.

4) Найдите в тексте односоставные предложения. 5) Выпишите фразеологизмы.

6) Подберите синоним к слову «резвые».

7) Выпишите предложение с обращением. Объясните постановку знаков препинания.

МАЛЬЧИК «ЗАБОЛЕЛ» (8 класс)

Покраснели глазки что- то… Ломит спинка и висок…

Папа прибежал с работы:

Может, заболел сынок?..

Как в углу валялись книжки У подростка у мальчишки, Так лежат себе без дел…

Точно, мальчик «заболел»:

Не решал совсем задачу… И не открывал дневник…

(Ошивался снова, значит, В интернете ученик!..)

Берегите, детки, глазки! Почитайте лучше сказки!

Не ходите в интернет Утром, ночью и в обед!

Пострашнее, чем трясина, Интернета паутина... Зацепился - и подсел, Если маешься без дел...

1) Обозначьте проблему текста.

2) Подчеркните однородные члены предложения. 3) Найдите односоставные предложения. Определите их вид. 4) Определите стилистическую окраску слова «ошивался». Подберите стилистически нейтральный синоним. 5) Подберите синоним к слову «распорядок».

6) Объясните роль вводной конструкции в тексте.

КАК НЕ НАДО… (8 класс)

Девчонки- восьмиклассницы У зеркала вертелись. Припудрились, «подкрасились», Друг к дружке присмотрелись…

Час- в ожиданье праздника… Нашлась у них помада!

Девчонки губы красили. ак надо и не надо!)

Потом одной расчёской Поправили причёски…

Одним флакончиком духов Привлечь решили женихов…

Все, дружно, по порядку Кусали шоколадку… Шоколадка- вкусно очень! (На троих- один кусочек!)

По глоточку лимонада - Что ещё девчонкам надо?!

Осторожно, понемножку, - Все попили на дорожку!.. Ситуация знакома?..

С ОРЗ - полкласса дома!..

1) Назовите основную мысль текста.

2) Подчеркните приложение. Объясните знаки препинания.

3) Объясните постановку тире. 4) Найдите вставные конструкции. 5) Найдите односоставные предложения, определите их вид. 6) Объясните правописание приставки при- в словах.

ДИСЦИПЛИНА

ПОЗАБЫВ ПОРТФЕЛЬ И КНИЖКИ… (7 класс)

Приставалки! Догонялки!

Камни! Дротики и палки!..

Позабыв портфель и книжки, За углом дрались мальчишки.

Громко спорили, кричали… (Пацаны «права качали»). Лучше б, мальчики, в спортзале Не «права» - « мышцу» качали… Каждый: тощий, рыжий, длинный – Соблюдай- ка дисциплину! С пользой проводи досуг! Занимайся спортом, друг!

1) Назовите основную мысль текста. 2) Найдите предложение с деепричастным оборотом. Объясните постановку знаков препинания. 3) Подчеркните однородные члены предложения. 4) Объясните знаки препинания в предложении с обобщающим словом при однородных членах предложения. Подчеркните однородные члены предложения и обобщающее слово при них. 5) Найдите предложение с обращением. Объясните постановку знаков препинания. 6) Выпишите частицы. Определите их разряд.

ПРИКУСИ – КА ЯЗЫЧОК… (9 класс)

Берегите, дети, уши: Ходит по двору Андрюша! Хоть и выглядит опрятно, С ним общаться неприятно, Потому что каждый миг Он срывается на крик. Всем реально надоел Вопль в сто сорок децибел! Оттого и вянут уши У Катюши и Кирюши… И неясно, кому хуже: С мальчиком никто не дружит! Хочется сказать: «Дружок, Прикуси-ка язычок!» Потому что, без сомненья, Люди ценят уваженье!»

1) Определите проблему текста. 2) Найдите в тексте фразеологизмы. Объясните их лексическое значение и роль в тексте. Какими членами предложения они являются? 3) Найдите в тексте сложноподчинённые предложения. Определите тип придаточных предложений.

4) Выпишите из текста разговорные слова.

5) Найдите односоставные предложения. Подчеркните в каждом из них главный член и определите вид односоставного предложения. 6) Найдите в тексте предложения с обращением. Объясните знаки препинания.

