Урок обучения грамоте 1класс.
Тема: Звуки [х’], [ х ], буква Х, х.
Цель урока: создать условия для ознакомления учащихся с буквой Х,х формировать умение на основе фонетического анализа слов выделять звуки [х], [х’], развить речь, логическое мышление, память.
Задачи урока:
образовательная: отличать новое от уже известного с помощью учителя, формировать познавательные цели, строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;
развивающая: развивать фонематический слух, создать условия для развития эмоционально-чувственной сферы и навыков взаимодействия, способствовать обогащению словарного запаса учащихся новыми словами;
воспитательная: способствовать воспитанию уважительного отношения к окружающим, интереса к изучаемому предмету, воспитывать чувство взаимопомощи, доброты, бережное отношение к хлебу, уважительное отношение к людям труда.
Мотивирование к учебной деятельности.
Психологическая установка на урок.
- А теперь потрите ладошки так, чтобы стало жарко, и быстро передайте тепло своих рук друг другу.
- Закройте глаза и скажите: «Всё у меня получится».
-Что интересного вы заметили, когда шли в школу?
- Что вы ждёте от сегодняшнего урока?
-Чему вы хотите научиться?
-Покажите какое у вас сейчас настроение.
( На доске солнышко. Дети прикрепляют снежинки по цвету)
Мы уже с вами нарядили ёлочку, а сегодня я предлагаю украсить ёлочку ещё и снежинками. Свою работу вы будете оценивать цветом.
3.Звуковая разминка.
«Лошадки»
«Футбол»
«Чистим зубы»
«Задуваем свечи»
«Счёт от 1 до 10»
Скороговорка
Прохор и Пахом ехали верхом.
Актуализа
ция знаний
Игра «Доскажи словечко»
.
Речь бывает…(устная и письменная)
Устную речь мы…(слышим и произносим)
Письменную речь мы…(пишем и читаем)
Наша речь состоит из …(предложений)
Предложение состоит из…(слов)
Слова делятся на…(слоги)
Слоги состоят из…(звуков)
Буквы мы…(читаем и пишем)
Звуки мы…(слышим и произносим)
Звуки бывают…(гласные и согласные)
Согласные бывают…
Подготовительная работа
На доске схемы
-Что вы можете сказать об этих словах, не зная их?
- Чем они похожи?
- Чем различаются?
(Похожи: 2 слога, 4 звука, 2 гласных, 2 согласных, 1-й согласный - звонкий, твёрдый, 2-глухой.
Различаются ударением, в первом слове 2-й согласный - твёрдый, а во втором – мягкий)
-Хотите узнать, что это за слова?
-Тогда отгадайте загадки.
Сладким запахом конфетки
Пахнет стол и табуретка.
Уронила из руки
Я французские … .
(духи)
( Вывешивается картинка)
Я по комнате летаю
Неприятная для слуха.
Извини, но я такая,
Надоедливая… (муха)
(Картинка)
-Соедините картинку со схемой.
Создание
проблемной ситуации
.
-Давайте произнесём ещё раз различающиеся звуки.
-Дайте им характеристику.
- Знакомы нам эти звуки?
-А кто знает, какой буквой они обозначаются на письме? Прочитайте в алфавите, как она называется?
«Открытие» нового знания
1.Формулирование темы и цели урока
-Сформулируйте тему и цели урока.
- Посмотрите на тему урока. Давайте вместе определим задачи урока:
Познакомиться с … (новой буквой и звуками.)
Научимся слышать и отличать … (звуки [х] и [х’] и отличать их от других звуков.)
Учиться читать … (слоги, слова с новой буквой.)
2 .-На что похожа буква Х?
3 -.Вылепите из пластилина букву Х
Первичное закрепление
1.Чтение слогов с этой буквой
( Прочитать слоги:
-радостно;
-грустно;
-вопросительно;
-торжественно).
Физминутка
Игра “Долгожданный гость” (если в слове есть [х], [x’] – это долгожданный гость похлопаем ему, нет – незваный, топаем ему)
-Халат, салат, хижина, лыжня, хобот, робот, хоккей, воздух, хохот, топот, петух, хвост
3. Работа в группе
-Предлагаю вам поработать в группе. Найдите лишнее слово.
- Оставшиеся слова разложите в две корзинки (слова с мягким звуком и слова с твёрдым звуком)
Загадки.
Составление схем.
Я устраиваюсь ловко:
У меня с собой кладовка.
Где кладовка? За щекой!
Вот я хитренький какой!
(Хомяк)
(Ученик у доски составляет звуковую схему слова, остальные обуч-ся - на партах)
- Кто согласен? (Дети сигналят смайликами)
Игра «Слово рассыпалось»
На слайде – БЕЛХ
- Какое слово рассыпалось? (Хлеб)
- Составьте звуковые схемы.
(Учитель у доски тоже составляет схему этого слова, допускает ошибку)
«Ловушка»
- Вы со мной согласны? Почему не согласны? (Дети обосновывают своё решение, помогают исправить ошибку).
6. Игра со звуками( у доски)
Беседа о хлебе.
С буквы Х начинается одно из самых важных слов в нашей жизни. Маленький кусочек хлеба в годы войны спасал человека от голодной смерти. Но, чтобы вырастить такой кусочек хлеба нужно много трудиться большому количеству людей.
Чтение стихотворения.
Он не падает с неба,
Появляется не вдруг.
Чтобы вырос колос хлеба
Нужен труд десятков рук.
(Работа над выразительностью)
Составление пословиц о хлебе (работа в группе)
Не будет хлеба, не будет обеда.
Кто трудиться рад, тот будет хлебом богат.
Без соли не вкусно, без хлеба не сытно.
-Кому не понятен смысл пословиц?
(Дети объясняют смысл пословиц)
Итоговый тест.
1.Найдите слово, в котором звук Х мягкий.
А) халат Б) хитрец В) холод
2. Сколько слогов в слове пароход?
А) 1 Б) 2 В) 3
3. К какому слову подходит эта схема?
А) муха Б) смех В) тихо
Прогнозирование результата
(!,?)
Взаимопроверка по эталону
-Анализ прогнозирования.
Итог урока.
- Какие задачи ставили?
- Удалось ли нам решить поставленные задачи?
14. Рефлексия.
- Оцените свою работу на уроке с помощью таблицы