Урок обучения грамоте 1класс.

Тема: Звуки [х’], [ х ], буква Х, х.

Цель урока: создать условия для ознакомления учащихся с буквой Х формировать умение на основе фонетического анализа слов выделять звуки [х], [х’], развить речь, логическое мышление, память.

Задачи урока:

образовательная: отличать новое от уже известного с помощью учителя, формировать познавательные цели, строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;

развивающая: развивать фонематический слух, создать условия для развития эмоционально-чувственной сферы и навыков взаимодействия, способствовать обогащению словарного запаса учащихся новыми словами;

 воспитательная: способствовать воспитанию уважительного отношения к окружающим, интереса к изучаемому предмету, воспитывать чувство взаимопомощи, доброты, бережное отношение к хлебу, уважительное отношение к людям труда.

Мотивирование к учебной деятельности.

Психологическая установка на урок.

- А теперь потрите ладошки так, чтобы стало жарко, и быстро передайте тепло своих рук друг другу.

- Закройте глаза и скажите: «Всё у меня получится».

-Что интересного вы заметили, когда шли в школу?

- Что вы ждёте от сегодняшнего урока?

-Чему вы хотите научиться?

-Покажите какое у вас сейчас настроение.

( На доске солнышко. Дети прикрепляют снежинки по цвету)

Мы уже с вами нарядили ёлочку, а сегодня я предлагаю украсить ёлочку ещё и снежинками. Свою работу вы будете оценивать цветом.

3.Звуковая разминка.

«Лошадки»

«Футбол»

«Чистим зубы»

«Задуваем свечи»

«Счёт от 1 до 10»

Скороговорка

Прохор и Пахом ехали верхом.

Актуализа

ция знаний

Игра «Доскажи словечко»

.

Речь бывает…(устная и письменная)

Устную речь мы…(слышим и произносим)

Письменную речь мы…(пишем и читаем)

Наша речь состоит из …(предложений)

Предложение состоит из…(слов)

Слова делятся на…(слоги)

Слоги состоят из…(звуков)

Буквы мы…(читаем и пишем)

Звуки мы…(слышим и произносим)

Звуки бывают…(гласные и согласные)

Согласные бывают…

Подготовительная работа

На доске схемы

 

 

 

 

-Что вы можете сказать об этих словах, не зная их?

- Чем они похожи?

- Чем различаются?

(Похожи: 2 слога, 4 звука, 2 гласных, 2 согласных, 1-й согласный - звонкий, твёрдый, 2-глухой.

Различаются ударением, в первом слове 2 согласный - твёрдый, а во втором – мягкий)

-Хотите узнать, что это за слова?

-Тогда отгадайте загадки.

Сладким запахом конфетки
Пахнет стол и табуретка.
Уронила из руки
Я французские … .
(духи)

( Вывешивается картинка)

Я по комнате летаю

Неприятная для слуха.

Извини, но я такая,

Надоедливая… (муха)

(Картинка)

-Соедините картинку со схемой.

Создание

проблемной ситуации

.

-Давайте произнесём ещё раз различающиеся звуки.

-Дайте им характеристику.

- Знакомы нам эти звуки?

-А кто знает, какой буквой они обозначаются на письме? Прочитайте в алфавите, как она называется?

«Открытие» нового знания

1.Формулирование темы и цели урока

-Сформулируйте тему и цели урока.

- Посмотрите на тему урока. Давайте вместе определим задачи урока:

Познакомиться с … (новой буквой и звуками.)

Научимся слышать и отличать … (звуки [х] и [х’] и отличать их от других звуков.)

Учиться читать … (слоги, слова с новой буквой.)

2 .-На что похожа буква Х?

3 -.Вылепите из пластилина букву Х

Первичное закрепление

1.Чтение слогов с этой буквой

( Прочитать слоги:

адостно;

рустно;

опросительно;

оржественно).

Физминутка

Игра “Долгожданный гость (если в слове есть [х], [x’] – это долгожданный гость похлопаем ему, нет незваный, топаем ему)

-Халат, салат, хижина, лыжня, хобот, робот, хоккей, воздух, хохот, топот, петух, хвост

3. Работа в группе

-Предлагаю вам поработать в группе. Найдите лишнее слово.

- Оставшиеся слова разложите в две корзинки (слова с мягким звуком и слова с твёрдым звуком)

Загадки.

Составление схем.

Я устраиваюсь ловко: 
У меня с собой кладовка.
Где кладовка? За щекой! 
Вот я хитренький какой!

(Хомяк)

ченик у доски составляет звуковую схему слова, остальные обуч-ся - на партах)

- Кто согласен? (Дети сигналят смайликами)

Игра «Слово рассыпалось»

На слайде – БЕЛХ

- Какое слово рассыпалось? (Хлеб)

- Составьте звуковые схемы.

(Учитель у доски тоже составляет схему этого слова, допускает ошибку)

«Ловушка»

- Вы со мной согласны? Почему не согласны? (Дети обосновывают своё решение, помогают исправить ошибку).

6. Игра со звуками( у доски)

Беседа о хлебе.

С буквы Х начинается одно из самых важных слов в нашей жизни. Маленький кусочек хлеба в годы войны спасал человека от голодной смерти. Но, чтобы вырастить такой кусочек хлеба нужно много трудиться большому количеству людей.

Чтение стихотворения.

Он не падает с неба,

Появляется не вдруг.

Чтобы вырос колос хлеба

Нужен труд десятков рук.

(Работа над выразительностью)

Составление пословиц о хлебе (работа в группе)

Не будет хлеба, не будет обеда.

Кто трудиться рад, тот будет хлебом богат.

Без соли не вкусно, без хлеба не сытно.

-Кому не понятен смысл пословиц?

(Дети объясняют смысл пословиц)

Итоговый тест.

1.Найдите слово, в котором звук Х мягкий.

А) халат Б) хитрец В) холод

2. Сколько слогов в слове пароход?

А) 1 Б) 2 В) 3

3. К какому слову подходит эта схема?

А) муха Б) смех В) тихо

Прогнозирование результата

(!,?)

Взаимопроверка по эталону

-Анализ прогнозирования.

Итог урока.

- Какие задачи ставили?

- Удалось ли нам решить поставленные задачи?

14. Рефлексия.

- Оцените свою работу на уроке с помощью таблицы