ЗДЕСЬ ПОБЫВАЛИ МАЛЬЧИШКИ… (5 класс)

В уютном мирке на зелёной лужайке Уселись тихонько пушистые зайки, Цыплята из плюша и мишки, Здесь куклы, клубочки и книжки.

Здесь мир и покой. Здесь играют девчонки. Поодаль от мальчиков сели в сторонке: Все знают, что эти мальчишки Разбойники и шалунишки.

В уютном мирке на зелёной лужайке Валяются рядом цыплята и зайки, Клубочки, картинки и мишки… Ведь здесь побывали мальчишки!

В уютный мирок, где игрушки и книжки, Не нужно вторгаться с разбоем, мальчишки, Чтоб ваши подружки-девчонки Не прятались где-то в сторонке!

1) Назовите основную мысль текста.

2) Выпишите слова с проверяемыми безударными гласными в корне слова, подберите к ним проверочные слова.

3) Подчеркните однородные члены предложения.

4) Подберите синоним к слову «поодаль». Определите стилистическую окраску слова.

5) Выпишите слово-исключение.

НЕ СТРАШНО ?.. (8 класс)

Звуки стихают, и гаснут огни. Редкие блики на лицах… Детям - тринадцать. Гуляют одни… Мама, ну как тебе спится?! Разве не страшно, что маленький сын Ночью, без взрослых, вне дома- один?

И почему неразумная дочь, Ярко накрасив ресницы, Где- то в компании встретила ночь?! Папа, ну как тебе спится?

Мамы и папы! Ну что тут сказать? Вольности - это уж слишком... Ночь на дворе - значит, следует спать Вашим любимым детишкам.

Пусть будет веским и значимым самым Твёрдое слово и папы, и мамы!

1) Назовите основную мысль текста. 2) Найдите односоставные предложения, определите их вид.

3) Найдите в тексте предложения с обращением. Объясните постановку знаков препинания.

4) Подчеркните обособленное обстоятельство.

5) Выпишите слово в переносном значении, подберите к нему синоним. 6) Найдите контекстные синонимы.

ИЗБАЛОВАННЫЕ ДОЧКИ (8 класс)

Накладные ноготочки… До бровей- реснички… И торчат из каждой точки Двадцать две косички… Гель - Шеллак блестит гламурно На ногтях у дочки… Папе скоро станет дурно: Это лишь цветочки… Крем, бальзам, лосьон, помада… Очень много дочке надо… Ну а дочке невдомёк, Что худеет кошелёк…

Бухгалтерия простая:

До зарплаты деньги тают. За пятнадцать дней вперёд

Папа счёт деньгам ведёт:

“Завтра дочери, похоже, Нужно дать на чистку кожи, На коррекцию бровей...

Хватит тысячи рублей?..

Заказали дочке платье...

(К выходным его оплатим) Всё оплатим... А потом Вновь у бабушки займём.

Очень много нужно дочке: Туфли , кофточки, носочки.

И “ни охнуть, ни вздохнуть:

Снова будет губы дуть!”

Дочери - тринадцать лет.

Всё печально.. ”Спору нет”,

Потому что “лишь цветочки”-

Избалованные дочки!..

1) Назовите основную мысль текста.

2) Подберите синоним к слову «гламурно».

3) Подчеркните однородные члены предложения. 4) Выпишите фразеологизм(-ы), объясните их значение. 5) Определите вид односоставных предложений, встречающихся в тексте. Подчеркните главный член предложения. 6) Подберите стилистически нейтральный синоним к слову «худеет».

ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ

ИЛИ ХОЧЕШЬ ТЫ К ВРАЧУ?! (5 -6 класс)

Не грызи зубами ручку! Не кусай карандаши! Инструменты у дантиста «Ой- ой- ой» как хороши!

Или хочешь ты к врачу?! Что ж … Тогда я помолчу...

1) Назовите основную мысль текста. 2) Выпишите глаголы в повелительном наклонении. Выполните морфологический разбор этих глаголов. 3) Выпишите глагол во втором лице. Определите его спряжение и объясните правописание. 4) Объясните лексическое значение слова «дантист», подберите к нему синонимы. 5) Объясните, для чего использована фигура умолчания. 6) Произведите фонетический разбор слова «хороши». Какая это часть речи?

ОЧЕНЬ ВКУСНО БЫЛО … (8 класс)

Очень вкусно было Ксюше: Ела пиццу, ела суши.

Соком запила обед И “добавила” омлет. Чипсы в ход пошли, печенье, Апельсины и варенье, Курага и мармелад, Хлопья, киви, шоколад… Фильм любимый посмотрела - Всё, что было, - то и съела… Мы «про что»?..

А вот «про это»: «Толку нету от диеты!..» Глазки вытирает Ксюша:

“Что ещё мне нужно скушать?!.”

1) Обозначьте проблему текста. 2) Подчеркните однородные члены предложения. 3) Найдите односоставные предложения. Определите их вид. 4)Найдите в тексте фразеологизмы.

5) Назовите разговорные слова и выражения.

Объясните их роль в тексте. 6) Подберите стилистически нейтральный синоним к слову «добавила».

НОЧЬ – ДЛЯ СНА …(8 класс)

Носик морщит Юлечка: «Ну ещё граммулечку… Мне б ещё минуток пять На диване полежать…

Повернуться…Потянуться… Не могу никак проснуться… Ни единого желанья: Общее не-до-мо-ганье!..» …Нет управы на ребят: Мамы, папы крепко спят, А Танюшки и Андрюшки У компьютеров сидят… Геймеры по всей стране День проводят в полусне , Потому что детки эти Ночью бродят в интернете… Юля! Ты едва «скрипишь», Потому что мало спишь! Ночь - для сна - не для игры Повзрослевшей детворы.

1)Обозначьте проблематику текста. Назовите основную проблему и проблемы-следствия из основной проблемы. 2) Найдите односоставные предложения. Определите их вид. 3) Найдите фразеологизмы и подберите к ним стилистически нейтральные синонимы.

4) Найдите метафоры. Объясните их значение и роль в тексте.

5) Объясните синтаксическую роль тире в последнем предложении текста. 6) Найдите метонимию.

СИГАРЕТЫ - ЭТО ЯД !!!(9 класс)

Что горит? Откуда это?

Потянула носом Света…

Ясно всё: усевшись в ряд, Три курильщика «дымят»…

На скамейке у крыльца

Сигаретами отца!

Света строго посмотрела,

А потом взялась за дело. (Всё же - старшая сестра! Значит, действовать пора!) Как же братьям объяснить, Что огромный вред - курить? Аргументы слабоваты?.. Здесь не дети виноваты: Их отец- курильщик рьяный. (Да ещё частенько пьяный…) И от правды не уйти!.. Как же братьев ей спасти?!

Не поможет папа Свете… Вырастут больными дети… Чтобы братьев воспитать, Нужно с папы начинать! Сигареты- это яд Для отцов и для ребят

1) Обозначьте проблематику текста. 2) Выпишите разговорные слова и подберите к ним стилистически нейтральные синонимы. 3) Найдите риторические вопросы; объясните их роль в тексте. 4) Найдите односоставные предложения. Определите их вид. 5) Объясните синтаксическую роль тире в предложениях текста. 6) Подберите синоним к слову «аргументы»? 7) В первой строфе подчеркните грамматическую основу предложений. Какими частями речи выражены главные члены?

ОН ВСЕГДА СО МНОЙ… (6 класс)

С ним всегда я просыпаюсь, С ним я друга разбужу,

Завтракаю, одеваюсь, На уроки с ним хожу.

Он всегда со мною в ванне. Он вообще везде со мной! На балконе! На диване! В будний день и в выходной!

На контрольной - мой спаситель,

А когда читаю стих, Недоволен мой учитель, Если он в руках моих! Вы ещё не догадались?! Ну, конечно ж, это он! …Мой спаситель! ...Мой мучитель! Мой мобильный телефон!

1) Какова основная проблема текста? 2) Выпишите слова с приставками. Выделите морфему.

3) Объясните лексическое значение слова «мобильный».

4) Подберите антоним к слову «будний». 5) Выпишите имя прилагательное в значении имени существительного. 6) Выполните фонетический разбор слова «всегда».

7) Подчеркните местоимения как часть речи. Определите их разряд.

НА ПЛОЩАДКЕ ОТ “ГАЗПРОМА”(8 класс)

На площадке от «Газпрома» Мальчики почти как дома. “Три часа гоняют мяч! Очень интересный матч!”

Стали красными три дома У площадки от “Газпрома”: Нецензурные слова Переносятся едва! На площадке от «Газпрома» Только ноги, видно, «дома», Если «варит» голова Неприличные слова! На площадке от «Газпрома» Тело всё должно быть «дома», Чтоб ненужные слова Не кричала голова…

1) Назовите основную мысль текста. 2) Назовите синтаксические средства выразительности. Объясните их роль в тексте.

3) Подчеркните грамматические основы предложений. Назовите тип сказуемых. 4) Найдите вводное слово.

5) Найдите в тексте контекстные синонимы. 6) Найдите метонимию. Какова её роль в тексте?

ДЕЙСТВИЯ И ПОСТУПКИ

БЫЛ СИЛЬНЫЙ МОРОЗ … (6 класс)

«Однажды в студёную зимнюю пору Я из лесу вышел… Был сильный мороз…» Совсем не заметил, Как очень уж скоро Стал белым и твёрдым Холодный мой нос. Ладошки свои я к нему приложу, Потом осторожно на них подышу… Не тру его снегом: Всё знаю уже… Помощник мне в этом - урок ОБЖ!

1) Назовите основную мысль текста. 2) Вспомните, кому принадлежит цитата из текста. Назовите произведение. Какова роль цитирования в русском языке и в предложенном тексте? 3) Подчеркните местоимения как часть речи. Определите их разряд. 4) Объясните постановку тире в последнем предложении текста. 5) Подберите синоним к слову» студёный».

6) Подчеркните однородные члены предложения.

БЕРЕГИТЕ МАМУ!!! (5 – 6кл)

В каждом доме мама Учит сына, дочку Спинку держать прямо, Чистить нос платочком, Слушать, когда надо, Не бежать, как ветер… Ведь для мамы чадо- Главное на свете!

И не слушать маму

Было бы ошибкой,

Ведь залог здоровья-

Мамина улыбка! Мама улыбнётся – Счастье в целом свете! Берегите маму, Дорогие дети!

1) Определите проблему текста. 2) Объясните знаки препинания в первом предложении текста. 3) Выпишите слова с орфограммой «Проверяемые безударные гласные в корне слова», подберите к ним проверочные слова.

4) Определите спряжение глаголов. 5) Выполните морфемный разбор глагола «чистить».

6) Выполните фонетический разбор слова «счастье».

ХОРОШО ПРИЛЕЖНЫМ БЫТЬ!!! (9 класс)

Как хорошо прилежным быть: Не нужно в школе говорить, Что дома позабыл тетрадки, Что разболелась голова, Что в тексте не видны слова, И врать, краснея, про «накладки». Из книжки вырывать страницы… (Ох, нелегко сейчас учиться ) Порядок строгий соблюдать: По времени ложиться спать, По времени учить уроки, Всё делать вовремя и в сроки. Ходить в спортзал, гулять, читать, По дому маме помогать… Всем нужно к этому стремиться И над самим собой трудиться!

1) Назовите основную мысль текста. 2) Объясните постановку двоеточия в первом предложении текста. 3) Определите тип односоставных предложений в тексте.

4) Подберите синоним к слову «прилежный».

5) Найдите предложение с обособленным обстоятельством.

6) Выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне слова. Объяснить написание.

УЮТНО В ДОМЕ И В ДУШЕ … (8 класс)

Спешил домой из школы сын.

Была длинна дорога. Ребёнок он в семье один - Одна в семье «подмога»! Успел он сделать много дел: Убрал свои игрушки, Сам разогрел обед и съел И спрятал в шкаф подушки. Посуду вымыл, вытер стол, Поставил ровно книжки… Гулять он даже не пошел, Когда пришли мальчишки! И был он счастлив оттого, Что сделал всю работу, Что папа похвалил его, Что с мамы снял заботу… И бабушка теперь уже Не смотрит с укоризной… Уютно в доме и в душе - Здоровый образ жизни!

1) Какова основная мысль текста? 2) Найдите односоставное предложение; определить его вид.

3) Выпишите составные именные сказуемые. 4) Подберите синоним к слову «укоризна». 5) Выпишите местоимения; определите их разряд.

НЕ ДРАЗНИТЕ РЫЖИХ! (8 КЛАСС)

Осветило солнышко Рыжие реснички.

На плечах Алёнушки –

Рыжие косички.

«Солнцем поцелована»,- Говорят в сторонке… Отчего ж взволнована Девочка Алёнка?

Потому что у подружек Нет на щёчках конопушек! Потому что нос в рыжинках Не у Тани и Алинки!

И зелёные глаза Только у неё в слезах!.. Потому что каждый день Дразнят все, кому не лень!

Погоди, Алёнушка!

Не волнуй сердечко! Заблестят на солнышке Рыжие колечки.

Все мальчишки влюбятся В зелень глаз открытых, И, как сон, забудутся Детские обиды… «Здорово, что рыжая,»- Скажут вдруг взволнованно, Потому что рыжая- Солнцем поцелована!

1) Назовите основную мысль текста.

2) Выпишите составные именные сказуемые.

3) Найдите односоставные предложения, укажите их вид.

4) Найдите фразеологизмы, объясните их значение.

5) Выпишите разговорные слова, подберите к ним синонимы.

6) Выпишите слова с уменьшительно-ласкательным значением, выполните морфемный разбор.

СТРАШНАЯ МЕСТЬ (5 -6 класс)

Выпал снег. Замёрзли лужи. Вовочка лежит (простужен). Нос заложен… Жалкий вид… С ночи голова трещит… Целый день друзья трезвонят… Вовочка лишь в трубку стонет… Ничего не говорит: Горло у него болит…

Он вчера поспорил с Юлькой, Что проглотит три сосульки. Ну и выиграл пари: Пять сосулек съел не три!

Морщась, мальчик пьёт микстуру:

У него температура,

А обиднее всего - дразнят все до одного!

На зубах у этой Юльки

Побывали три сосульки!..

Расхрустела, а потом

Проглотила снега ком!..

Вова кашляет натужно. Пить лекарство Вове нужно.

Юльке он готовит месть: Хочет семь сосулек съесть!

1) Назовите основную мысль текста. 2) Выпишите слова с проверяемыми безударными гласными в корне слова. Подберите к ним проверочные слова.

3) Выпишите фразеологизмы. Подберите к ним синонимы.

4) Выполните морфемный разбор глаголов ПОСПОРИЛ, ПРОГЛОТИТ, ВЫИГРАЛ.

5) Выполните фонетический разбор слов ПЯТЬ, МЕСТЬ. 6) Подберите стилистически нейтральный синоним к слову ТРЕЗВОНЯТ. Определите стилистическую окраску исходного слова.

БЕРЕГИТЕ ДЕВОЧЕК, РЕБЯТА!!! (5 - 6 класс)

Берегите девочек, ребята! Не дразните, не давайте клички! Девочки совсем не виноваты В том, что вместо чубчиков - косички! Что не так сильны у них ручонки… Что нежнее голоса и лица… Может быть, поэтому девчонкам Очень – очень часто сказка снится… Мальчики и девочки – два мира! Две планеты на одной орбите! Парни – крикуны и командиры, Девочки – нуждаются в защите. Мальчики, когда бывают грубы, Врут, что инцидент не повторится, А девчонки только кривят губы, Опуская вежливо ресницы…

Защищайте девочек, ребята! Помните о совести и чести! Девочки совсем не виноваты, Что глаза у них всегда на мокром месте.

1) Назовите основную мысль текста.

2) Подчеркните грамматическую основу предложений.

3) Найдите фразеологизм(-ы);объясните их значение.

4) Объясните знаки препинания в третьей строфе.

5) Подберите синоним к слову «инцидент». Определите стилистическую окраску исходного слова.

6) Выполните морфологический разбор слов: «сильны», «орбите», «защите».